Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная школа № 12»
Гаткинское сельское поселение
Советско-Гаванского муниципального района
Хабаровского края
Рассмотрено на методическом совете МБОУ ОШ № 12 Протокол №_______ от «___» _________ 201_____г | Согласовано Зам директора по УВР ___________/Л.А. Новикова от «____»_________ 201___г | Утверждаю Директор МБОУ ОШ № 12 ___________/А.А. Голыгина Приказ №_______ от «___» _________ 201_____г |
Рабочая программа по учебному предмету
«История Отечества»
по адаптированной образовательной программе
для детей с умственной отсталостью
Образовательная область
«Обществознание»
8 класс
Срок реализации программы: 1 год
Программу разработала:
Новикова Лариса Александровна,
учитель истории
Советско-Гаванский район
2019 год
1. Планируемые результаты освоения предмета «История» в 8 классе.
Рабочая программа составлена на основе стандарта общеобразовательной подготовки обучающихся в специальных (коррекционных) школах VIII вида.
Курс «История» введен за счёт федерального компонента базисного учебного плана, направленный на реализацию социальной адаптации обучающихся с интеллектуальным отставанием в развитии.
Учебно-познавательный процесс основан на видах деятельности, соответствующих целям исторического образования, психолого-возрастным особенностям учащихся 8 класса, обучающихся по специальным (коррекционным) программам VIII вида. Уделено внимание формированию исторического мышления; развитию способности прослеживать логические связи; развитию мыслительной деятельности и речи; умению выражать свои мысли, используя исторические термины; умению описывать культурно-бытовые особенности разных народов и разных эпох.
Основными формами и методами работы являются: рассказ; беседа; выборочное объяснительное чтение текста учебника; работа с исторической картой, картинами, таблицами, схемами, «Лентой времени»; практические работы; просмотр слайдов, видеофильмов, отдельных фрагментов кино. Основные формы урока: комбинированный урок, урок изучения нового материала, урок- презентация, урок-игра, урок-экскурсия и т. д.
Предметные результаты:
- формирование уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства;
- формирование гражданственности и патриотизма, гуманистических и демократических ценностей, мира и взаимопонимания между людьми;
- усвоение основных национальных ценностей и идеалов на основе изучения исторического опыта России;
- овладение целостным представлением об историческом пути народов России;
-формирование умений применять исторические знания для раскрытия сущности событий и явлений прошлого и современности;
- развитие умения анализировать информацию, содержащуюся в разных источниках, раскрывая ее познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни личностей в истории России;
- приобретение опыта активного освоения исторического и культурного наследия России.
В результате изучения курса истории учащиеся должны:
Знать:
когда началось и закончилось событие (по выбору учителя)
как протекало конкретное событие
великих русских поэтов, писателей, ученых
Уметь:
пользоваться лентой времени
устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий
выделять главную мысль в отрывке исторической статьи
оценивать ответ ученика, дополнять его, пользуясь учебником и картой.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
- когда началось и закончилось событие (по выбору),
- как протекало конкретное событие,
- великих русских поэтов, писателей, ученых.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться лентой времени,
- устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий,
- выделять главную мысль в отрывке исторической статьи,
- оценивать ответ ученика, дополнить его, пользуясь учебником и картой.
2. Основное содержание курса история Отечества
(специальная коррекционная программа VIII вида), 8 класс (69 часов):
Раздел 1. Единая Россия (конец XV - начало XVII века). Иван III Великий - глава единого государства Российского. Расширение государства Российского за счет присоединения новых земель: Псков, Смоленск, Рязань и т. д. Влияние православной церкви на Великого князя и его окружение. Значение создания единого Российского государства. Первый русский царь Иван IV Грозный. Венчание его на царство. Борьба Ивана Грозного с боярами. Малюта Скуратов - гроза бояр и правая рука царя. Присоединение Великой реки Волги и всех земель вокруг нее к Российскому государству. Покорение Ермаком Сибири. Ливонская война - попытка присоединения балтийских земель для обеспечения свободного выхода России к Балтийскому морю. Царский двор и его дворянское окружение. Быт горожан и ремесленников. Стрельцы, их быт и назначение стрелецкого войска. Вольные казаки на Дону и в низовьях Днепра: их быт, нравы и традиции. Строительство нового Московского Кремля и участие в нем иностранцев. Путешествие Афанасия Никитина в Индию и его книга «Хождение за три моря». Великий иконописец Андрей Рублев. Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России.
Борис Годунов и тайна гибели царевича Дмитрия - наследника царского престола. Последовавшее за тем Смутное время. Самозванцы. Семибоярщина и поход поляков на разоренную Россию. Народные герои: Козьма Минин и Дмитрий Пожарский.
Начало правления династии Романовых. Первый Романов - Михаил. Второй Романов - Алексей Михайлович Тишайший. Восстание Степана Разина. Назначение патриарха Никона и раскол в Православной церкви. Защита православной веры от влияния католичества: создание православных братств (школ). Запорожская сечь.
