СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 3 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 3 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 3 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа им. Н. А. Некрасова

Некрасовского района Ярославской области


Утверждена.

Директор МБОУ средней общеобразовательной

школы им. Н.А. Некрасова ____________Е.Н. Ежова

Приказ № ____ от «____»________________20__г.


Рабочая программа

по учебному предмету «Литературное чтение»

3 класс




д. Грешнево


Пояснительная записка


Данная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 3 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе на 2021-2022учебный год;

  • Основной общеобразовательной программы;

  • Учебного плана МБОУ СОШ им. Н.А. Некрасова;

  • Положения о рабочей программе МБОУ СОШ им. Н.А. Некрасова;

  • На основе авторской программы авторов Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение. 1 – 4 классы»;

  • С учетом программы воспитания.


Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно, обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность.

Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки, что также нашло отражение в содержании примерной программы.

Цели и задачи

Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.


Основными задачами курса являются:

  • развивать у учащихся способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

  • учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;

  • формировать умение воссоздавать художественные образы итературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление;

  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;

  • формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями литературных произведений;

  • обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

  • формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,

  • приобщая его к чтению художественной литературы;

  • формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к самостоятельному литературному творчеству;

  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;

  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

  • обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения;

  • работать с различными типами текстов, в том числе научно-познавательным.


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

  • Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

  • Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

  • Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

  • Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

  • Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

  • Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

  • Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

  • Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

  • Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.


Общая характеристика учебного предмета


«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры, учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.


КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА

(практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

(на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.


Содержание учебного предмета

Самое великое чудо на свете (4 ч)

Вводный урок по курсу литературного чтения. Вступительная статья. Рукописные книги древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров. Урок-путешествие в прошлое. Тест № 1 по теме «Самое великое чудо на свете».

Устное народное творчество (13 ч)

Знакомство с названием раздела. Русские народные песни. Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк». Русская народная сказка «Сивка-бурка». Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин. Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество» Тест №2 по теме «Устное народное творчество».

Поэтическая тетрадь № 1 (11 ч)

Знакомство с названием раздела. Проект «Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского).  Ф.Тютчев «Весенняя гроза». Ф. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья». А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно …». И. С. Никитин «Встреча зимы». И.З. Суриков «Детство». И. Суриков «Зима». Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1»)

Великие русские писатели (24 ч)

Знакомство с названием раздела. А. С. Пушкин. А. С. Пушкин За весной, красой природы… А. С. Пушкин Уж небо осенью дышало…В тот год осенняя погода. А. С. Пушкин В тот год осенняя погода Опрятней модного паркета… А. С. Пушкин. Зимнее утро. А.С.Пушкин «Зимний вечер». А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане …». Рисунки И. Билибина к сказке. И.А. Крылов. И.А. Крылов «Мартышка и очки». И.А. Крылов «Зеркало и Обезьяна». И.А. Крылов «Ворона и Лисица». М.Ю. Лермонтов. М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…». М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Осень». Л. Н. Толстой «Детство». Л.Н. Толстой «Акула». Л.Н. Толстой «Прыжок». Л.Н. Толстой «Лев и собачка». Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов. Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»). Тест № 4 по теме «Великие русские писатели».

Поэтическая тетрадь №2 (6 ч)

Знакомство с названием раздела. Н. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…». Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». К. Бальмонт «Золотое слово». И. Бунин «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги». Развивающий час (урок-обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь2»). Тест № 5 по теме «Поэтическая тетрадь 2»

Литературные сказки (8ч)

Знакомство с названием раздела. Д. Мамин -Сибиряк «Алёнушкины сказки» (присказка). Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца -Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». В. Гаршин «Лягушка-путешественница». В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». КВН (обобщающий урок по I части учебника).

Были-небылицы (10 ч)

Знакомство с названием раздела. М. Горький «Случай с Евсейкой».  К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». А. Куприн «Слон». «Были-небылицы».

Поэтическая тетрадь № 1 – 2часть (8 ч)

С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?..». С. Чёрный «Воробей». С. Чёрный «Слон». А. Блок «Ветхая избушка». А. Блок «Сны», «Ворона». С. Есенин «Черёмуха».

Люби живое (16 ч)

М. Пришвин «Моя Родина». И. Соколов-Микитов «Листопадничек». В. Белов «Малька провинилась». В. Белов «Ещё раз про Мальку». В. Бианки «Мышонок Пик». Б. Житков «Про обезьянку». В. Астафьев «Капалуха». В. Драгунский «Он живой и светится…».

Поэтическая тетрадь №2- 2 часть (6 ч)

С. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…». А. Барто «Разлука». А. Барто «В театре». С. Михалков «Если», «Рисунок». Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок».

