СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «русский язык » (базовый уровень) для 5 классов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897), с учётом Примерной программы по учебному предмету «Русский язык», одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), на основе Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №6.

Рабочая программа по русскому языку ориентирована на учащихся 5 классов. Уровень изучения предмета - базовый. Тематическое планирование рассчитано на 5 учебных часов в неделю, что составляет  175 учебных часов в год.

В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка представлен в предметной области «Русский язык и литература». Назначение предмета «Русский язык» в основной школе состоит в том, чтобы обеспечить формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической и культуроведческой компетенций.

Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • обеспечение реализации личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку;
  • формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенций обучающихся, достижение метапредметных результатов обучения;
  • развитие разносторонней личности, подготовленной к дальнейшему образованию и самореализации.

Для достижения поставленных целей в  5 классе необходимо решение следующих задач:

  • воспитать  сознательное отношение к языку как национальному достоянию, способствовать повышению интереса к предмету и успешному его изучению;
  • способствовать формированию у  обучающихся лингвистического мировоззрения, умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;
  • совершенствовать речемыслительную  деятельности, способствовать формированию прочных орфографических, пунктуационных и  коммуникативных умений и навыков, обогащению словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся;
  • совершенствовать умение работать с текстом, связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • способствовать развитию творческих способностей обучающихся;
  • обеспечить преемственность начального общего и основного общего образования
  • создать определенную систему базовых предметных знаний и умений, позволяющих продолжить обучение в профессиональной или общеобразовательной школе;
  • сформировать у обучающихся опыт самостоятельной проектно-исследовательской деятельности.

Для обучения русскому языку в МБОУ СОШ № 6 выбрана содержательная линия Программы по русскому языку к учебнику для 5 класса общеобразовательной школы под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой. Главные особенности учебно-методического комплекта (УМК) по русскому языку состоят в том, что он обеспечивает преемственность курсов литературы в начальной школе и в последующих классах основной и средней школы, а также в полной мере реализуют принципы деятельностного подхода, что полностью соответствует миссии и целям школы и образовательным запросам обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «русский язык » (базовый уровень) для 5 классов»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Королёв Московской области

«Средняя общеобразовательная школа № 6»







УТВЕРЖДЕНА

Приказом № ____ от ________20__

Директор ___________/Д.Н. Степанов/







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК »

(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

ДЛЯ 5 КЛАССОВ

на 2018 – 2019 учебный год







Составитель: Юсипова Аниса Владимировна,

учитель русского языка и литературы








г. Королёв 2018 год

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897), с учётом Примерной программы по учебному предмету «Русский язык», одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), на основе Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №6.

Рабочая программа по русскому языку ориентирована на учащихся 5 классов. Уровень изучения предмета - базовый. Тематическое планирование рассчитано на 5 учебных часов в неделю, что составляет 175 учебных часов в год.

В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка представлен в предметной области «Русский язык и литература». Назначение предмета «Русский язык» в основной школе состоит в том, чтобы обеспечить формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической и культуроведческой компетенций.

Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • обеспечение реализации личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку;

  • формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенций обучающихся, достижение метапредметных результатов обучения;

  • развитие разносторонней личности, подготовленной к дальнейшему образованию и самореализации.

Для достижения поставленных целей в 5 классе необходимо решение следующих задач:

  • воспитать сознательное отношение к языку как национальному достоянию, способствовать повышению интереса к предмету и успешному его изучению;

  • способствовать формированию у обучающихся лингвистического мировоззрения, умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;

  • совершенствовать речемыслительную деятельности, способствовать формированию прочных орфографических, пунктуационных и коммуникативных умений и навыков, обогащению словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся;

  • совершенствовать умение работать с текстом, связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • способствовать развитию творческих способностей обучающихся;

  • обеспечить преемственность начального общего и основного общего образования

  • создать определенную систему базовых предметных знаний и умений, позволяющих продолжить обучение в профессиональной или общеобразовательной школе;

  • сформировать у обучающихся опыт самостоятельной проектно-исследовательской деятельности.

