СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «География» для 8 «б» класса

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе:

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:

5-9 классов, под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В. Воронковой, изд. центр ВЛАДОС, 2012 г., учебного плана специальных (коррекционных) классов VIII вида

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «География» для 8 «б» класса»















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«География»

за курс основного общего образования

для 8 «б» класса

на 2017 – 2018 учебный год

Срок реализации – 1 год.


Рабочая программа составлена на основе:

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:

5-9 классов, под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В. Воронковой, изд. центр ВЛАДОС, 2012 г., учебного плана специальных (коррекционных) классов VIII вида муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Шумаковская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области основного общего образования.


Составитель: Лукьянчикова С.Н. - учитель географии







д. Б. Шумаково

2017

Пояснительная записка

Статус документа


Рабочая программа составлена на основе:

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:

5-9 классов, под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В. Воронковой, изд. центр ВЛАДОС, 2012 г., учебного плана специальных (коррекционных) классов VIII вида муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Шумаковская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области основного общего образования.

Рабочая программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития. Она направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программа содер­жат материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеоб­разовательных знаний и умений, который необходим им для социаль­ной адаптации.

Содержание обучения по учебному предмету имеет прак­тическую направленность. Школа готовит своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, трудовую деятельность в условиях современного производства.

В программе принцип коррекционной направленности обуче­ния является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания детей с нарушениями интеллектуаль­ного развития в процессе овладения каждым учебным предметом. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных обучающихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

Обучение обучающихся с нарушениями интеллектуального развития носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена необходимость форми­рования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.


Данная программа по географии разработана с учётом изменений, происходящих в современном обществе, и новых данных географи­ческой науки.

География как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет большое значение для всестороннего разви­тия учащихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные явления и соци­ально-экономические процессы во взаимосвязи.

Основные задачи современного школьного курса географии — дать элементарные, но научные и систематические сведения о при­роде, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, позна­комить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить пра­вила поведения в природе.

География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся, помогает знакомить их с миром профессий, распростра­ненных в своем регионе.

Программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся, с нарушением интеллектуального развития. Географичес­кий материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятель­ности детей с нарушениями интеллектуального развития: они учат­ся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, пони­мать причинно-следственные зависимости. Работа с символически­ми пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематичес­кая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.

Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания.

Курс географии имеет много смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительным искусст­вом, черчением, социально-бытовой ориентировкой и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Развитие устной речи на основе ознакомления с предме­тами и явлениями окружающей действительности» и «Природове­дение».

Необходимость межпредметных связей с другими учебными дисциплинами, а также преемственность географического содержа­ния и природоведческих курсов подчеркивается выделением специ­альной рубрики «Межпредметные связи» после каждой темы.

Учитывая общие и специальные задачи специальной (коррекционной) школы VIII вида, программа и методика преподавания гео­графии предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элемен­тарных географических знаний учащимися с интеллектуальными нарушениями.

Обучение географии рассчитано на четыре года с 6 по 9 классы по 2 урока в неделю.

Учебный материал расположен по годам обучения следующим образом:

6 класс — «Начальный курс физической географии» (66 ч);

7 класс — «География России» (66 ч);

8 класс — 66 ч, 9 класс — 52 ч. - «География матери­ков и океанов»;

9 класс — 14ч - «Наш край».

В программе выделены практические работы и экскурсии, ука­зана географическая номенклатура, а также по годам обучения сформулированы основные требования к знаниям и умениям школь­ников.

Проведение практических работ способствует внедрение современных методических приемов в учебный про­цесс. Часть заданий может быть выполнена на доске (под руководством учителя) на этапе закрепления географического материала. Для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода, задания разной степени трудности могут быть использованы на этапе проверки знаний, а некоторые из них, даются в качестве домашнего задания.

Значительную помощь обучающимся окажут атласы (иллюстриро­ванные приложения к учебникам), которые специально адаптированы к психофизическим и возрастным особенностям детей с интеллектуальными нарушениями. Используя их, обучаюющиеся могут дать комплексную характеристику иллюстрированной территории (растительный мир, животный мир, занятия населения).


