Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Королёв Московской области
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
УТВЕРЖДЕНА
Приказом № ____ от ________20__
Директор ___________/Д.Н. Степанов/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК »
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
ДЛЯ 5 КЛАССОВ
на 2018 – 2019 учебный год
Составитель: Юсипова Аниса Владимировна,
учитель русского языка и литературы
г. Королёв 2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897), с учётом Примерной программы по учебному предмету «Русский язык», одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), на основе Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №6.
Рабочая программа по русскому языку ориентирована на учащихся 5 классов. Уровень изучения предмета - базовый. Тематическое планирование рассчитано на 5 учебных часов в неделю, что составляет 175 учебных часов в год.
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка представлен в предметной области «Русский язык и литература». Назначение предмета «Русский язык» в основной школе состоит в том, чтобы обеспечить формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической и культуроведческой компетенций.
Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
обеспечение реализации личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку;
формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенций обучающихся, достижение метапредметных результатов обучения;
развитие разносторонней личности, подготовленной к дальнейшему образованию и самореализации.
Для достижения поставленных целей в 5 классе необходимо решение следующих задач:
воспитать сознательное отношение к языку как национальному достоянию, способствовать повышению интереса к предмету и успешному его изучению;
способствовать формированию у обучающихся лингвистического мировоззрения, умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;
совершенствовать речемыслительную деятельности, способствовать формированию прочных орфографических, пунктуационных и коммуникативных умений и навыков, обогащению словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся;
совершенствовать умение работать с текстом, связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
способствовать развитию творческих способностей обучающихся;
обеспечить преемственность начального общего и основного общего образования
создать определенную систему базовых предметных знаний и умений, позволяющих продолжить обучение в профессиональной или общеобразовательной школе;
сформировать у обучающихся опыт самостоятельной проектно-исследовательской деятельности.
Для обучения русскому языку в МБОУ СОШ № 6 выбрана содержательная линия Программы по русскому языку к учебнику для 5 класса общеобразовательной школы под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой. Главные особенности учебно-методического комплекта (УМК) по русскому языку состоят в том, что он обеспечивает преемственность курсов литературы в начальной школе и в последующих классах основной и средней школы, а также в полной мере реализуют принципы деятельностного подхода, что полностью соответствует миссии и целям школы и образовательным запросам обучающихся.
Для выполнения всех видов обучающих работ по русскому языку в 5 классе в УМК имеются учебник, учебные пособия:
Учебник: Русский язык.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.-М.:Просвещение,2014г.
Тихонов А.Н. Словарь-справочник по русскому языку.-М.:Цитадель,2002.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.,2008.
Ушаков Д.Н. Орфографический словарь - М.: Дрофа,2012.
Орфоэпический словарь. М: Просвещение,2009.
Интернет-ресурсы
Методическое обеспечениеучебного предмета «Русский язык» в 5 классе:
Рабочие программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных
учреждений/авт. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. – М.:Просвещение,2011г.
Учебник: Русский язык.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.-М.:Просвещение,2014г.
«Русский язык. 5 класс. Методические рекомендации. Пособие для учителей
общеобразовательных учреждений». Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, М.Т.Баранов, Л.Ю.Комиссарова, Н.В.Ладыженская. Москва, Просвещение, 2012г.
Основные формы контроля:
Формы диктантов: обучающий, словарно-орфографический, предупредительный.
Основные виды грамматических разборов: фонетический, морфемный, морфологический,
Сочинение разных жанров: рассуждение, описание, по картине.
Изложение: сжатое, подробное.
Тесты: интерактивные, тематические.
Контрольные работы: тематические в разных форматах
Критерии оценивания результатов обучения (5 класс)
Русский язык
«Нормы оценки...» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся по русскому языку.
Оценка устных ответов
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний обучающихся по русскому языку. Развернутый ответ обучающегосядолжен представлять собой связное, логическипоследовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
Отметка «5» ставится, если обучающийся:
1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4» ставится, если обучающийсядаёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Данная оценка отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ, но и за рассредоточенный во времени.