Для обучения русскому языку в МБОУ СОШ № 6 выбрана содержательная линия Программы по русскому языку к учебнику для 5 класса общеобразовательной школы под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой. Главные особенности учебно-методического комплекта (УМК) по русскому языку состоят в том, что он обеспечивает преемственность курсов литературы в начальной школе и в последующих классах основной и средней школы, а также в полной мере реализуют принципы деятельностного подхода, что полностью соответствует миссии и целям школы и образовательным запросам обучающихся.

Для выполнения всех видов обучающих работ по русскому языку в 5 классе в УМК имеются учебник, учебные пособия:

  1. Учебник: Русский язык.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.-М.:Просвещение,2014г.

  2. Тихонов А.Н. Словарь-справочник по русскому языку.-М.:Цитадель,2002.

  3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.,2008.

  4. Ушаков Д.Н. Орфографический словарь - М.: Дрофа,2012.

  5. Орфоэпический словарь. М: Просвещение,2009.

  6. Интернет-ресурсы


Методическое обеспечениеучебного предмета «Русский язык» в 5 классе:

  1. Рабочие программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных

учреждений/авт. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. – М.:Просвещение,2011г.

  1. Учебник: Русский язык.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.-М.:Просвещение,2014г.

  2. «Русский язык. 5 класс. Методические рекомендации. Пособие для учителей

общеобразовательных учреждений». Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, М.Т.Баранов, Л.Ю.Комиссарова, Н.В.Ладыженская. Москва, Просвещение, 2012г.

Основные формы контроля:

Формы диктантов: обучающий, словарно-орфографический, предупредительный.

Основные виды  грамматических разборов: фонетический, морфемный, морфологический,

Сочинение разных жанров: рассуждение, описание, по картине.

Изложение: сжатое, подробное.

Тесты:  интерактивные, тематические.

Контрольные работы: тематические в разных форматах



Критерии оценивания результатов обучения (5 класс)

Русский язык

«Нормы оценки...» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся по русскому языку.

Оценка устных ответов

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний обучающихся по русскому языку. Развернутый ответ обучающегосядолжен представлять собой связное, логическипоследовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

Отметка «5» ставится, если обучающийся:

1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если обучающийсядаёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Данная оценка отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ, но и за рассредоточенный во времени.

Оценка диктантов, контрольных работ.

Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Объем диктанта устанавливается: для V класса — 90— 100 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова. )Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса 15 - 20. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам. Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее чем 2 — 3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они должны быть представлены 1 — 3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмми пунктограмм не должно превышать: в V классе — 12 различных орфограмм и 2 — 3 пунктограммы.В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).До конца первой четверти (а в V классе — до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:1) в переносе слов; 2) на правила, которые не включены в школьную программу;3) на еще не изученные правила;4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;5) в передаче авторской пунктуации.

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях;

4) в случаях раздельного и слитного написания НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании Ы иИ после приставок.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку..Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно. При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений. Диктант оценивается одной оценкой.

Отметка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.Отметка «4» ставится, если ученик допустил 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибки, или1 орфографическую и 3 пунктуационных ошибки, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.Отметка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В пятом классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Отметка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. Следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» - 2 орфографические ошибки, для оценки «3» — 4 орфографические ошибки (для V класса - 5 орфографических ошибок), для оценки «2» — 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим: Отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно. Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее трёх четвёртых заданий.Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

Оценка контрольного словарного диктанта

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим: Отметка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.Отметка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки. Отметка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Отметка «2» ставится за работу, в которой допущено до 7 ошибок.

Оценка сочинения и изложения

Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки обучающихся.Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе -100-150 слов.Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в V классе- 0,5-1,0 страницы.Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность.Отметка «5»

Содержание и речь

Грамотность

1.Содержание работы полностью соответствует теме.2.Фактические ошибки отсутствуют.3.Содержание излагается последовательно.4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.5.Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.В целом в работе допускается 1 недочёт в содержании и 1-2 речевых недочёта.

