СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному курсу Географическое краеведение Воронежской области в 6,7 классах.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебного курса «Географическое краеведение Воронежской области 6, 7 классы» разработана в соответствии с приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 760, рекомендовавшим использовать учебные часы регионального компонента для изучения данной дисциплины. Данная программа составлена с учетом концепции школьного географического образования, требованиями федерального и национально-регионального компонентов стандарта школьного географического образования. В программе учитывались современные подходы к школьному географическому образованию.

Региональный учебный курс «Географическое краеведение Воронежской области 6, 7 классы» связан с содержанием федерального курса школьной географии, однако отдельные темы изучаются с опережением. Поэтому их следует изучать в курсе краеведения на более доступном уровне.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному курсу Географическое краеведение Воронежской области в 6,7 классах.»

Бутурлиновский муниципальный район.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Карайчевская основная общеобразовательная школа


Согласовано»

Руководитель МО

Бодякина Г.И. _____________/____________/


Протокол №1

от «28» августа 2017г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР МКОУ

Карайчевская ООШ

/ Болгова З.В. /


« 29 » августа 2017г.


«Утверждаю»

Директор МКОУ Карайчевская ООШ

/Безрук В.И. /


Приказ №

от «31» августа 2017г.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Матросовой Раисы Петровны (1КК)

по учебному курсу

Географическое краеведение

Воронежской области

в 6,7 классах.








Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1 от 30. 08 .2017г.










2017-2018уч. г.

Рабочая программа

по учебному курсу

Географическое краеведение

Воронежской области

в 6,7 классах.

Пояснительная записка.

Программа учебного курса «Географическое краеведение Воронежской области 6, 7 классы» разработана в соответствии с приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 760, рекомендовавшим использовать учебные часы регионального компонента для изучения данной дисциплины. Данная программа составлена с учетом концепции школьного географического образования, требованиями федерального и национально-регионального компонентов стандарта школьного географического образования. В программе учитывались современные подходы к школьному географическому образованию.

Региональный учебный курс «Географическое краеведение Воронежской области 6, 7 классы» связан с содержанием федерального курса школьной географии, однако отдельные темы изучаются с опережением. Поэтому их следует изучать в курсе краеведения на более доступном уровне.

Краеведение подробно знакомит учащихся с географией региона их проживания, опираясь на новые и ранее изученные географические понятия. Таким образом, оно расширяет и дополняет знания, полученные на уроках географии. Одновременно с этим география – одна из составляющих краеведения как знания о родном крае. Известно, что краеведение позволяет глубже понимать географические и исторические принципы и закономерности, помогая изучению географии, истории и других предметов учащимися. Краеведение помогает формированию личности учащегося, активно реализуя программу патриотического воспитания.

В настоящее время изучение краеведения все чаще рассматривается как непрерывный процесс. В ряде школ с ним знакомят учеников начальных классов. Затем следует изучение географического и исторического краеведения. В старших классах также планируется введение краеведческих курсов. Поэтому программы и школьные учебники должны составляться с учётом такого непрерывного изучения.

Краеведение – междисциплинарный курс, с помощью которого легко можно установить прочные межпредметные связи. Вместе с тем школьники изучают на этих уроках то, с чем они постоянно сталкиваются, то, что они видели и знают, зачастую не умея объяснить или не понимая причин явлений и процессов. Задача краеведения заключается также в том, чтобы дать ответы на эти вопросы.

Материалы учебников постоянно обращаются к уже изученному, поднимаясь каждый раз качественно и количественно на более высокий уровень. Таким образом, географическое краеведение становится своеобразным дополнением курса географии, оставаясь при этом самодостаточным и полноценным школьным предметом.

Изучение краеведения предполагает активное участие учащихся в краеведческой работе, сборе местного материала, выполнении проектных заданий.

Цель изучения краеведения – всестороннее и комплексное изучение школьниками природы, населения и хозяйства своей местности.