Оценка диктантов, контрольных работ.
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Объем диктанта устанавливается: для V класса — 90— 100 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова. )Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса 15 - 20. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам. Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее чем 2 — 3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они должны быть представлены 1 — 3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмми пунктограмм не должно превышать: в V классе — 12 различных орфограмм и 2 — 3 пунктограммы.В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).До конца первой четверти (а в V классе — до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:1) в переносе слов; 2) на правила, которые не включены в школьную программу;3) на еще не изученные правила;4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;5) в передаче авторской пунктуации.
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях;
4) в случаях раздельного и слитного написания НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании Ы иИ после приставок.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку..Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно. При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений. Диктант оценивается одной оценкой.
Отметка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.Отметка «4» ставится, если ученик допустил 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибки, или1 орфографическую и 3 пунктуационных ошибки, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.Отметка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В пятом классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Отметка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. Следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» - 2 орфографические ошибки, для оценки «3» — 4 орфографические ошибки (для V класса - 5 орфографических ошибок), для оценки «2» — 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим: Отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно. Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее трёх четвёртых заданий.Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
Оценка контрольного словарного диктанта
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим: Отметка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.Отметка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки. Отметка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Отметка «2» ставится за работу, в которой допущено до 7 ошибок.
Оценка сочинения и изложения
Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки обучающихся.Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе -100-150 слов.Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в V классе- 0,5-1,0 страницы.Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность.Отметка «5»
Содержание и речь | Грамотность |
1.Содержание работы полностью соответствует теме.2.Фактические ошибки отсутствуют.3.Содержание излагается последовательно.4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.5.Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.В целом в работе допускается 1 недочёт в содержании и 1-2 речевых недочёта. | Допускается: 1 негрубая орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. |
Отметка «4»
Содержание и речь | Грамотность |
1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочётов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматических ошибки. |
Отметка «3»
Содержание и речь | Грамотность |
1.В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.3. Имеются отдельные нарушения последовательности в изложении мыслей.4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибки, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. |
Отметка «2»
Содержание и речь | Грамотность |
1.Работа не соответствует теме.2.Допущено много фактических неточностей.3.Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы.4.Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними. 5.Нарушено стилевое единство текста.В целом в работе допущено 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочётов. | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
Примечания:
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на 1 балл.
2. Если объём сочинения в полтора – два раза больше указанного в нормах оценки, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы.3.Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
Оценка выполнениятестовых заданий
80% от максимальной суммы баллов – «5»
60-80% - «4»
40-60% - «3»
0-40% - «2»
Отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее трёх четвёртых заданий.Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Требования к планируемым результатам обучения и освоения содержания курса русского языка в 5 класс
Личностне
Обучающиеся научатся:
понимать эстетическую ценность русского языка, уважительно относиться к родному языку, гордиться им;
достаточному объёму словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
развитию навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
Обучающиеся получат возможность научиться:
осознанию значимости русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, пониманию определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
потребности сохранить чистоту русского языка как явлению национальной культуры; - стремлению к речевому самосовершенствованию;- пониманию культурного многообразия мира, уважению к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные
Обучающиеся научатся:
умению строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации: а) участвовать в диалоге на уроке б) отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; в) соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
адекватному пониманию информации устного и письменного сообщения;
владению разными видами чтения;
способности извлекать информацию из различных источников, включая ресурсы Интернета;
умению выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
заниматься коллективной и индивидуальной проектной деятельностью.
Обучающиеся получат возможность научиться:
овладению приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; - умению вести самостоятельный поиск информации, ее анализу и отбору;
способности к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных технологий;
способности определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной);
способности использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).
Предметные Обучающиеся научатся:
представлению о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; аудированиюи чтению:
адекватному пониманию информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной);
владению разными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
приемам работы с книгой, периодическими изданиями;
говорению и письму;
умению воспроизводить в устной форме прослушанный или прочитанный текст
адекватному выражению своего отношения к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдению в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка;
соблюдению в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
умению находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;
усвоению основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоению функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение), основных единиц языка, их признаков и особенностей употребления в речи;
проведению фонетического, морфемного, морфологического анализа слов, синтаксического анализа словосочетания и предложения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
способности свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
владению умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы);
адекватному восприятию на слух текстов разных стилей и жанров;
различнымвидам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием его основного содержания, с выборочным извлечением информации).