Допускается: 1 негрубая орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Отметка «4»

Содержание и речь

Грамотность

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочётов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматических ошибки.

Отметка «3»

Содержание и речь

Грамотность

1.В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.3. Имеются отдельные нарушения последовательности в изложении мыслей.4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибки, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.

Отметка «2»

Содержание и речь

Грамотность

1.Работа не соответствует теме.2.Допущено много фактических неточностей.3.Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы.4.Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними. 5.Нарушено стилевое единство текста.В целом в работе допущено 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочётов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Примечания:

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на 1 балл.

2. Если объём сочинения в полтора – два раза больше указанного в нормах оценки, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы.3.Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

Оценка выполнениятестовых заданий

80% от максимальной суммы баллов – «5»

60-80% - «4»

40-60% - «3»

0-40% - «2»

Отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее трёх четвёртых заданий.Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Требования к планируемым результатам обучения и освоения содержания курса русского языка в 5 класс

Личностне

Обучающиеся научатся:

  • понимать эстетическую ценность русского языка, уважительно относиться к родному языку, гордиться им;

  • достаточному объёму словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

  • развитию навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осознанию значимости русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, пониманию определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

  • потребности сохранить чистоту русского языка как явлению национальной культуры; - стремлению к речевому самосовершенствованию;- пониманию культурного многообразия мира, уважению к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные

Обучающиеся научатся:

  • умению строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации: а) участвовать в диалоге на уроке б) отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; в) соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;

  • адекватному пониманию информации устного и письменного сообщения;

  • владению разными видами чтения;

  • способности извлекать информацию из различных источников, включая ресурсы Интернета;

  • умению выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

  • заниматься коллективной и индивидуальной проектной деятельностью.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • овладению приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; - умению вести самостоятельный поиск информации, ее анализу и отбору;

  • способности к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных технологий;

  • способности определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной);

  • способности использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).

Предметные Обучающиеся научатся:

  • представлению о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; аудированиюи чтению:

  • адекватному пониманию информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста,  основной и дополнительной);

  • владению разными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

  • приемам работы с книгой, периодическими изданиями;

  • говорению и письму;

  • умению воспроизводить в устной форме прослушанный или прочитанный текст

  • адекватному выражению своего отношения к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • соблюдению в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка;

  • соблюдению в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;

  • умению находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;

  • усвоению основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  • освоению функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение), основных единиц языка, их признаков и особенностей употребления в речи;

  • проведению фонетического, морфемного, морфологического анализа слов, синтаксического анализа словосочетания и предложения.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • способности свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

  • владению умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы);

  • адекватному восприятию на слух текстов разных стилей и жанров;

  • различнымвидам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием его основного содержания, с выборочным извлечением информации).

Содержание учебного предмета.

Язык - важнейшее средство общения (3 ч)

Повторение пройденного материала в начальных классах (20 ч)

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных. Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени). Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами. Текст. Тема текста. Стили.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (31 ч)

Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст. Пунктуация как раздел науки о языке. Словосочетание. Предложение. Простое предложение; Знаки препинания. Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения, второстепенные члены предложения. Нераспространенные и распространенные предложения. Предложения с однородными членами. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. Синтаксический разбор словосочетания и предложения. Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания. Сложное предложение. Прямая речь. Диалог. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (15 ч)

Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков. Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари. Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуковречи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический разбор. Орфографические словари. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических)Типы текстов. Повествование. Описание (предмета)

Лексика. Культура речи (8 ч)

Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Морфемика. Орфография. Культура речи (22 ч)

I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание. Корень, суффикс, приставка; чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари. Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило. Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание чередующихся гласных. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности. Значения морфем. Образование и изменение слов.

Морфология. Орфография. Культура речи (65 ч)

Имя существительное (21 ч)

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении. Существительные одушевленные и неодушевленные Существительные собственные и нарицательные. Большая буква. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко). Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа. Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Имя прилагательное (14 ч)

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно). Описание животного. Структура текста данного жанра.

