СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по УД Естествознание (Химия, биология)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по УД Естествознание (Химия, биология)»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ


ГБОУ СПО КОЛЛЕДЖ ТРАДИЦИОННЫХ ИСКУССТВ НАРОДОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ








«ОБСУЖДЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» Председатель Председатель Директор ГОУ СПО КТИНЗ

Методобъединения Научно –методического совета

________________

____________Ж.К Тудупова _____________Т.Д. Тугутова _______А.А . Сагаев

___»_________2022 г. «___»_______2022 г. «___»_________2022г.









Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



Естествознание























2022

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта специальности среднего профессионального образования 54.02.02.Декоративно – прикладное искусство и народные промыслы (по видам)

Организация-разработчик:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж традиционных искусств народов Забайкалья»


Разработчик: Цыбикова С.Н..











































СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

20

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

22



  1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»


    1. Область применения программы

Данная рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности профессии СПО 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам), входящей в укрупненную группу 54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств.


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Естествознание» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования. Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Естествознание» предназначена для изучения естествознания в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена.


1.3. Общая характеристика учебной дисциплины «Естествознание»

Естествознание – наука о явлениях и законах природы. Современное естествознание включает множество естественнонаучных отраслей, из которых наиболее важными являются физика, химия и биология. Оно охватывает широкий спектр вопросов о разнообразных свойствах объектов природы, которые можно рассматривать как единое целое. Естественнонаучные знания, основанные на них технологии, формируют новый образ жизни. Высокообразованный человек не может дистанцироваться от фундаментальных знаний об окружающем мире, не рискую оказаться беспомощным в профессиональной деятельности. Любое перспективное направление деятельности человека прямо или косвенно связано с новой материальной базой и новыми технологиями и знание их естественнонаучной сущности – закон успеха.

Естествознание – неотъемлемая составляющая культуры: определяя мировоззрение человека, оно проникает и в гуманитарную сферу, и в общественную жизнь. Рациональный естественнонаучный метод, сформировавшийся в рамках естественных наук, формирует естественнонаучную картину мира, некое образно-философское обобщение научных знаний.

Естествознание как наука о явлениях и законах природы включает одну из важнейших отраслей – химию. Химия – наука о веществах, их составе, строении, свойствах,

процессах превращения, об использовании законов химии в практической

деятельности людей, в создании новых материалов. Биология – составная часть естествознания. Это наука о живой природе. Она изучает растительный, животный мир и человека, используя как собственные методы, так и методы других наук, в частности физики, химии и математики: наблюдения, эксперименты, исследования с помощью светового и электронного микроскопа, обработку статистических данных

методами математической статистики и др. Биология выявляет закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях, в том числе обмен веществ, рост, размножение, наследственность, изменчивость, эволюцию и др.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучается интегрированная учебная дисциплина «Естествознание», включающая три раздела, обладающие относительной самостоятельностью и целостностью: «Физика», «Химия», «Биология», что не нарушает привычную логику естественнонаучного образования студентов. В целом учебная дисциплина «Естествознание», в содержании которой ведущим компонентом являются научные знания и научные методы познания, позволяет сформировать у обучающихся целостную естественнонаучную картину мира, пробудить у них эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, готовность к выбору

действий определенной направленности, умение критически оценивать свои и чужие действия и поступки.


1.4.Результаты освоения учебной дисциплины

Освоение содержания учебной дисциплины «Естествознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

- уметь: ориентироваться в современных научных понятиях и информации естественнонаучного содержания работать с естественнонаучной информацией: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации; использовать естественнонаучные знания в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, окружающей среды, энергосбережения;

- знать: основные науки в природе, их общность и отличия; естественнонаучный метод познания и его составляющие, единство законов природы во Вселенной; взаимосвязь между научными открытиями и развитием техники и технологий: вклад великих ученых в формировании естественнонаучной картины мира;


Формирование ОК 10. Использовать умения и знания учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности.


1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося -88 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -60 часов;

самостоятельной работы обучающегося -28 часов.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

60

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

60

в том числе:


практические занятия

32

контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

28

Аттестация в форме дифференцированного зачета

.


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: Химия

Всего 38 час в т. ч.ауд.30 час( т/о14+ лпз16)+срс16



занятия


Наименование разделов и тем


Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)


Объем часов


Вид

занятия


Формы и методы

контроля


Уровень освоения

1

Введение



Содержание учебного материала

2





1

Химическая картина мира, как составная часть естественнонаучной картины мира. Роль химии в жизни современного общества.

Применение достижений современной химии в гуманитарной сфере деятельности общества

Химическое содержание учебной дисциплины «Естествознание» при освоении специальностей СПО социально-экономического и гуманитарного профилей профессионального образования

2

Урок изучения нового материала

Составление опорного конспекта

1



2


Тема 1.

