СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «социально – бытовая ориентировка» для 10 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «социально – бытовая ориентировка» для 10 класса»

Министерство образования и науки Алтайского края Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья КГБОУ «Петровская общеобразовательная школа-интернат»



РАССМОТРЕНО

МО учителей трудового обучения

Протокол № __ от ________


УТВЕРЖДЕНО

Директор КГБОУ «Петровская общеобразовательная школа – интернат» Комарова О.Л. приказом от _______ № ___









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «СОЦИАЛЬНО – БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА» ДЛЯ 10 КЛАССА

НА 2020- 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД.









Разработчик: Поливцева Е.М.

учитель трудового обучения первой квалификационной категории.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по учебному предмету «Социально - бытовая ориентировка» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

1. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

2. Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Пособие для учителя Под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой Москва 2015

3.Учебного плана образовательного учреждения.

Программа по социально-бытовой ориентировке в 10 классе составлена с учетом всех особенностей познавательной деятельности умственно отсталых учащихся и обеспечивает их подготовку к самостоятельной жизни, хозяйственно-

бытовому труду. Направлена на формирование у них знаний и умений, способствующих социально-бытовой адаптации, на повышение общего уровня развития культуры поведения и отношений в семье.

В программу включены следующие разделы:

1. Личная гигиена.

2. Одежда и обувь.

3. Питание.

4. Жилище.

5. Транспорт.

6. Торговля.

7. Семья (бюджет семьи, семейные отношения).

8. Средства связи.

9. Медицинская помощь.

10. Учреждения и организации.

11. Промышленные предприятия, объединения, сельское хозяйство и другие.

12. Предприятия службы быта.

13. Трудоустройство.

14. Культура поведения.

Изучение этих разделов позволяет практически знакомить учащихся с окружающим их социумом, формировать у них

навыки самостоятельности в обслуживании себя и близких. Подробное освещение тематики дано в пояснительной записке государственной программы. Соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, в 10 классе учащиеся продолжают изучение тем, включенных в программы для 5–9 классов. Программа построена по тому же принципу: опора на имеющиеся знания и умения и навыки, формирование на их базе новых, с расширением и углублением изученных ранее тем. Содержание программного материала обусловлено реалиями жизни, окружающими учащихся. В связи с этим учитель может исключить какие-то темы как неактуальные для данного региона и внести

свои. В старших классах учитель должен избегать прямых указаний учащимся на то, как поступать в той или иной ситуации, а стараться приучать их использовать имеющийся опыт, наблюдения за работой товарища, следует ставить детей перед необходимостью принимать самостоятельные решения. Положительные результаты дают задания учащимся собирать дополнительный материал для работы на уроке. Значительное время необходимо отводить на практические работы и экскурсии. Конкретные задачи обучения учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида социально-бытовой ориентировке вытекают из цели — подготовка умственно отсталого ребенка к самостоятельной жизни (труду) и приспособление к жизни в условиях социальной среды.

Задачи состоят в следующем:

􀂃 овладение учащимися теоретическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, достаточными для самообслуживания, помощи семье, адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и быту, в самостоятельном поиске работы и трудоустройстве;

􀂃 коррекция недостатков психофизического развития (психических функций и познавательной деятельности);

􀂃 развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации;

􀂃 формирование социально-нормативного поведения в семье и окружающей среде;

􀂃 обучение практическому применению знаний, полученных при изучении общеобразовательных дисциплин;

􀂃 воспитание положительного отношения к домашнему труду;

􀂃 содействие физическому развитию умственно отсталого ученика.

Объем знаний, которыми необходимо вооружить учащихся, определен в учебной программе, но он может быть несколько расширен и углублен или уменьшен в зависимости от состава учащихся, условий обучения и социума, в котором они проживают. Изменения могут вноситься как в разделы программы, так и в отдельные темы. Учащихся необходимо знакомить с познавательной и справочной литературой (памятки по технике безопасности, инструкции к бытовым электроприборам, книги, журналы, брошюры по домоводству, аннотации к медикаментам, рекламные проспекты), при этом решаются образовательные задачи общие с задачами уроков русского языка и чтения — понимание смысла прочитанного текста, выделение главного, отбор необходимой информации.