Собирай по ягодке - наберёшь кузовок (14 ч)

Б. Шергин «Собирай по ягодке -наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения. А. Платонов «Цветок на земле». А. Платонов «Ещё мама». М. Зощенко «Золотые слова». М. Зощенко «Великие путешественники». Н. Носов «Федина задача». Н. Носов «Телефон». В. Драгунский «Друг детства».

По страницам детских журналов (8 ч)

Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». Ю. Ермолаев «Проговорился». Ю. Ермолаев «Воспитатели». Г. Остер «Вредные советы». Г. Остер «Как получаются легенды». Р. Сеф «Весёлые стихи».

Зарубежная литература (12 ч)

Мифы Древней Греции. Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». «Зарубежная литература».


Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В 3 классе на изучение литературного чтения отводится 136 ч (4часа в неделю).


Требования к уровню подготовки учащихся по литературному чтению, оканчивающих 3 класс:


Ученик научится:

- понимать литературу как явление национальной и мировой культуры, средств сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

- осознавать значимость чтения для личного развития; формировать представления о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формировать потребности в систематическом чтении;

- понимать роль чтения, использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

- достигать необходимого для продолжения образовательного уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладевать техникой чтения в слух и про себя, элементарным приемам интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием литературоведческих понятий;

- самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

- осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;

бегло, выразительно читать текст;

- ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания, прочитанного (скорость чтения не менее 90 слов в минуту

- понимать содержание прочитанного понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;

- передать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа;

- придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

- составлять план к прочитанному;

- вводить в пересказы - повествования элементы описания, рассуждения и цитаты из текста;

- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

- самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

- называть названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей - классиков;

- читать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

- называть не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать;

называть более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно их употребить;

- полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

- давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания;

- оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания

Ученик получит возможность научиться:

- осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;

воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;

применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;

испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;

- уважать культуру народов многонациональной России и других стран;

бережно и ответственно относиться к окружающей природе;

- развивать способность к эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);

- определять сходство и различие произведений разных жанров;

- использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;

- высказывать и пояснять свою точку зрения;

 - применять правила сотрудничества;

- выделять в тексте опорные (ключевые) слова;

- делать устную презентацию книги (произведения);

- пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;

работать с детской периодикой;

- расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.


Планируемые результаты изучения предмета

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;


9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач:

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах:

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

З) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование - создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Требования к оснащению учебного процесса на уроках литературного чтения:

Для работы учащимся необходимы:

Печатные пособия

  • Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).

  • Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов.

  • Детские книги разных типов из круга детского чтения.

  • Портреты поэтов и писателей.

Технические средства обучения

  • Оборудование рабочего места учителя:

  • - Классная доска с креплениями для таблиц.

  • - Магнитная доска.

  • - Персональный компьютер с принтером.

  • - Ксерокс.

  • - Аудиомагнитофон.

  • - CD/DVD-проигрыватель.

  • - Телевизор с диагональю не менее 72 см.

  • - Проектор для демонстрации слайдов.

  • - Мультимедийный проектор.

  • - Экспозиционный экран размером 150 Х 150 см.

Экранно-звуковые пособия

  • Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений в соответствии с программой обучения.

  • Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).

  • Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по литературному чтению.

  • Мультимедийные (цировые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.

Оборудование класса

  • Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

  • Стол учительский с тумбой.

  • Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.

  • Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.

  • Подставки для книг, держатели для схем и таблиц.


Для реализации программного содержания используются

следующие учебные пособия


  1. Литературное чтение. Учебник для 3 класса начальной школы. В 2-х ч. Ч 1, 2 (+CD) / Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. – М.: Просвещение, 2022г.

  2. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. – М.: Просвещение, 2022.


Календарно-тематический план


Раздел

Кол-во

часов

Кол-во часов на контрольные и практические работы

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Введение. Знакомство с учебником.

Самое великое чудо на свете

4 ч

1 час

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и уметь систему условных обозначений при выполнении задания. Предполагать на основе названия содержания главы. Пользоваться словарём в конце учебника.

Прогнозировать содержание раздела. Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении. Рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста: озаглавливать иллюстрации. Ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах (в рамках изученного). Анализировать нравственно-эстетические стороны и особенности фольклорных и художественных произведений. Осознавать прочитанный текст, выделять в тексте основные логические части; отвечать на вопросы, используя текст. Различать виды устного народного творчества. Анализировать нравственно-эстетические стороны и особенности фольклорных произведений, язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять простой план. Находить в тексте олицетворения, метафоры, гиперболы.

