г. Каменск-Шахтинский
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Каменск-Шахтинская школа-интернат»
«Утверждаю»
Директор ГБОУ РО
«Каменск-Шахтинская школа-интернат»
Г.А. Пискунова
М.П.
Приказ №418 от 29.08.2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии (практика на компьютере)
Начальное общее образование, 3 класс
Количество часов: 33
Учитель: Орлова Ольга Сергеевна
Программа разработана на основе:
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е. С. Савинов — М.: Просвещение, 2018.
Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям (Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015).
2019-2020 учебный год
Оглавление
1. Планируемые предметные результаты освоения курса 3
2. Содержание и структура учебного предмета «Технология (Практика на компьютере)» 7
2.1 Содержание учебного предмета «Технология (Практика на компьютере)» 7
2.2 Структура курса 8
3. Тематическое планирование, график и виды контроля освоения учебного предмета 9
3.1 Календарно тематическое планирование 9
3.2 Графики и виды контроля освоения учебного предмета 10
1. Планируемые предметные результаты освоения курса
В современном начальном и среднем образовании постепенно происходит смещение приоритетов. Выработка информационной культуры становится одним из основных приоритетов в целях современного образования, естественно, меняется и подход к изучению информатики в школе. Российские тенденции развития в этой области образования соответствуют мировым.
Главная цель данного курса технологии практика работы на компьютере — развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Учебный предмет «Технология» исключительно важен для развития младшего школьника. Главной специфической чертой уроков по технологии является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе — предметно-практической деятельности, которая обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности — интеллектуального (прежде всего абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения), эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического в их единстве, что создает условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения.
Курс «Технология (Практика на компьютере)» рассчитан на преподавание в объеме 34 часа, 1 час в неделю. Количество часов может изменяться в зависимости от календарного учебного графика ОУ на данный учебный год. Изучение предмета проходит за счет компонента образовательного учреждения, что позволяет способствовать реализации непрерывного курса изучения информатики в ГБОУ РО «Каменск-Шахтиская школа-интернат».
Содержание обучения направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных результатов и предметных результатов по технологии и информатике, решение учебно-практических задач на основе сформированных предметных знаний и умений, а также УУД, которые необходимы учащимся для продолжения образования и последующего освоения базового курса информатики.
Этому способствует реализация следующих целей и задач обучения данного курса в начальной школе:
Задачи изучения курса — научить ребят:
работать в рамках заданной среды по четко оговоренным правилам;
ориентироваться в потоке информации: просматривать, сортировать, искать необходимые сведения;
читать и понимать задание, рассуждать, доказывать свою точку зрения;
работать с графически представленной информацией: таблицей, схемой;
планировать собственную и групповую работу, ориентируясь на поставленную цель, проверять и корректировать планы;
анализировать языковые объекты;
использовать законы формальной логики в мыслительной деятельности;
формирование общих представлений об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной деятельности;
формирования опыта создания и преобразование текстов, рисунков, различного вида схем, графов и графиков, информационных объектов и моделей и пр. с помощью компьютера;
развитие умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов;
получение предметных знаний, умений и навыков, таких так: умение создавать с помощью компьютера простейшие тексты и рисунки, умение использовать электронные конструкторы, умение использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и так далее;
обеспечение подготовки младших школьников к решению информационных задач на последующих ступенях общего образования;
воспитание способностей школьника к адаптации в быстро изменяющейся информационной среде как одного из важнейших элементов информационной культуры человека, наряду с формированием общих учебных и общекультурных навыков работы с информацией.
развивать общеучебные, коммуникативные умения и элементы информационной культуры, то есть умения работать с информацией, правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией между собой;
формировать умения описывать объекты реальной действительности, представлять информацию о них различными способами;
сформировать начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач.
Технология практика работы на компьютере предусматривает обучение младших школьников использованию компьютерных программ как средств учебного назначения, позволяя расширить ряд информационных источников, с которыми обучающиеся целенаправленно работают (включая Интернет).
Программа предполагает обучение младших школьников умению организовать работу по самообразованию с использованием программных средств. В частности, дети учатся работать с тренажерами.
С учетом специфики интеграции предмета в образовательный план конкретизируем цели, компетенции:
Личностные | достигаются под воздействием методики обучения: готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности |
Метапредметные | достигаются при освоении теоретического содержания курса, решении информационных задач в рабочих тетрадях и на компьютере, выполнении учебных проектов во внеурочное время, то есть освоения УУД познавательных, регулятивных, коммуникативных, овладения межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм), активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео - и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета |
Предметные | достигаются при освоении теоретического содержания курса, решение информационных задач в рабочих тетрадях и на компьютере, выполнении учебных проектов во внеурочное время, овладение основами логического и алгоритмического мышления, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные, приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности, освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация, с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач. |
Применяются следующие виды контроля: текущий, тематический, итоговый.
Текущий контроль проводится регулярно по мере изучения темы. Может проводиться в форме выборочного или фронтального устного или письменного опроса, проверки домашнего или индивидуального задания. Тематический (периодический) контроль осуществляется фронтально по завершении крупного блока (темы, учебной четверти). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется фронтально по завершении каждого года обучения.
При выставлении отметок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений правильно выполненных заданий от общего объёма проверочной работы:
50-70% — «3»;
71-85% — «4»;
86-100% — «5».
Сегодня, в условиях личностно-ориентированного обучения все чаще происходит смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; интеграция количественной и качественной оценок; перенос акцента с оценки на самооценку. В этой связи большие возможности имеет портфолио, под которым подразумевается коллекция работ учащегося, демонстрирующая его усилия, прогресс или достижения в определенной области.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.
Основная форма контроля — контрольная работа, тестирование, выполнение практической работы.
