СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Биология» основное общее образование (6-9 классы; 272 часов) (адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью) (интеллектуальными нарушениями)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа составлена на основе стандартной общеобразовательной программы для специальных коррекционных общеобразовательных учреждений для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) под редакцией Н.Н.Воронковой.

А.И. Никишов Биология (Неживая природа) 6 класс. Просвещение.

З. А. Клепинина  Биология  (Растения. Бактерии. Грибы) 7 класс.Просвещение.

А. И. Никишов, А.В. Теремов Биология (Животные). 8 класс. Просвещение.

Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырева Биология (Человек) 9 класс. Просвещение.

 

            Курс «Естествознание» включает разделы: «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс) и «Человек» (9класс). По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных школьникам с ограниченными возможностями здоровья, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.

            Целью курса является использование процесса обучения биологии для повышения уровня общего развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.

            В преподавании естествознания учащимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  необходимо использовать принципы:

  • коррекционной направленности,
  • воспитывающей и развивающей направленности обучения,
  • научности и доступности,
  • систематичности и последовательности,
  • наглядности,
  • индивидуального и дифференцируемого подхода в обучении.

 

Коррекционные задачи:

  • Способствовать запоминанию и воспроизведению изученного материала.
  • Выработка умений устанавливать причинно-следственные связи.
  • Учить связно и развёрнуто излагать учебный материал, опираясь на таблицы, схемы, рисунки.
  • Объяснять сложные понятия на основе текста учебника, таблицы.
  • Выделять несколько отличительных признаков, находить среди них главные, проводить сравнение двух объектов.
  • Способствовать развитию познавательных процессов на основе анализа, сравнения, последовательного выполнения заданий; в процессе работы с планом, схемой, таблицей.
  • Развивать умение самостоятельно делать выводы.
  • Развивать умение поддерживать беседу при обсуждении учебной проблемы.
  • Учить применять ранее полученные знания.
  • Совершенствовать навыки работы с учебником, самостоятельно читать текст, составлять полные развёрнутые ответы, делать выводы.

           

            Основным инструментарием оценивания результатов на уроках биологии являются: наблюдение за работой обучающихся на уроке, качество устных ответов на уроках, выполнение тестовых заданий, выполнение самостоятельных и контрольных работ.

 

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Биология» основное общее образование (6-9 классы; 272 часов) (адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью) (интеллектуальными нарушениями)»

Приложение № 7

к основной образовательной программе

основного общего образования,

утверждѐнной приказом директора

МАОУ ООШ № 15

от 30.05.2019 № __

(в действующей редакции)



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по учебному предмету «Биология»

основное общее образование

(6-9 классы; 272 часов)


(адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью)

(интеллектуальными нарушениями)




Составитель:

Двойникова Юлия Михайловна,

учитель биологии

первой квалификационной категории













г. Калининград,

2019 г.



Адаптированная рабочая программа

по биологии для

обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)



  1. Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе стандартной общеобразовательной программы для специальных коррекционных общеобразовательных учреждений для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) под редакцией Н.Н.Воронковой.

А.И. Никишов Биология (Неживая природа) 6 класс. Просвещение.

З. А. Клепинина Биология (Растения. Бактерии. Грибы) 7 класс.Просвещение.

А. И. Никишов, А.В. Теремов Биология (Животные). 8 класс. Просвещение.

Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырева Биология (Человек) 9 класс. Просвещение.


Курс «Естествознание» включает разделы: «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс) и «Человек» (9класс). По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных школьникам с ограниченными возможностями здоровья, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.

Целью курса является использование процесса обучения биологии для повышения уровня общего развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.

В преподавании естествознания учащимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) необходимо использовать принципы:

  • коррекционной направленности,

  • воспитывающей и развивающей направленности обучения,

  • научности и доступности,

  • систематичности и последовательности,

  • наглядности,

  • индивидуального и дифференцируемого подхода в обучении.


Коррекционные задачи:

  • Способствовать запоминанию и воспроизведению изученного материала.

  • Выработка умений устанавливать причинно-следственные связи.

  • Учить связно и развёрнуто излагать учебный материал, опираясь на таблицы, схемы, рисунки.

  • Объяснять сложные понятия на основе текста учебника, таблицы.

  • Выделять несколько отличительных признаков, находить среди них главные, проводить сравнение двух объектов.

  • Способствовать развитию познавательных процессов на основе анализа, сравнения, последовательного выполнения заданий; в процессе работы с планом, схемой, таблицей.