Важной задачей является обучение большому количеству приемов выполнения того или иного вида работ, так как практика показывает, что учащиеся, овладевшие их наибольшим количеством, могут лучше спланировать работу и успешнее ее выполнить. Формирование навыков, таких как правильное использование приспособлений, инвентаря, выполнение рабочих движений в определенной рабочей позе, быстрое и качественное, происходит постепенно, в процессе многократных упражнений на протяжении всего периода обучения. Например, при изучении раздела «Питание» навыки нарезки продуктов формируются постепенно: нарезка хлеба, затем отварных овощей кусочками различной конфигурации, в заключение — сыра, мясных и колбасных изделий. Низкая степень самостоятельности учащихся при выполнении заданий является основным недостатком их трудовой деятельности. Умение ориентироваться в задании, планировать и контролировать свою работу не вырабатывается у умственно отсталого ребенка автоматически и поэтому на уроках СБО, также как и на уроках трудового обучения, его надо целенаправленно формировать. Это является важнейшей коррекционной задачей специального обучения. Межпредметная связь уроков СБО и трудового обучения состоит в обучении планированию любого вида деятельности, будь то стирка или деловой телефонный разговор, т.е. в определении последовательности действий, подбора рациональных приемов выполнения задания, инструментов, приспособлений, инвентаря. Кроме того, умственно отсталый учащийся затрудняется представить конечный результат своей деятельности. Задача учителя — приучить ученика не начинать работу без конкретного преставления продукта своей деятельности, например, посещение магазина с целью покупки обуви должно закончиться покупкой именно этого вида товара, а не какого-либо другого. Развитие коммуникативных функций речи является непременным условием усвоения курса социально-бытовой ориентировки. Эта задача должна решаться в тесной связи с уроками русского языка и чтения. Многократное употребление типовых фраз в письменной и устной речи способствует закреплению их в памяти. На уроках СБО учитель может успешно решать эту задачу в ролевых играх, словесных описаниях учениками бытовых сцен. Как правило, умственно отсталые ученики охотно занимаются на уроках СБО приготовлением пищи, изучением приемов оказания медицинской помощи, а к другим разделам, особенно к домашнему труду, большого интереса не проявляют. Если учитель не будет проводить воспитательную работу, то задача

формирования положительного отношения к выполнению обязанностей как члена семьи при уборке квартиры, стирке,

ремонту одежды, при планировании бюджета не будет выполнена.

Одной из важнейших задач курса СБО является коррекция и формирование социальных норм поведения умственно отсталого учащегося. Культура поведения, взаимоотношений не может рассматриваться как отдельно взятый раздел, хотя некоторые темы изучаются самостоятельно («Поведение в гостях», «Культура взаимоотношений с друзьями»).

Задача формирования правильного поведения должна решаться в той или иной степени при изучении любой темы. Это

может быть и культура взаимоотношений при выполнении бригадных работ, культура общения при совершении покупок, и культура речи в ходе телефонного разговора.

Уровни социально-бытовой подготовленности:

􀂃 самостоятелен в пределах квартиры, вне квартиры нуждается в постоянной помощи;

􀂃 самостоятелен в решении простейших социально-бытовых проблем, в более сложных случаях нуждается в помощи со стороны;

􀂃 самостоятелен в решении основных социально-бытовых проблем, нуждается в помощи только в особо сложных критических ситуациях.

Реализация раздела «Трудоустройство» требует активного использования знаний, полученных в ходе изучения образовательных предметов. Занятия по социально-бытовой ориентировке тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда. Это находит свое отражение в планировании описываемого раздела на уроках СБО. Так, учащиеся знакомятся с анкетами, резюме, а отрабатывают их написание на уроках русского языка. Общие сведения о предполагаемом заработке учащиеся получают также на уроке СБО, а подсчитывают его на уроках математики. Умение ориентироваться на местности закрепляется на уроках географии. На уроках чтения отрабатывается понимание смысла прочитанных объявлений, выделение главного и отбор информации. Для успешного усвоения материала первой задачей является отбор того количества материала о трудоустройстве, который соответствует возможностям учащихся с недостатками в умственном и физическом развитии. В противном случае выпускники выбирают специальности, не соотнося будущую работу со своими возможностями.

Содержание раздела «Трудоустройство» необходимо дифференцировать в соответствии со степенью выраженности нарушения у детей. Для группы учащихся со значительно выраженными дефектами и имеющим статус инвалида предлагаются темы, соответствующие трудовым возможностям данной категории лиц. Так, например, исключаются темы: «Порядок признания гражданина безработным», «Профессиональное обучение», «Молодежная практика». Для этой группы должен быть четко определен круг специальностей и сферы деятельности, но решение этой задачи должно реализовываться корректно, не ущемляя чувство достоинства данной категории учащихся, воспитывая при этом у них чувство самодостаточности и социальной значимости.