Задачи образовательные:

познакомиться с наукой краеведение, выяснить ее место в системе наук;

изучить особенности природы Воронежской области, выявить взаимосвязи между ее компонентами;

выяснить особенности заселения территории области, формирование ее современного населения;

проанализировать характер хозяйственной деятельности человека на территории области и возникающие при этом экологические проблемы;

оценить особенности своей местности, ее природно-ресурсный потенциал, достопримечательности для ее дальнейшего развития.

Задачи воспитательные:

развивать патриотическое отношение к своей малой и большой Родине, формировать личностно-ценностное отношение к своему родному краю;

воспитывать гражданскую позицию и ответственное отношение к природе и памятникам культуры Воронежской области;

укреплять семейные традиции и связи за счет взаимодействия между родителями и учащимися при подготовке краеведческих мини-проектов, в сборе краеведческих сведений, семейных архивов;

Задачи развивающие:

развивать пространственно-географическое мышление учащихся;

научить применять краеведческие знания для объяснения и оценки различных процессов в природе и экономике Воронежской области;

развивать и стимулировать познавательные интересы учащихся к краеведению и географии;

развивать творческие способности, навыки научно-исследовательской работы.

Особенности программы.

Учебный курс «Географическое краеведение Воронежской области» рассчитан на 34 часа. Он изучается в 6 и 7 классах, по 0,5 часа в неделю на протяжении двух лет. В данном курсе «Географического краеведения» предполагается изучение рельефа местности, почвы, геологического строения, водных путей, флоры, фауны, населения и промышленности Воронежской области. Широко используются возможности местных музеев, библиотек, учреждений культуры, научных учреждений. Учебная работа должна дополняться внеклассной проектной деятельностью, экскурсиями, научными исследованиями, выполняемыми учащимися. Изучение курса предусматривается в региональном компоненте базисного учебного плана.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения географии Воронежской области ученик должен знать:

- основные особенности топонимов Воронежской области, что такое геральдика и генеалогия;

- особенности географического положения области, историю ее исследования, имена ученых, внесших наибольший вклад в изучение области;

- геологическое строение и рельеф территории области, основные виды полезных ископаемых, добываемых здесь;

- виды внутренних вод области, крупнейшие реки;

- особенности климата Воронежской области;

- главные виды почв, встречающихся в области;

- особенности фауны и флоры;

- особенности современного населения области и его формирования;

- главные черты экономики Воронежской области;

- экологические проблемы, проявляющиеся на территории области;

- крупные города и основные достопримечательности области.

Уметь:

- использовать для выполнения заданий различные источники краеведческой информации;

- уметь анализировать природные закономерности и явлений, их связь с заселением области, особенностями ее хозяйства.

Владеть

- методами получения краеведческих знаний;

- приемами работы с географическими картами;

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

6 класс

1. Введение в краеведение (4 часа).

Тема 1. Что изучает краеведение. Что изучает краеведение, краеведческие знания, история краеведения, разделы краеведения.

Тема 2. Топонимика. Что такое топонимика, как появляются географические названия.

Тема 3. Топонимы Воронежской области. Старинные топонимы, русские топонимы XVI-XIX вв., современные топонимы, топонимические легенды.

Тема 4. Генеалогия. Генеалогия, родословное древо.

Тема 5.Геральдика. Зачем нужен герб, герб России, герб Воронежской области, гербы городов Воронежской области, флаги.

2. Знакомство с Воронежской областью (1 час).

Тема 6. Воронежская область. Географическое положение Воронежской области, общие сведения о Воронежской области, формирование территории области.

3. Геологическая история и строение территории Воронежской области (2 часа).

Тема 7. Геологическое строение Воронежской области. Геологическое строение области, горные породы фундамента, горные породы осадочного слоя.

Тема8. Полезные ископаемые Воронежской области. Что такое полезные ископаемые, полезные ископаемые Воронежской области, добыча полезных ископаемых и охрана природы.

4. Рельеф Воронежской области (2 часа).

Тема 9. Общие особенности рельефа Воронежской области. Формирование рельефа, рельеф Воронежской области, вертикальное движение поверхности.