  • Развивать умение самостоятельно делать выводы.

  • Развивать умение поддерживать беседу при обсуждении учебной проблемы.

  • Учить применять ранее полученные знания.

  • Совершенствовать навыки работы с учебником, самостоятельно читать текст, составлять полные развёрнутые ответы, делать выводы.

Основным инструментарием оценивания результатов на уроках биологии являются: наблюдение за работой обучающихся на уроке, качество устных ответов на уроках, выполнение тестовых заданий, выполнение самостоятельных и контрольных работ.


  1. Общая характеристика учебного предмета

В результате изучения предмета учащиеся должны определенные знания и умения.

1) осознание роли жизни: определять роль в природе различных групп организмов; объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы;

2) рассмотрение биологических процессов в развитии: приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов;

3) использование биологических знаний в быту: объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека;

4) объяснять мир с точки зрения биологии: перечислять отличительные свойства живого; различать (по таблице) основные группы живых организмов (безъядерные: бактерии, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые); определять основные органы растений (части клетки); объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

5) понимать смысл биологических терминов; характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы; проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;


6) оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни: использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены, оказания первой помощи, различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

3. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Оценка личностных результатов в образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:

- соблюдение норм и правил поведения;

- прилежание и ответственность за результаты обучения;

- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;

- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами конкретного предмета.

Достижения личностных результатов отражаются в индивидуальных накопительных портфолио обучающихся.

Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:

- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

- способность к сотрудничеству и коммуникации;

- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала. Примерные виды контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа по карточкам и т.д.



4.Описание места учебного предмета

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 272 часа для обязательного изучения учебного предмета «биологии» в 6-9 классах из расчета:

- 6-х классах 2 - х учебных часов в неделю, 68 часов в год;

- 7-х классах 2 - х учебных часов в неделю, 68 часов в год;

- 8 -х классах 2 - х учебных часов в неделю,68 часов в год;

- 9-х классах 2 - х учебных часов в неделю, 68 часов в год;


5. Планируемые результаты освоения учебного предмета

6 класс

в личностном направлении:

- Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов,

направленных на изучение программ;

- развитие навыков обучения;

- формирование социальных норм и навыков поведения

в классе, школе, дома и др.;

- формирование и доброжелательные отношения к мнению другого человека;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой

деятельности;

- осознание ценности здорового и безопасного образа

жизни;

- осознание значения семьи в жизни человека;

- уважительное отношение к старшим и младшим товарищам.


в метапредметном направлении:

- работать с дополнительными источниками информации;

- давать определения;

- работать с биологическими объектами.

- организовывать свою учебную деятельность;

- планировать свою деятельность под руководством

учителя (родителей);

- составлять план работы;

- участвовать в групповой работе (малая группа, класс);

- осуществлять поиск дополнительной информации на

бумажных и электронных носителях;

- работать с текстом параграфа и его компонентами;

- составлять план ответа;

- составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;

- узнавать изучаемые объекты на таблицах;

- оценивать свой ответ, свою работу, а также работу

одноклассников.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся в предметном направлении:

Учащиеся должны знать:

  • Отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;

  • Характерные признаки полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;

  • Некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов;

  • Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла;

  • Текучесть воды и движение воздуха.

Учащиеся должны уметь:

  • Обращаться с простым лабораторным оборудованием;

  • Определять температуру воды и воздуха;

  • Проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке

7 класс

В личностном направлении:

  • формирование и развитие мотивации к получению новых знаний;

  • умение реализовывать теоретические познания на практике;

  • понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

  • проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

  • воспитание уважения к учёным-биологам;

  • признание высокой ценности жизни, здоровья своего и других людей;

  • выбор стиля поведения и привычек, обеспечивающих безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а также близких людей и окружающих;

в метапредметном направлении:

учащиеся должны уметь

  • устанавливать причинно-следственные связи процессов, лежащих в основе деятельности организма;

  • составлять тезисы и конспект текста;

  • обобщать, делать выводы из прочитанного;

  • работать с дополнительными источниками информации и использовать для поиска информации возможности Интернета;

  • презентовать изученный материал, используя возможности компьютерных программ;

  • участвовать в диалоге (отстаивать свою точку зрения, понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение);

  • участвовать в совместной деятельности;

  • использовать полученные знания в повседневной жизни;


Основные требования к знаниям и умениям учащихся в предметном направлении:

Учащиеся должны знать:

  • названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основныхгрупп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых; строение и общие биологические особенности цветковых растений; разницу цветков и растений;

  • некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных;

  • разницу ядовитых ни съедобных грибов;

  • знать вред бактерий и способы предохраняться от заражения ими.

