Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Гоголевская основная общеобразовательная школа»
Суджанского района Курской области
Рассмотрена и принята на заседании педагогического совета Протокол № _ от __ | Утверждена и введена в действие Приказ № __ от __________ Директор школы _____ Хомайко И.В. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
« Я – гражданин»
Возраст обучающихся 14-15 лет
Срок реализации программы – 1 год
Составил учитель Самофал Ольга Александровна
с. Гоголевка
2020 г.
1. Пояснительная записка
Нормативно-правовые основания для разработки программы
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – гражданин» для 9 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основании примерных программ по внеурочной деятельности и авторской программы «Я – гражданин России» С.В. Сабиной.
Направленность программы
«Я – гражданин» входит во внеурочную деятельность социального направления.
Цели и задачи изучения курса
Цели курса «Я – гражданин»
формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи); создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи курса «Я – гражданин»
Формировать у учащихся патриотизм как социальное ответственное гражданство;
Воспитывать у старшеклассников активную жизненную позицию и гражданскую политическую культуру;
Развивать у школьников умение работать с различными видами источников.
Сроки реализации рабочей программы, место в учебном плане
Срок реализации программы 1 год. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Возраст и количество детей в группе, участвующих в реализации программы
В реализации программы принимают участие учащиеся 9 класса в возрасте 14-15 лет. Всего в группе 3 учащихся
Формы и режим занятий
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Формы проведения занятий: лекции, семинары, дискуссии, урок-практикум, защита проекта.
Режим занятий: 1 занятие в неделю продолжительностью 45 минут.
2. Планируемые результаты освоения программы и способы определения их результативности
Личностные результаты: осознание себя членом общества и государства, осознание своей культурной и этнической принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Познавательные УУД: создавать образцы местной символики, проводить самостоятельно интервью, разрабатывать и представлять мири – проекты, связанные с развитием своего города, объяснять, как патриотизм может проявляться в поступках человека; умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации, добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные УУД: Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), умение координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Предметные результаты: перечислять и описывать государственные символы России, рассказывать о российской символике: её истории и современности; идентифицировать поступки и дела, связанные с патриотическим отношением человека к своей стране, называть праздники, связанные со становлением современной государственности, исторических деятелей, внёсших свой вклад в развитие и процветание России, примеры достижений России в мировой истории.
В результате реализации программы ожидается:
осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание учащихся как основа личности гражданина России.
3.Содержание курса
Название темы, раздела, количество часов | Основное содержание | Формы организации, виды деятельности |
Наша Родина – Россия (5 час.) | Наша Родина-Россия. Официальная государственная символика России. Административно-территориальное деление России. Москва и Санкт-Петербург – города федерального значения – субъекты Российской Федерации. | Лекция, семинар, дискуссия |
Великие национальные достижения (5 часов) | Великие национальные достижения. Достижения в области культуры. Достижения в области образования, науки и техники. Великие достижения Курского края. | Лекция, семинар, урок-презентация |
Государство и гражданское общество в современной России (10 часов) | Государство и гражданское общество в современной России. Президент России – выразитель общенациональных интересов. Государственная власть в России. Местное самоуправление в России. Политические партии. Семинар: «Политические партии России». Гражданское общество и его роль в развитии демократии в стране. Государственная власть в Курской области. Местное самоуправление в Курской области. | Семинар: «Политические партии России». Практикум: «Местное самоуправление в Курской области». |
Мы - граждане Российской Федерации (10 часов) | Мы – граждане Российской Федерации. Выборы власти – конституционное право и долг гражданина. Избирательный процесс. Гражданская политическая культура. | Семинар: «Избирательный процесс в России». Практикум: «Работа на выборах». Диспут: «Молодежь и гражданская политическая культура». |
Круглый стол «Мой гражданский проект» (4 часа) | | Защита проекта |
4.Тематическое планирование
внеурочной деятельности «Я – гражданин»
на 2020 – 2021 уч. год, 34 ч.