В ходе подготовки к самостоятельному трудоустройству используются нормативные документы в части, наиболее

необходимой для знакомства учащихся со своими правами и обязанностями. Все документы, предлагаемые для изучения, должны соответствовать «Кодексу о труде» и другим законным актам. При практическом пользовании первоисточниками отрабатывается навык работы с нормативными документами, учащиеся получают представления о нормативах трудовой деятельности, зафиксированных в печатных изданиях.

Формирование стойкого навыка поиска работы происходит с помощью экскурсий, практического ознакомления с работой всех служб, занимающихся трудоустройством, тренинги по заполнению различных анкет и документов, которые могут встречаться в обстановке реального обращения к предполагаемому работодателю. Основной задачей, без решения которой невозможно самостоятельное трудоустройство умственно отсталого учащегося, является формирование определенных коммуникативных навыков. На занятиях необходимо отрабатывать правила поведения соискателей рабочего места, даются рекомендации по вхождению в контакт с работодателем. Для этого проводятся

ролевые игры, беседы, тренинги, проводится тестирование, составляется словарь понятий и речевых штампов, что соответствует методам обучения, применяемым в специальной коррекционной школе.

Анализируя задачи раздела «Трудоустройство» следует отметить, что главная из них — повышение компетентности

учащегося и отработка навыка реального использования информационного багажа и умения выбрать специальность адекватно своим психофизическим возможностям. В связи с этим при разработке тематики раздела «Трудоустройство» и новых программ для 10–12 классов особое внимание направлено на формирование осознанного интереса ученика к трудоустройству, выбору профессии.

Опыт показывает, что система профориентации будет эффективнее, т.е. подведет ребенка к осознанному выбору профессии, если она будет длительной и учитывающей возрастные особенности. Подавляющее большинство умственно отсталых детей в Москве и РФ в связи с сокращением числа профессиональных образовательных учреждений для данной категории выпускников вынуждены трудоустраиваться, что в условиях сложившихся на рынке труда очень непросто. Кроме того, большинство родителей учеников школ VIII вида имеют низкий образовательный уровень, не могут адекватно оценить возможности своего ребенка и, как следствие, не могут оказать реальную помощь в их трудоустройстве.

Календарно – тематическое планирование.


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Сроки

Коррекционная работа

Оборудование

1

Здоровый образ жизни как основа личного здоровья и безопасной жизнедеятельности.

2

02.09

Приложение №1

3, 14, 21

Презентация, карточки

2

Факторы, влияющие на укрепление здоровья. Факторы, разрушающие здоровье.

1

04.09

Приложение №1

2, 18, 26

Презентация

3

Правила личной гигиены. Уход за кожей лица, тела, ног. (повторение)

Пр.р. Подбор косметических средств в зависимости от типа кожи.

2

09.09

Приложение №1

1,13, 28

Карточки, косметические средства, приспособления

4

Уход за ногтями. Принадлежности для маникюра.

Пр./р. «Выполнение ухода за ногтями»

1

11.09

Приложение №1

2, 10,21

Презентация, оборудование для практической работы

5

Уход за волосами. Косметические средства. Подбор прически, стрижки в зависимости от формы лица.

П/р. Выполнение укладки.

2

16.09

Приложение №1

1, 17, 21, 23

Презентация, оборудование для практической работы

6

Макияж. Косметические средства. Соответствие макияжа ситуации.

Пр.р. Подбор косметических средств для вечернего макияжа.

1

18.09

Приложение №1

3, 14, 21

Презентация, оборудование для практической работы

7

Бритье. Принадлежности, гигиенические средства.

2

23.09

Приложение №1

2, 10,21

Презентация

8

Женская консультация. Детская консультация. Назначение.

1

25.09

Приложение №1

1,13, 28

Презентация, карточки

9

Платные медицинские услуги немедицинских учреждений: целители, знахари, экстрасенсы. Рекомендации к газетным и рекламным объявлениям.

2

30.09

Приложение №1

2, 18, 26

Газеты, журналы

10

Первая медицинская помощь при переломах, вывихах, кровотечениях (повторение).