Учащиеся должны уметь:

  • отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных);

  • приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных);

  • различать органы у цветкового растения (корень, стебель, лист, цветок);

  • различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев(жилкование), плодов и семян;

  • приводить примеры однодольных и двудольных растений;

  • выращивать некоторые цветочно-декоративные растения;

различать грибы и растения.

8 класс

В личностном направлении:

  • формирование и развитие мотивации к получению новых знаний;

  • умение реализовывать теоретические познания на практике;

  • понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

  • проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

  • воспитание уважения к учёным-биологам;

  • признание высокой ценности жизни, здоровья своего и других людей;

  • выбор стиля поведения и привычек, обеспечивающих безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а также близких людей и окружающих;

в метапредметном направлении:

учащиеся должны уметь

  • устанавливать причинно-следственные связи процессов, лежащих в основе деятельности организма;

  • составлять тезисы и конспект текста;

  • обобщать, делать выводы из прочитанного;

  • работать с дополнительными источниками информации и использовать для поиска информации возможности Интернета;

  • презентовать изученный материал, используя возможности компьютерных программ;

  • участвовать в диалоге (отстаивать свою точку зрения, понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение);

  • участвовать в совместной деятельности;

  • использовать полученные знания в повседневной жизни;



Основные требования к знаниям и умениям учащихся в предметном направлении:

Учащиеся должны знать:

  • основные отличия животных от растений;

  • признаки сходства и различия между изученными группами животных;

  • общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;

  • места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;

  • названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;

  • основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).

Учащиеся должны уметь:

  • узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах;

  • кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;

  • устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных;

  • проводить несложный уход за некоторыми домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома;

  • рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).

9 класс

В личностном направлении:

  • формирование и развитие мотивации к получению новых знаний;

  • умение реализовывать теоретические познания на практике;

  • понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

  • проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

  • воспитание уважения к учёным-биологам;

  • признание высокой ценности жизни, здоровья своего и других людей;

  • выбор стиля поведения и привычек, обеспечивающих безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а также близких людей и окружающих;

в метапредметном направлении:

учащиеся должны уметь

  • устанавливать причинно-следственные связи процессов, лежащих в основе деятельности организма;

  • составлять тезисы и конспект текста;

  • обобщать, делать выводы из прочитанного;

  • работать с дополнительными источниками информации и использовать для поиска информации возможности Интернета;

  • презентовать изученный материал, используя возможности компьютерных программ;

  • участвовать в диалоге (отстаивать свою точку зрения, понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение);

  • участвовать в совместной деятельности;

  • использовать полученные знания в повседневной жизни;


Учащиеся должны знать в предметном направлении:

  • названия, строение и расположение основных органов организма человека;

  • функции основных органов и их систем;

  • о влиянии физических нагрузок на организм;

  • о вредном влиянии курения и алкогольных напитков на организм;

  • основные санитарно-гигиенические правила.

Учащиеся должны уметь:

  • применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;

  • соблюдать санитарно-гигиенические правила;

  • оказывать доврачебную помощь при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах.



6. Содержание программы учебного курса

"Биология. Неживая природа" 6 класс (68 ч, 2 ч в неделю)


Введение

Живая и неживая природа. Твердые тела, жидкости и газы. Для чего

изучают природу.

Вода

Вода в природе. Вода – жидкость. Температура воды и ее измерение.

Изменение уровня воды при нагревании и охлаждении. Изменение состояния

воды при замерзании. Лед – твердое тело. Превращение воды в пар. Кипение

воды. Три состояния воды в природе. Вода – растворитель. Водные растворы

и их использование. Водные растворы в природе. Нерастворимые в воде

вещества. Чистая и мутная вода. Питьевая вода. Использование воды в быту,

промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды. Что мы узнали о воде.

Демонстрация опытов:

1.Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении.

2.Расширение воды при замерзании.

3.Растворение соли, сахара и марганцовокислого калия в воде.

4.Очистка мутной воды.

Практическая работа:

Определение текучести воды.