Курс «Географии материков и океанов» рассчитан на 2 года обу­чения. Три четверти 8 класса отводится на изучение Мирового океана, Африки, Австралии, Антарктиды, Северной и Южной Аме­рик. Учитель должен познакомить обучающихся не только с природой различных континентов, но и с населением, особенностями хозяйственной деятельности, бытом, культурой людей, отдельными государствами.

С IV четверти 8 класса обучающиеся начинают более подробно изучать физическую географию материка, на котором мы живем. Здесь даются общие представления о географическом положении, очертаниях берегов, рельефе, климате, водных ресурсах, растительном, животном мире и населении Евразии.

На уроках можно усилить изучение социальных, экологических и культурологических аспектов. Рассмотрение вопросов истории, этнографии, национальных и региональных культурных традиций будет способствовать воспитанию у обучающихся патриотических чувств и в значительной степени повысит интерес к изучаемому предмету.

Данная программа обеспечивает оптимальный объем знаний по географии для детей с нарушением интеллекта. Как показывает опыт, он доступен большинству обучающихся. Учитывая индивидуальные особенности школьников, учитель может снижать уровень требова­ний к отдельным обучающимся по темам, связанным с географической картой.

Внутри разделов, не выходя за рамки указанного времени, педа­гог вправе перераспределять количество часов на изучение отде­льных тем.


Содержание


8 класс

География материков и океанов. Часть 1

66 часов

I четверть


Введение (1ч)

Материки и части света на глобусе и карте.


Мировой океан (6 ч)

Мировой океан, Атлантический океан. Северный Ледовитый океан. Тихий океан. Индийский океан.

Современное изучение Мирового океана.


Практические работы

Обозначение океанов на контурной карте.

Зарисовки рыб, морских животных, айсберга.

Подбор иллюстраций по теме «Мировой океан».


Материки и части света

Африка (12 ч)

Географическое положение.

Разнообразие рельефа, климат, реки и озера.

Природные зоны. Растительный мир тропических лесов.

Животный мир тропических лесов.

Растительный мир саванн.

Животный мир саванн.

Растительный и животный мир пустынь.

Население. Государства: Египет, Эфиопия, Танзания, Демокра­тическая республика Конго (ДР Конго), Нигерия, Южно-Африкан­ская республика (ЮАР) или другие по выбору учителя.

Обобщающий урок.


Практические работы

Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в номенклатуре.

Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).


II четверть (14 часов)

Австралия (8 часов)

Географическое положение.

Разнообразие рельефа, климат, реки и озера.

Растительный мир.

Животный мир.

Население.

Австралийский Союз.

Океания. Остров Новая Гвинея.


Практические работы

Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в номенклатуре.

Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).


Антарктида (6 ч)

Географическое положение. Антарктика.

Открытие Антарктиды русскими мореплавателями.

Разнообразие рельефа, климат.

Растительный и животный мир Антарктиды. Охрана природы.

Современные исследования Антарктиды.

Обобщающий урок.


Практические работы

Обозначение на контурной карте океанов, омывающих Антарктиду, Южного полюса.

Составление альбома иллюстраций по теме: «Антарктида».

Зарисовки птиц и животных Антарктиды.

Изготовление простейшего макета изучаемого материка.


III четверть (20 ч)


Америка (20 ч)

Открытие Америки (1 час).

Северная Америка (8 ч)

Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат.

Реки и озера

Растительный и животный мир.

Население и государства.

Соединенные Штаты Америки.

Канада.

Мексика. Куба.


Практические работы

Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в номенклатуре.

Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).


Южная Америка (11ч)

Географическое положение.

Разнообразие рельефа, климат.

Реки и озера.

Растительный мир тропических лесов.

Животный мир тропических лесов.

Растительный мир саванн, степей, пустынь и горных районов.

Животный мир саванн, степей, полупустынь, гор.

Население. Государства: Бразилия, Аргентина, Перу или другие по выбору учителя.

Обобщающий урок. Часть света — Америка.


Практические работы

Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в номенклатуре.

Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).


IV четверть (14 ч)


Евразия (14 ч)

Общая характеристика материка

Географическое положение

Очертания берегов Евразии. Моря Северного Ледовитого и Ат­лантического океанов. Острова и полуострова.