Пр./р. «Наложение повязок и шин»

1

02.10

Приложение №1

2, 10,21

Презентация, таблица, оборудование для практической работы

11

Желудочно-кишечные инфекции. Причины возникновения. Профилактика.

2

07.10

Приложение №1

1,13, 28

Карточки

12

Природа вирусных заболеваний. Инфекционные заболевания (грипп, ветрянка). Причины их возникновения.

1

09.10

Приложение №1

1, 17, 21, 23

Презентация, карточки

13

Понятие об иммунитете. Значение прививок.

2

14.10

Приложение №1

1,13, 28

Карточки

14

Профилактика простудных инфекционных заболеваний с помощью народных средств.

П/р. Приготовление настоя из трав.

1

16.10

Приложение №1

2, 18, 26

Презентация, оборудование для практической работы

15

Правила ухода за инфекционными больными. Методы санобработки в квартире.(повторение)

2

21.10

Приложение №1

3, 14, 21

Презентация, карточки

16

Мебель и оборудование кухни. Интерьер кухни.

Пр./р. Выполнить эскиз интерьера кухни.

1


1

23.10


06.11

Приложение №1

1, 17, 21, 23

Презентация, карточки

17

Санитарно-гигиенические требования к состоянию кухни. Правила уборки кухни. (повторение)

Пр./р. Мытье посуды с использованием чистящих средств.

2

11.11

Приложение №1

1,13, 28

Презентация, карточки

18

Кухонные приборы, их использование, уход за ними. Правила ТБ.

Пр./р. «Выполнение работ, связанных с использованием электроприборов»

1

13.11

Приложение №1

2, 10,21

Презентация, оборудование для практической работы

19

Вредные насекомые кухни. Средства борьбы с вредными насекомыми.

2

18.11

Приложение №1

4,21,28

Презентация, карточки

20

Контрольная работа по темам «Жилище», «Личная гигиена», «Медицинская помощь».

1

20.11

Приложение №1

1,13, 28

Тестовые задания

21

Пища. Калорийность белков, жиров и углеводов. Проблемы рационального питания. Санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи.

2

25.11

Приложение №1

2, 10,21

Презентация, карточки

22

Правила ТБ при приготовлении пищи.

1

27.11

Приложение №1

3, 14, 21

Презентация, карточки

23

Закатывание консервов. Приспособления для закатывания.

ПР./р, использование закаточных приспособлений

2

02.12

Приложение №1

2, 10,21

Презентация, карточки

24

Рецепты и способы консервирования фруктов.

П/р. Приготовление компота из фруктов.

1

04.12

Приложение №1

1,13, 28

Презентация, оборудование для практической работы

25

Способы засолки грибов.

Пр./р. Засолка грибов.

2

09.12

Приложение №1

1, 17, 21, 23

Кулинарные книги, карточки

26

Вторые блюда из мясных полуфабрикатов, соответствующий гарнир к ним.

1

11.12

Приложение №1

2, 10,21

Кулинарные книги, карточки

27

Приготовление второго блюда из мясных полуфабрикатов.

П/р. Приготовление котлет, отваривание гречки.

2

16.12

Приложение №1

1,13, 28

Презентация, оборудование для практической работы


Приготовление второго блюда из рыбы и гарнир к нему.

П/р. Приготовление рыбы, отваривание риса.

1

18.12

Приложение №1

1,13, 28

Презентация, оборудование для практической работы

28

Выпечка. Виды выпечки. Приспособления для выпечки.

2

23.12

Приложение №1

2, 18, 26

Кулинарные книги, карточки

29

П/р.Приготовление печенья.


1

25.12

Приложение №1

2, 10,21

Презентация, оборудование для практической работы


П/р.Приготовление торта.


2

13.01

Приложение №1

2, 10,21

Оборудование для практической работы


П/р.Приготовление манника.


1

15.01

Приложение №1

2, 10,21

Оборудование для практической работы


П/р.Приготовление кекса.


2

20.01

Приложение №1

2, 10,21

Оборудование для практической работы

30

Ломбард. Правила получения ссуды под залог и хранение вещей в ломбарде.

1

22.01

Приложение №1

3, 14, 21

Презентация, карточки

31

Торговля по кредитным карточкам. Торговля со скидкой. Торговля в кредит. Торговля по каталогам.

Интернет магазины.

Пр./р. Выбор товара по каталогу.

2

27.01

Приложение №1

4,21,28

Презентация, карточки

32

Виды такси: пассажирское, грузовое. Назначение. Вызов такси по телефону. Оплата. Обязанности водителя и пассажира. Культура общения. Опасность использования частного транспорта.