2. Содержание и структура учебного предмета «Технология (Практика на компьютере)»
2.1 Содержание учебного предмета «Технология (Практика на компьютере)»
3 класс (33 ч)
Информация и компьютер (7 часов)
Информация и компьютер. Компьютер и его устройство. Приемы работы с мышкой. Знакомство с клавиатурой. Клавиатурный тренажёр. Запуск программ.
Компьютерные сети (6 часов)
Компьютерные сети. Как появился Интернет. Интернет и его роль в жизни человека. Поиск информации в сети Интернет. Работа с информацией, полученной через Интернет.
Работа с графической информацией (7 часов)
Графический редактор Paint. Инструменты Paint. Простой рисунок Paint. Работа с фрагментами изображения. Сложный рисунок в Paint. Набор текста в графическом редакторе. Создание рисунка по выбранной теме.
Работа с текстовой информацией (11 часов)
Знакомство с текстовым процессором Word. Ввод текста. Ввод и редактирование текста. Форматирование текста. Надписи Word Art. Вставка и редактирование рисунков. Создание бюллетеня о вредных и полезных привычках.
Повторение за год (2 час)
2.2 Структура курса
3 класс
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Информация и компьютер | 7 |
2 | Компьютерные сети | 6 |
3 | Работа с графическим редактором | 8 |
4 | Работа с текстовой информацией | 10 |
| Повторение за год | 2 |
| Итого | 33 |
3. Тематическое планирование, график и виды контроля освоения учебного предмета
3.1 Календарно тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Сроки |
3 кл пятница |
Информация и компьютер |
1 | Информация и компьютер. Техника безопасности работы в кабинете информатики | 1ч | 06.09 | |
2 | Компьютер и его устройство | 1ч | 13.09 | |
3 | Приемы работы с мышкой | 1ч | 20.09 | |
4 | Знакомство с клавиатурой | 1ч | 27.09 | |
5 | Клавиатурный тренажёр | 1ч | 04.10 | |
6 | Запуск программ | 1ч | 11.10 | |
7 | Контрольная работа №1 по теме «Информация и компьютер» | 1ч | 18.10 | |
Компьютерные сети |
8 | Компьютерные сети | 1ч | 25.10 | |
9 | Как появился Интернет | 1ч | 08.11 | |
10 | Интернет и его роль в жизни человека | 1ч | 15.11 | |
11 | Поиск информации в сети Интернет | 1ч | 22.11 | |
12 | Работа с информацией, полученной через Интернет | 1ч | 29.11 | |
13 | Зачетная работа №2 по теме «Компьютерные сети» | 1ч | 06.12 | |
Работа с графической информацией |
14 | Графический редактор Paint | 1ч | 13.12 | |
15 | Инструменты Paint | 1ч | 20.12 | |
16 | Простой рисунок Paint | 1ч | 27.12 | |
17 | Работа с фрагментами изображения | 1ч | 17.01 | |
18 | Сложный рисунок в Paint | 1ч | 24.01 | |
19 | Набор текста в графическом редакторе | 1ч | 31.01 | |
20 | Создание рисунка по выбранной теме | 1ч | 07.02 | |
21 | Зачетная работа №3 по теме «Работа с графической информацией» | 1ч | 14.02 | |
Работа с текстовой информацией |
22 | Знакомство с текстовым процессором Word | 1ч | 21.02 | |
23 | Ввод текста | 1ч | 28.02 | |
24 | Ввод и редактирование текста | 1ч | 06.03 | |
25-26 | Форматирование текста | 2ч | 13.03 20.03 | |
27 | Надписи Word Art | 1ч | 03.04 | |
28 | Вставка и редактирование рисунков | 1ч | 10.04 | |
29-30 | Создание бюллетеня о вредных и полезных привычках | 2ч | 17.04 24.04 | |
31 | Зачетная работа №4 по теме «Работа с текстовой информацией» | 1ч | 08.15 | |
32 | Повторение за год | 1ч | 15.05 | |
33 | Повторение за год | 1ч | 22.05 | |
3.2 Графики и виды контроля освоения учебного предмета
3 класс
№ урока | Тема | Вид | Дата |
7 | «Информация и компьютер» | Контрольная работа №1 | 18.10 |
12 | «Компьютерные сети» | Зачетная работа №2 | 06.12 |
24 | «Работа с графической информацией» | Зачетная работа №3 | 14.02 |
31 | «Работа с текстовой информацией» | Зачетная работа №4 | 08.05 |
Практические навыки, которыми должны овладеть учащиеся:
Цель — научить учащихся начальной школы:
представлять на экране компьютера информации об объекте различными способами: в виде текста, рисунков, чисел;
выполнять элементарные преобразования информации — из ряда в список, из списка в ряд, таблицу, в схему;
работать с экранными (электронными) текстами изображениями, используя текстовый и графический редактор;
производить несложные вычисления с помощь программного калькулятора;
осуществлять поиск, простейшие преобразования хранение, использование и передачу электронной информации;
использовать указатели, справочники, словари поиска нужной информации;
создавать элементарные проекты с использованием компьютерных программ;
находить нужную программу на Рабочем стол компьютера и запускать ее на исполнение;
управлять экранными объектами с помощью мыши;
получить навыки набора текста с клавиатуры.
В результате изучения курса «Технология (Практика на компьютере)» выпускники начальной школы должны
понимать:
что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
знать:
что данные — это закодированная информация;
что тексты и изображения — это информационные объекты;
что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;
как описывать объекты реальной действительности, как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
правила работы с компьютером и технику безопасности;
уметь:
представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;
работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;
осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники, записные книжки, Интернет;
использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие, широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор, тренажёры и тесты;
создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера.