СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному курсу "Математический практикум"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному курсу "Математический практикум" 9 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному курсу "Математический практикум"»





Рабочая программа по учебному курсу:

«Математический практикум»


Срок реализации программы: 9 класс (1 год)


Программа составлена на основе примерной программы по математике 5-9 классы для основной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ и авторской программы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко Математика: программы 5-11 классы / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, и др. – М,: Вентана-Граф,2014, сборника рабочих программ Геометрия, 7-9 классы. Составитель Т.А. Бурмистрова. – М,: Просвещение,2018.




Программу составила: Андреева М. С.




Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Математический практикум» 9класс


  • умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;

  • владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;

  • умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;

  • умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;

  • умение решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;

  • овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;

  • овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий;

  • умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;

  • овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, вектор, координаты) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

  • умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

  • овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;

  • овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

  • усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;

  • умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;

  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.


Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения математики ученик должен знать/понимать:


- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;

- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.

Арифметика

уметь:

- выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;

- переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты - в виде дроби и дробь - в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;

- выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;

- округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;

- пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;

- решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;

- устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;

- интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.





Алгебра

уметь:

- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;

- выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;

- применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;

- решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;

- решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;

- решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

- изображать числа точками на координатной прямой;

- определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;

- распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;

- находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;

- определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;

- описывать свойства изученных функций, строить их графики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;

- моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;

- описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;

- интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

Геометрия

уметь:

- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;

- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

- распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

- в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;

- проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;

- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- описания реальных ситуаций на языке геометрии;

- расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

- решения геометрических задач с использованием тригонометрии;

- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей

уметь:

- проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;

- извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;

- решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения;

- вычислять средние значения результатов измерений;

- находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;

- находить вероятности случайных событий в простейших случаях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);

- распознавания логически некорректных рассуждений;

- записи математических утверждений, доказательств;

- анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;

- решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;

- решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;

- сравнения шансов наступления случайных событий, оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;

- понимания статистических утверждений.



Содержание курса «Математический практикум»


Алгебра.

Вычисления. Обыкновенные и десятичные дроби. Стандартный вид числа. Упрощение выражений, содержащих степени с целыми показателями, квадратные корни.

Координатная прямая. Числа на координатной прямой. Представление решений неравенств и их систем на координатной прямой.

Графики. Графики функций и их свойства. Построение графиков изученных функций, а также на их основе построение более сложных графиков (кусочно-заданных, с «выбитыми» точками и т. п.). Решение задач, связанных с исследованием функций.

Алгебраические выражения. Многочлены. Алгебраические дроби, степени, квадратные корни. Допустимые значения переменной.

Уравнения и неравенства. Линейные и квадратные уравнения. Системы уравнений. Линейные и квадратные неравенства. Системы неравенств.

Последовательности. Числовые последовательности. Прогрессии.

Виды деятельности обучающихся:

  • выполнять вычисления с обыкновенными и десятичными дробями, с числами, записанными в стандартном виде;

  • записывать числа в стандартном виде; числа, заданные в стандартном виде, записывать в виде десятичных дробей;

  • сравнивать числа, записанные в виде обыкновенных и десятичных дробей, в стандартном виде;

  • упрощать выражения, содержащие степени с целыми показателями, квадратные корни;

  • решать линейные и квадратные уравнения, уравнения, сводящиеся к квадратным, системы уравнений;

  • решать линейные и квадратные неравенства, системы неравенств;

  • изображать числа на координатной прямой;

  • представлять решения неравенств и их систем на координатной прямой;

  • находить значения заданных функций;

  • строить графики изученных функций, а также более сложные графики (кусочно-заданные, с «выбитыми» точками и т. п.); описывать свойства функций на основе графических представлений;

  • решать задачи, связанные с исследованием функций;

  • выполнять действия с одночленами и многочленами;

  • применять формулы сокращенного умножения для преобразования выражений и вычислений;

  • выполнять действия с алгебраическими дробями;

  • выполнять разложение многочленов на множители и сокращение алгебраических дробей;

  • вычислять значения степеней с целым показателем;

  • применять свойства степени для преобразования выражений и вычислений;

  • находить допустимые значения переменных;

  • вычислять члены последовательностей, заданных формулой n-го члена или рекуррентно;

  • распознавать арифметическую и геометрическую прогрессии при разных способах задания;

  • находить значение разности, первого и n-го члена и суммы первых n членов арифметической прогрессии;

  • находить значение знаменателя, первого и n-го члена и суммы первых n членов геометрической прогрессии.