Тема 10. Формы рельефа, образованные поверхностными водами. Формирование рельефа поверхностными водами, овраги, балки, речные долины.

Тема 11.Формы рельефа, образованные ледником, ветром, деятельностью человека. Последствия оледенения, рельефообразующая сила ветра, формы рельефа, созданные человеком.

5. Климат Воронежской области (4 часа)

Тема 12. Погода и климат. Что такое погода, климат.

Тема 13. От чего зависит климат Воронежской области. Влияние на климат географического положения, движение воздушных масс, влияние океанов на климат, влияние рельефа на климат, другие факторы.

Тема 14. Климат Воронежской области. Поступление солнечной энергии, температура воздуха, выпадение осадков, направление и скорость ветра

Тема 15.Сезоны года. Зима, весна, лето, осень в Воронежской области.

Тема 16. От чего зависит климат Воронежской области. Влияние на климат географического положения, движение воздушных масс, влияние океанов на климат, влияние рельефа на климат, другие факторы.

6. Внутренние воды Воронежской области (3 часа).

Тема 17. Реки Воронежской области. Основные сведения о реках Воронежской области, питание и режим рек, главные реки области, значение рек.

Тема 18Озёра и болота Воронежской области. Происхождение озер, озера Воронежской области, болота.

Тема 19. Искусственные водоёмы Воронежской области. Зачем строят искусственные водоемы, водохранилища, пруды и водохранилища Воронежской области, Воронежское водохранилище.

Тема 20.Подземные воды Воронежской области. Подземные воды, выход подземных вод на поверхность, минеральные воды Воронежской области, ограниченность ресурсов подземных вод.

Тема 21. Значение и охрана внутренних вод Воронежской области. Значение природных вод, состояние подземных вод области, состояние поверхностных вод области.

Тема 22. Обобщающее занятие по курсу «Географическое краеведение».

Учебно-тематический план. 6 класс (17 часов)


урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата пров-ния



1. Введение в краеведение 4


1

Что изучает краеведение

1

08.09


2

Топонимика

1

15.09


3

Топонимы Воронежской области

1

22.09


4

Генеалогия, геральдика.

1

29.09


2. Знакомство с Воронежской областью 1

5

Воронежская область

1

06.10


3. Геологическая история и строение территории Воронежской области 2


6

Геологическое строение Воронежской области

1

13.10


7

Полезные ископаемые Воронежской области

1

20.10


4. Рельеф Воронежской области 2

8

Общие особенности рельефа Воронежской области

1

27.10


9

Формы рельефа образованные поверхностными водами, ледником, ветром, деятельностью человека.

1

10.11


5. Климат Воронежской области . 4

10

Погода и климат

1

17.11


11

От чего зависит климат Воронежской области

1

24.11


12

Климат Воронежской области. Сезоны года

1

01.12


13

Климат и хозяйственная деятельность человека

1

08.12


6. Внутренние воды Воронежской области. 3



14

Реки, озера и болота Воронежской области

1

15.12


15

Искусственные водоёмы и подземные воды Воронежской области

1

22.12


16

Значение и охрана внутренних вод Воронежской области

1

29.12


17

Обобщающее занятие по курсу «Географическое краеведение»

1

29.12


7 класс.

1. Почвы Воронежской области (3 часа).

Тема 1. Формирование почв. Почва, факторы почвообразования.

Тема 2. Свойства почвы. Из чего состоит почва, плодородие, структура почвы, почвенные горизонты, круговорот веществ при почвообразовании, почва – живая и неживая.

Тема 3. Почвы Воронежской области. Черноземы, другие типы почв Воронежской области.

2. Флора и фауна Воронежской области (3часа).

Тема 4. Растительный покров Воронежской области. Растительность Воронежской области, леса, степные растения, водные растения, реликтовые растения.

Тема 5. Животный мир области. Животные: млекопитающие, птицы, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы, членистоногие.

Тема 6. Природные комплексы Воронежской области. Природный комплекс, лесные, степные, водные природные комплексы. ПК сельхозугодий, городов.