Содержание учебного предмета.
Язык - важнейшее средство общения (3 ч)
Повторение пройденного материала в начальных классах (20 ч)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных. Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени). Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами. Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (31 ч)
Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст. Пунктуация как раздел науки о языке. Словосочетание. Предложение. Простое предложение; Знаки препинания. Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения, второстепенные члены предложения. Нераспространенные и распространенные предложения. Предложения с однородными членами. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. Синтаксический разбор словосочетания и предложения. Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания. Сложное предложение. Прямая речь. Диалог. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (15 ч)
Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков. Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари. Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуковречи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический разбор. Орфографические словари. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических)Типы текстов. Повествование. Описание (предмета)
Лексика. Культура речи (8 ч)
Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (22 ч)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание. Корень, суффикс, приставка; чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари. Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило. Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание чередующихся гласных. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности. Значения морфем. Образование и изменение слов.
Морфология. Орфография. Культура речи (65 ч)
Имя существительное (21 ч)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении. Существительные одушевленные и неодушевленные Существительные собственные и нарицательные. Большая буква. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко). Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа. Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное (14 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно). Описание животного. Структура текста данного жанра.
Глагол (34 ч)
Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении. Неопределенная форма глагола. Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов. Правописание не с глаголами. Соблюдение правильного ударения в глаголах (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.). Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация пройденного материала в 5 классе (7 ч)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Содержание | Кол-во часов | Количество контрольных работ | Развитие речи |
Язык и общение. | 3 | 0 | 1 |
Повторение изученного материала в начальных классах | 20 | 1 | 3 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 31 | 2 | 7 |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. | 15 | 1 | 3 |
Лексика. Культура речи. | 8 | 1 | 1 |
Морфемика. Орфография. Культура речи. | 22 | 1 | 4 |
Морфология. Орфография. Культура речи Имя существительное Имя прилагательное Глагол | 69 21 14 34 | 3 1 1 1 | 13 4 4 5 |
Повторение и систематизация изученного материала. | 7 | 1 | 2 |
ИТОГО | 175 | 10 | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССАХ
№ урока | Дата | Тема урока |
план | факт |
1 | 03.09.2018 | 03.09.2018 | Язык и человек. Язык и его единицы |
2 | 04.09.2018 | 04.09.2018 | Общение устное и письменное |
3 | 05.09.2018 | 05.09.2018 | Р/Р Композиционные и языковые признаки стиля речи |