№ занятия | Наименование разделов и тем | Дата проведения |
План. | Факт. |
Наша Родина – Россия (5 час.) |
1. | Введение. Цели и задачи курса | | |
2. | Наша Родина-Россия | | |
3. | Официальная государственная символика России | | |
4. | Административно-территориальное деление России | | |
5. | Москва и Санкт-Петербург – города федерального значения – субъекты Российской Федерации | | |
Великие национальные достижения (5 часов) |
6. | Великие национальные достижения | | |
7. | Достижения в области культуры | | |
8. | Достижения в области образования, науки и техники | | |
9. | Великие достижения Курского края | | |
10. | Памятные даты и праздничные традиции народов России | | |
Государство и гражданское общество в современной России (10 часов) |
11. | Государство и гражданское общество в современной России | | |
12. | Президент России – выразитель общенациональных интересов | | |
13. | Государственная власть в России | | |
14. | Местное самоуправление в России | | |
15. | Политические партии | | |
16. | Семинар: «Политические партии России» | | |
17. | Гражданское общество и его роль в развитии демократии в стране | | |
18. | Государственная власть в Курской области | | |
19. | Местное самоуправление в Курской области. | | |
20. | Практикум: «Местное самоуправление в Курской области» | | |
Мы - граждане Российской Федерации (10 часов) |
21. | Мы – граждане Российской Федерации | | |
22. | Выборы власти – конституционное право и долг гражданина | | |
23. | Избирательный процесс | | |
24. | Избирательный процесс | | |
25. | Семинар: «Избирательный процесс в России» | | |
26. | Практикум: «Работа на выборах» | | |
27. | Практикум: «Работа на выборах» | | |
28. | Гражданская политическая культура | | |
29. | Гражданская политическая культура | | |
30. | Диспут: «Молодежь и гражданская политическая культура» | | |
Заключение. Круглый стол «Мой гражданский проект» (4 часа) |
31. | «Мой гражданский проект» | | |
32. | «Мой гражданский проект» | | |
33. | «Мой гражданский проект» | | |
34. | «Мой гражданский проект» | | |
5.Материально-техническое обеспечение
Литература для учителя:
1. Конституция Российской Федерации. – М.: Айрис-Пресс, 2004.
2. Конституция Российской Федерации. Вопросы и ответы. /Под ред. Е. А. Данилова, О. Е. Кутафина. – М.: Юрид. лит., 1994.
3. Ищенко, В. М. Изучаем конституцию Российской Федерации. – Чебоксары.: КЛИО, 1997.
4. Основы государства и права /Под ред. О. Е. Кутафина. – М.: Юрист, 1996.
5. Правоведение /Под ред. О. Е. Кутафина. – М.: Юрист, 2005. 12
6. Пронькин, В. Н., Гутников, А. Б. Живое право. –Спб., 2000.
7. Романовский, В. К. Символы российской государственности, 2001.
8. Степанько, С. Н., Правоведение. 8-9 классы. Изучаем конституцию. – Волгоград: Учитель, 2007.
Литература для обучающихся:
1. Автономов В. С. Мир и Россия. Материалы для размышления и дискуссий. М., 1999
2. Алексеев С. С., Право: законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей. Начальные сведения, 9 – 11 классы, М., 1998.
3. Введение в обществознание, 8 – 9 класс, под редакцией Боголюбова Л. Н., М., 2002.
4. Иовщик Т. А., Пригодин Е. Г., Башев В. В., Дорохова А. В., Ходос Е. А. Введение в современные социальные проблемы, учебное пособие для учащихся, М., 2002.
5. Никитин А. Ф. Право и политика. М. 2004.
6. Правоведение. 10 – 11 классы, под редакцией Никитина А. Ф., М. «Просвещение», 2004.
7. Право и политика, 9 – 11 класс, под редакцией Никитина А. Ф., М., 2000.