Воздух

Воздух в природе. Воздух занимает место. Воздух сжимаем и упруг.

Воздух – плохой проводник тепла. Расширение воздуха при нагревании и

сжатие при охлажднии. Теплый водух легче холодного. Движение воздуха в

природе. Состав воздуха. Кислород и его значение в жизни растений,

животных и человека. Углекислый газ. Применение углекислого газа.

Значение воздуха. Чистый и загрязненный воздух. Охрана воздуха. Что мы

узнали о воздухе.

Демонстрация опытов:

1.Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва).

2.Объем воздуха в какой-либо емкости.

3.Упругость воздуха.

4.Воздух - плохой проводник тепла.

5.Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.

Практическа работа:

Наблюдение за отклонением пламени свечи.

Полезные ископаемые

Что такое полезные ископаемые. Полезные ископаемые, используемые в

строительстве. Гранит. Известняки. Песок и глина. Горючие полезные

ископаемые. Торф. Каменный уголь. Нефть. Природный газ. Полезные

ископаемые, из которых получают минеральные удобрения. Калийная соль.

Фосфориты и получаемые из них фосфорные удобрения. Полезные

ископаемые, применяемые для получения металлов. Железные руды. Черные

металлы. Чугун. Сталь. Медная и алюминиевая руды. Алюминий. Медь и

олово. Что мы узнали о полезных ископаемых.

Демонстрация опытов:

1.Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых:

влагоемкость торфа и хрупкость каменного угля.

2.Определение растворимости калийной соли и фосфоритов.

3.Определение некоторых свойств черных и цветных металлов

(упругость, хрупкость, пластичность).

Практическая работа:

Распознование черных и цветных металлов по образцам и различным

изделиям из этих металлов.

Почва

Что называют почвой. Состав почвы. Перегной – органическая часть

почвы. Песок и глина – минеральная часть почвы. Минеральные соли в

почве. Различие почв по их составу. Как проходит вода в разные почвы.

Испарение воды из почвы. Весенняя (предпосевная) обработка почвы.

Осенняя (основная) обработка почвы. Охрана почв. Что мы узнали о почве.

Демонстрация опытов:

1.Выделение воды и воздуха из почвы.

2.Обнаружение в почве песка и глины.

3.Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду

и пропускать ее.

Практическая работа на школьном учебно-опытном участке:

Обработка почвы на школьном участке: вскапывание и боронование

лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев, рыхление

почвы мотыгами. Определение типа почвы на школьном участке.


Содержание программы учебного курса

"Биология. Растения, грибы и бактерии" 7 класс (68 ч, 2 ч в неделю)

Введение.

Растения вокруг нас. Разнообразие растений. Значение растений. Охрана растений.


1. Общее знакомство с цветковыми растениями.

Строение растения. Цветок.

Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков). Виды соцветий (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков.

Плоды.

Разнообразие плодов. Размножение растений семенами. Распространениеплодов и семян.

Семя растения.

Строение семени (на примере фасоли и пшеницы).Размножение семенами. Условия прорастания семян. Определение всхожестисемян. Правила заделки семян в почву.

Корень.

Виды корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая).Корневые волоски. Значение корня. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).

Лист.

Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок).Жилкование. Листья простые и сложные. Из каких веществ состоит растение.Образование органических веществ в растении. Испарение воды листьями.Дыхание растений. Листопад и его значение.

Стебель.

Строение стебля. Значение стебля в жизни растения.Разнообразие стеблей.

Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и всегорастительного организма со средой обитания).

Лабораторные работы.

1. Органы цветкового растения.

2. Строение цветка.

З. Строение семени фасоли.

4. Строение зерновки пшеницы. Рассмотрение с помощью лупы: форма, окраска, величина.

Практическая работа. Определение всхожести семян.

Демонстрация опытов:

1. Условия, необходимые для прорастания семян.

2. Испарение воды листьями.

З. Дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выделениеуглекислого газа в темноте).

4. Передвижение минеральных веществ и воды по древесине.

Экскурсии в природу для ознакомления с цветками и соцветиями, с распространением плодов и семян (в начале сентября).


2. Многообразие растительного мира.

Деление растений на группы.

Мхи.

Папоротники.

Голосеменные. Хвойные растения.

Покрытосеменные или цветковые.

Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами).

Цветковые растения.

Деление цветковых растений на однодольные (пшеница) и двудольные(фасоль). Характерные различия (строение семян, корневая система,жилкование листа).

