Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа им. Н. А. Некрасова
Некрасовского района Ярославской области
Утверждена.
Директор МБОУ средней общеобразовательной
школы им. Н.А. Некрасова ____________Е.Н. Ежова
Приказ № ____ от «____»________________20__г.
Рабочая программа
по учебному предмету «Музыка»
3 класс
д. Грешнево
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке для 3 класса разработана в соответствии с документами:
Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ (№ 273 от 29.12.2012);
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
На основе авторской рабочей программы «Музыка. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой Е. Д. Критской, Т.Шмагиной «Музыка 1-4 класс» – М.: Просвещение, 2018.
Используемый учебник: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. «Музыка. 2 класс» М.: Просвещение, 2018.
Цель — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи:
-воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине;
- уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
-развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
- накопление багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Музыка», в год 34часа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- уважительное отношение к культуре других народов;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально – творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной форме;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использование различных средств информации и коммуникации.
Предметные результаты:
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально – творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно –образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций, исполнении вокально - хоровых произведений, в импровизациях.
Содержание тем учебного предмета, курса
1.Россия-Родина моя (5ч).
Познакомить детей с песенностью музыки русских композиторов, лирическими образами в романсах и картинах русских композиторов и художников, с образами защитников Отечества в различных жанрах музыки.
2.День, полный событий (4ч).
Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке.
3. О России петь-что стремиться в храм (4ч).
Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Вербное воскресенье.
4.Гори, гори ясно, чтобы не погасло (4ч).
Жанр былины. Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей.
5. В музыкальном театре (7ч).
Музыкальные темы-характеристики главных героев. Контраст. Мюзикл как жанр лёгкой музыки.
6.В концертном зале (6ч).
Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Флейта, скрипка. Музыкальная форма.
7.Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (4ч).
Роль композитора, исполнителя слушателя в создании музыкальных произведений. Джаз-музыка 20века. Особенности ритма и мелодии. Музыка-источник вдохновения и радости.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 | «Россия-Родина моя» | 5 |
2 | «День, полный событий» | 4 |
3 | «О России петь - что стремиться в храм» | 4 |
4 | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» | 4 |
5 | «В музыкальном театре» | 7 |
6 | «В концертном зале» | 6 |
7 | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | 4 |
Итого: | 34 |
Цифровые образовательные ресурсы |
Музыкальное творчество народов России | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5264/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5265/start/228042/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5231/start/85932/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5278/start/85959/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5257/start/227574/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4473/start/228074/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4612/start/55262/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5266/start/228107/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4336/start/227634/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5279/start/86022/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5280/start/63141/ |
Музыкальные инструменты народов России | https://uchebnik.mos.ru/my_materials/material_view/atomic_objects/848286 https://www.youtube.com/watch?v=U5ubhLMsvU8 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4159/start/226628/ |
Жанры музыкального фольклора народов России | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4181/start/226752/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5956/start/226670/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4167/start/226732/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5226/start/226691/ |
Народный костюм и народная музыка – единое культурное целое | https://uchebnik.mos.ru/my_materials/material_view/atomic_objects/643959 https://uchebnik.mos.ru/my_materials/material_view/atomic_objects/651860 https://uchebnik.mos.ru/my_materials/material_view/atomic_objects/651865 |
Жанровое разнообразие хоровой музыки | https://youtu.be/1Pff9X9PwVU?list=PLPLJUpFxaEzY1uGaclfAsfNmbqcuYnocT |
