Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная школа № 12»
Гаткинское сельское поселение
Советско-Гаванского муниципального района
Хабаровского края
Согласовано На методическом совете МБОУ ОШ № 12 Протокол №_______ от «___» _________ 201_____г | Согласовано Зам директора по УВР ___________/Л.А. Новикова от «____»_________ 201___г | Утверждаю. Директор МБОУ ОШ № 12 ___________/А.А. Голыгина Приказ №_______ от «___» _________ 201_____г |
Рабочая программа по учебному предмету
«История Отечества»
по адаптированной образовательной программе
для детей с умственной отсталостью
Образовательная область
«Обществознание»
7 класс
Срок реализации программы: 1 год
Программу разработала:
Новикова Лариса Александровна,
учитель истории
г. Советская Гавань
2018 год
1. Планируемые результаты освоения предмета «История» в 7 классе.
Рабочая программа составлена на основе стандарта общеобразовательной подготовки обучающихся в специальных (коррекционных) школах VIII вида.
Курс «История» введен за счёт федерального компонента базисного учебного плана, направленный на реализацию социальной адаптации обучающихся с интеллектуальным отставанием в развитии.
Учебно-познавательный процесс основан на видах деятельности, соответствующих целям исторического образования, психолого-возрастным особенностям учащихся 7 класса, обучающихся по специальным (коррекционным) программам VIII вида. Уделено внимание формированию исторического мышления; развитию способности прослеживать логические связи; развитию мыслительной деятельности и речи; умению выражать свои мысли, используя исторические термины; умению описывать культурно-бытовые особенности разных народов и разных эпох. Основными формами и методами работы являются: рассказ; беседа; выборочное объяснительное чтение текста учебника; работа с исторической картой, картинами, таблицами, схемами, «Лентой времени»; практические работы; просмотр слайдов, видеофильмов, отдельных фрагментов кино. Основные формы урока: комбинированный урок, урок изучения нового материала, урок- презентация, урок-игра, урок-экскурсия и т. д.
В результате изучения истории курса истории по специальной (коррекционной) программе VIII вида учащиеся должны знать/уметь:
- определение понятия «история»;
- иметь представление о счете лет в истории; - иметь представление о Родине; - основные исторические понятия (общество, государство, закон, культура); - традиции народов России; - государственные символы России. Уметь:
– отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
– по году определять век, место события в прошлом;
– узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы РФ и столицу;
– объяснять свое отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
2. Основное содержание курса история Отечества
(специальная коррекционная программа VIII вида), 7 класс (69 часов):
Раздел 1. Введение в историю. История – наука о прошлом человечества. Понятие о счете времени: дата, месяц, год, век. Историческая карта. Наша Родина - Россия. Наша страна на карте. С чего начинается Родина. Символы государства. Понятие « символы государства». Государственные символы России: государственный герб и гимн, государственный флаг. Москва – столица нашей Родины. Населенные пункты нашей Родины. Моя родословная. Родословная человека. Понятие «предки». Поколения предков, фамилия, имя, отчество – связь времен. Понятие «генеалогическое древо». История происхождения фамилий, имен и отчеств на Руси. Семья, родственные отношения в семье (мать, отец, сестра, брат, бабушка, дедушка). Состав семьи обучающихся. Фамилия, имя, отчество, возраст каждого члена семьи. Дни рождения их. Взаимоотношения между членами семьи и взаимопомощь. Основные занятия членов семьи обучающихся. Права и обязанности каждого члена семьи. Повторительно-обобщающий урок по теме: «Введение в историю».
Раздел 2. История нашей страны древнейшего периода. Понятие «предки». Славяне - древние жители российских просторов. Основные занятия древних славян. Быт и обычаи древних славян. Ремесла древних славян. Языческие праздники. Верования, мудрецы и старцы-предсказатели (волхвы, вещуны, кудесники). Языческие праздники. (Коляда, Масляница, Ивана Купала, Осенины). Славянские обереги. Славянские витязи- богатыри. Объединение восточных славян под властью Рюрика. Личность Рюрика. Создание центра в Новгороде. Повторительно-обобщающий урок по теме: «История нашей страны древнейшего периода».
