Рабочая программа по русскому языку (надомное обучение)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе требований ФГОС, в соответствии с «Примерными программами», Концепция духовно-нравственного развития и воспитания, «Планируемыми результатами начального образования» и авторскими рабочими программами В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение грамоте» и В. П. Канакиной «Русский язык» 2015г.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.
Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, который обеспечивает готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика курса.
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварныйпериод является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача – приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный(заключительный)– повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма).
Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Раздел «Лексика » предусматривает формирование у младших школьников представлений о материальной природе языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмысление роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных универсальных действий.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
На изучение русского языка в начальной школе выделяется 268 часов. В 1 классе — 64 часа (2 часа в неделю, 32 учебные недели): из них 46 часов (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 18 часов (9 учебных недель) — урокам русского языка.
Во 2-4 классах на уроки русского языка отводится по 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебных недели в каждом классе).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5.Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9.Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11.Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13.Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1.Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4.Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5.Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9.Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Содержание учебного предмета
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, опрямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ.
№ п/п |
Разделы, темы | Количество часов |
Примерная программа | Рабочая программа «Школа России» план | Рабочая программа «Школа России» факт |
1. | Язык и речь | 3 | 3 | 2 |
2. | Текст. Предложение. Словосочетание. | 11 | 11 | 6 |
3. | Слово в языке и речи. | 18 | 18 | 9 |
4. | Состав слова. | 14 | 14 | 7 |
5. | Правописание частей слова. | 22 | 22 | 11 |
6. | Части речи. Имя существительное. | 28 | 28 | 14 |
7. | Части речи. Имя прилагательное. | 16 | 16 | 8 |
8. | Чати речи. Местоимение. | 4 | 4 | 2 |
9. | Части речи. Глагол. | 14 | 14 | 7 |
| | | | |
7. | Итоговое повторение | 6 | 6 | 2 |
| | | | |
| Итого: | 136 | 136 | 68 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 3 КЛАСС
№ урока | Дата | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Элементы содержания урока | Требования к уровню подготовленности учащихся | Примечания |
Язык и речь (2ч.) |
1 | | Виды речи и их назначение. Речь — отражение культуры человека. | 1 | Комбинированный | Осознание целей и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Чтение и понимание учебного текста (орфографических правил, грамматических понятий, формулировок вопросов и заданий); перечитывание текста по заданию, выборочное чтение с целью нахождения необходимого учебного материала. Закрепление гигиенических навыков письма. Правильное начертание букв и их соединений | Учащиеся должны уметь: различать произношение и написание слов; находить способ проверки написания слов; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения орфоэпических норм | |
2 | | Для чего нужен язык? Назначение языка и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. | 1 | Комбинированный | |
Текст. Предложение. Словосочетание. (6ч.) |
3 | | Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Работа с текстом. Виды предложений по цели высказывания.Знаки препинания в конце предложений. | 1 | Изучение нового материала | Различение предложения, словосочетания, слова (их сходство и различие). Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам | Учащиеся должны уметь без ошибок списывать несложный текст объемом 70–90 слов, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения орфоэпических норм | |
4 | | Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений. Обращение. Предложения с обращением (общее представление). | 1 | Комбинированный | |
5 | | Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложения по членам. | 1 | Комбинированны | Различение предложения, словосочетания, слова (их сходство и различие). Главные и второстепенные члены предложения (без введения терминологии) | Учащиеся должны уметь анализировать и кратко характеризовать предложение Учащиеся должны уметь анализировать и кратко характеризовать предложение | |