Устное народное творчество

14 ч

1 час

Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл пословицы, определяющей тему раздела. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать без ошибок, в темпе разговорной речи. Определять нравственный смысл и жанр произведения. Анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и главной мыслью произведения. Определять прямое и переносное значение слов. Понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл. Инсценировать произведения, распределяя роли, выбирать режиссёра. Пересказывать текст от лица автора или одного из героев. Узнавать, что произведения могут рассказать о своём авторе. Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя.

Поэтическая тетрадь  №1

10 ч

1 час

Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов. Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть. Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. Наслаждаться поэзией, понимать и любить её. Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения. Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах. Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям. Высказывать своё мнение о герое стихотворных произведений; определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей. Читатьстихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженных автором. Самостоятельнооценивать своё чтение.

Великие

русские писатели

22 ч

1 час

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать народную и литературную сказки. Определять виды текстов. Знать отличительные особенности литературной сказки. Рассказывать о герое с опорой на текст сказки. Определять главную мысль произведения и смысл заглавия. Делить текст на части. Составлять план сказки с опорой на главные события. Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно. Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы. Составлять рекомендованный список литературы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Поэтическая тетрадь № 2

7 ч

1 час

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Наблюдать за развитием событий в сказке. Пересказывать большие по объёму произведения. Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям. Характеризовать героев разных жанров. Сравнивать произведения разных жанров; словесного и изобразительного искусства. Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей. Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.

Литературные сказки

8 ч

1 час

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Подбирать книги по теме, рассказывать об их содержании. Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно диалоги. Находить смешные эпизоды из юмористических рассказов; определять отношение автора к героям. Определять, что важное и серьёзное скрывается за усмешкой автора. Анализировать возможные заголовки произведений. Использовать в своей речи средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты). Придумывать музыкальное сопровождение к прозаическому тексту. Составлять план текста. Пересказывать текст на основе плана. Придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Были-небылицы

11 ч

1 час

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Наблюдать за развитием событий в сказке. Пересказывать большие по объёму произведения. Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям. Характеризовать героев разных жанров. Сравнивать произведения разных жанров; словесного и изобразительного искусства. Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей. Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.

Поэтическая тетрадь № 1

7 ч

1 час

Прогнозировать содержание раздела. Подобрать сборники стихов к выставке книг. Заучивать стихи наизусть. Воспринимать на слух художественное произведение, читать стихи выразительно. Определять настроение поэта и лирического героя. Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи. Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять. Сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Люби живое

15 ч

1 час

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение; высказывать своё мнение. Читать текст вслух и по себя, понимать смысл прочитанного. Анализировать заголовок произведения. Характеризовать героя произведения на основе поступка. Определять отношение автора к героям на основе текста. Наблюдать, как авторы передают красоту природы с помощью слова. Объяснять нравственный смысл рассказа. Определять тему, которая объединяет рассказы в разделе, формулировать основную мысль темы. Делить текст на части. Пересказывать тест подробно и выборочно.

Поэтическая тетрадь № 2

7 ч

1 час

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Наблюдать за развитием событий в сказке. Пересказывать большие по объёму произведения. Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям. Характеризовать героев разных жанров. Сравнивать произведения разных жанров; словесного и изобразительного искусства. Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей. Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.

Собирай по ягодке - наберёшь кузовок

16 ч

1 час

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, подбирать книги по теме. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих предков. Понимать особенности поэтического текста. Рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения. Предполагать содержание произведения по его названию. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу Писать сценарий поэтического вечера. Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, своё отношение к Родине. Участвовать в работе проекта; распределять роли; находить нужную информацию; представлять её в соответствии с заданной тематикой.

По страницам детских журналов

8 ч

1 час

Прогнозировать содержание раздела. Читать и воспринимать на слух прочитанное произведение. Определять особенности фантастического жанра. Сравнивать и характеризовать героев произведения. Придумывать фантастические истории (с помощью учителя и самостоятельно). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Зарубежная литература

1 час

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Подготовить к выставке книги зарубежных писателей. Читать и воспринимать на слух прочитанное произведение, читать диалоги выразительно. Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений. Составлять рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывать своё мнение о прочитанном произведении. Характеризовать поступки героев произведения. Пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Итого:

136 ч

13 часов


Цифровые образовательные ресурсы

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5156/

Русские народные песни

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5155/

Докучные сказки

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5121/

Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4370/

Сказка «Иван-царевич и Серый Волк»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5998/

Сказка «Сивка-Бурка»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4371/

Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6473/

Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6229/

А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3484/

И. А. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги...»

https://www.youtube.com/watch?v=mBVEYwBrRbQ

И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5157/

Суриков «Детство», «Зима»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5159/