Освоение Сибири. Культура и быт вошедших в состав России народов в XVII веке. Строительство патриархом Никоном Ново-Иерусалимского монастыря как символа укрепления православной веры. Славяно-греко-латинская академия. Ученый монах Симеон Полоцкий.
Раздел 2. Великие преобразования России в XVIII веке. Воцарение Петра I: борьба с сестрой - царевной Софьей, претендующей на царский престол. Стрелецкий бунт. Преобразования Петра I. Строительство Санкт-Петербурга. Полтавская битва: разгром шведов. Карл XII и гетман Мазепа. Петр I - первый российский император. Личность Петра I Великого.
Александр Меньшиков - друг и первый помощник Петра I в его деятельности. Введение европейской моды при царском дворе. Борьба со старыми порядками и устоями. Преобразования Петра I в области культуры: новый алфавит, издание первой русской газеты, введение нового календаря, обучение детей дворян за границей и т. д.
Первая женщина-императрица - Екатерина I (вдова Петра I): основание Академии наук России, присоединение Аляски. Борьба «немецкой» и «русской» партий при дворе за влияние на российский престол. Дворцовые перевороты.
Царствование Елизаветы Петровны: основание в Москве первого Российского университета, Академии художеств, первого русского театра. Деятельность графа Шувалова и великого Ломоносова.
Царствование Екатерины II. Победы черноморского флота во главе с графом Орловым. Завоевание графом Потемкиным Молдавии и Крыма. Знаменитый полководец Александр Суворов: взятие Измаила и разгром польских повстанцев. Преобразования Екатерины II в области культуры и просвещения: открытие школ и училищ, Смольный институт благородных девиц - первое высшее учебное заведение для женщин, составление первого словаря русского языка, издание первого литературного журнала. Установление губернского управления в стране.
Жизнь и быт дворян, купечества, мещан, ремесленников и крестьян в XVIII веке. Восстание Емельяна Пугачева. Русские изобретатели и умельцы: Кулибин И. П. и Ползунов И. И. Развитие науки и искусства. Памятники культуры XVIII века в родном городе, крае.
Раздел 3. История нашей страны в период XIX века. Павел I и его дружба с Наполеоном. Приход к власти Александра I и заключение мира с Францией. Претензии Наполеона на мировое господство. Нападение на Россию. Отечественная война 1812 г. Михаил Илларионович Кутузов - главнокомандующий русской армией, другие знаменитые полководцы: князь Багратион, генерал Раевский и др. Мужество русских солдат. Бородинская битва. Московский пожар. Герои партизанской войны: Герасим Курин, Денис Давыдов, Василиса Кожина, Архип Семенов и другие. Гибель армии Наполеона.
Правление Александра I. Полный свод законов Сперанского и военные поселения Аракчеева. Выход декабристов на Сенатскую площадь в Санкт-Петербурге. Расправа Николая I с декабристами. Ссылка в Сибирь. Жены декабристов. Разгром турецкого флота адмиралом Нахимовым. Героическая оборона Севастополя.
Правление Александра II: освобождение крестьян, запрещение телесных наказаний, отмена военных поселений, продажа США Аляски, спасение братской Болгарии от турецкого ига. Убийство Александра II.
Приход к власти Александра III - миротворца. Строительство фабрик, заводов и железнодорожных дорог, денежная реформа, увеличение торговли с другими государствами. Рабочий вопрос. Знаменитые деятели эпохи Александра III: министр финансов С. Ю. Витте и фабрикант Т. С. Морозов.
XIX век - век развития науки и культуры. А. С. Пушкин - великий русский поэт. Л. Н. Толстой - великий русский писатель. Русская опера, балет и развитие театра. Музыка П. И. Чайковского. Первая женщина-математик Софья Ковалевская. Величайший русский певец Ф. И. Шаляпин. Развитие образования и науки, живописи и архитектуры.
Повторение за год.