6 | | Простое и сложное предложения (общее представление). Запятая между частями сложного предложения. Сложное предложение. Союзы а, и, но в сложном предложении. Запятая между частями сложного предложения. |
1
| Комбинированный Урок закрепления ЗУН | Установление связи слов в предложении | Учащиеся должны уметь без ошибок списывать несложный текст объемом 70–90 слов Учащиеся должны знать\понимать: значимые части слова. | |
7 | | Словосочетание (общее представление). Предложение и словосочетание. Коллективное составление рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень». | 1 | Комбинированный Развитие речи | Установление связи слов в предложении Создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе серии картин) | Учащиеся должны уметь без ошибок списывать несложный текст объемом 70–90 слов Учащиеся должны знать\понимать: значимые части слова. Учащиеся должны уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания | |
8 | | Контрольный диктант № 1 по теме «Предложение». Работа над ошибками. | 1 | Контрольный | Подлежащее и сказуемое | Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | |
Слово в языке и речи (9ч.) |
9 | | Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Распознавание лексических групп слов в речи: синонимы, антонимы, слова в прямом и переносном значении. | 1 | Комбинированный Изучение нового материала | Слова однозначные и многозначные. Синонимы и антонимы. | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых, сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.) | |
10 | | Омонимы. Значение, использование омонимов в речи. Слово и словосочетание. Представление о словосочетании как сложном названии предмета. | 1 | Изучение нового материала | Словарное богатство русского языка. | |
11 | | Фразеологизмы. Первоначальное представление об устойчивых сочетаниях слов. Изложение текста Н. Сладкова «Ёлочка». | 1 | Изучение нового материала Развитие речи | Слово и его значение. Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания | |
12 | | Части речи. Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи. Имя существительное. Местоимение. Предлоги с именами существительными. | 1 | Комбинированный | Создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе серии картин) Имя существительное, значение и употребление. Создание небольшого текста (сочинения) по интересной детям тематике | Учащиеся должны уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания Учащиеся должны знать/понимать признаки изученных частей речи Учащиеся должны уметь анализировать и кратко характеризовать части речи | |
13 | | Имя прилагательное. Глагол. Имя числительное (общее представление). | 1 | Изучение нового материала | Имя прилагательное, значение и употребление. Глагол, значение и употребление. Числительное, значение, употребление. | |
14 | | Однокоренные слова. Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова. | 1 | Изучение нового материала | Однокоренные слова, формы одного и того же слова. | Учащиеся должны уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова Учащиеся должны знать/понимать формулировку правила об однокоренных (родственных) словах. Уметь подбирать и образовывать однокоренные слова с помощью аффиксов | |
15 | | Слово и слог. Гласные и согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с буквосочетаниями. Звуко-буквенный разбор слова. | 1 | Изучение нового материала | Звуки и буквы: гласные, согласные. | Учащиеся должны уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова | |
16 | | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласным в корне.Разделительный мягкий знак (ь). Проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. | 1 | Изучение нового материала | Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Употребление разделительных Ь и Ъ | |
17 | | Контрольный диктант № 2 по теме «Слово в языке и речи». Работа над ошибками. Проект «Рассказ о слове». | 1 | Контрольный | Написание под диктовку текста в соответствии с изученными нормами правописания. | Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | |
Состав слова (7 ч.) |
18 | | Корень слова. Однокоренные слова. Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах. | 1 | Изучение нового материала | Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). | Учащиеся должны уметь: различать произношение и написание слов; анализировать и кратко характеризовать состав слова; выполнять разбор слова по составу | |
19 | | Формы слова. Окончание. Нулевое окончание. Слова, которые не имеют окончания. | 1 | Изучение нового материала | Однокоренные слова, формы одного и того же слова. | |
20 | | Приставка как значимая часть слова. Образование слов с помощью приставки. | 1 | Изучение нового материала | Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). | Учащиеся должны уметь: различать произношение и написание слов; анализировать и кратко характеризовать состав слова; выполнять разбор слова по составу | |