4 | 06.09.2018 | 06.09.2018 | Звуки и буквы. Произношение и правописание |
5 | 07.09.2018 | 07.09.2018 | Орфограмма |
6 | 10.09.2018 | 10.09.2018 | Правописание проверяемых/непроверяемых безударных гласных в корне слова. |
7 | 11.09.2018 | 11.09.2018 | Правописание проверяемых согласных в корне слова |
8 | 12.09.2018 | 12.09.2018 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова |
9 | 13.09.2018 | 13.09.2018 | Буквы И, У, А после шипящих |
10 | 14.09.2018 | 14.09.2018 | Разделительные Ъ и Ь знаки |
11 | 17.09.2018 | 17.09.2018 | Раздельное написание предлогов с другими словами |
12 | 18.09.2018 | 18.09.2018 | Диагностическая работа. |
13 | 19.09.3018 | 19.09.3018 | Р/Р Что мы знаем о тексте. Текст. Тема текста. |
14 | 20.09.2018 | 20.09.2018 | Изложение |
15 | 21.09.2018 | 21.09.2018 | Подготовка к контрольному диктанту по теме "Повторение изученного в 4 классе" |
16 | 24.09.2018 | 24.09.2018 | Контрольный диктант по теме "Повторение изученного в 4 классе" |
17 | 25.09.2018 | 25.09.2018 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Части речи. Самостоятельные и служебные части речи. |
18 | 26.09.2018 | 26.09.2018 | Части речи. Глагол. |
19 | 27.09.2018 | 27.09.2018 | -Тся и ться в глаголах |
20 | 28.09.2018 | 28.09.2018 | Личные окончания глаголов |
21 | 01.10.2018 | 01.10.2018 | Имя существительное |
22 | 02.10.2018 | 02.10.2018 | Имя прилагательное |
23 | 03.10.2018 | 04.10.2018 | Местоимение |
24 | 04.10.2018 | 04.10.2018 | Синтаксис. Пунктуация |
25 | 05.10.2018 | 05.10.2018 | Словосочетание |
26 | 08.10.2018 | 08.10.2018 | Разбор словосочетания |
27 | 09.10.2018 | 09.10.2018 | Предложение. |
28 | 10.10.2018 | 10.10.2018 | Р/Р Сжатое изложение. |
29 | 11.10.2018 | 11.10.2018 | Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения. |
30 | 12.10.2018 | 12.10.2018 | Р/Р Подготовка к сочинению по упр.157 |
31 | 15.10.2018 | 15.10.2018 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. |
32 | 16.10.2018 | 16.10.2018 | Сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. |
33 | 17.10.2018 | 17.10.2018 | Р/Р Изложение по тексту упр.168 |
34 | 18.10.2018 | 18.10.2018 | Нераспространенные и распространенные предложения |
35 | 19.10.2018 | 19.10.2018 | Второстепенные члены предложения. Дополнение |
36 | 22.10.2018 | 22.10.2018 | Определение |
37 | 23.10.2018 | 23.10.2018 | Обстоятельство. Р/Р Сообщение на тему «Здоровый образ жизни» по упр.193 |
38 | 24.10.2018 | 24.10.2018 | Тест «Главные и второстепенные члены предложения» |
39 | 25.10.2018 | 25.10.2018 | Работа над ошибками. Анализ теста. |
40 | 26.10.2018 | 26.10.2018 | Однородные члены предложения. |
41 | 29.10.2018 | 29.10.2018 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. |
42 | 30.10.2018 | 30.10.2018 | Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. |
43 | 31.10.2018 | 31.11.2018 | Предложения с обращениями |
44 | 01.11.2018 | 01.11.2018 | Р/Р Письмо. |
45 | 02.11.2018 | 02.11.2018 | Синтаксический разбор простого предложения. Пунктуационный разбор |
46 | 12.11.2018 | | Простые и сложные предложения |
47 | 13.11.2018 | | Синтаксический разбор сложного предложения |
48 | 14.11.2018 | | Р/Р Сочинение-описание по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки» |
49 | 15.11.2018 | | Прямая речь |
50 | 16.11.2018 | | Диалог |
51 | 19.11.2018 | | Р/Р Сжатое изложение по тексту Е.Мурашовой (упр.261) |
52 | 20.11.2018 | | Повторение по теме «Синтаксис. Пунктуация» |
53 | 21.11.2018 | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис. Пунктуация» |
54 | 22.11.2018 | | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте |
55 | 23.11.2018 | | Фонетика Гласные звуки |
56 | 26.11.2018 | | Согласные звуки |
57 | 27.11.2018 | | Изменение звуков в потоке речи |
58 | 28.11.2018 | | Согласные твёрдые и мягкие. |
59 | 29.11.2018 | | Р/Р Повествование. Обучающее изложение «Музыкальная шкатулка» (по упр.283) |
60 | 30.11.2018 | | Согласные звонкие и глухие |
61 | 03.12.2018 | | Графика |
62 | 04.12.2018 | | Алфавит. |
63 | 05.12.2918 | | Р/Р Описание предмета в художественном стиле. Сочинение-описание по упр.302 |
64 | 06.12.2018 | | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака |
65 | 07.12.2018 | | Двойная роль букв Е, Ё, Ю,Я |
66 | 10.12.2018 | | Орфоэпия. Фонетический разбор слова |
67 | 11.12.2018 | | Р/Р Сочинение-описание предметов, изображенных на картине (Ф. Толстой «Цветы, фрукты, птицы» по упр.323) |
68 | 12.12.2018 | | Повторение. |
69 | 13.12.2018 | | Контрольный тест по теме «Фонетика. Орфоэпия» |
70 | 14.12.2018 | | Слово и его значение. |
71 | 17.12.2018 | | Однозначные и многозначные слова |
72 | 18.12.2018 | | Прямое и переносное значение слова |
73 | 19.12.2018 | | Омонимы |
74 | 20.12.2018 | | Синонимы |
75 | 21.12.2018 | | Антонимы. Р/Р Сочинение-описание по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» |
76 | 24.12.2018 | | Повторение по теме «Лексика. Культура речи» |
77 | 25.12.2018 | | Контрольный тест по теме «Лексика. Культура речи» |
78 | 26.10.2018 | | Морфема - наименьшая значимая часть слова |
79 | 27.12.2018 | | Изменение и образование слов |
80 | 28.12.2018 | | Окончание |
81 | 14.01.2019 | | Основа слова |
82 | 15.01.2019 | | Корень слова. |
83 | 16.01.2019 | | Р/Р Рассуждение. |
84 | 17.01.2019 | | Суффикс |
85 | 18.01.2019 | | Р/Р Приставка. Выборочное изложение с изменением лица |
86 | 21.01.2019 | | Чередование звуков |
87 | 22.01.2019 | | Беглые гласные |
88 | 23.01.2019 | | Морфемный разбор слова. Варианты морфем |
89 | 24.01.2019 | | Правописание гласных и согласных в приставках |
90 | 25.01.2019 | | Буквы З и С на конце приставок. |
91 | 28.01.2019 | | Буквы а-о в корне -лаг- -лож- |
92 | 29.01.2019 | | Буквы а-о в корне -раст- —ращ- рос- |
93 | 30.01.2019 | | Р/Р Сочинение-рассуждение «Секрет названия» |
94 | 31.01.2019 | | Буквы ё — о после шипящих в корне. |
95 | 01.02.2019 | | Буквы и-ы после ц. |
96 | 04.02.2019 | | Повторение по теме «Морфемика» |
97 | 05.02.2019 | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика» |
98 | 06.02.2019 | | Анализ диктанта |
99 | 07.02.2019 | | Имя существительное как часть речи. |
100 | 08.02.2019 | | Р/Р Доказательства в рассуждении. |
101 | 11.02.2019 | | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённы |
102 | 12.02.2019 | | Имена существительные собственные и нарицательные. |
103 | 13.02.2019 | | Р/Р Элементы рассуждения. Сжатое изложение (упр.513) |
104 | 14.02.2019 | | Анализ ошибок, допущенных в изложении |
105 | 15.02.2019 | | Род имён существительных |
106 | 18.02.2019 | | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа |
107 | 19.02.2019 | | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. |
108 | 20.02.2019 | | Три склонения имён существительных |
109 | 21.02.2019 | | Падеж имён существительных |
110 | 22.02.2019 | | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. |
111 | 25.02.2019 | | Множественное число имён существительных. |
112 | 26.02.2019 | | Правописание о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных. |
113 | 27.02.2019 | | Морфологический разбор имени существительного |
114 | 28.02.2019 | | Р/Р Подготовка к написанию сочинения по картине Г.Нисского «Февраль. Подмосковье» |
115 | 01.03.2019 | | Р/Р Сочинение – описание по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье» |
116 | 04.03.2019 | | Анализ ошибок, допущенных в сочинении |
117 | 05.03.2019 | | Повторение по теме «Имя существительное» |
118 | 06.02.2019 | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: « Имя существительное» |