Однодольные растения.

Злаки: пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Общие признаки злаковых. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование злаков в народномхозяйстве.

Лилейные. Основные представители (лук, чеснок, лилия, тюльпан,хлорофитум, ландыш). Общая характеристика (цветок, лист, луковица,корневище). Лук, чеснок многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком.

Лабораторная работа. Строение луковицы.

Двудольные. Покрытосеменные растения

Пасленовые Общие признаки пасленовых. Паслен. Картофель. Выращивание картофеля. Томат. Баклажан и перец. Цветочно - декоративныепасленовые (петуния, душистый табак).

Лабораторная работа. Строение клубня картофеля.

Бобовые. Общие признаки бобовых. Пищевые бобовые растения (бобы,горох). Фасоль и соя – южные бобовые культуры. Кормовые бобовыерастения (клевер, люпин).

Розоцветные. Общие признаки розоцветных. Шиповник, яблоня,груша, вишня, малина, земляника. Персик и абрикос – южные плодовыерозоцветные культуры.

Сложноцветные. Общие признаки сложноцветных. Пищевыесложноцветные растения. Подсолнечник. Календула и бархатцы –однолетние цветочно – декоративные сложноцветные. Маргаритка и георгин– многолетние цветочно – декоративные сложноцветные.

Уход за комнатными растениями.

Перевалка комнатных растений. Пересадка комнатных растений .Растения – живой организм.

Практическая работа по перевалке и пересадке комнатных растений.

Практическая работа в саду, на школьном учебно-опытном участке. Вскапывание приствольных кругов. Рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.

Растение —живой организм.


3. Бактерии.


4. Грибы. Строение грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Ядовитые грибы.


Содержание программы учебного курса

8 класс "Биология. Животные" (68 ч, 2 ч в неделю)

Введение

Разнообразие животного мира.

Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие и домашние животные. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни (форма тела, покров, способ передвижения, дыхание, окраска: защитная, предостерегающая). Значение животных и их охрана. Животные, занесенные в Красную книгу.

Беспозвоночные животные

Общее знакомство

Общие признаки беспозвоночных (отсутствие позвоночника и внутреннего скелета). Многообразие беспозвоночных: черви, медузы, раки, пауки, насекомые.

Черви

Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, особенности дыхания, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.

Демонстрация живого объекта или влажного препарата.

Насекомые

Многообразие насекомых (стрекозы, тараканы и др.). Различие по внешнему виду, местам обитания, питанию.

Бабочки. Отличительные признаки. Размножение и развитие (яйца, гусеница, куколка). Характеристика на примере одной из бабочек. Павлиний глаз, траурница, адмирал и др. Их значение. Яблонная плодожорка, бабочка-капустница. Наносимый вред. Меры борьбы.

Тутовый шелкопряд. Внешний вид, образ жизни, питание, способ передвижения, польза, разведение.

Жуки. Отличительные признаки. Значение в природе. Размножение и развитие. Сравнительная характеристика (майский жук, колорадский жук, божья коровка или другие — по выбору учителя).

Комнатная муха. Характерные особенности. Вред. Меры борьбы. Правила гигиены.

Медоносная пчела. Внешнее строение. Жизнь пчелиной семьи (состав семьи). Разведение пчел (пчеловодство). Использование продуктов пчеловодства (целебные свойства меда, пыльцы, прополиса).

Муравьи — санитары леса. Внешний вид. Состав семьи. Особенности жизни. Польза. Правила поведения в лесу. Охрана муравейников.

Демонстрация живых насекомых, коллекций насекомых — вредителей сельскохозяйственных растений, показ видеофильмов.

Практическая работа

Зарисовка насекомых в тетрадях.

Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.

Позвоночные животные

Общие признаки позвоночных животных

Наличие позвоночника и внутреннего скелета. Классификация животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

Рыбы

Общие признаки рыб. Среда обитания.

Речные рыбы (пресноводные): окунь, щука, карп.

Морские рыбы: треска, сельдь или другие, обитающие в данной местности.

Внешнее строение, образ жизни, питание (особенности питания хищных рыб), дыхание, способ передвижения. Размножение рыб. Рыбоводство (разведение рыбы, ее охрана и рациональное использование). Рыболовство. Рациональное использование.

Домашний аквариум. Виды аквариумных рыб. Среда обитания (освещение, температура воды). Особенности размножения (живородящие). Питание. Кормление (виды корма), уход.

