СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Основы проектной деятельности»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Основы проектной деятельности»»

https://gramopod.ru/kak-sdelat-shkolnyj-proekt/МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 71» 630010, г. Новосибирск, 3-й Почтовый переулок, дом № 21, телефон/факс: 240-08-55, e-mail: sch_71_nsc@nios.ru




Рассмотрено

Руководитель

методического объединения учителей

/___________/ Мартынова Н.Ю.

От «30» августа 2022г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

/__________/ Шваюк Н.О.

От «30» августа 2022г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По учебному предмету «Основы проектной деятельности»

На уровне основного общего образования

Срок реализации: 1 год










Составитель: Мартынова Наталья Юрьевна,

учитель технологии










Г. Новосибирск, 2022







Пояснительная записка

1. Рабочая программа по учебному предмету «Основы проектной деятельности» составлена для обучающихся 6-9 классов общеобразовательной школы, с учетом специфики образовательной организации и контингента обучающихся. Программа опирается на следующие нормативные документы:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями;

  • ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении ФГОС ООО»; с дополнениями и изменениями (приказ от 29.12.2014г. №1644 «О внесении изменений в приказ Минобразования РФ от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении ФГОС ООО»);

  • Образовательная программа ООО МОУ «СОШ с. В. Чернавка», утвержденная приказом от 31.08.2013 г. № 114;

  • Локальный акт «Положение о рабочей программе в соответствии с требованиями ФГОС МОУ «СОШ с. В. Чернавка»;

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённый приказом Минобразования РФ

  • Пособие «Основы проектной деятельности школьника» (авторы Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В., Самара, 2006).



2. Новизна курса «Основы проектной деятельности» заключается в том, что она представляет сочетание форм и методов обучения, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу школьников в рамках нового образовательного стандарта, а погружение учащихся в мир проектирования позволит пробудить у них интерес к решению учебных и социальных проблем.

Основная цель курса - формирование ключевых компетентностей учащихся (проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной, информационной) для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода.

Основные задачи:

Образовательные:

-познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов;

-знать о видах ситуаций, о способах формулировки проблемы, проблемных вопросов;

- уметь определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта; 

-знать и уметь пользоваться различными источниками информации, ресурсами;

-представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта;

-знать критерии оценивания проекта, оценивать свои и чужие результаты;

-составлять отчет о ходе реализации проекта, делать выводы;

-иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении;

- проводить рефлексию своей деятельности.



Развивающие:

-формировать универсальные учебные действия;

-расширять кругозор;

-обогащать словарный запас, развивать речь и дикцию школьников;

-развивать творческие способности;

-развивать умение анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания;

- развивать мышление, способности наблюдать и делать выводы;

-на представленном материале формировать у учащихся практические умения по ведению проектов разных типов.



Воспитательные:

-способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии;

-развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий;

-вдохновлять детей на развитие коммуникабельности;

-дать возможность учащимся проявить себя.


3. Согласно базисному учебному плану школы, курс «Основы проектной деятельности» входит в школьный компонент. Курс «Основы проектной деятельности» изучается в 5,6,7,8,9 классах.

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение данного курса отводится 174 часов, в том числе в 5-ом, 6-ом, 7-ом, 8-ом классах отводится не менее 35 часов в год, в 9-ом классе 34 часа в год, из расчета 1 час в неделю в каждом классе. Программа осваивается в течение учебного года – 35 учебных недель в 5-8 классах и 34 учебных недели в 9 классе (с 1 сентября 2017 по 31 мая 2018г.). Курс «Основы проектной деятельности» состоит из отдельных модулей. Модули в классах могут повторяться.

4. Для реализации рабочей программы используются следующие обучающие ресурсы:

1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основа проектной деятельности школьника. Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Издательский дом «Фёдоров». Издательство «Учебная литература», 2006.