Очертания берегов. Моря Тихого и Индийского океанов. Острова и полуострова.

Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы.

Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии.

Климат Евразии.

Реки и озера Европы.

Реки и озера Азии.

Растительный и животный мир Европы.

Растительный и животный мир Азии.

Население Евразии.

Культура и быт народов Европы и Азии.

Обобщающий урок.


Межпредметные связи

Рациональное использование почв, полезных ископаемых, охрана водоемов; растения и животные, занесенные в Красную книгу; культурные растения и сельскохозяйственные животные («Естествознание»).

Охрана природы — всемирная проблема. Международные законы об охране природы («История»),

Правописание трудных слов («Русский язык»).


Практические работы

Обозначение на контурной карте морей, заливов, островов, полуост­ровов, гор, рек, озер, обозначенных в номенклатуре.

Проведение на контурной карте условной границы между Европой и Азией.

Запись в тетради названий типичных представителей растительного и животного мира.


Географическая номенклатура

Африка

Океаны и моря, омывающие Африку. Остров Мадагаскар, полу­остров Сомали, пустыня Сахара, реки Нил, Нигер, Заир, Атласские горы, Суэцкий канал. Изученные государства.

Австралия

Океаны и моря, омывающие Австралию. Острова Тасмания и Новая Гвинея, река Муррей, города Канберра, Сидней, Мельбурн.

Антарктида

Океаны и моря, омывающие Антарктиду. Южный полюс.

Северная Америка

Океаны, моря и заливы, омывающие Северную Америку, Остро­ва Гренландия, Куба, полуострова Лабрадор, Аляска, Флорида, Ка­лифорния, горы Кордильеры, реки Миссисипи и Миссури, Великие озера. Изученные государства.

Южная Америка

Океаны, омывающие Южную Америку. Остров Огненная Земля, Панамский канал, Амазонская низменность, горы Анды, река Ама­зонка, Магелланов пролив. Изученные государства.

Евразия

Моря: Норвежское, Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Средиземное, Черное, Берингово, Охотское, Японское, Восточно-Китайское, Южно-Китайское, Ара­вийское, Красное.

Заливы: Бенгальский, Персидский.

Острова: Великобритания, Шри-Ланка, Индонезийские, Япон­ские, Сахалин.

Полуострова: Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Бал­канский, Малая Азия, Аравийский, Индостан, Индокитай, Корея, Камчатка.

Горы: Альпы, Карпаты, Кавказ, Тянь-Шань, Тибет, Гималаи.

Реки: Дунай, Днепр, Дон, Волга, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг, Сыр- Дарья, Амударья, Обь, Енисей, Лена, Амур.

Озера: Балхаш, Байкал, Иссык-Куль, Каспийское, Аральское.

Пустыня: Гоби, Каракумы, Кызыл кум.


Основные требования к знаниям и умениям обучающихся


Обучающие должны знать:

• Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны.

Географическое положение и их хозяйственное значение;

• особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого материка, население и особеннос­ти размещения;

• названия изученных географических объектов (по атласу, спе­циально разработанному для коррекционных школ VIII вида).


Обучающиеся должны уметь:

• показывать на географической карте из приложения к учебни­ку океаны, давать им характеристику;

• определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка;

• давать элементарное описание природных условий всех мате­риков, опираясь на карту и картины;

• находить в периодической печати сведения об изученных го­сударствах и показывать их на политической карте;

• выполнять задания для 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).


Тематическое планирование


п/п

Тема

Кол-во

часов


Введение (1 ч)


1

Материки и части света на глобусе и карте.

1


Мировой океан (6 ч)


2

Мировой океан

1

3

Атлантический океан.

1

4

Северный Ледовитый океан.

1

5

Тихий океан.

1

6

Индийский океан.

1

7

Современное изучение Мирового океана.

1


Материки и части света.

Африка (12 ч)


8

Географическое положение.

1

9

Разнообразие рельефа, климат, реки и озера.

1

10

Природные зоны.

Растительность тропических лесов.

1

11

Животные тропических лесов.

1

12

Растительность саванн.