Глагол (34 ч)

Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении. Неопределенная форма глагола. Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов. Правописание не с глаголами. Соблюдение правильного ударения в глаголах (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.). Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

Повторение и систематизация пройденного материала в 5 классе (7 ч)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Содержание

Кол-во часов

Количество контрольных работ

Развитие речи

Язык и общение.

3

0

1

Повторение изученного материала в начальных классах

20

1

3

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

31

2

7

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

15

1

3

Лексика. Культура речи.

8

1

1

Морфемика. Орфография. Культура речи.

22

1

4

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

69


21

14

34

3

1

1

1

13


4

4

5

Повторение и систематизация изученного материала.

7

1

2

ИТОГО

175

10

34





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССАХ



урока

Дата

Тема урока

план

факт

1

03.09.2018

03.09.2018

Язык и человек. Язык и его единицы

2

04.09.2018

04.09.2018

Общение устное и письменное

3

05.09.2018

05.09.2018

Р/Р Композиционные и языковые признаки стиля речи

4

06.09.2018

06.09.2018

Звуки и буквы. Произношение и правописание

5

07.09.2018

07.09.2018

Орфограмма

6

10.09.2018

10.09.2018

Правописание проверяемых/непроверяемых безударных гласных в корне слова.

7

11.09.2018

11.09.2018

Правописание проверяемых согласных в корне слова

8

12.09.2018

12.09.2018

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

9

13.09.2018

13.09.2018

Буквы И, У, А после шипящих

10

14.09.2018

14.09.2018

Разделительные Ъ и Ь знаки

11

17.09.2018

17.09.2018

Раздельное написание предлогов с другими словами

12

18.09.2018

18.09.2018

Диагностическая работа.

13

19.09.3018

19.09.3018

Р/Р Что мы знаем о тексте. Текст. Тема текста.

14

20.09.2018

20.09.2018

Изложение

15

21.09.2018

21.09.2018

Подготовка к контрольному диктанту по теме "Повторение изученного в 4 классе"

16

24.09.2018

24.09.2018

Контрольный диктант по теме "Повторение изученного в 4 классе"

17

25.09.2018

25.09.2018

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Части речи. Самостоятельные и служебные части речи.

18

26.09.2018

26.09.2018

Части речи. Глагол.

19

27.09.2018

27.09.2018

-Тся и ться в глаголах

20

28.09.2018

28.09.2018

Личные окончания глаголов

21

01.10.2018

01.10.2018

Имя существительное

22

02.10.2018

02.10.2018

Имя прилагательное

23

03.10.2018

04.10.2018

Местоимение

24

04.10.2018

04.10.2018

Синтаксис. Пунктуация

25

05.10.2018

05.10.2018

Словосочетание

26

08.10.2018

08.10.2018

Разбор словосочетания

27

09.10.2018

09.10.2018

Предложение.

28

10.10.2018

10.10.2018

Р/Р Сжатое изложение.

29

11.10.2018

11.10.2018

Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения.

30

12.10.2018

12.10.2018

Р/Р Подготовка к сочинению по упр.157

31

15.10.2018

15.10.2018

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

32

16.10.2018

16.10.2018

Сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.

33

17.10.2018

17.10.2018

Р/Р Изложение по тексту упр.168

34

18.10.2018

18.10.2018

Нераспространенные и распространенные предложения

35

19.10.2018

19.10.2018

Второстепенные члены предложения. Дополнение

36

22.10.2018

22.10.2018

Определение

37

23.10.2018

23.10.2018

Обстоятельство. Р/Р Сообщение на тему «Здоровый образ жизни» по упр.193

38

24.10.2018

24.10.2018

Тест «Главные и второстепенные члены предложения»

39

25.10.2018

25.10.2018

Работа над ошибками. Анализ теста.

40

26.10.2018

26.10.2018

Однородные члены предложения.

41

29.10.2018

29.10.2018

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

42

30.10.2018

30.10.2018

Обобщающие слова в предложениях с однородными членами.

43

31.10.2018

31.11.2018

Предложения с обращениями

44

01.11.2018

01.11.2018

Р/Р Письмо.