А. С. Пушкин «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...» и другие

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5122/

А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета...», «Зимний вечер»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5158/

А. С. Пушкин «Зимнее утро»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4372/

Н. А. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором...»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4355/

Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5140/

К. Д. Бальмонт «Золотое слово»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3506/

С. Черный «Что ты тискаешь утёнка...», «Воробей», «Слон»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4359/

А. А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5178/

С. А. Есенин «Черёмуха»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4361/

С. Я. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4376/

А. Л. Барто «Разлука», «В театре»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5185/

С. В. Михалков «Если...»; Е. А. Благинина «Кукушка», «Котёнок»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5186/

И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3496/

И. А. Крылов «Ворона и Лисица»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4374/

М. Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком...», «Утёс», «Осень»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3527/

Л. Н. Толстой «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4375/

Л. Н. Толстой «Лев и собачка»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5161/

Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5163/

Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5162/

И. А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги...»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5141/

Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4377/

А. П. Платонов «Цветок на земле», «Ещё мама»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5187/

М. М. Зощенко «Золотые слова»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4378/

М. М. Зощенко «Великие путешественники»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5188/

Н. Н. Носов «Федина задача»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4379/

Н. Н. Носов «Телефон»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4380/

Знакомство с рассказом В. Ю. Драгунского «Друг детства»

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/3278648

О чём рассказывают журналы

https://www.youtube.com/watch?v=tv4_-uSJZVY&list=PLRMli4p2MiuH4nqk-BmjynJnfSTvcT1wB&index=8

Обобщающий урок по теме «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5184/

Ю. И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5190/

Г. Б. Остер «Вредные советы»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4381/

Г. Б. Остер «Как получаются легенды»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4382/

Р. Сеф «Веселые стихи»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5191/

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Часть 1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5160/

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Часть 2

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4373/

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца…»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5142/

В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4356/

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Часть 1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4919/

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Часть 2

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5143/

Обобщающий урок по теме «Литературные сказки»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5214/

М. Горький «Случай с Евсейкой»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4357/

К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Часть 1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5145/

К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» Часть 2

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4360/

А. И. Куприн «Слон»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4358/

Обобщающий урок по теме «Были и небылицы»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5144/

М. М. Пришвин «Моя Родина»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4362/

И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5179/

В.И. Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5180/

В. В. Бианки «Мышонок Пик». Часть 1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5181/

В. В. Бианки «Мышонок Пик». Часть 2

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4363/

Б. С. Житков «Про обезьянку»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4364/

В. П. Астафьев «Капалуха»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4365/

https://mosobr.tv/release/7872

В. Ю. Драгунский «Он живой и светится»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5182/

Обобщающий урок по теме «Люби живое»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5177/

Мифы, легенды, предания

https://www.youtube.com/watch?v=UGPMYTHjXlc

«Храбрый Персей». Часть 1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4383/

«Храбрый Персей». Часть 2

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5192/

Г. X. Андерсен «Гадкий утёнок». Часть 1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4385/

Г. X. Андерсен «Гадкий утёнок». Часть 2

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5193/

Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5215/





Календарно - тематическое планирование





Содержание (разделы, темы)

Кол-во

часов

Дата проведения

план

факт

Раздел «Самое великое чудо на свете» (4 ч)

1

Вводный урок. Знакомство с учебником. Знакомство с названием раздела: «Самое великое чудо на свете». Прогнозирование содержания раздела. Ответы на вопросы.

1



2

Экскурсия в школьную библиотеку. История создания книг. Подготовка сообщения на основе статьи учебника «Рукописные книги Древней Руси — настоящие произведения искусства».

1



3

Урок – путешествие в прошлое. Первопечатник Иван Федоров. Отличие старинных книг от современных. Подготовка к сообщению на основе статьи учебника.

1



4

Обобщение материала по разделу: «Самое великое чудо на свете».

Внеклассное чтение: «Книги, прочитанные летом».




Раздел «Устное народное творчество» (14 ч)

5

Введение понятия: «Устное народное творчество». Понятие «малые» и «большие» жанры устного народного творчества. Работа со скороговорками и считалками.

1



6

Русские народные песни. Отношение народа к силам природы. Различие (жанров) видов устного народного творчества. Сочинение шуточных и лирических песен в рифму.

1



7

Декламация русских народных песен.

Докучные сказки и их особенности. Отличие докучной сказки от других видов сказок. Коллективное сочинение сказки с опорой на особенности построения.

1



8

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Знакомство с изделиями и музеями прикладного искусства.

1



9

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Особенности волшебных сказок. Чтение, деление текста на смысловые части. Составление плана. Характеристика героев.

