МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ШКОЛА № 25 ГОРОДА МАКЕЕВКИ»
РАССМОТРЕНО На заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол от « » августа 2022 г. № ___ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ____________ О.А.Митяева « » августа 2022 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор _____________ Е.Н.Кравчук от « » августа 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Литературное чтение»
1 класс
на 2022-2023 учебный год
Составитель рабочей программы:
Собчишена Виктория Владимировна
Макеевка
2022
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка
2. Планируемые результаты
3. Тематическое планирование
4. Календарно-тематическое планирование
5. Критерии оценивания
6. Перечень учебно-методических и материально-технических ресурсов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» (далее Программа) составлена на основе
Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», утверждённым Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики № 55-IHC от 19.06.2015, действующая редакция по состоянию на 28.12.2021г.
Государственного образовательного стандарта начального общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30.03.2022года № 21-НП
Примерной основной образовательной программы начального общего образования, утвержденной приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 13.08.2022 года № 571.
Письма Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 27.08.2022 г. №4231/06.1-28 об утверждении «Методических рекомендаций по реализации общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»
Приказа МОН ДНР от 05.04.2022 № 239 об утверждении «Методических рекомендаций по реализации механизма освоения базовых блоков по всем учебным предметам для повторения в переводных классах в 2022-2023 учебном году»
Примерной рабочей программы по учебному предмету «Литературное чтение» рекомендованной решением научно-методического совета ГБОУ ДПО «ДОНРИРО» протокол от 11.08.2022 № 3
Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11.08.2022 "Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, Донецкой Народной Республики в 2022-2023 учебном году".
Методических рекомендаций к разработке системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, рекомендованных решением научно-методического совета ГОУ ДПО «ДОНРИДПО» от 21 октября 2021 г. № 8
Рабочего учебного плана Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная школа №25 города Макеевки» на 2022-2023 учебный год.
Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Приобретённые младшими школьниками знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета «Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и решением следующих задач:
формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;
достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;
первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества;
овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах); устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор; литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями).
В соответствии с учебным планом МБОУ «ОШ №25» на изучение литературного чтения в 1 классе предусмотрено 36 часов (4 часа в неделю).
Формы организации образовательного процесса в 1 классе на уроках литературного чтения: индивидуальная работа, фронтальная работа, групповая работа, онлайн консультация, видеоконференция.
Технологии обучения: технология проектного обучения, технология проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии.
Механизмами формирования ключевых компетенций обучающихся 1 класса являются интерактивные методы обучения, проектная деятельность, внеклассная деятельность.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
понимать ценность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: отвечать на вопрос о важности чтения для личного развития, находить в художественных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта разных народов;
владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение целыми словами, читать осознанно вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные для восприятия и небольшие по объёму произведения в темпе не менее 30 слов в минуту (без отметочного оценивания);
читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 2 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года;
различать прозаическую (нестихотворную) и стихотворную речь;
различать и называть отдельные жанры фольклора (устного народного творчества) и художественной литературы (загадки, пословицы, потешки, сказки (фольклорные и литературные), рассказы, стихотворения);
понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения;
владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного/прочитанного произведения: определять последовательность событий в произведении, характеризовать поступки (положительные или отрицательные) героя, объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря;
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста;
пересказывать (устно) содержание произведения с соблюдением последовательности событий, с опорой на предложенные ключевые слова, вопросы, рисунки, предложенный план;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения;
составлять высказывания по содержанию произведения (не менее 3 предложений) по заданному алгоритму;
сочинять небольшие тексты по предложенному началу и др. (не менее 3 предложений);
ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, иллюстрациям;
выбирать книги для самостоятельного чтения по совету взрослого и с учётом рекомендательного списка, рассказывать о прочитанной книге по предложенному алгоритму;
обращаться к справочной литературе для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов по плану | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы (кол-во) | Практические, лабораторные работы |