45

02.11.2018

02.11.2018

Синтаксический разбор простого предложения. Пунктуационный разбор

46

12.11.2018


Простые и сложные предложения

47

13.11.2018


Синтаксический разбор сложного предложения

48

14.11.2018


Р/Р Сочинение-описание по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки»

49

15.11.2018


Прямая речь

50

16.11.2018


Диалог

51

19.11.2018


Р/Р Сжатое изложение по тексту Е.Мурашовой (упр.261)

52

20.11.2018


Повторение по теме «Синтаксис. Пунктуация»

53

21.11.2018


Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис. Пунктуация»

54

22.11.2018


Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте

55

23.11.2018


Фонетика Гласные звуки

56

26.11.2018


Согласные звуки

57

27.11.2018


Изменение звуков в потоке речи

58

28.11.2018


Согласные твёрдые и мягкие.

59

29.11.2018


Р/Р Повествование. Обучающее изложение «Музыкальная шкатулка» (по упр.283)

60

30.11.2018


Согласные звонкие и глухие

61

03.12.2018


Графика

62

04.12.2018


Алфавит.

63

05.12.2918


Р/Р Описание предмета в художественном стиле. Сочинение-описание по упр.302

64

06.12.2018


Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

65

07.12.2018


Двойная роль букв Е, Ё, Ю,Я

66

10.12.2018


Орфоэпия. Фонетический разбор слова

67

11.12.2018


Р/Р Сочинение-описание предметов, изображенных на картине (Ф. Толстой «Цветы, фрукты, птицы» по упр.323)

68

12.12.2018


Повторение.

69

13.12.2018


Контрольный тест по теме «Фонетика. Орфоэпия»

70

14.12.2018


Слово и его значение.

71

17.12.2018


Однозначные и многозначные слова

72

18.12.2018


Прямое и переносное значение слова

73

19.12.2018


Омонимы

74

20.12.2018


Синонимы

75

21.12.2018


Антонимы. Р/Р Сочинение-описание по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

76

24.12.2018


Повторение по теме «Лексика. Культура речи»

77

25.12.2018


Контрольный тест по теме «Лексика. Культура речи»

78

26.10.2018


Морфема - наименьшая значимая часть слова

79

27.12.2018


Изменение и образование слов

80

28.12.2018


Окончание

81

14.01.2019


Основа слова

82

15.01.2019


Корень слова.

83

16.01.2019


Р/Р Рассуждение.

84

17.01.2019


Суффикс

85

18.01.2019


Р/Р Приставка. Выборочное изложение с изменением лица

86

21.01.2019


Чередование звуков

87

22.01.2019


Беглые гласные

88

23.01.2019


Морфемный разбор слова. Варианты морфем

89

24.01.2019


Правописание гласных и согласных в приставках

90

25.01.2019


Буквы З и С на конце приставок.

91

28.01.2019


Буквы а-о в корне -лаг- -лож-

92

29.01.2019


Буквы а-о в корне -раст- —ращ- рос-

93

30.01.2019


Р/Р Сочинение-рассуждение «Секрет названия»

94

31.01.2019


Буквы ёо после шипящих в корне.

95

01.02.2019


Буквы и-ы после ц.

96

04.02.2019


Повторение по теме «Морфемика»

97

05.02.2019


Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика»

98

06.02.2019


Анализ диктанта

99

07.02.2019


Имя существительное как часть речи.

100

08.02.2019


Р/Р Доказательства в рассуждении.

101

11.02.2019


Имена существительные одушевлённые и неодушевлённы

102

12.02.2019


Имена существительные собственные и нарицательные.

103

13.02.2019


Р/Р Элементы рассуждения. Сжатое изложение (упр.513)

104

14.02.2019


Анализ ошибок, допущенных в изложении

105

15.02.2019


Род имён существительных

106

18.02.2019


Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

107

19.02.2019


Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

108

20.02.2019


Три склонения имён существительных

109

21.02.2019


Падеж имён существительных

110

22.02.2019


Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

111

25.02.2019


Множественное число имён существительных.