1



10

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Ответы на вопросы. Соотнесение пословицы и сказочного текста. Пересказ текста по готовому плану и иллюстрациям.

1



11

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Чтение, деление текста на смысловые части. Составление плана. Характеристика героев.

1



12

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Чтение. Ответы на вопросы. Соотнесение пословицы и сказочного текста. Пересказ текста по готовому плану и иллюстрациям.

1



13

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Просмотр мультфильма. Сравнение текста с мультфильмом.

1



14

Русская народная сказка «Сивка - бурка». Комментированное чтение. Соотнесение пословиц со сказкой. Составление плана.

1



15

Русская народная сказка «Сивка - бурка». Понимание особенностей сказочного текста, характеристика и сравнение главных героев с использованием слов-антонимов.

1



16

Знакомство с биографией и творчеством художников – иллюстраторов В. Васнецова, И. Бибилина. Сравнение произведений словесного и изобразительного искусства. Поиск отрывков из текста к иллюстрациям.

1



17

Проект «Сочиняем волшебную сказку».

Внеклассное чтение «Сказки русских народов».

1



18

Обобщение материала по разделу: «Устное народное творчество». Проверочная работа по разделу: «Устное народное творчество».




Раздел «Поэтическая тетрадь 1» (10 ч)

19

Знакомство с названием раздела. Проект «Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Я.Смоленского).

1



20

Ф. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья». Особенности лирических стихотворений. Выразительное чтение. Словесное рисование картины.

1



21

Декламация стихотворений.

Сочинение – миниатюра «О чем расскажут осенние листья».

1



22

А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...». Понимание настроения лирического героя. Передача настроения поэта с помощью интонации.

1



23

Декламация стихотворений.

И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…». Выразительное чтение. Описание природы с помощью слов – антонимов.

1



24

Декламация стихотворений.

И. Никитин «Встреча зимы». Выразительное чтение. Ответы на вопросы. Иллюстрирование стихотворения.

1



25

И. Суриков. «Детство». Сравнение крестьянских и современных игр на основе прочитанного стихотворения. Иллюстрация к отрывку.

1



26

И. Суриков «Зима». Выразительное чтение. Поиск в стихотворении средств художественной выразительности.

1



27

Декламация стихотворения.

Обобщение материала по разделу: «Поэтическая тетрадь 1».

Проверка навыка чтения.

1



28

Проверочная работа по разделу: «Поэтическая тетрадь 1».

Внеклассное чтение «Стихи о временах года».




Раздел «Великие русские писатели» (22 ч)

29

Знакомство с названием раздела. А. С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина» на основе статьи из учебника.

1



30

А.С. Пушкин «Зимнее утро». Выразительное чтение. Словесное описание картины зимнего утра. Поиск средств художественной выразительности.

1



31

Декламация стихотворения.

А.С. Пушкин «Зимний вечер». Выразительное чтение. Понимание настроения лирического героя и его передача с помощью интонации.

1



32

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Выразительное чтение. Словарная работа. Ответы на вопросы.

1



33

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Чтение вслух с постепенным переходом про себя. Словарная работа. Деление текста на смысловые части.

1



34

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Выразительное чтение. Ответы на вопросы. Характеристика героев.

1



35

Декламация отрывка А. Пушкина «Сказка о царе Салтане…». Иллюстрация к отрывку.

1



36

Рисунки И. Билибина к сказкам. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение.

1



37

Подготовка сообщения об И. А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. Ответы на вопросы по статье.

1



38

И.А. Крылов «Мартышка и Очки». Отличие басни от стихотворения. Выразительное чтение по ролям. Характеристика героев и их поступков.

1



39

И. А. Крылов «Зеркало и Обезьяна». Выразительное чтение. Характеристика главного героя. Соотнесение смысла басни с пословицей.

1



40

И.А. Крылов «Ворона и Лисица». Сравнительная характеристика героев. Соотнесение поступков героев с нравственными нормами и личное отношение к героям. Выразительное чтение. Сходства и отличия басен И.А. Крылова. Инсценировка басни.

1



41

Декламация басен по выбору.

М. Лермонтов. Подготовка сообщения на основе статьи В. Воскобойникова из учебника. Ответы на вопросы.

1



42

М. Лермонтов «Утёс», «Горные вершины…». Понимание настроения лирического героя, определение темы и главной мысли произведения, осознанное и выразительное чтение.

1



43

М. Лермонтов «Осень», «На севере диком стоит одиноко…». Понимание настроения лирического героя, определение темы и главной мысли произведения, осознанное и выразительное чтение.

1



44

Декламация стихотворения.

Знакомство с биографией и творчеством Л.Н. Толстого «Из воспоминаний писателя». Подготовка сообщения о писателе.