Демонстрация живых рыб и наблюдение за ними.

Экскурсия к водоему для наблюдений за рыбной ловлей (в зависимости от местных условий).

Земноводные

Общие признаки земноводных.

Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение, способ передвижения. Питание, дыхание, размножение (цикл развития). Знакомство с многообразием земноводных (жаба, тритон, саламандра). Особенности внешнего вида и образа жизни. Значение в природе. Черты сходства и различия земноводных и рыб. Польза земноводных и их охрана.

Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.

Практические работы

Зарисовка в тетрадях. Черчение таблицы (сходство и различие).

Пресмыкающиеся

Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее строение, питание, дыхание. Размножение пресмыкающихся (цикл развития).

Ящерица прыткая. Места обитания, образ жизни, особенности питания.

Змеи. Отличительные особенности животных. Сравнительная характеристика: гадюка, уж (места обитания, питание, размножение и развитие, отличительные признаки). Использование змеиного яда в медицине. Скорая помощь при укусах змей.

Черепахи, крокодилы. Отличительные признаки, среда обитания, питание, размножение и развитие.

Сравнительная характеристика пресмыкающихся и земноводных (по внешнему виду, образу жизни, циклу развития).

Демонстрация живой черепахи или влажных препаратов змей. Показ кино- и видеофильмов.

Практические работы

Зарисовки в тетрадях. Черчение таблицы.

Птицы

Дикие птицы. Общая характеристика птиц: наличие крыльев, пуха и перьев на теле. Особенности размножения: кладка яиц и выведение птенцов.

Многообразие птиц, среда обитания, образ жизни, питание, приспособление к среде обитания. Птицы перелетные и неперелетные (зимующие, оседлые).

Птицы леса: большой пестрый дятел, синица.

Хищные птицы: сова, орел.

Птицы, кормящиеся в воздухе: ласточка, стриж.

Водоплавающие птицы: утка-кряква, лебедь, пеликан.

Птицы, обитающие близ жилища человека: голубь, ворона, воробей, трясогузка или другие местные представители пернатых.

Особенности образа жизни каждой группы птиц. Гнездование и забота о потомстве. Охрана птиц.

Птицы в живом уголке. Попугаи, канарейки, щеглы. Уход за ними.

Домашние птицы. Курица, гусь, утка, индюшка. Особенности внешнего строения, питания, размножения и развития. Строение яйца (на примере куриного). Уход за домашними птицами.

Содержание, кормление, разведение. Значение птицеводства.

Демонстрация скелета курицы, чучел птиц.

Прослушивание голосов птиц.

Показ видеофильмов.

Экскурсия для наблюдения за поведением птиц в природе (или экскурсия на птицеферму).

Практические работы

1. Подкормка зимующих птиц.

2. Наблюдение и уход за птицами в живом уголке.

Млекопитающие животные

Общие сведения. Разнообразие млекопитающих животных. Общие признаки млекопитающих (рождение живых детенышей и вскармливание их молоком).

Классификация млекопитающих животных: дикие (грызуны, зайцеобразные, хищные, пушные звери, морские, приматы) и сельскохозяйственные.

Грызуны. Общие признаки грызунов: внешний вид, среда обитания, образ жизни, питание, размножение.

Мышь (полевая и серая полевка), белка, суслик, бобр. Отличительные особенности каждого животного. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Польза и вред, приносимые грызунами. Охрана белок и бобров.

Зайцеобразные. Общие признаки: внешний вид, среда обитания, образ жизни, питание, значение в природе (заяц-русак, заяц-беляк).

Хищные звери. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид, отличительные особенности. Особенности некоторых из них. Образ жизни. Добыча пищи. Черты сходства и различия.

Псовые (собачьи): волк, лисица.

Медвежьи: медведи (бурый, белый).

Кошачьи: снежный барс, рысь, лев, тигр. Сравнительные характеристики.

Пушные звери: соболь, куница, норка, песец. Пушные звери в природе. Разведение на зверофермах.

Копытные (парнокопытные, непарнокопытные) дикие животные: кабан, лось. Общие признаки, внешний вид и отличительные особенности. Образ жизни, питание, места обитания. Охрана животных.

Морские животные. Ластоногие: тюлень, морж. Общие признаки, внешний вид, среда обитания, питание, размножение и развитие. Отличительные особенности, распространение и значение.