1

29.01

Приложение №1

1,13, 28

Презентация, карточки

33

Товары по почте. Оформление заказа на покупку товара по почте. Получение заказа наложенным платежом. Оформление подписки на газеты и журналы.

2

03.02

Приложение №1

2, 10,21

Презентация, карточки, бланк.

34

Пр./р. Заполнение бланков для оформления заказа на покупку товара по почте. Заполнение бланков при подписке на газеты и журналы.

1

05.02

Приложение №1

4,21,28

Оборудование для практической работы

35

Ежемесячные платежи (повторение). Планирование расходов на месяц (упражнения).

2

10.02

Приложение №1

3, 14, 21

Карточки

36

Сбербанк. Виды вкладов. Сбережения.

1

12.02

Приложение №1

1,13, 28

Презентация, карточки

37

Оплата коммунальных услуг через Сбербанк, интернет.

2

17.02

Приложение №1

4,21,28


38

Одежда из меха и кожи. Уход за нею.

Пр./р. Пришивание пуговиц, вешалки.

1

19.02

Приложение №1

3, 14, 21

Презентация, карточки

39

Замшевая обувь. Уход за нею.

Пр./р. «Чистка замшевой обуви»

2

24.02

Приложение №1

2, 10,21

Презентация, оборудование для практической работы

40

Прокат. Назначение. Виды услуг. Культура общения с работниками предприятия.

Пр./ р. Заполнение квитанций.

1

26.02

Приложение №1

2, 18, 26

Презентация, карточки

41

Мода, стиль, назначение одежды. Как показать достоинства фигуры и скрыть ее недостатки. Выбор одежды и обуви при покупке в зависимости от уже имеющегося гардероба.

2

03.03

Приложение №1

4,21,28

Презентация, карточки

42

Основы семейных взаимоотношений. Твоя будущая семья.

Пр./з. мини сочинение «Моя будущая семья»

1

05.03

Приложение №1

1,13, 28

Презентация

43

Образ жизни будущей мамы. Подготовка необходимых вещей для ребенка. Уход за грудным ребенком.

2

10.03

Приложение №1

4,21,28

Презентация, оборудование для практической работы

44

Контрольная работа по темам «Питание», «Торговля», «Экономика домашнего хозяйства», «Семья», «Одежда и обувь».

1

12.03

Приложение №1

1, 17, 21, 23

Тестовые задания

45

Центры социальной защиты населения (районные, городская). Функции, порядок обращения, местонахождения, чтение

информации в центре, запись информации.

Льготы для различных категорий граждан.

2

17.03

Приложение №1

1,13, 28

Карточки

46

Районные Управы. Функции, местонахождение, отделы (жилищный, социального развития, Глава Управы, режим приема населения).

Жилищно-ремонтно-эксплуатационные организации. РЭУ: адрес, телефон, руководство, паспортный стол, бухгалтерия, диспетчерская.

Культура речи, обращения, подача заявлений.

Правоохранительные органы, МЧС.

1

19.03

Приложение №1

1,13, 28

Текстовые задания


Прием гостей (повторение)

2

31.03

Приложение №1

1,13, 28

Презентация, карточки


Ты идешь в гости (повторение)

1

02.04

Приложение №1

1,13, 28

Презентация, карточки

47

Вводное занятие. Клуб «Поиск работы» Помощь Интернета и средств массовой информации в поисках работы.

2

07.04

Приложение №1

4,21,28

Компьютер, газеты, журналы

48

Краткая характеристика рабочих специальностей, получаемых в предлагаемых ПУ, на основе квалификационных характеристик. Поступление в ПУ.

1

09.04

Приложение №1

1, 17, 21, 23

Презентация, буклеты.

49

Трудоустройство. Временная и постоянная занятости.

2

14.04

Приложение №1

1,10,26

Текстовые задания

50

Охрана труда несовершеннолетних (возраст при приеме на работу, продолжительность рабочего дня и оплата труда, запрещенные виды работ для несовершеннолетних).


1

16.04

Приложение №1

1,10,26

Карточки

51

Трудовой договор (контракт), трудовой стаж.

2

21.04

Приложение №1

3, 14, 21


52

Временные работы: общественные работы службы занятости и молодежной службы «Перспектива»; служба благоустройства: дворник малых предприятий, уборщик, озеленитель).