1



45

Л.Н.Толстой «Акула». Выявление особенностей прозаического текста. Определение темы и главной мысли текста. Формирование собственного отношения к героям произведения. Пересказ по готовому плану.

1



46

Л.Н. Толстой «Прыжок». Определение темы и главной мысли текста. Характеристика героев рассказа на основе анализа их поступков, авторского отношение к ним. Составление вопросов по содержанию произведения.

1



47

Л.Н.Толстой «Лев и собачка». Комментированное чтение. Ответы на вопросы по тексту. Соотношение пословиц с прозаическим произведением. Подробный пересказ текста. Выражение личного отношения к героям произведения.

1



48

Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Выборочное чтение, ответы на вопросы по тексту. Сравнение текста – описания и текста – рассуждения. Составление собственного текста.

1



49

Обобщение материала по разделу: «Великие русские писатели».

Проверочная работа по разделу: «Великие русские писатели».

1



50

Внеклассное чтение «Произведения русских писателей». Выставка книг. Работа с книгой: название книги (автора), умение ориентироваться в книге по обложке и содержанию.

1



Раздел «Поэтическая тетрадь 2» (7 ч)

51

Знакомство с биографией и творчеством Н.А.Некрасова. Н.А.Некрасов «Славься осень! ...». Выразительное чтение. Передача настроения поэта с помощью интонации. Иллюстрирование произведения.

1



52

Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором…». Выразительное чтение. Словесное описание картины. Нахождение авторских сравнений и подбор своих.

1



53

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Выразительное чтение. Характеристика главного героя на основе анализа его поступков, личное отношение к ним. Составление картинного плана. Пересказ по плану.

1



54

Декламация отрывка из произведения «Дедушка Мазай и зайцы».

К.Д. Бальмонт «Золотое слово». Выразительное чтение. Передача настроения поэта с помощью интонации. Работа с толковым словарем.

1



55

И.Бунин «Детство», «Полевые цветы». Выразительное чтение. Наблюдение за рифмой и ритмом стихотворного текста, нахождение средств художественной выразительности, иллюстрирование стихотворения.

1



56

Обобщение материала по разделу: «Поэтическая тетрадь 2».

Проверочная работа по разделу: «Поэтическая тетрадь 2».

1



57

Внеклассное чтение «Мой любимый поэт». Сообщение о поэте и выразительное чтение его стихов.

1



Раздел «Литературные сказки» (8 ч)

58

Знакомство с названием раздела. Д.Н. Мамин – Сибиряк «Алёнушкины сказки». Выборочное ознакомительное чтение. Выявление особенностей литературной сказки.

1



59

Д.Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». Выделение главное мысли текста. Характеристика героев. Соотнесение сказки с поговорками.

1



60

В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница». Деление текста на смысловые части. Составление плана. Характеристика главного героя.

1



61

В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница». Чтение эпизода по ролям. Пересказ эпизода. Соотнесение сказки с поговорками. Иллюстрация к эпизоду.

1



62

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Комментированное чтение, ответы на вопросы по содержанию. Характеристика и сравнение главных героинь сказки.

1



63

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Создание серии иллюстраций по содержанию. Краткий пересказ. Соотнесение сказки с пословицами и поговорками.

1



64

Обобщение материала по разделу: «Литературные сказки». Проверка навыка чтения.

Проверочная работа за 1 полугодие.

1



65

Внеклассное чтение: произведения Д.Н. Мамина – Сибиряка «Аленушкины сказки». Составление краткого отзыва на прочитанное произведение по заданному образцу.




Раздел «Были – небылицы» (11 ч)

66

Знакомство с названием раздела. Особенности небылиц. Совершенствование навыков выразительного, правильного и беглого чтения. Работа со скороговорками.

1



67

М. Горький «Случай с Евсейкой». Чтение произведения вслух с постепенным переходом про себя. Словарная работа. Составление вопросов по тексту и ответы на них.

1



68

М. Горький «Случай с Евсейкой». Характеристика героя. Обучение творческому пересказу: сочинение продолжения сказки.

1



69

К. Паустовский «Растрепанный воробей». Комментированное чтение. Словарная работа. Ответы на вопросы по тексту.

1



70

К. Паустовский «Растрепанный воробей». Составление характеристики персонажа. Выражение собственного отношения к герою произведения.

1



71

К. Паустовский «Растрепанный воробей». Деление текста на смысловые части. Составление плана. Краткий пересказ по плану.

1



72

А.Куприн «Слон». Ознакомительное чтение первой и второй части, озаглавливание частей текста. Выделение героев произведения.