2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности. Под ред. проф. Е.Я. Когана. Рабочая тетрадь 5-7 класс. Издательство «Учебная литература», 2007.

3. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности. Под ред. проф. Е.Я. Когана. Рабочая тетрадь 8-9 класс. Издательство «Учебная литература», 2007.


Планируемые результаты освоения учебного предмета


В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на уроках основ проектной деятельности направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.


Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.



Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в проектной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

-сформированность умения к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п.

-сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;

-сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;

-сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.











Содержание тем учебного курса


  1. Введение. Цель и задачи программы (1 ч).

Введение. Цели и задачи программы. План работы.  Научная деятельность. Образование как ценность. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания. Реферат как научная работа. Структура учебного реферата. Этапы работы. Критерии оценки. Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. Проблема, предмет и объект.

  1. От проблемы к цели (1 ч).

С чего начинать проект-постановка проблемы. Проблема, объект исследования. Способы познания мира. Наблюдения, эксперимент, опыт. Умение составлять вопросы (вопрос, ответ). Гипотеза, прогнозирование (гипотеза, вопрос, ответ).

  1. Работа со справочной литературой (1 ч).

Виды справочной литературы. Информационные лакуны

  1. Работа с каталогами (1 ч).

Источник информации. Работа с книгой, со справочной литературой, с электронным изданием.

  1. Этапы работы в рамках исследовательской деятельности (1 ч).

Выбор темы исследования. Цели и задачи исследования. Методы исследования. Мыслительные операции. Практика. Анкетирование. Эксперимент. Сбор материала для исследования. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Обобщение полученных данных.

  1. Практический блок (2 ч).

Планирование работы над проектами. Изготовление изделия по теме проекта. Построение технологической карты. Контроль качества изготовления на каждом этапе. Техника безопасности и организация рабочего места. Экономический расчет изделия и экологическая экспертиза. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. Работа в группах. Оформление работ, рецензирование.

  1. Выступление (1 ч).

Публичное выступление. Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Защита проекта.




Тематическое планирование


п/п

Наименование

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий)


Введение. Цель и задачи проектной деятельности

1

Уметь распознавать ситуацию по ее признакам, характеризовать желаемую ситуацию. Уметь обозначать проблему, формулировать цель на основании проблемы, формировать план деятельности.

От проблемы к цели

1

Уметь распознавать ситуацию по ее признакам, характеризовать желаемую ситуацию. Уметь обозначать проблему, формулировать цель на основании проблемы, формировать план деятельности.

Работа с каталогами

1

Получить представление о структуре каталогов, об оформлении карточки в каталоге и о способах получения информации из карточки. Уметь самостоятельной работать с каталогами в библиотеке. В том числе с электронными. Уметь пользоваться каталогами; устранять ошибки, допущенные при поиске информации.

Работа со справочной литературой

1

Получить представление о структурировании информации в справочной литературе; получить опыт работы со справочной литературой, поиска информационных лакун, отбора информации в соответствии с необходимостью заполнить информационные лакуны; находить информацию в справочной литературе; сопоставлять информацию из разных источников.

Этапы работы в рамках исследовательской деятельности

1

Получить представление о наблюдении и эксперименте как способах сбора первичной информации, их отличиях и разновидностях; опыт описания наблюдаемых качеств предметов и явлений, измерения простейших параметров объекта, обработки  обсуждения результатов; анализировать опыт планирования наблюдений и экспериментов на основе поставленных задач; опыт выбора способа сбора эмпирических данных в соответствии с целью проекта.

Практический блок

2

Обозначить проблему, сформулировать цель на основании проблемы, сформировать план деятельности, изготовить изделия по теме проекта; построить технологическую карту; произвести экономический расчет изделия и экологическую экспертизу изделия; оформить презентацию; оформить работу для выступления; оценить сильные и слабые стороны своей деятельности; представить продукт своей деятельности.

Выступление.


1

Планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях, уметь ясно излагать и оформлять выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!