1

23.04

Приложение №1

1, 17, 21, 23

Презентация, карточки

53

Промоутер (реклама товаров), лоточник, раздатчик рекламных объявлений и бесплатных печатных изданий.

2

28.04

Приложение №1

1,10,26

Презентация, карточки

54

Знакомство с собой: ролевая игра «Формируем свой имидж»

1

30.04

Приложение №1

1,13, 28

Карточки

55

Закон о занятости населения в Российской Федерации.

2

05.04

Приложение №1

2, 10,21

Презентация, карточки

56

Порядок признания безработным

1

07.05

Приложение №1

3, 14, 21

Презентация, карточки

57

Государственная служба занятости населения

2

12.05

Приложение №1

4,21,28

Презентация, карточки

58

Варианты поиска работы по банку данных службы занятости, по печатным изданиям и объявлениям.

1

14.05

Приложение №1

2, 18, 26

Презентация, карточки

59

Трудовой кодекс РФ.

2

19.05

Приложение №1

1,13, 28

Презентация, карточки

60

Основные виды работ и профессий, запрещенных для подростка

1

21.05

Приложение №1

1, 17, 21, 23

Презентация, карточки

61

Урок – повторение.

2

26.05

Приложение №1

3, 14, 21


62

Итоговое занятие. Рекомендации на летний период по трудоустройству.

1

28.05

Приложение №1

3, 14, 21

Анкета

Итого:

103ч




Тематическое планирование.

п/п

Наименование разделов

Всего часов

Из них:

Примечание

Практич. работы

Самост. работы

Экскурсии

Контрольные работы

1

Личная гигиена

12

4

4




2

Одежда и обувь

8

3




3

Питание

16

5




5

Жилище

14

3




6

Транспорт

2





7

Торговля

4

1




8

Семья

4

1




9

Средства связи

4

2




10

Медицинская помощь

13

2




11

Учреждения, организации и предприятия

4





12

Экономика домашнего хозяйства

6





13

Профориентация и трудоустройство

16





Итого:

103ч














В результате изучения СБО ученик должен:

знать/понимать:

- сущность биологического процесса питание;

- влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов; санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов; виды оборудования современной кухни; виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющие на здоровье человека;

- рецепты и способы приготовления первых блюд, вторых блюд; тортов;

- правила консервирования фруктов и овощей;

- характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях; средства оформления интерьера; назначение основных видов современной бытовой техники;

- сферы современного производства; разделение труда на производстве; понятие о специальности и квалификации работника; факторы, влияющие на уровень оплаты труда; пути получения профессионального образования; необходимость учета требований к качествам личности при выборе профессии;

- основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;

- основы семейных взаимоотношений;

- правила ухода за грудным ребенком;

- список необходимых вещей для младенца;

- виды кормления и режим дня грудного ребенка;

- правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов)

(абзац введен Приказом Минобрнауки РФ от 19.10.2009 N 427).

уметь:

- оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, обморожениях, ушибах, кровотечениях, травмах;

- соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов);

(абзац введен Приказом Минобрнауки РФ от 19.10.2009 N 427)

- адекватно оценивать ситуацию на проезжей части и тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста;

(абзац введен Приказом Минобрнауки РФ от 19.10.2009 N 427)

- прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей);

(абзац введен Приказом Минобрнауки РФ от 19.10.2009 N 427)

- находить информацию о региональных учреждениях профессионального образования, путях получения профессионального образования и трудоустройства; сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии;

- соблюдать правила пользования современной бытовой техникой;

- выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах; определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам; составлять меню завтрака, обеда, ужина; выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов; соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд; заготавливать на зиму овощи и фрукты; оказывать первую помощь при пищевых отравлениях и ожогах;

- выполнять уход за грудным ребенком;

- ухаживать за инфекционными больными в домашних условиях;

- ухаживать за меховой, кожаной одеждой, замшевой обувью;

- составлять меню на день;

- составлять смету расходов на продукты питания в соответствии с меню на день;

- готовить первые, вторые блюда, торты;

- производить еженедельную уборку квартиры, пользоваться бытовыми электроприборами и моющими средствами для уборки;

- подбирать документы, необходимые для трудоустройства;

- заполнять деловые бумаги (анкета, резюме, заявление о приеме на работу).