21 | | Суффикс как значимая часть слова.Значение суффикса в слове. Образование слов с помощью суффиксов. | 1 | Изучение нового материала | Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). | |
22 | | Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе». Основа слова. | 1 | Развитие речи Изучение нового материала | Создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе серии картин) Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, | Учащиеся должны уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | |
23 | | Обобщение знаний о составе слова. Разбор слова по составу. Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. | 1 | Комбинированный Изучение нового материала | Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, | Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | |
24 | | Подробное изложение повествовательного текста В.Бианки «Скворцы» Работа над ошибками, допущенными в изложении. | 1 | Развитие речи | Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания | Учащиеся должны уметь создавать несложные монологические тексты на доступные младшему школьнику темы в форме повествования и описания | |
Правописание частей слова (11ч.) |
25 | | Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 | Изучение нового материала | Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова; | Учащиеся должны уметь находить способ проверки написания слова, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | |
26 | | Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова. Слова с буквосочетаниями -оло-, -оро-, -ере-. | 1 | Изучение нового материала | Правописание безударных гласных в корне слова; | Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | |
27 | | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. | 1 | Изучение нового материала. | Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова; | Учащиеся должны уметь находить способ проверки написания слова | |
28 | | Сочинение по серии картин «Серая Шейка». | 1 | Развитие речи | Создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе серии картин) | Учащиеся должны уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания | |
29 | | Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. Проверочная работа по теме: «Правописание безударных гласных в корне слова» | 1 | Изучение нового материала. | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | Учащиеся должны уметь: находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для работы со словарем | |
|
30 | | Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 | Изучение нового материала | Правописание удвоенных согласных в корне слова. | Учащиеся должны уметь: анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова; различать произношение и написание слов | |
31 | | Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы -ек, -ик в словах, их правописание. | 1 | Изучение нового материала | Значение суффиксов и приставок | Учащиеся должны уметь находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю) Уметь образовывать новые слова с помощью суффиксов | |
32 | | Правописание приставок в словах. Правописание значимых частей слова. | 1 | Изучение нового материала | Значение суффиксов и приставок | Учащиеся должны уметь находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю) Уметь образовывать новые слова с помощью суффиксов | |
33 | | Правописание приставок и предлогов в словах. | 1 | Изучение нового материала | Значение суффиксов и приставок | |
34 | | Контрольный диктант № 4 по теме «Правописание безударных гласных в корне слова»». Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. | 1 | Контрольный | Написание под диктовку текста в соответствии с изученными нормами правописания. | Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | |
35 | | Место и роль разделительного твёрдого знака (ъ) в слове.Правописание слов с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками. Перенос слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). | 1 | Изучение нового материала | Употребление разделительных Ь и Ъ | Учащиеся должны уметь писать слова с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками, обосновывать их правописание. Переносить слова с разделительным твёрдым знаком (ъ) с одной строки на другую. | |
Части речи. Имя существительное (14ч.) |
36 | | Части речи. Повторение и уточнение представлений об изученных частях речи. Части речи. | 1 | Комбинированный | Систематизация знаний о частях речи | Учащиеся должны знать\понимать признаки изученных частей речи Учащиеся должны уметь анализировать и кратко характеризовать части речи Учащиеся должны уметь различать произношение и написание слов | |
|
37 | | Имя существительное. Повторение и уточнение представлений об имени существительном. Начальная форма имени существительного.