1 | Тема 1. Сказка народная (фольклорная) и литературная (авторская) | 6 | | | https://yandex.ru/search/?text=сказка+народная+фольклорная+и+литературная+авторская+1+класс+школа+россии+презентация&clid=2357520-0&win=415&lr=24876 |
2 | Тема 2. . Произведения о детях и для детей | 10 | | | https://yandex.ru/search/?text=произведения+о+детях+и+для+детей+1+класс+школа+россии+презентация&clid=2357520-0&win=415&lr=24876 |
3 | Тема 3.. Произведения о родной природе | 6 | | | https://yandex.ru/search/?text=произведения+о+родной+природе+1+класс+школа+россии+презентация&lr=24876&clid=2357520-0&win=415&src=suggest_T |
4 | Тема 4. Устное народное творчество – малые фольклорные жанры | 2 | | | https://yandex.ru/search/?text=устное+народное+творчество+малые+фольклорные+жанры+1+класс&lr=24876&clid=2357520-0&win=415&src=suggest_B |
5 | Тема 5. Произведения о братьях наших меньших | 5 | | | https://yandex.ru/search/?text=произведения+о+братьях+наших+меньших+1+класс+школа+россии+презентация&lr=24876&clid=2357520-0&win=415&src=suggest_T |
6 | Тема 6. Произведения о маме | 2 | | | https://yandex.ru/search/?text=произведения+о+маме+1+класс+презентация&lr=24876&clid=2357520-0&win=415&src=suggest_T |
7 | ТЕМА 7. Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии | 3 | | | https://yandex.ru/search/?text=фольклорные+и+авторские+произведения+о+чудесах+и+фантазии+1+класс+школа+россии+презентация&lr=24876&clid=2357520-0&win=415&src=suggest_T |
8 | ТЕМА 8. Библиографическая культура (работа с детской книгой) | 2 | | | https://yandex.ru/search/?text=библиографическая+культура+работа+с+детской+книгой+1+класс+презентация&clid=2357520-0&win=415&lr=24876 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | № урока в теме | № урока в теме по факту | Наименование раздела, тем уроков/ количество часов на изучение темы (раздела) | Дата проведения | Примечание |
По плану | По факту |
| | | ТЕМА 1. Сказка народная (фольклорная) и литературная (авторская) 6ч | | | |
1 | | 1 | Любишь ли ты читать сказки? Е.Чарушин «Теремок» | 13.03 | | |
2 | | 2 | Сказка «Рукавичка». Сравнение сказок «Теремок» и «рукавичка» | 14.03 | | |
3 | | 3 | А. С. Пушкин. Отрывки из сказок. | 15.03 | | Выучить отрывок наизусть |
4 | | 4 | Сказка «Петух и собака» | 17.03 | | |
5 | | 5 | Сказка «Петух и собака» | 27.03 | | |
6 | | 6 | Сказки К.Ушинского и Л. Толстого. Урок-обобщение по теме. | 28.03 | | |
| | | ТЕМА 2. Произведения о детях и для детей (10 ч) | | | |
7 | | 1 | Ю. Ермолаев «Лучший друг» | 29.03 | | |
8 | | 2 | Е.Благинина «Подарок» | 31.03 | | |
9 | | 3 | В.Орлов «Кто первый?» | 03.04 | | |
10 | | 4 | С.Михалков «Бараны» Р.Сеф «Совет» | 04.04 | | |
11 | | 5 | В.Берестов «В магазине игрушек», В.Орлов «Если дружбой дорожить», И.Пивоварова «Вежливый ослик» | 05.04 | | |
12 | | 6 | », И.Пивоварова «Вежливый ослик» | 07.04 | | |
13 | | 7 | С.Маршак «Хороший день» | 10.04 | | |
14 | | 8 | По М. Пляцковскому «Сердитый дог Буль» | 11.04 | | Выучить стихотворение наизусть |
15 | | 9 | Ю. Энтин «Про дружбу» | 12.04 | | |
16 | | 10 | Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка» | 14.04 | | |
| | | ТЕМА 3. Произведения о родной природе (6ч) | | | |
17 | | 1 | А. Майков «Ласточка примчалась», А.Плещеев «Травка зеленеет…» | 18.04 | | Выучить наизусть (одно) |
18 | | 2 | А.Майков «Весна», Т.Белозёров «Подснежники» | 19.04 | | |
19 | | 3 | С.Маршак «Апрель» И. Токмакова «Ручей» | 21.04 | | Выучить наизусть (по выбору) |
20 | | 4 | Е.Трутнева «Голубые. Синие…» | 24.04 | | |
21 | | 5 | И.Токмакова «К нам весна шагает» | 25.04 | | |
22 | | 6 | В.Берестов «Воробушки», Р.Сеф «Чудо». Обобщающий урок по теме. | 26.04 | | |
| | | ТЕМА 4. Устное народное творчество – малые фольклорные жанры (2ч) | | | |
23 | | 1 | Загадки. Песенки. Потешки. Небылицы. | 28.04 | | Выучить наизусть (по выбору) |
24 | | 2 | Английские народные песенки и небылицы. «Не может быть», «Король Пипин», «Дом, который построил Джек» | 02.05 | | |
| | | ТЕМА 5. Произведения о братьях наших меньших (5ч) | | | |
25 | | 1 | С. Михалков «Трезор», Р.Сеф «Кто любит собак» | 03.05 | | Выучить наизусть |
26 | | 2 | В.Осеева «Собака яростно лаяла», И.Токмакова «Купите собаку» | 05.05 | | |
27 | | 3 | М. пляцковский «Цап Царапыч», Г.Сапгир «Кошка», В.Берестов «Лягушата» | 08.05 | | |
28 | | 4 | В.Лунин «никого не обижай», С.Михалков «Важный совет» | 10.05 | | |
29 | | 5 | Д.Хармс «Храбрый ёж», Н.Сладков «Лисица и Ёж» | 12.05 | | |
| | | ТЕМА 6. Произведения о маме (2 ч) | | | |
30 | | 1 | Е. Благинина «Посидим в тишине», В. Осеева «Сыновья» | 15.05 | | |
31 | | 2 | Стихотворения о маме (Н, Бромлей «Какое самое первое слово?», А. Митяева «За что я люблю маму», Г. Виеру «Мамин портрет», А.Барто «Разговор с мамой» и др. | 16.05 | | Выучить наизусть (по выбору) |
| | | ТЕМА 7. Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии (3ч) | | | |
32 | | 1 | И.Токмакова «Мы играли в хохотушки», Я. Тайц «Волк», Г. Кружков «Ррррры», Н.Артюхова «Саша – дразнилка» Чтение вслух | 17.05 | | |
33 | | 2 | К.Чуковский «Федотка», О.Дриз «Привет», О.Григорьев «Стук», И.Токмакова «Разговор Лютика и Жучка», И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки» | 19.05 | | |
34 | | 3 | К.И.Чуковский «Телефон» | 22.05 | | Выучить наизусть отрывок |
| | | ТЕМА 8. Библиографическая культура (работа с детской книгой) 2ч | | | |
35 | | 1 | Экскурсия в библиотеку. Нахождение книги по определённой теме. | 23.05 | | |
36 | | 2 | Повторение материала. | 24.05 | | |
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
При оценивании результатов деятельности обучающихся по предметам «Литературное чтение» рекомендуется использовать следующие документы:
Закон Донецкой Народной Республики "Об образовании";
Государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ МОН ДНР от 30.03.2022 № 21-НП).