1



73

А.Куприн «Слон». Ознакомительное чтение третьей и четвертой части, озаглавливание частей текста. Пересказ текста по готовому плану.

1



74

А.Куприн «Слон». Определение главной мысли произведения.

Соотнесение смысла рассказа с пословицами. Оценивание поступка персонажа и личное отношение к нему.

1



75

Обобщение материала по разделу: «Были - небылицы».

Проверочная работа по разделу: «Были - небылицы».

1



76

Внеклассное чтение: библиотечный урок по данной теме. Краткий отзыв на прочитанное произведение по образцу.

1



Раздел «Поэтическая тетрадь 1» (7 ч)

77

Знакомство с названием раздела. С. Черный «Что ты тискаешь утенка…?» Выразительное чтение. Передача настроения поэта с помощью интонации.

1



78

С. Черный «Воробей», «Слон». Выразительное чтение. Наблюдение за рифмой и ритмом стихотворного текста, нахождение средств художественной выразительности, иллюстрирование стихотворения.

1



79

Декламация стихотворения С.Черного по выбору.

А.Блок «Ветхая избушка». Выразительное чтение. Словесное описание картины.

1



80

А. Блок «Сны», «Ворона». Выразительное чтение. Работа с толковым словарем. Поиск средств художественной выразительности.

1



81

Декламация стихотворения А.Блока.

С. Есенин «Черемуха». Выразительное чтение. Словесное описание картины. Поиск средств художественной выразительности. Иллюстрирование стихотворения.

1



82

Декламация стихотворения С. Есенина.

Урок – викторина по разделу: «Поэтическая тетрадь 1».

1



83

Проверочная работа по разделу: «Поэтическая тетрадь 1».

Внеклассное чтение: Стихи С. Черного и А.Блока. Конкурс чтецов.

1



Раздел «Люби живое» (15 ч)

84

Знакомство с названием раздела. М. Пришвин «Моя Родина». Чтение текста. Составление плана. Сочинение на основе художественного текста по готовому плану.

1



85

И. Соколов – Микитов «Листопадничек». Комментированное чтение текста. Составление плана. Пересказ текста по плану.

1



86

И. Соколов – Микитов «Листопадничек». Описание героя с помощью эпитетов. Характеристика героев и их поступков.

1



87

В. Белов «Малька провинилась». Выборочное чтение. Ответы на вопросы по содержанию. Характеристика героев и их поступков.

1



88

В. Белов «Еще раз про Мальку». Выразительное чтение. Передача настроения автора с помощью интонации. Соотнесение текста с пословицами.

1



89

В. Бианки «Мышонок Пик». Комментированное чтение. Ответы на вопросы. Составление плана рассказа.

1



90

В. Бианки «Мышонок Пик». Характеристика героев. Пересказ от имени главного героя по готовому плану. Иллюстрирование главы.

1



91

Б. Житков «Про обезьянку». Комментированное чтение. Словарная работа. Составление вопросов по содержанию произведения и ответы на них.

1



92

Б. Житков «Про обезьянку». Определение главной мысли текста. Характеристика героев и их поступков. Чтение эпизодов по ролям.

1



93

Б. Житков «Про обезьянку». Составление плана. Пересказа текста по готовому плану. Иллюстрация к эпизоду.

1



94

В.Дуров «Наша Жучка». Комментированное чтение текста. Определение главной мысли текста, героев и их поступков.

1



95

В. Астафьев «Капалуха». Чтение текста. Определение главной мысли текста. Подбор слов – определений, характеризующие поступки и описывающие характер героев.

1



96

В. Драгунский «Он живой и светится…». Чтение по ролям. Характеристика героев. Оценивание поступка главного героя.

1



97

Обобщение материала по разделу: «Люби живое».

Проверочная работа по разделу: «Люби живое».

1



98

Внеклассное чтение: Рассказы о животных. Сочинение на тему: «Мое любимое животное».

1



Раздел «Поэтическая тетрадь 2» (7 ч)

99

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержание раздела. «Сказочная» викторина.

1



100

С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…». Чтение жужжащим способом. Выразительное чтение. Передача настроения поэта с помощью интонации.

1



101

Декламация стихотворения С. Маршака.

А. Барто «Разлука». Выразительное чтение. Характеристика героя и его поступка.

1



102

А. Барто «В театре». Понимание настроения лирического героя, определение темы и главной мысли произведения, осознанное и выразительное чтение. Составление памятки по правила поведения в театре.

1



103

С. Михалков «Если», «Рисунок». Выразительное чтение. Наблюдение за рифмой и ритмом стихотворного текста, нахождение средств художественной выразительности

1



104

Е. Благинина «Кукушка», «Котенок». Выразительное чтение. Оценивание поступка героя. Нахождение авторских сравнений и подбор своих.

