муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зеленодольская средняя общеобразовательная школа»
Петропавловского района Алтайского края
Принято: Педагогический совет Протокол №___ от ___.___.20__г | | Утверждаю: Директор школы ________ О.И. Никифорова Приказ №______ от ___.___.20__г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Рабочая программа
по русскому родному языку
для 4 класса
к учебнику «Русский родной язык»
О. М. Александровой
на основе авторской программы
О. М. Александровой
разработана Труновой Татьяной Анатольевной
учителем начальных классов
первой квалификационной категории
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Наименование учебного предмета: «Русский родной язык»
Класс: 4
Срок реализации программы, учебный год: 2020-2021
Количество часов по учебному плану: 34
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с учетом изменений, внесенных приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. №1241) (далее - ФГОС начального общего образования);
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253»;
6. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Зеленодольская СОШ»
7. Учебный план МБОУ «Зеленодольская СОШ» на 2020-2021 учебный год;
8. Положение о рабочей программе по учебному предмету, курсу,
в том числе и внеурочной деятельности.
Планируемые результаты
В конце четвёртого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:
распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношений между людьми;
с качествами и чувствами людей; родственными отношениями);
распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы;
осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи; использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;
выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;
пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвалу, просьбу, извинение, поздравление;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
составлять план текста, не разделённого на абзацы;
пересказывать текст с изменением лица;
создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;
соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;
приводить объяснения заголовка текста.
Содержание учебной программы, курса
Название раздела (темы) | Кол-во часов для изучения раздела, темы | Содержание учебной темы |
Автор ская | Рабо чая | Контрольные, практические работы и т.д. |
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее | 14 | 14 | . | Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением. Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица). Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями, занятиями людей (например, от корки до корки; вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму. Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов. Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке? (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.) Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре. Русские слова в языках других народов. |
Раздел 2. Язык в действии | 6 | 6 | | Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне). История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста. |
Раздел 3. Секреты речи и текста | 12 | 12 | | Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. Особенности озаглавливания сообщения. Составление плана текста, не разделённого на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица. Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности. Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста. Синонимия речевых формул (на практическом уровне). |
Резерв учебного времени | 2 | 2 | | |
Итого: | 34 | 34 | | |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Название разделов, тем | Кол-во часов | Виды, формы контроля | Сроки |
По плану | Факти чески |
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее 14ч |
1 | Не стыдно не знать, стыдно не учиться | 1 | текущий | | |
2 | Не стыдно не знать, стыдно не учиться | 1 | текущий | | |
3 | Вся семья вместе, так и душа на месте | 1 | текущий | | |
4 | Вся семья вместе, так и душа на месте | 1 | текущий | | |
5 | Красна сказка складом, а песня — ладом | 1 | текущий | | |
6 | Красна сказка складом, а песня — ладом | 1 | текущий | | |
7 | Красна сказка складом, а песня — ладом | 1 | текущий | | |
8 | Красное словцо не ложь | 1 | текущий | | |
9 | Красное словцо не ложь | 1 | текущий | | |
10 | Красное словцо не ложь | 1 | текущий | | |
11 | Язык языку весть подаёт | 1 | текущий | | |
12 | Язык языку весть подаёт | 1 | текущий | | |
13 | Язык языку весть подаёт | 1 | текущий | | |
14 | Представление результатов проектных заданий, выполненных при изучении раздела | 1 | текущий | | |
Раздел 2. Язык в действии 6ч |
15 | Трудно ли образовывать формы глагола? | 1 | текущий | | |
16 | Трудно ли образовывать формы глагола? | 1 | текущий | | |
17 | Можно ли об одном и том же сказать по-разному? | 1 | текущий | | |
18 | Можно ли об одном и том же сказать по-разному? | 1 | текущий | | |
19 | Как и когда появились знаки препинания? | 1 | текущий | | |
20 | Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же сказать по-разному?» | 1 | текущий | | |
Раздел 3. Секреты речи и текста 12ч |
21 | Задаём вопросы в диалоге | 1 | текущий | | |
22 | Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста | 1 | текущий | | |
23 | Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста | 1 | текущий | | |
24 | Учимся составлять план текста | 1 | текущий | | |
25 | Учимся составлять план текста | 1 | текущий | | |
26 | Учимся пересказывать текст | 1 | текущий | | |
27 | Учимся пересказывать текст | 1 | текущий | | |
28 | Учимся оценивать и редактировать тексты | 1 | текущий | | |
29 | Учимся оценивать и редактировать тексты | 1 | текущий | | |
30 | Учимся оценивать и редактировать тексты | 1 | текущий | | |
30 | Учимся оценивать и редактировать тексты | 1 | текущий | | |
32 | Представление результатов выполнения проектного задания «Пишем разные тексты об одном и том же» | 1 | текущий | | |
33 | Резерв | 1 | текущий | | |
34 | Резерв | 1 | текущий | | |
Перечень приложений к программе
Приложение 1
Лист корректировки рабочей программы
Дата | Причины коррекции | Что скорректировано | Подпись зам.директора по УВР |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Приложение 2
Список литературы
Русский родной язык. 1 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2018.
Русский родной язык. Примерные рабочие программы. 1—4 классы / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2020.