Геометрия.

Планиметрические задачи. Треугольник. Четырехугольники. Окружность.

Площади фигур. Прямоугольник. Параллелограмм. Ромб. Треугольник. Трапеция. Окружность и круг. Площади фигур на сетке. Площади фигур, заданных координатами.

Выбор верных утверждений.

Виды деятельности обучающихся:

  • решать задачи на нахождение градусной меры углов треугольника, четырехугольника, вписанных и центральных углов;

  • решать задачи на нахождение площадей прямоугольника, параллелограмма, ромба, треугольника, трапеции, окружности и круга по формулам;

  • решать задачи на нахождение площадей фигур, изображенных на сетке;

  • решать задачи на нахождение площадей фигур, заданных координатами;

  • выполнять выбор верных и неверных утверждений.

Реальная математика

Единицы измерения величин. Сравнение величин. Решение задач практической направленности.

Графики и диаграммы. Чтение графиков. Чтение диаграмм.

Текстовые задачи. Текстовые задачи на практический расчет.

Теория вероятностей. Решение задач на подсчет вероятностей.

Реальная планиметрия. Решение задач практической направленности.

Выражение величины из формулы. Выражение величины из формулы. Нахождение значения величины по формуле.

Виды деятельности обучающихся:

  • выполнять чтение графиков и диаграмм;

  • решать текстовые задачи практического содержания;

  • решать задачи на подсчет вероятностей;

  • решать геометрические задачи практической направленности;

  • выражать величины из формулы;

  • находить значения величины по формуле.

Обобщение и систематизация знаний по основным темам алгебры и геометрии основной школы.

Виды деятельности обучающихся:

  • обобщать и систематизировать знания по основным темам алгебры и геометрии основной школы;

  • выполнять итоговый тест по основным темам алгебры и геометрии основной школы.



Формы организации учебных занятий и виды учебной деятельности: Содержание программы соответствует познавательным возможностям среднего школьного возраста и предоставляет им возможность работать, развивая учебную мотивацию.

Для реализации данного курса предполагается применение различных технологий: дифференцированное и личностно-ориентированное обучение, индивидуальная работа и работа в парах, семинары, практикумы, беседы, консультации, ИКТ.


Учебно- тематическое планирование



Наименование раздела

Количество часов

Количество текущих, контрольных и промежуточных мероприятий

Вычисления

4


Координатная прямая

1


графики

5


Алгебраические выражения

3


Уравнения и неравенства

9


Последовательности

2


Теория вероятности и элементы статистики

3


Свойства фигур и их площади

7








Календарно-тематическое планирование

курса «Математический практикум» в 9 классе
(1 ч в неделю, всего 34 ч)


урока

тема

кол-во

часов

дата

план

факт

1

Все действия с дробями

1



2

Делимость натуральных чисел.

Приближенные значения.

1



3

Степень с целым показателем. Стандартный вид числа

1



4

Квадратный корень. Корень третьей степени.

1



5

Формулы сокращенного умножения.

1



6

Действия с алгебраическими дробями.

1



7

Преобразование иррациональных выражений.

1



8

Уравнения. Основные методы решения рациональных уравнений.

1



9

Иррациональные уравнения.

1



10

Наглядное представление информации.

Чтение графиков функций

1



11

Функции и графики.

1



12

Линейная функция и ее график.

1



13

Квадратичная функция и ее график.

1



14

Уравнение гиперболы. Уравнение окружности.

Уравнение с двумя переменными.

1



15

Системы уравнений

1



16

Неравенства. Числовые промежутки.

1



17

Решение квадратных неравенств. Метод интервалов.

1



18

Системы неравенств.

1



19

Равнобедренный треугольник. Его свойства и признак.

1



20

Соотношения в прямоугольном треугольнике

1



21

Площади простых фигур.

1



22

Окружность. Касательная к окружности.

1



23

Признаки равенства треугольников

1



24

Подобные треугольники.

1



25

Центральные и вписанные углы.

1



26

Арифметическая прогрессия.

1



27

Геометрическая прогрессия

1



28

Задачи “на движение”

1



29

Задачи на совместную работу

1



30

Задачи на “смеси, растворы, проценты”

1



31

Элементы статистики и теории вероятностей

1



32

Элементы статистики и теории вероятностей

1



33

Элементы статистики и теории вероятностей

1



34

Уравнения и неравенства с модулем.

1




9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!