Общая и неорганическая химия


Содержание учебного материала

14

(6+8)





1



Основные понятия и законы химии.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

Д.И. Менделеев об образовании и государственной политике.

2


Урок изучения нового материала


Тестирование


2


3

2



Строение вещества.

Вода. Растворы.

Химические реакции.


2



Урок изучения нового материала

Устный опрос

2

4

3

Неорганические соединения Классификация неорганических соединений и их свойства

Металлы и неметаллы


2

Урок изучения нового материала

Устный опрос

2


5





Лабораторные работы и демонстрации

8




1






Практические занятия:

Определение рН раствора солей.

Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.


2


Урок совершенствования знаний


Оформление отчета по практической работе

6

2

Взаимодействие металлов с неметаллами (цинка с серой, алюминия с йодом), с растворами кислот и щелочей.


2

Урок совершенствования знаний

Оформление отчета по практической работе


7

3

Взаимодействие азотной и концентрированной серной кислот с медью.


2

Урок совершенствования знаний


Оформление отчета по практической работе



8

4

Горение металлов (цинка, железа, магния в кислороде).


2

Урок совершенствования знаний


Оформление отчета по практической работе




Самостоятельная работа студентов:

Выполнение реферата:

Подготовка к практической работе.

Выполнение домашнего задания.

Поиск материала в сети Интернет

8






9



Тема 2.

Органическая химия


Содержание учебного материала

12

(4+1+7)





1



.

Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений

Углеводороды и их природные источники



2



Урок изучения нового материала


Тестирование


2


10


2

Кислородсодержащие органические соединения

Азотсодержащие органические соединения. Полимеры.


2

Урок изучения нового материала


Устный опрос

1



Лабораторные работы


7




11

1

Натуральные, синтетические и искусственные волокна.


2

Урок совершенствования знаний

Оформление отчета по практической работе

12

2

Получение этилена и его взаимодействие с раствором перманганата калия, бромной водой.


2

Урок совершенствования знаний

Оформление отчета по практической работе

13

3

Качественная реакция на глицерин

Цветные реакции белков.


2

Урок совершенствования знаний

Оформление отчета по практической работе

14

4

Пластмассы и волокна. Понятие о пластмассах и о химических волокнах.

2

Урок совершенствования знаний

Оформление отчета по практической работе


14

Контрольная работа по всем темам

1

Урок проверки знаний



Самостоятельная работа студентов:

Выполнение реферата:

Подготовка к практической работе.

Выполнение домашнего задания.

Поиск материала в сети Интернет

8




Тема3.

Химия и жизнь


Содержание учебного материала

2




15

Химия и организм человека

Химия в быту


2





итого

30(14+16)+16






















2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: Биология

Всего 30 час(14 т/о+16ЛПЗ)+16 СРС



занятия


Наименование разделов и тем


Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)


Объем часов


Вид

занятия


Формы и методы

контроля


Уровень освоения



Тема1. Наиболее общие представления о жизни


Содержание учебного материала

8

(4+4)





1



1

Понятие «жизнь». Основные признаки живого: питание, дыхание, выделение, раздражимость, подвижность, размножение, рост и развитие. Понятие «организм». Разнообразие живых организмов, принципы их классификации.

2

Урок изучения нового материала


Устный опрос

1


2

2

Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Молекула ДНК – носитель наследственной информации.

2

Урок изучения нового материала


Тестирование

2


3

Лабораторные работы

4





2





1

Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп


Урок совершенствования знаний

Оформление отчета по практической работе


4

2

Изучение изменчивости: построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).

2

Урок совершенствования знаний

Оформление отчета по практической работе


Самостоятельная работа студентов:

Выполнение домашнего задания.

Поиск информации в сети Интернет.

Изучение основной и дополнительной литературы.

8





5

Тема 2. Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности


Содержание учебного материала

16(6+10)




1 Ткани, органы и системы органов человека. Питание. Значение питания для роста, развития и жизнедеятельности организма. Пищеварение как процесс физической и химической обработки пищи. Система пищеварительных органов. Предупреждение пищевых отравлений – брюшного тифа, дизентерии, холеры. Гастрит и цирроз печени как результат влияния алкоголя и никотина на организм. 2

Урок изучения нового материала


Фронтальный опрос

2

6

2 Дыхание организмов как способ получения энергии. Органы дыхания. Жизненная емкость легких. Тренировка органов дыхания. Болезни органов дыхания и их профилактика. Курение как фактор риска. Движение. 2

Урок изучения нового материала


Тестирование

2

7

3 Кости, мышцы, сухожилия – компоненты опорно-двигательной системы. Мышечные движения и их регуляция. Утомление мышц при статической и динамической работе. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. 2

Урок изучения нового материала

Фронтальный опрос

2


Лабораторные работы 10





8


3

Действие желудочного сока на белки.