1



105

Обобщение материала по разделу: «Поэтическая тетрадь 2».

Проверочная работа за 1 полугодие. Проверка навыка чтения.

1



Раздел «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» (16 ч)

106

Внеклассное чтение: Стихи о весне. Конкурс чтецов.

1



107

Знакомство с названием раздела. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». Словарная работа. Выборочное чтение текста. Работа над пословицами в тексте.

1



108

А. Платонов «Цветок на земле». Словарная работа. Комментированное чтение. Составление вопросов по содержанию произведения и ответы на них.

1



109

А. Платонов «Цветок на земле». Определение главной мысли текста. Характеристика героев и их поступков. Чтение эпизодов по ролям. Оценивание поступков главного героя.

1



110

А. Платонов «Цветок на земле». Составление плана. Краткий пересказ текста по готовому плану. Иллюстрация к эпизоду.

1



111

А. Платонов «Еще мама». Ознакомительное чтение первой, второй и третьей части, озаглавливание частей текста. Выделение героев произведения.

1



112

А. Платонов «Еще мама». Ознакомительное чтение четвертой, пятой и шестой части, озаглавливание частей текста. Пересказ по готовому плану.

1



113

А. Платонов «Еще мама». Определение главной мысли произведения.

Соотнесение смысла рассказа с пословицами. Характеристика героев.

1



114

М. Зощенко «Золотые слова». Словарная работа. Выборочное чтение текста. Выразительное чтение эпизодов по ролям.

1



115

М. Зощенко «Золотые слова». Тестовая работа по тексту. Характеристика героев. Пересказ текста по готовому плану.

1



116

М. Зощенко «Великие путешественники». Комментированное чтение текста. Характеристика и сравнение главных героев. Авторское и личное отношение к ним. Составление плана.

1



117

Н. Носов «Федина задача». Выборочное чтение рассказа. Характеристика героя и авторское отношение к нему. Выразительное чтение эпизодов.

1



118

Н. Носов «Телефон». Выразительное чтение диалога в лицах. Инсценировка отрывка

1



119

В. Драгунский «Друг детства». Комментированное чтение рассказа. Характеристика главного героя. Соотнесение смысла текста с пословицами.

1



120

Обобщение материала по разделу: «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

Проверочная работа по разделу: «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».




121

Внеклассное чтение: Н.Н. Носов. Фантазеры: рассказы и повести. Аннотация по прочитанному произведению по образцу.




Раздел: «По страницам детских журналов» (8 ч)

122

Знакомство с названием раздела. Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». Комментированное чтение рассказа. Определение темы и главной мысли произведения.

1



123

Ю. Ермолаева «Проговорился». Выборочное чтение текста. Характеристика главного героя. Определение главной мысли произведения. Чтение эпизода по ролям.

1



124

Ю. Ермолаева «Воспитатели». Комментированное чтение рассказа. Составление вопросов по тексту и ответы на них. Чтение эпизода по ролям.

1



125

Г. Остер «Вредные советы». Определение жанра произведения. Выразительное чтение советов. Определение смысла произведения. Составление собственных советов.




126

Г. Остер «Как получаются советы». Чтение текста. Работа с толковым словарем. Пересказ текста по готовому плану.




127

Р. Сеф «Веселые стихи». Выразительное чтение. Передача настроения с помощью интонации. Нахождение авторских сравнений и подбор своих.




128

Обобщение материала по разделу: «По страницам детских журналов».

Проверочная работа по разделу: «По страницам детских журналов».




129

Внеклассное чтение: Мои любимые детские журналы. Аннотация по прочитанному произведению по образцу.




Раздел «Зарубежная литература» (7 ч)

130

Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции «Храбрый Персей». Отличительные особенности мифов. Словарная работа. Комментированное чтение мифа.




131

Г.Х. Андерсон «Гадкий утенок». Комментированное чтение. Словарная работа. Составление вопросов по содержанию произведения и ответы на них.




132

Г.Х. Андерсон «Гадкий утенок». Определение главной мысли текста. Характеристика героев и их поступков.




133

Г.Х. Андерсон «Гадкий утенок». Составление плана. Пересказа текста по готовому плану. Иллюстрация к эпизоду.




134

Внеклассное чтение: Сказки Г.Х. Андерсона. Краткий отзыв по образцу по прочитанному произведению.




135

Обобщение материала по разделу: «Зарубежная литература».

Проверочная работа за 2 полугодие.




136

Урок-рекомендация. Определение перечня произведений, которые должны быть прочитанными в период летних каникул.
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!