Китообразные: кит, дельфин. Внешний вид, места обитания, питание. Способ передвижения. Особенности вскармливания детенышей. Значение китообразных.

Охрана морских млекопитающих. Морские животные, занесенные в Красную книгу (нерпа, пятнистый тюлень и др.).

Приматы. Общая характеристика. Знакомство с отличительными особенностями различных групп. Питание. Уход за потомством. Места обитания.

Демонстрация видеофильмов о жизни млекопитающих животных.

Экскурсия в зоопарк, краеведческий музей (дельфинарий, морской аквариум).

Практические работы

Зарисовки в тетрадях.

Игры (зоологическое лото и др.).

Сельскохозяйственные млекопитающие

Кролик. Внешний вид и характерные особенности кроликов. Питание. Содержание кроликов. Разведение.

Корова. Отличительные особенности внешнего строения. Особенности питания. Корма для коров. Молочная продуктивность коров. Вскармливание телят. Некоторые местные породы. Современные фермы: содержание коров, телят.

Овца. Характерные особенности внешнего вида. Распространение овец. Питание. Способность к поеданию низкорослых растений, а также растений, имеющих горький и соленый вкус. Значение овец в экономике страны. Некоторые породы овец. Содержание овец в зимний и летний периоды.

Свинья. Внешнее строение. Особенности внешнего вида, кожного покрова (жировая прослойка). Уход и кормление (откорм). Свиноводческие фермы.

Лошадь. Внешний вид, особенности. Уход и кормление. Значение в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы, рысаки.

Северный олень. Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность к условиям жизни. Значение. Оленеводство.

Верблюд. Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность к условиям жизни. Значение для человека.

Демонстрация видеофильмов (для городских школ).

Экскурсии и практические работы по уходу за животными:

заочная экскурсия в зоопарк, на звероводческую ферму.

Практическая работа на животноводческой ферме: участие в раздаче кормов, уборке помещения (для сельских школ).



В связи с тем, что учащимся специальной школе не доступен высокий уровень обобщения учебного материала, общие особенности классов животных, их систематика изучаются достаточно поверхностно. Формируются лишь основы систематики животных, этому посвящены отдельные уроки, направленные на сравнение групп животных. Изучение представителей животного мира организуется в связи с практической деятельностью человека.


Виды деятельности учащихся:

- обогащение и уточнение словаря,

- наблюдение за процессами жизнедеятельности животных,

- чтение литературы по изучаемому материалу,

- называние и характеристика органов и систем органов животных по их строению и выполняемым функциям,

- сравнение органов и систем органов между собой, их классификация, установление взаимосвязи между строением и выполняемыми функциями,

- активное участие в беседе,

- составление рассказов с опорой на план,

- связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам,

- дополнение высказываний собеседников на основе материала личных наблюдений и прочитанного,

- составление небольших рассказов на предложенную учителем тему,

- использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов речи,

- освоение на практике полученных знаний.



Содержание программы учебного курса

"Биология. Человек" 9 класс (68 ч, 2 ч в неделю)

Введение Место человека среди млекопитающих в живой природе. Значение знаний о своем организме и укреплении здоровья. Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных.

1. Общий обзор организма человека

Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о клетке и тканях человека. Основные системы органов человека. Органы опоры и движения, дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения, размножения, нервная система, органы чувств. Расположение внутренних органов в теле человека.

2. Опора тела и движение

Скелет. Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека. Соединения костей. Основные части скелета: череп, скелет туловища (позвоночник, грудная клетка), кости верхних и нижних конечностей. Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.

Лабораторная работа 1 Состав костей.

Мышцы. Основные группы мышц в теле человека: мышцы конечностей, мышцы шеи и спины, мышцы груди и живота, мышцы головы и лица. Работа мышц: сгибание, разгибание, удерживание. Утомление мышц. Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц. Значение физического труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

3. Кровь и кровообращение

Кровь, ее состав и значение, плазма крови. Органы кровообращения: кровеносные сосуды и сердце. Большой и малый круги кровообращения. Внешний вид, величина, положение сердца в грудной клетке. Работа сердца. Пульс. Кровяное давление. Движение крови по сосудам. Заболевания сердца (инфаркт, ишемическая болезнь, сердечная недостаточность). Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Вредное влияние никотина, спиртных напитков, наркотических средств на сердечно-сосудистую систему.

Лабораторная работа 2 Подсчет частоты пульса.