112

26.02.2019


Правописание о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

113

27.02.2019


Морфологический разбор имени существительного

114

28.02.2019


Р/Р Подготовка к написанию сочинения по картине Г.Нисского «Февраль. Подмосковье»

115

01.03.2019


Р/Р Сочинение – описание по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье»

116

04.03.2019


Анализ ошибок, допущенных в сочинении

117

05.03.2019


Повторение по теме «Имя существительное»

118

06.02.2019


Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: « Имя существительное»

119

07.03.2019


Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

120

08.03.2019


Имя прилагательное как часть речи

121

11.03.2019


Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

122

12.03.2019


Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

123

13.03.2019


Р/Р Описание животного.

124

14.03.2019


Р/Р Подробное изложение (А.И. Куприн «Ю-ю» )

125

15.03.2019


Анализ ошибок, допущенных в изложении.

126

18.03.2019


Прилагательные полные и краткие

127

19.03.2019


Р/Р Описание животного. Сочинение по картине А.Н. Комарова «Наводнение»

128

20.03.2019


Р/Р Описание животного. Сочинение по картине А.Н. Комарова «Наводнение»

129

21.03.2019


Анализ ошибок, допущенных в сочинении.

130

22.03.2019


Морфологический разбор имени прилагательного.

131

01.04.2019


Повторение по теме « Имя прилагательное»

132

02.04.2019


Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме « Имя прилагательное»

133

03.04.2019


Анализ ошибок, допущенных в диктанте

134

04.04.2019


Глагол как часть речи.

135

05.04.2019


Не с глаголами.

136

08.04.2019


Не с глаголами.

137

09.04.2019


Р/Р Невыдуманный рассказ о себе

138

10.04.2019


Анализ ошибок, допущенных в сочинении

139

11.04.2919


Неопределённая форма глагола

140

12.04.2019


Правописание -тся и –ться в глаголах

141

15.04.2019


Правописание -тся и –ться в глаголах

142

16.04.2019


Виды глагола

143

17.04.2019


Буквы еи в корнях с чередованием

144

18.04.2019


Буквы еи в корнях с чередованием

145

19.04.2019


Р/Р Невыдуманный рассказ (о себе) с последующей самопроверкой

146

22.04.2019


Время глагола.

147

23.04.2019


Прошедшее время

148

24.04.2019


Настоящее время

149

25.04.2019


Будущее время

150

26.04.2019


Спряжение глаголов

151

29.04.2019


Р/Р Написание подробного изложения (К.Г. Паустовского «Первый снег»

152

30.04.2019


Анализ ошибок в изложении

153

01.05.2019


Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием

154

02.05.2019


Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием

155

03.05.2019


Морфологический разбор глагола

156

06.05.2019


Р/Р Сжатое изложение с изменением формы лица (упр.688)

157

07.05.2019


Анализ ошибок, допущенных в изложении

158

08.05.2019


Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа

159

09.05.2019


Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа

160

10.05.2019


Употребление времён

161

13.05.2019


Р/Р Употребление «живописного настоящего» в речи

162

14.05.2019


Повторение по теме «Глагол»

163

15.05.2019


Повторение по теме «Глагол»

164

16.05.2019


Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол»

165

17.05.2019


Анализ ошибок, допущенных в диктанте

166

20.05.2019


Разделы науки о языке. Повторение орфограмм

167

21.05.2019


Р/Р Сочинение на предложенные темы

168

22.05.2019


Р/Р Сочинение на предложенные темы

169

23.05.2019


Употребление букв ъ и ь

170

24.05.2019


Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью.

171

27.05.2019


Правописание гласных и согласных в приставках.

172

28.05.2019


Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую.

173

29.05.2019


Ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

174

30.05.2019


Спряжение глагола

175

31.05.2019


Итоговый урок





«Согласовано» «Согласовано»

Руководитель ШМО Зам.директора по УВР

_____________/Гончарова Н.И./ ______________/Селезнева Л.Э./

Протокол №____от _____2018 г. «___» _______2018 г.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!