Раздел 3. Киевская Русь. Образование государства восточных славян. Создание древнерусского государства. Первые князья. Княжеская дружина. «Древняя Русь – страна городов». Города – центры культуры Древней Руси. Древний Киев. Великий Новгород. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси. Былины – источник знаний о Киевской Руси. Защита русской земли от набегов степняков- кочевников. Богатырские заставы. Княжеские боярские подворья. Боярские хоромы. Жизнь и быт людей в Киевской Руси. Изба. Занятия простых людей. Правление Ярослава Мудрого. Личность Ярослава Мудрого. Летописи. Летописцы. Славянская азбука – кириллица. Кирилл и Мефодий – основоположники славянской письменности. Киевский князь Владимир Мономах. Рост и укрепление древнерусских городов. Города, села, деревни. Повторительно-обобщающий урок по теме: «Киевская Русь». Раздел 4. Распад Киевской Руси. Распад Киевской Руси. Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII – первая половина XIII вв.). Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Образование самостоятельных государств. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель. Новгород Великий, торговля и ремесла новгородской земли. Новгородское вече. Киевское, Владимиро-Суздальское княжества. Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве». Культура Руси в домонгольское время. Языческая культура восточных славян. Влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры. Фольклор (пословицы, поговорки, сказания). Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Быт и нравы. Повторительно-обобщающий урок по теме: «Распад Киевской Руси». Раздел 5. Борьба с иноземными завоевателями. Разорение и погибель русской земли. Монголо-татарское нашествие. Героическая борьба русского народа против монголо-татар. Государство Золотая Орда. Русские земли под властью Золотой Орды. Борьба против рыцарей – крестоносцев. Александр Невский и новгородская дружина. Невская битва. Ледовое побоище. Героизм русских людей. Повторительно-обобщающий урок по теме: «Борьба с иноземными завоевателями».
Раздел 6. Начало объединения русских земель. Москва – столица государства Российского. Московский князь Иван Калита и его успехи. Московский Кремль – памятник времен Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Куликовская битва и Дмитрий Донской. Освобождение от ордынской зависимости. Сергий Радонежский. Битва на Куликовом поле. Значение битвы на Куликовом поле. Иван III. Освобождение от иноземного ига. Укрепление Московского княжества. Объединение русских княжеств в Российское государство. Царский двор и его дворянское окружение. Быт горожан и ремесленников. Повторительно-обобщающий урок по теме: «Начало объединения русских земель». Повторение изученного курса по теме: «Образование русского государства».
3. Тематическое планирование курса
(специальная коррекционная программа VIII вида), 7 класс (69 часов)
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Раздел 1. Введение в историю | 8 |
2 | Раздел 2. История нашей страны древнейшего периода | 10 |
3 | Раздел 3. Киевская Русь. Образование государства восточных славян | 14 |
4 | Раздел 4. Распад Киевской Руси | 10 |
5 | Раздел 5. Борьба с иноземными завоевателями | 10 |
6 | Раздел 6. Начало объединения русских земель | 12 |
7 | Повторение изученного курса | 2 |
| Повторение по теме: «Образование русского государства» | 4 |
| Итого: | 69 |
Календарно-тематическое планирование по истории Отечества, 7 класс, специальная коррекционная
программа VIII вида (69 часов):
№ п/п | Дата | Тема урока, содержание материала | Домашнее задание |
План | Факт |
Раздел 1. Введение в историю (8 часов) |
-
| | | История как наука о прошлом | Т 1 |
-
| | | Исторические памятники | Т 2 |
-
| | | Наша Родина—Россия. | Т 3 |
-
| | | Моя родословная | Т 3 |
-