4. Дыхание

Значение дыхания. Органы дыхания человека: носовая и ротовая полости, гортань, трахея, бронхи, легкие. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Гигиена органов дыхания. Передача болезней через воздух (пыль, кашель, чихание). Болезни органов дыхания и их предупреждение (ОРЗ, гайморит, тонзиллит, бронхит, туберкулез и др.) Влияние никотина на органы дыхания. Гигиенические требования к составу воздуха в жилых помещениях.

5. Пищеварение

Значение пищеварения для человека. Питательные вещества и витамины. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, поджелудочная железа, печень, кишечник. Здоровые зубы — здоровое тело (строение и значение зубов, уход, лечение). Значение пережевывания пищи. Отделение слюны. Изменение пищи во рту под действием слюны. Глотание. Изменение пищи в желудке. Пищеварение в кишечнике. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. Значение приготовления пищи. Заболевания пищеварительной системы и их профилактика (аппендицит, дизентерия, холера, гастрит). Причины и признаки пищевых отравлений. Влияние вредных привычек на пищеварительную систему. Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения.

Лабораторная работа 3 Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле. Действие слюны на крахмал.

6. Почки

Органы образования и выделения мочи (почки, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал). Внешний вид почек, их расположение в организме человека. Значение выделения мочи. Предупреждение почечных заболеваний.

7. Кожа

Кожа и ее роль в жизни человека. Значение кожи для защиты, осязания, выделения пота и жира, терморегуляции. Закаливание организма (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, влажные обтирания). Кожные заболевания и их профилактика (педикулез, чесотка, лишай, экзема и др.). Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, термических и химических ожогах, обморожении, поражении электрическим током.

Практическая работа 1. Выполнение различных приемов наложения повязок на условно пораженный участок кожи.

8. Нервная система

Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Высшая нервная деятельность человека. Гигиена умственного и физического труда. Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на нервную систему. Сон и его значение.

9. Органы чувств

Значение органов чувств. Строение, функции и значение органов зрения человека. Болезни органов зрения, их профилактика. Гигиена зрения. Строение и значение органа слуха. Заболевания органа слуха, предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, обоняния, вкуса (слизистая оболочка языка и полости носа, кожная чувствительность: болевая, температурная и тактильная). Расположение и значение этих органов.

10. Охрана здоровья человека в Российской Федерации

Система здравоохранения в РФ. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организация отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности.


7.Тематическое планирование

6 класс «Неживая природа"


№ п/п


Название раздела

Количество часов

часов по

программе

лабораторных, практических работ


Контр.

работы

1.

Общее знакомство с природой

3



2.

Вода

17

1

1

3.

Воздух

15

1

1

4.

Полезные ископаемые

21

1

1

5.

Почва

12

2

1

6.

Итого

68

5

4




7 класс «Растения, грибы и бактерии"


№ п/п


Название раздела

Количество часов

часов по

программе

лабораторных, практических работ


Контр.

работы

1.

Введение

3



2.

Общее знакомство с цветковыми растениями

21

4

1

3.

Многообразие цветковых растений

35

4

2

4.

Бактерии

2



5.

Грибы

3


1

6.

Повторение

4



7.

Итого

68

8

4




8 класс "Животные"

№ п/п


Название раздела

Количество часов

часов по

программе

лабораторных, практических работ


Контр.

работы

1.

Введение

2


1

2.

Беспозвоночные животные

10



3.

Позвоночные животные

56


5

4.

Итого

68


6



9 класс "Человек"


№ п/п


Название раздела

Количество часов

часов по

программе

лабораторных, практических работ


Контр.

работы

1.

Введение

1



2.

Общий обзор организма человека

2



3.

Опорно-двигательная система

14

1

1

4.

Кровь и кровообращение. Сердечно-сосудистая система

8

2


5.

Дыхательная система

5


1

6.

Пищеварительная система

12

1


7.

Мочевыделительная система

3


1

8.

Кожа

7

1


9.

Нервная система

7


1

10.

Органы чувств

7


1

11.

Охрана здоровья человека в Российской Федерации

2



12.

Итого

68

6

5






8. Материально-техническое обеспечение

1.А.И. Никишов Биология (Неживая природа) 6 класс. Просвещение.

2.З.А. Клепинина Биология (Растения. Бактерии. Грибы) 7 класс. Просвещение.

3.А. И. Никишов, А.В. Теремов Биология (Животные). 8 класс. Просвещение.

4.Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырева Биология (Человек) 9 класс. Просвещение.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!