119 | 07.03.2019 | | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. |
120 | 08.03.2019 | | Имя прилагательное как часть речи |
121 | 11.03.2019 | | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. |
122 | 12.03.2019 | | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. |
123 | 13.03.2019 | | Р/Р Описание животного. |
124 | 14.03.2019 | | Р/Р Подробное изложение (А.И. Куприн «Ю-ю» ) |
125 | 15.03.2019 | | Анализ ошибок, допущенных в изложении. |
126 | 18.03.2019 | | Прилагательные полные и краткие |
127 | 19.03.2019 | | Р/Р Описание животного. Сочинение по картине А.Н. Комарова «Наводнение» |
128 | 20.03.2019 | | Р/Р Описание животного. Сочинение по картине А.Н. Комарова «Наводнение» |
129 | 21.03.2019 | | Анализ ошибок, допущенных в сочинении. |
130 | 22.03.2019 | | Морфологический разбор имени прилагательного. |
131 | 01.04.2019 | | Повторение по теме « Имя прилагательное» |
132 | 02.04.2019 | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме « Имя прилагательное» |
133 | 03.04.2019 | | Анализ ошибок, допущенных в диктанте |
134 | 04.04.2019 | | Глагол как часть речи. |
135 | 05.04.2019 | | Не с глаголами. |
136 | 08.04.2019 | | Не с глаголами. |
137 | 09.04.2019 | | Р/Р Невыдуманный рассказ о себе |
138 | 10.04.2019 | | Анализ ошибок, допущенных в сочинении |
139 | 11.04.2919 | | Неопределённая форма глагола |
140 | 12.04.2019 | | Правописание -тся и –ться в глаголах |
141 | 15.04.2019 | | Правописание -тся и –ться в глаголах |
142 | 16.04.2019 | | Виды глагола |
143 | 17.04.2019 | | Буквы е — и в корнях с чередованием |
144 | 18.04.2019 | | Буквы е — и в корнях с чередованием |
145 | 19.04.2019 | | Р/Р Невыдуманный рассказ (о себе) с последующей самопроверкой |
146 | 22.04.2019 | | Время глагола. |
147 | 23.04.2019 | | Прошедшее время |
148 | 24.04.2019 | | Настоящее время |
149 | 25.04.2019 | | Будущее время |
150 | 26.04.2019 | | Спряжение глаголов |
151 | 29.04.2019 | | Р/Р Написание подробного изложения (К.Г. Паустовского «Первый снег» |
152 | 30.04.2019 | | Анализ ошибок в изложении |
153 | 01.05.2019 | | Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием |
154 | 02.05.2019 | | Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием |
155 | 03.05.2019 | | Морфологический разбор глагола |
156 | 06.05.2019 | | Р/Р Сжатое изложение с изменением формы лица (упр.688) |
157 | 07.05.2019 | | Анализ ошибок, допущенных в изложении |
158 | 08.05.2019 | | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа |
159 | 09.05.2019 | | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа |
160 | 10.05.2019 | | Употребление времён |
161 | 13.05.2019 | | Р/Р Употребление «живописного настоящего» в речи |
162 | 14.05.2019 | | Повторение по теме «Глагол» |
163 | 15.05.2019 | | Повторение по теме «Глагол» |
164 | 16.05.2019 | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол» |
165 | 17.05.2019 | | Анализ ошибок, допущенных в диктанте |
166 | 20.05.2019 | | Разделы науки о языке. Повторение орфограмм |
167 | 21.05.2019 | | Р/Р Сочинение на предложенные темы |
168 | 22.05.2019 | | Р/Р Сочинение на предложенные темы |
169 | 23.05.2019 | | Употребление букв ъ и ь |
170 | 24.05.2019 | | Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью. |
171 | 27.05.2019 | | Правописание гласных и согласных в приставках. |
172 | 28.05.2019 | | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. |
173 | 29.05.2019 | | Ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно). |
174 | 30.05.2019 | | Спряжение глагола |
175 | 31.05.2019 | | Итоговый урок |
«Согласовано» «Согласовано»
Руководитель ШМО Зам.директора по УВР
_____________/Гончарова Н.И./ ______________/Селезнева Л.Э./
Протокол №____от _____2018 г. «___» _______2018 г.