Хоровые коллективы и их виды, типы | https://resh.edu.ru/subject/lesson/468/ |
Пение. Эстрадный вокал, хоровое пение | https://www.youtube.com/watch?v=1fqJct4Shek&list=PLqFrqB-d1XEBa1h9ztb0GKP3hVIfkk5Qq&index=70 https://www.youtube.com/watch?v=XnK6TBWmpBw&list=PLqFrqB-d1XEBa1h9ztb0GKP3hVIfkk5Qq&index=35&t=0s |
Исполняем каноны | https://youtu.be/CHp9WB7UcaM?list=PLPLJUpFxaEzY1uGaclfAsfNmbqcuYnocT https://resh.edu.ru/subject/lesson/914/ |
Хоровые коллективы и их виды. Детский хор | https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/64892/episode_id/2259822/video_id/2287594/ |
Интервалы и трезвучия – слышим и поём | https://youtu.be/arsylaIAA5A?list=PL8c-IfeTECgAJ8SW1rl687qHiJsCcpj2U https://youtu.be/G1feDqRRtiM?list=PL8c-IfeTECgAJ8SW1rl687qHiJsCcpj2U https://youtu.be/Pgh5sdxc-cE?list=PL8c-IfeTECgAJ8SW1rl687qHiJsCcpj2U https://youtu.be/SvnU6krewQM?list=PL8c-IfeTECgAJ8SW1rl687qHiJsCcpj2U https://youtu.be/YRNvvQYbW7s?list=PL8c-IfeTECgAJ8SW1rl687qHiJsCcpj2U |
Его величество симфонический оркестр | https://www.youtube.com/watch?v=ugLLvEodvWk |
Путеводитель по симфоническому оркестру | https://www.youtube.com/watch?v=TuuVHOmM1Zc&t=16s |
Симфонический оркестр в музыкальных красках и лицах | https://znaika.ru/catalog/2-klass/musyka/Muzykalnaya-istoriya-v-simfonicheskoy-skazke%C2%ABPetya-i-volk%C2%BB-S.S.-Prokofeva.html |
Дирижер – волшебник или профессионал? | https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20892/episode_id/2218268/ |
Концерт – форма или жанр? | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5272/start/228428/ |
Критерии уровня музыкального развития учащихся:
— насколько ярко и устойчиво проявляется у учащихся интерес к музыке, увлеченность ею, любовь к ней;
— умеют ли учащиеся размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание;
— умеют ли учащиеся применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, по отношению к музыке, звучащей вокруг них;
— каков уровень исполнительской культуры, насколько развита способность творчески, ярко и эмоционально передавать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях содержание и характер исполняемых произведений.
Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса
Знать/понимать:
Жанры музыки (песня, танец, марш);
Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония и т.д.);
Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов.
Уметь:
Выявлять жанровое начало музыки;
Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;
Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;
Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Проявляет готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении.
Календарно-тематическое планирование по музыке 3 класс
№ п/п | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата проведения |
План | Факт |
1 | Россия – Родина моя. Мелодия-душа музыки. | 1 | | |
2 | Природа и музыка (романс). Звучащие картины. | 1 | | |
3 | Виват, Россия! Наша слава-русская держава. | 1 | | |
4 | С.С. Прокофьев. Кантата "Александр Невский». | 1 | | |
5 | М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин». | 1 | | |
6 | День, полный событий. Образы природы в музыке. | 1 | | |
7 | Детские образы в музыке. | 1 | | |
8 | Портрет в музыке. | 1 | | |
9 | Детские образы в музыке | 1 | | |
10 | Образ матери в музыке, изобразительном искусстве. М.И. Глинка. | 1 | | |
11 | Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама!» | 1 | | |
12 | Святые земли Русской. Княгиня Ольга и князь Владимир. | 1 | | |
13 | Образ праздника в искусстве. Вербное Воскресенье. | 1 | | |
14 | Настрою гусли на старинный лад… (былины). Былина о Садко и Морском царе. | 1 | | |
15 | Певцы русской старины. | 1 | | |
16 | Сказочные образы в музыке. | 1 | | |
17 | Урок-концерт (исполнение песен). | 1 | | |
18 | Народные традиции и обряды: прощание с Масленицей. Звучащие картины. | 1 | | |
19 | Опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Увертюра. Финал. | 1 | | |
20 | Опера Н.А. Римского- Корсакова «Садко». «Океан-синее море». | 1 | | |
21 | Опера К. Глюка «Орфей и Эвридика». | 1 | | |
22 | Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. | 1 | | |
23 | Опера «Снегурочка». В заповедном лесу. | 1 | | |
24 | Балет П.И. Чайковского «Спящая красавица». | 1 | | |
25 | Музыкальное состязание (концерт). | 1 | | |
26 | Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. | 1 | | |
27 | Музыкальные инструменты (скрипка). | 1 | | |
28 | Сюита «Пер Гюнт». Странствия Пера Гюнта. | 1 | | |
29 | Бетховен «Героическая» симфония. Финал. | 1 | | |
30 | Мир Бетховена. | 1 | | |
31 | В современных ритмах. | 1 | | |
32 | Чудо-музыка. Острый ритм джаза звуки. | 1 | | |
33 | Люблю я грусть твоих просторов. Мир Прокофьева. Контрольная работа. | 1 | | |
34 | Певцы родной природы (Э. Григ и П. Чайковский). Обобщение изученного материала. | 1 | | |
| Итого: | 34 | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 2 кл. М.: Просвещение, 2016 г.
- Пособие для учителя. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2021;
- Ноутбук, проектор, интерактивная доска.
- Интернет-ресурсы