| 1 | Изучение нового материала | Имя существительное, значение и употребление. Понятие – начальная форма имени существителшьного. | Учащиеся должны знать\понимать признаки изученных частей речи Учащиеся должны уметь анализировать и кратко характеризовать части речи Учащиеся должны уметь различать произношение и написание слов | |
38 | | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Изложение по самостоятельно составленному плану по тексту В. Бочарникова «Мал, да удал». | 1 | Изучение нового материала. Комбинированный Развитие речи | Различение одушевленных и неодушевленных имен существительных. Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания | Учащиеся должны уметь создавать несложные монологические тексты на доступные младшему школьнику темы в форме повествования и описания | |
39 | | Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных. Проект «Тайна имени». | 1 | Комбинированный | Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. | Учащиеся должны знать\понимать признаки изученных частей речи Учащиеся должны уметь анализировать и кратко характеризовать части речи Учащиеся должны уметь различать произношение и написание слов | |
40 | | Число имён существительных, изменение имён существительных по числам. Имена существительные, имеющие форму одного числа. | 1 | Изучение нового материала | Изменение существительных по числам . | Учащиеся должны знать\понимать признаки изученных частей речи Учащиеся должны уметь анализировать и кратко характеризовать части речи Учащиеся должны уметь различать произношение и написание слов | |
41 | | Род имён существительных. Определение рода имён существительных, употреблённых в начальной и других формах. Имена существительные общего рода. | 1 | Изучение нового материала | Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. . | Учащиеся должны знать\понимать признаки изученных частей речи Учащиеся должны уметь анализировать и кратко характеризовать части речи Учащиеся должны уметь различать произношение и написание слов | |
42 | | Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода. | 1 | Изучение нового материала | Употребление разделительных Ь и Ъ, Ь после шипящих на конце и | Учащиеся должны знать\понимать признаки изученных частей речи Учащиеся должны уметь анализировать и кратко характеризовать части речи Учащиеся должны уметь различать произношение и написание слов | |
43 | | Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание имён существительных». Работа над ошибками. | 1 | Контрольный | Написание под диктовку текста в соответствии с изученными нормами правописания. | Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | |
44 | | Склонение имён существительных (изменение имён существительных по падежам). | 1 | Комбинированный | Изменение существительных по падежам. | Учащиеся должны знать/понимать признаки изученных частей речи, изменять существительные по падежам. | |
45 | | Именительный падеж имён существительных. Родительный падеж имён существительных. | 1 | Изучение нового материала | Изменение существительных по падежам. | Учащиеся должны знать/понимать признаки изученных частей речи, изменять существительные по падежам. | |
46 | | Дательный, Винительный и Творительный падежи имён существительных. | 1 | Изучение нового материала | Изменение существительных по падежам. | Учащиеся должны знать/понимать признаки изученных частей речи, изменять существительные по падежам. | |
47 | | Предложный падеж имён существительных. Изложение по самостоятельно составленному плану по тексту К. Паустовского «Кот-ворюга». | 1 | Изучение нового материала. Развитие речи | Изменение существительных по падежам. Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания |
Учащиеся должны уметь создавать несложные монологические тексты на доступные младшему школьнику темы в форме повествования и описания | |
48 | | Все падежи. Обобщение знаний об имени существительном. Начальная и косвенные формы имён существительных. | 1 | Комбинированный | Изменение существительных по падежам. | Учащиеся должны знать/понимать признаки изученных частей речи, изменять существительные по падежам. | |
49 | | Контрольное списывание №1 по теме «Склонение имён существительных». Работа по выполнению заданий рубрики «Проверь себя». | 1 | Контрольный | Списывание текста. | Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации при списывании | |
Имя прилагательное (8ч.) |
50 | | Повторение и уточнение представлений об имени прилагательном. | 1 | Изучение нового материала | Имя прилагательное, значение и употребление. | Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | |
51 | | Связь имени прилагательного с именем существительным. Заглавная буква в именах собственных. | 1
| Изучение нового материала | Создание небольшого текста (сочинения) по интересной детям тематике | |
52 | | Сочинение – описание растения в научном стиле. Изменение имён прилагательных по родам (в единственном числе). | 1 | Развитие речи Изучение нового материала | Создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе серии картин) Изменение по родам | Учащиеся должны уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания | |
Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации |
53 | | Правописание родовых окончаний имён прилагательных. | 1 | Изучение нового материала | Изменение по родам | |
54 | | Число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. | 1 | Изучение нового материала | Изменение по числам | |
55 | | Падеж имён прилагательных (общее представление). Начальная форма имени прилагательного. | 1 | Комбинированный | Изменение по падежам | Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | |
56 | | Контрольный диктант № 6 по теме «Правописание имён прилагательных». Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. | 1 | Контрольный | Изменение по падежам. Согласование с именем существительным. | Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | |
57 | | Составление сочинения-отзыва по репродукции картины В. А. Серова «Девочка с персиками». Проект «Имена прилагательные в загадках» | 1 | Развитие речи | Создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе серии картин) Поиск необходимой информации, работа над проектом | Учащиеся должны уметь составлять сочинение-отзыв по репродукции картины В. А. Серова «Девочка с персиками» и опорным словам. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять недочёты и ошибки. | |
Местоимения (2ч.) |
58 | | Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений. Род местоимений 3-го лица единственного числа. | 1 | Изучение нового материала | Местоимение, значение и употребление.