Примерную основную образовательную программу начального общего образования (приказ МОН ДНР от 15.07.2022 № 571).
Примерную программу начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение». 1-4-е классы. 2022.
Обязательные формы контроля и критерии оценивания
Основной формой текущего контроля является фронтальный и индивидуальный устный опрос.
Контролю подлежат:
в 1 классе в конце IV четверти осуществляется проверка навыков чтения вслух.
Показатели скорости чтения вслух:
Класс | І-ІІ четверть | ІІІ-IV четверть |
1 | - | 20-30 сл/мин |
Произведения, рекомендуемые для заучивания наизусть
| И. Бунин. «Лес, точно терем расписной…» (отрывок) А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане …» (отрывок) С. Есенин. «Белая берёза» (отрывок) В. Берестов. «Петушки» И. Суриков. «Зима» С. Михалков. «Котята» |
| Песенки. «Идёт матушка-Весна», «Иди весна, иди, красна» (по выбору) К. Чуковский. «Телефон» (отрывок) |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания |
Книгопечатная продукция |
Примерная программа по учебному предмету «Литературное чтение». 1-4 классы / сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н. – 4-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 83 с. | В программе определены цели и ценностные ориентиры начального курса литературного чтения; рассмотрены подходык структурированию учебного материала и к организации деятельности учащихся; представлены результаты изучения предмета, основное содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся; описано материально-техническое обеспечение. В содержание учебника включены тексты (народные и авторские) с учётом возрастных и психологических особенностей ребёнка младшего школьного возраста. Текстовой материал учебников способствует духовно- нравственному развитию младших школьников, осознанию ими важнейших нравственно-этических понятий (дружба, доброта, взаимопонимание, уважение к старшим, любовь к родителям и др.). Кроме того, в учебнике представлена система заданий, позволяющая организовать внеурочную деятельность учащихся (проекты, творческие задания), сформировать важнейшие учебные действия (читать выразительно, делить текст на части, выделять главную мысль, озаглавливать, пересказывать текст, составлять план и т. д.) и обеспечивает их поэтапную отработку. Многие задания ориентированы на коммуникативное взаимодействие учащихся, на развитие у них способности к сотрудничеству при чтении и обсуждении литературных произведений. Рабочие тетради дополняют учебники по литературному чтению авторов Л. Ф. Климановой и др. В тетрадях представлена система вопросов и заданий к разделам |
|
Учебники / авторы: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова В. Г., |
Виноградская Л. А., Бойкина М. В. |
1. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1. |
2. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2. |
Рабочие тетради / авторы: Бойкина М. В., Виноградская Л. А. |
1. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс. |
Методические пособия |
1. Стефаненко Н. А. Литературное чтение. Методические рекомендации. 1 класс. |
|
|
|
2. Бойкина М. В., Илюшин Л. С., Галактионова Т. Г., Роговцева Н. И. |
Литературное чтение. Поурочные разработки. Технологические карты уроков. |
1 класс. |
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Книги для учителя Полозова Т. Д. Как сформировать читательскую активность. Чутко Н. Г. Формирование познавательной активности у младшего школьника |
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме). Словари по русскому языку. Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению (в том числе в цифровой форме). Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. Телевизор (по возможности). Видеомагнитофон/видеоплейер (по возможности). Аудиоцентр/магнитофон. Диапроектор. Мультимедийный проектор (по возможности). Экспозиционный экран (по возможности). Компьютер (по возможности). Сканер (по возможности). Принтер лазерный (по возможности). |
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Принтер струйный цветной (по возможности). Фотокамера цифровая (по возможности). Видеокамера цифровая со штативом (по возможности). Лингафонные устройства, обеспечивающие связь между преподаваелем и учащимися, между учащимися (по возможности) |
| |
Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений. Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности). Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику «Литературное чтение» авторов Л. Ф. Климановой и др. Составители: Н. А. Стефаненко, И. В. Рябушкина. 1, 2, 3, 4 классы. Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения (по возможности). Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности) |
| |
58