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах;

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых вирусами; травматизма, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); инфекционных и простудных заболеваний;

- оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах;

- безопасного обращения с чистящими и моющими средствами для уборки;

- приготовления и повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при обработке пищевых продуктов; консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних условиях; соблюдения правил этикета за столом; приготовления блюд по готовым рецептам; выпечки кондитерских изделий; сервировки стола и оформления приготовленных блюд;

- выбора рациональных способов и средств ухода за одеждой и обувью; применения бытовых санитарно-гигиенических средств;

- построения планов профессиональной карьеры, выбора пути продолжения образования или трудоустройства;

- обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

- соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;

- пользования бытовыми приборами и инструментами;

- обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

Список литературы.

  1. Безруких М.М., Филиппова Т.А. , «Две недели в лагере здоровья» рабочая тетрадь для школьника.

  2. Безруких М., Филиппова Т. , «Разговор о правильном питании» рабочая тетрадь для школьников.

  3. Безруких М.М., Филиппова Т.А. , «Формула правильного питания» рабочая тетрадь для школьников.

  4. Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Пособие для учителя Под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой Москва 2015

  5. Девяткова Т.А. социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Пособие для учителя. Владос 2004

  6. Львова С.А. практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Пособие для учителя 5-9 классы. Владос 2005.

  7. Маллер А.Р. социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. Москва 2002.



Приложение №1

Коррекционно-развивающая работа:

1.Формировать у учащихся учебно-познавательные мотивы; потребность в саморазвитии; интерес к содержательной стороне учебной деятельности; интерес к процессу учебной(познавательной) деятельности.

2. Формировать у учащихся умения ориентироваться в задании, представленном в наглядной форме:

3. Ориентироваться в задании, представленном в устной словесной форме;

4. Вычленять в предлагаемом задании содержащуюся в нем задачу, которую предстоит решить;

5.планировать свою деятельность при выполнении задания, устанавливать последовательность действий по выполнению задания;

Осуществлять самоконтроль на этапе принятия задания, в процессе деятельности, по конечному результату;

6. осуществлять объективную оценку деятельности товарищей;

7.подчинять свои действия заданной системе требований, умение действовать по плану.

8.Развивать умения устанавливать последовательность событий, определять их длительность, сопоставлять даты, Соотносить год с веком;

9.развивать умения работать с технологической картой;

10.развивать умение применять полученные знания в практической деятельности(работа с картой, самостоятельное выполнение задания);

11.Способствовать развитию памяти, речи, мышления, внимания;

12. Корригировать и развивать связную устную речь у учащихся путем составления предложений, ответов на вопросы, самостоятельных рассказов;

13.развивать способность концентрировать внимание на воспринимаемом на слух материале путём постановки вопросов перед каждой частью изучаемого материала;

14.учить выделять, находить и объяснять новые слова и термины по содержанию рассказа;

15. развивать умение работать с иллюстрацией, картой;

16.развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы;

17. коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности на основе упражнений в составлении целого как способа развития логического мышления;

18. коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании слов;

19. коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии;

20. коррекция зрительного восприятия на основе упражнений на внимание;

21.коррекция мелкой моторики рук;

22. способствовать развитию творческих способностей воображению, индивидуальному самовыражению детей;

23.развитие устойчивого внимания;

24.Развитие скорости распределения и переключение внимания;

25. развитие умения самостоятельно работать с учебником и выделять главные мысли из прочитанного текста;

26. развивать умение анализировать текст и рисунки;

27. формировать умение пересказывать текст с логически законченными частями;

28.развивать умение работать коллективно(устно) и индивидуально(письменно) с дополнительным материал(адаптированные тексты, грамзаписи и т.д.);

29.развивать способности в процессе работы с учебником находить ответы на вопросы, формулировать вопросы к тексту;

30.коррекция и развитие познавательной деятельности;

31. развивать любознательность, наблюдательность, сформировать представление о ,внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире;

32.развивать умение чувствовать и понимать другого человека;

33.способствовать развитию операции восприятия, памяти, внимания, сравнения, обобщения;

34.формировать умение раскрывать причинно-следственные в ходе связи работы с различными источниками;

35. учить понимать действия и поступки людей в прошлом, давать нравственную оценку поступкам.

36. формировать умение связно и развернуто излагать факты, опираясь на таблицы, схемы, рисунки,



Лист согласования.

Класс

Дата

Количество не проведенных уроков

Причина

Согласование с завучем по УВР






































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!