Тема 7. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительность и животный мир. Антропогенное воздействие на растительность и животный мир, искусственные лесонасаждения, изменение животного мира области человеком, редкие и исчезающие виды растений и животных.

3. Население Воронежской области

Тема 8. Население Воронежской области. Численность населения Воронежской области, естественное движение населения, миграции населения области, половозрастные особенности населения области, плотность населения.

Тема 9. Заселение территории Воронежской области. История заселения Воронежской области, этнический состав современного населения.

Тема 10. Населённые пункты Воронежской области. Городское и сельское население Воронежской области.

Тема 11. Население своего района.

4. Экономика Воронежской области.

Тема 12. Экономика Воронежской области. Понятие экономики (хозяйства), промышленность, сельское хозяйство, другие отрасли хозяйства.

Тема 13. Промышленность. Горнодобывающая промышленность, машиностроение и металлообработка, электроэнергетика, химическая промышленность, производство строительных материалов, легкая и пищевая промышленность Воронежской области.

Тема 14. Сельское хозяйство. Растениеводство и животноводство Воронежской области.

Тема 15. Транспорт, связь, строительство. Транспорт, связь, строительство и другие отрасли хозяйства Воронежской области.

Тема 16. Образование и культура. Наука, образование, культура (музеи, театры, культурные события) в Воронежской области.

5. Экологические проблемы Воронежской области (2часа)

Тема 17. Экологические проблемы. Понятие экологии, основное содержание этой науки, антропогенное воздействие на окружающую среду, загрязнение среды, экологические проблемы.

Тема 18. Охрана природы в области. Борьба с загрязнениями в Воронежской области, создание охраняемых территорий, заповедники Воронежской области

Достопримечательности Воронежской области. (2часа)

Тема 19. Достопримечательности Воронежской области. Понятие достопримечательности, туризм и его виды, региональный туризм в Воронежской области.

Тема 20. Города Воронежской области. Характеристика крупных городов Воронежской области: Воронеж, Борисоглебск, Россошь, Лиски, Острогожск, Нововоронеж.

Тема 21. Характеристика своего города (района)

Тема 22.Обобщающий урок по курсу краеведение.

Учебно-тематический план. 7 класс (17 часов)


№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата провед.



1.Почвы Воронежской области 3


1

Формирование почв

1

07.09


2

Свойства почвы

1

14.09


3

Почвы Воронежской области

1

21.09


2. Флора и фауна Воронежской области 3

4

Растительный покров и животный мир Воронежской области

1

28.09


5

Природные комплексы Воронежской области

1

05.10


6

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительность и животный мир

1

12.10


3. Население Воронежской области 3

7

Население Воронежской области

1

19.10


8

Заселение территории Воронежской области

1

26.10


9

Населённые пункты Воронежской области. Население своего района

1

09.11


4. Экономика Воронежской области 3

10

Экономика Воронежской области. Промышленность

1

16.11


11

Сельское хозяйство . Транспорт, связь, строительство

1

23.11


12

Образование и культура

1

30.11


5. Экологические проблемы Воронежской области 2

13

Экологические проблемы Воронежской области

1

07.12


14

Охрана природы в области

1

14.12


6. Достопримечательности Воронежской области 2

15

Достопримечательности Воронежской области

1

21.12


16

Города Воронежской области. Характеристика своего города (района)

1

28.12


17

Обобщающий урок по курсу краеведение .

1

28.12



Основная литература

  1. Немыкин А.Я. Географическое краеведение Воронежской области. Часть 1. Учебно-методическое пособие / А.Я. Немыкин. – Воронеж, 2013. – 90 с.

  2. Немыкин А.Я. Географическое краеведение Воронежской области. Часть 2. Учебно-методическое пособие / А.Я. Немыкин. – Воронеж, 2013. – 94 с.

  3. Люби и знай родной край.В.И.Федотов. Центр духовного возрождения Черноземного края. Воронеж,2008г.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!