| | | Счет лет в истории | Т 4 |
-
| | | Историческая карта | Т 5 |
-
| | | Историческая карта | Т 5 |
-
| | | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Введение в историю» | Т 1-5 |
Раздел 2. История нашей страны древнейшего периода (10 часов) |
-
| | | Восточные славяне—предки русских, украинцев, белорусов | Т 1 |
-
| | | Роды и племена восточных славян и их старейшины | Т 2 |
-
| | | Славянский посёлок | Т 3 |
-
| | | Основные занятия восточных славян. Ремёсла восточных славян. | Т 4 |
-
| | | Обычаи восточных славян | Т 5 |
-
| | | Верования восточных славян | Т 6 |
-
| | | Соседи восточных славян | Т 7 |
-
| | | Славянские воины и богатыри | Т 8 |
-
| | | Объединение восточных славян под властью Рюрика | Т 9 |
-
| | | Повторительно-обобщающий урок по теме «История нашей страны древнейшего периода» | Т 1-9 |
Раздел 3. Киевская Русь. Образование государства восточных славян - Киевская Русь (14 часов) |
-
| | | Русские князья Игорь и Святослав. Княгиня Ольга | Т 1 |
-
| | | Укрепление власти князя | Т 2 |
-
| | | Оборона Руси от врагов | Т 3 |
-
| | | Былины—источник знаний о Киевской Руси | Т 4 |
-
| | | Культура и искусство Киевской Руси | Т 5 |
-
| | | Культура и искусство Киевской Руси | Т 6 |
-
| | | Княжеские и боярские подворья | Т 7 |
-
| | | Жизнь и быт людей в Киевской Руси | Т 8 |
-
| | | Правление Ярослава Мудрого | Т 9 |
-
| | | Образование и грамотность на Руси | Т 10 |
-
| | | Летописи и летописцы | Т 11 |
-
| | | Киевский князь Владимир Мономах | Т 12 |
-
| | | Рост и укрепление древнерусских городов | Т 13 |
-
| | | Повторительно-обобщающий урок по теме «Киевская Русь» | Т 1-13 |
Раздел 4. Распад Киевской Руси (10 часов) |
-
| | | Причины распада Киевской Руси | Т 1 |
-
| | | Образование самостоятельных государств | Т 2 |
-
| | | Киевское княжество в ХІІ веке | Т 3 |
-
| | | Владимиро-Суздальское княжество | Т 4 |
-
| | | Господин Великий Новгород. | Т 5 |
-
| | | Торговля и ремесла Новгородской земли | Т 6 |
-
| | | Новгородское вече | Т 7 |
-
| | | Русская культура в ХІІ-ХІІІ веках | Т 8 |
-
| | | Русская культура в ХІІ-ХІІІ веках | Т 9 |
-
| | | Повторительно-обобщающий урок по теме «Распад Киевской Руси» | Т 1-9 |
Раздел 5. Борьба с иноземными завоевателями (10 часов) |
-
| | | Монголо-татары | Т 1 |
-
| | | Нашествие монголо-татар на Русь | Т 2 |
-
| | | Героическая борьба русских людей против монголо-татар | Т 3 |
-
| | | Героическая борьба русских людей против монголо-татар | Т 3 |
-
| | | Русь под монголо-татарским игом | Т 4 |
-
| | | Рыцари-крестоносцы | Т 5 |
-
| | | Александр Невский и новгородская дружина | Т 6 |
-
| | | Невская битва | Т 7 |
-
| | | Ледовое побоище | Т 8 |
-
| | | Повторительно-обобщающий урок по теме «Борьба с иноземными завоевателями» | Т 1-8 |
Раздел 6. Начало объединения русских земель (12 часов) |
-
| | | Возвышение Москвы | Т 1 |
-
| | | Московский князь Иван Калита и его успехи | Т 2 |
-
| | | Возрождение сельского хозяйства на Руси | Т 3 |
-
| | | Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском | Т 4 |
-
| | | Сергий Радонежский | Т 5 |
-
| | | Битва на Куликовом поле | Т 6 |
-
| | | Значение Куликовской битвы для русского народа | Т 7 |
-
| | | Иван ІІІ. Освобождение от иноземного ига | Т 8 |
-
| | | Иван ІІІ. Освобождение от иноземного ига | Т 8 |
-
| | | Укрепление Московского государства | Т 9 |
-
| | | Укрепление Московского государства | Т 9 |
-
| | | Повторительно-обобщающий урок по теме «Начало объединения русских земель» | Т 1-9 |
-
| | | Повторение по теме: «Образование русского государства» | Темы разделов 1-2 |
-
| | | Повторение по теме: «Образование русского государства» | Темы разделов 3-4 |
-
| | | Повторение по теме: «Образование русского государства» | Темы раздела 5 |
-
| | | Повторение по теме: «Образование русского государства» | Темы раздела 6 |