3. Тематическое планирование курса
(специальная коррекционная программа VIII вида), 8 класс (69 часов)
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Раздел 1. Единая Россия (конец XV века – XVII век) | 20 |
2 | Раздел 2. Великие преобразования России в XVIII веке | 19 |
3 | Раздел 3. История нашей страны в XIX веке | 23 |
4 | Повторение пройденного материала за год | 7 |
| Итого: | 69 |
Календарно-тематическое планирование по истории Отечества,
8 класс, специальная коррекционная программа VIII вида (69 часов):
№ п/п | Дата | Тема урока, содержание материала | Домашнее задание |
План | Факт |
Раздел 1. Единая Россия (конец XV века – XVII век) (20 часов) |
-
| | | Иван III - глава единого государства Российского | Т 1 |
-
| | | Расширение государства Российского при Василии III | Т 2 |
-
| | | Русская православная церковь в Российском государстве | Т 3 |
-
| | | Первый русский царь Иван IV Грозный | Т 4 |
-
| | | Опричнина Ивана Грозного | Т 5 |
-
| | | Присоединение к Российскому государству Поволжья | Т 6 |
-
| | | Покорение Сибири | Т 7 |
-
| | | Быт простых и знатных людей | Т 8 |
-
| | | Москва – столица Российского государства | Т 9 |
-
| | | Путешествие Афанасия Никитина в Индию. «Хождение за три моря» | Т 10 |
-
| | | Великий иконописец Андрей Рублев | Т 11 |
-
| | | Первопечатник Иван Федоров и первое издание книги в России | Т 12 |
-
| | | Правление Бориса Годунова | Т 13 |
-
| | | Смутное время | Т 14 |
-
| | | Семибоярщина. Освобождение страны от иноземных захватчиков | Т 15 |
-
| | | Начало правления династии Романовых | Т 16 |
-
| | | Крепостные крестьяне. Крестьянская война под предводительством Степана Разина | Т 17 |
-
| | | Крепостные крестьяне. Крестьянская война под предводительством Степана Разина | Т 18 |
-
| | | Освоение Сибири и Дальнего Востока | Т 19 |
-
| | | Повторительно-обобщающий урок по разделу «Единая Россия (конец XV века-XVII век) | Т 1-19 |
Раздел 2. Великие преобразования России в XVIII веке (19 часов) |
-
| | | Начало правления Петра I | Т 1 |
-
| | | Начало Северной войны и строительство Санкт-Петербурга | Т 2 |
-
| | | Полтавская битва | Т 3 |
-
| | | Победа русского флота. Окончание Северной войны | Т 4 |
-
| | | Петр I-первый российский император | Т 5 |
-
| | | Преобразования Петра I | Т 6 |
-
| | | Эпоха дворцовых переворотов | Т 7 |
-
| | | Российская Академия наук и деятельность великого Ломоносова | Т 8 |
-
| | | Основание в Москве первого Российского университета и Академии художеств | Т 9 |
-
| | | Правление Екатерины II | Т 10 |
-
| | | Золотой век дворянства | Т 11 |
-
| | | Положение крепостных крестьян | Т 12 |
-
| | | Восстание под предводительством Емельяна Пугачева | Т 13 |
-
| | | Русско-турецкие войны второй половины XVIII века | Т 14 |
-
| | | Знаменитый полководец Александр Суворов | Т 15 |
-
| | | Русские изобретатели и умельцы | Т 16 |
-
| | | Развитие литературы и искусства в XVIII веке | Т 17 |
-
| | | Быт и нравы русских людей в XVIII веке | Т 18 |
-
| | | Повторительно–обобщающий урок по разделу «Великие преобразования России в XVIII веке» | Т 1-18 |
Раздел 3. История нашей страны в XIX веке (23 часа) |
-
| | | Россия в начале XIX века | Т 1 |
-
| | | Начало Отечественной войны 1812 года | Т 2 |
-
| | | Бородинская битва | Т 3 |
-
| | | Оставление Москвы | Т 4 |
-
| | | Народная война против армии Наполеона | Т 5 |
-
| | | Отступление и гибель французской армии | Т 6 |
-
| | | Правление Александра I | Т 7 |
-
| | | Создание тайных обществ в России | Т 8 |
-
| | | Восстание декабристов | Т 9 |
-
| | | Император Николай I | Т 10 |
-
| | | «Золотой век» русской культуры. | Т 11 |
-
| | | Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин | Т 12 |
-
| | | Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX века | Т 13 |
-
| | | Крымская война 1853-1856 годов | Т 14 |
-
| | | Отмена крепостного права | Т 15 |
-
| | | Реформы Александра II | Т 16 |
-
| | | Правление Александра III | Т 17 |
-
| | | Развитие российской промышленности | Т 18 |
-
| | | Появление революционных кружков в России | Т 19 |
-
| | | Наука и культура во второй половине XIX века | Т 20 |
-
| | | Жизнь и быт русских купцов | Т 21 |
-
| | | Быт простых россиян в XIX веке | Т 22 |
-
| | | Повторительно–обобщающий урок по разделу «История нашей страны в XIX веке» | Т 1-22 |
Повторение пройденного материала за год (7 часов) |
-
| | | Повторение пройденного материала по разделу «Единая Россия (конец XV века-XVII век)» | Темы раздела 1 |
-
| | | Повторение пройденного материала по разделу «Единая Россия (конец XV века-XVII век)» | Темы раздела 1 |
-
| | | Повторение пройденного материала по разделам: «Великие преобразования России в XVIII веке» | Темы раздела 2 |
-
| | | Повторение пройденного материала по разделам: «Великие преобразования России в XVIII веке» | Темы раздела 2 |
-
| | | Повторение пройденного материала по разделу «История нашей страны в XIX веке» | Темы раздела 3 |
-
| | | Повторение пройденного материала по разделу «История нашей страны в XIX веке» | Темы раздела 3 |
-
| | | Обобщение материала, изученного за год | |