1

13

Животные саванн.

Практическая работа № 1 «Зарисовка в тетрадях наиболее типичных растений и животных природной зоны».

1

14

Растительность и животные пустынь.

Практическая работа № 2 «Зарисовка в тетрадях наиболее типичных растений и животных природной зоны».

1

15

Население и государства.

1

16

Египет.

Эфиопия.

1


17

Танзания.

Демократическая республика Конго (ДР Конго).

1

18

Нигерия.

Южно-Африканская республика (ЮАР).

1

19

Обобщающий урок

1


Австралия (8 ч)


20

Географическое положение.

Практическая работа № 3 «Обозначение на контурной карте острова Новая Гвинея, реки Муррей, города Канберра».


1

21

Разнообразие рельефа, климат, реки и озера.

1

22

Растительный мир.

1

23

Животный мир.

Практическая работа № 4 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных растений и животных материка».


1

24

Население.

1

25

Австралийский Союз.

1

26

Океания.

Остров Новая Гвинея.

1


Антарктида (6 ч)


27

Географическое положение. Антарктика.

1

28

Открытие Антарктиды русскими мореплавателями.

1

29

Разнообразие рельефа, климат.

1

30

Растительный и животный мир. Охрана природы.

Практическая работа № 5 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных растений и животных материка».

1

31

Современные исследования Антарктиды

1

32

Обобщающий урок

1


Америка (20 ч)


33

Открытие Америки.

1


Северная Америка (8 ч)


34

Географическое положение.

Практическая работа № 6 «Обозначение на контурной карте Карибского моря, Гудзонова и Мексиканского заливов, островов Гренландия и Куба, полуостровов: Аляска, Флорида, Калифорния».

1

35

Разнообразие рельефа, климат.

1

36

Реки и озера.

1

37

Растительный и животный мир.

1

38

Население и государства.

1

39

Соединенные Штаты Америки (США).

1

40

Канада.

1

41

Мексика, Куба.

Практическая работа № 7 «Обозначение на контурной карте изученных государств и их столиц».

1


Южная Америка (11 ч)


42

Географическое положение.

1

43

Разнообразие рельефа, климат.

1

44

Реки и озера.

1

45

Растительность тропических лесов.

1

46

Животные тропического леса.

Растительность саванн, степей, пустынь и горных районов.

1

47

Растительность саванн, степей, полупустынь и горных районов

1

48

Животные саванн, степей, полупустынь, гор.

Практическая работа № 8 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных растений и животных материка».


1

49

Население и государства.

Бразилия.

Аргентина.

Перу.

1

50

Обобщающий урок. Часть света - Америка

1


Евразия (14 ч)

Общая характеристика материка


51

Географическое положение.

Практическая работа № 9 «Проведение на контурной карте границы между Европой и Азией».


1

52

Очертания берегов. Моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов. Острова и полуострова.

1

53

Очертания берегов. Моря Тихого и Индийского океанов. Острова и полуострова.

1

54

Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы.

Практическая работа № 10 «Обозначение на контурной карте гор: Альпы, Пиренеи, Апеннины».


1

55

Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии.

Практическая работа № 11 «Обозначение на контурной карте гор: Гималаи, Тянь-Шань, Кавказ».


1

56

Климат Евразии.

1

57

Реки и озера Европы.

Практическая работа № 12 «Обозначение на контурной карте рек: Висла, Дунай, Эльба, Днепр, Дон, Волга».

1

58

Реки и озера Азии.

Практическая работа № 13 «Обозначение на контурной карте рек: Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг, Сырдарья, Амударья», озер: Байкал, Балхаш».


1

59

Растительный и животный мир Европы.

Практическая работа № 14 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных растений и животных Европы».


1

60

Растительный и животный мир Азии.

1

61

Население Евразии

1

62

Культура и быт народов Европы и Азии

1

63

Обобщающий урок

1

64

Рациональное использование почв, полезных ископаемых, охрана водоёмов; растения и животные, занесённые в Красную книгу; культурные растения и сельскохозяйственные животные

1

65

Охрана природы – всемирная проблема. Международные законы об охране природы

1

66

Правописание трудных слов

1







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!