2

Урок совершенствования знаний

Оформление отчета по практической работе


9


4

Измерение жизненной емкости легких спирометром.


2

Урок совершенствования знаний

Оформление отчета по практической работе


10


5

Действие слюны на крахмал.


2

Урок совершенствования знаний

Оформление отчета по практической работе


11


6

Утомление при статической и динамической работе.


2

Урок совершенствования знаний

Оформление отчета по практической работе


12


7 Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом 2

Урок совершенствования знаний

Оформление отчета по практической работе



Тема3. Человек и окружающая среда


Содержание учебного материала 6 (3+1+2)




13

1

Понятия биогеоценоза, экосистемы и биосферы. Устойчивость экосистем. Воздействие экологических факторов на организм человека и влияние деятельности человека на окружающую среду (ядохимикаты, промышленные отходы, радиация и другие загрязнения).

2

Урок изучения нового материала


Устный опрос

1

14

2

Рациональное природопользование.

1




Лабораторные работы




15

1 Наблюдения, иллюстрирующие влияние экологических факторов на развитие растений и животных. Взаимосвязи в природных экосистемах (лес, луг, водоем). 2

Урок совершенствования знаний

Оформление отчета по практической работе

13

Контрольная работа по всем темам 1

Урок- проверки знаний



Самостоятельная работа студентов:

Выполнение реферата:

Подготовка к практической работе.

Выполнение домашнего задания.

Поиск материала в сети Интернет
8




итого

30(14+16)+16








3.условия реализации программы дисциплины


3.1.Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Естествознание».

Оборудование учебного кабинета:

-посадочные места для обучающихся;

-рабочее место преподавателя;

-комплект учебно-методических материалов;

- комплект плакатов;

- комплект раздаточного материала;

Технические средства обучения:

-компьютер;

-мультимедиапроектор;

-электронные пособия;


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий


Основная

1.Габриелян О.С. Химия 10 кл. М., «Дрофа» 2019.

2.Габриелян О.С. Химия 11 кл. М., «Дрофа» 2019.

3.Габриелян О.С. Маскаев Ф.Н. Химия 10 кл. «Дрофа» 2018.

4.Рудзитис Г.Е. Химия 10, 11 классы М., «Просвещение» 2018.

5.Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия для школ и классов гуманитарного профиля. 10, 11 кл. – М., 2018.

6. Рохлов В.С., Трофимов С.Б. Человек и его здоровье. 8 кл. – М., 2019.

7. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М., 2019.

Дополнительная литература:


1Зуева М.В. Проверочные задания по химии М. , Просвещение 2011.

2. Корощенко А.С. Контроль знаний по органической химии М., Владос 2010

3.Лагутина Н.Н. Итоговый контроль знаний по органической химии М., Школа - пресс 2007

4.Назарова Т.С. Карты-инструкции для практических занятий по химии 2009.

5.Потапов В.М. Проверь свои знания по органической химии М.,Просвещение 2012.


Интернет-ресурсы:

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсhttp://school-collection.edu.ru / 

  2. электронная версия газеты "Химия" приложение к "1 сентября" http://him.1september.ru/ 

  3. Педсовет.org. Живое пространство образования. http://pedsovet.org/ -

  4. UROKI.NET. http://www.uroki.net

  5. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок". http://festival.1september.ru/subjects/4/ -

  6. Сетевое объединение методистов http://som.fsio.ru/subjei  

  7. Пермский городской школьный портал. http://schools.perm.ru/ -

  8. АЛХИМИК. http://www.alhimik.ru/ -

  9. Мир химии. http://www.chemistry.narod.ru/ - 

  10. - Химия. http://hemi.wallst.ru/ 

  11. Открытый Колледж: Химия. http://www.college.ru/chemistry/

  12. Органическая химия - учебник для средней школыhttp://www.chemistry.ssu.samara.ru/ -  

  13. Электронные учебники по общей химии неорганической химии, органической химии http://www..ru/text/database/chemy/Rus/chemy.html






4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины


Освоение содержания учебной дисциплины «Естествознание», обеспечивает

достижение студентами следующих результатов:


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

уметь: ориентироваться в современных научных понятиях и информации естественнонаучного содержания работать с естественнонаучной информацией: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации; использовать естественнонаучные знания в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, окружающей среды, энергосбережения;


Наблюдение за выполнением практической работы.

- знать: основные науки в природе, их общность и отличия; естественнонаучный метод познания и его составляющие, единство законов природы во Вселенной; взаимосвязь между научными открытиями и развитием техники и технологий: вклад великих ученых в формировании естественнонаучной картины мира;


Наблюдение за выполнением контрольной работы.





8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!