| Учащиеся должны уметь выделять местоимения среди изученных частей речи, определять личные местоимения, изменять по родам местоимения 3 лица Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации при списывании | |
|
59 | | Употребление личных местоимений для замены повторяющихся в рядом стоящих предложениях имён существительных. Контрольное списывание №2 по теме «Местоимение» | 1 | Изучение нового материала Контрольный | Местоимение, значение и употребление. Списывание текста. |
Глагол (7ч.) |
60 | | Глагол. Значение и употребление глаголов в речи. Распознавание глаголов среди однокоренных слов и форм слов. | 1 | Изучение нового материала | Глагол, значение и употребление. | Учащиеся должны знать/понимать признаки изученных частей речи. Учащиеся должны уметь: изменять глаголы по числам, временам, лицам; определять время глаголов, лицо, род (в прошедшем времени); образовывать неопределенную форму глагола | |
61 | | Начальная (неопределённая) форма глагола. Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам. | 1 | Комбинированный Изучение нового материала | Неопределенная форма глагола. Изменение по временам, лицам и числам | |
62 | | Времена глаголов: настоящее, прошедшее и будущее. | 1 | | | |
63 | | Написание окончаний -ешь, -ишь в глаголах. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по временам. | 1 | Изучение нового материала | Изменение по временам, лицам и числам | |
64 | | Изложение по тексту Г. Скребицкого «Лось». Изменение глаголов в прошедшем времени по родам (в единственном числе). Родовые окончания глаголов (-а, -о). | 1 | Контрольный Изучение нового материала | Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания Изменение по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени, по родам и числам в прошедшем времени. | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания в устной и письменной формах несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | |
65 | | Правописание частицы не с глаголами. Обобщение знаний о глаголе. | 1 | Изучение нового материала Комбинированный | Правописание не с глаголами. Изменение по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени, по родам и числам в прошедшем времени. | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения орфоэпических норм Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | |
66 | | Обобщение знаний о глаголе. Контрольный диктант № 7 по теме «Повторение изученного за год». | 1 | Комбинированный Контрольный | Изменение по временам, лицам и числам Написание под диктовку текста в соответствии с изученными нормами правописания. |
Повторение (2 ч.) |
67 | | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Части речи. Повторение по теме «Предложение», «Текст» | 1 | Повторение | Систематизация знаний о частях речи Различение предложения, словосочетания, слова (их сходство и различие). Главные и второстепенные члены предложения (без введения терминологии) | Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. Учащиеся должны уметь анализировать и кратко характеризовать части речи, без ошибок списывать несложный текст объемом 70–90 слов Учащиеся должны знать\понимать: значимые части слова. | |
68 | | Повторение по теме «Орфограммы в значимых частях слова». | 1 | Повторение | Орфография. Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова; | Учащиеся должны знать\понимать значимые части слова. Учащиеся должны уметь: различать произношение и написание слов; находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю) | |
Использованная литература:
Русский язык. 3 класс. Учебник. В 2 ч. В. П. Канакина, В. П. Горецкий, – М. : Просвещение 2014
Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс В. П. Канакина – М. : Просвещение 2016
Русский язык. Методические рекомендации. 3 класс. В. П. Канакина – М. : Просвещение 2015.
Русский язык. Поурочные разработки: Технологические карты уроков 3 класс. И. А. Бубнова, Н. И. Роговцева, Е. Ю. Федотова. М. Просвещение 2015.