Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Курно- Липовская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена и рекомендована к утверждению педагогическим советом протокол от 28.08.2019 №1 | Утверждено Директор МБОУ Курно – Липовской СОШ Приказ от 30.08. 2019 года №51/2 ____________Сорокина Т.А. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(для учащихся с ОВЗ, ЗПР)
по русскому языку
Класс: 5
Количество часов:168
Учитель: Устиненко Елена Владимировна
2019 год
I. Пояснительная записка
Преподавание предмета «Русский язык» в 2019-2020 учебном году осуществляется в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
1. Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016).
2. Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта» (ред. от 23.07.2013).
3. Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС).
4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).
5. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644).
6. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 13.12. 2013, от 28.05.2014, от 17.07.2015).
7. Приказ Минобрнауки России от 28.12.2018 № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
8. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
9. Письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке».
10. Положение о составлении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) по МБОУ Курно – Липовской СОШ (приказ от 30.07.2018 № 52).
11.Учебный план МБОУ Курно – Липовской СОШ на 2019-2020 учебный год (приказ от 04.07.2019 №48).
12. Авторская программа по русскому языку к предметной линии учебников для 5 – 9 классов общеобразовательной школы (авторы программы В.В.Бабайцева, А.П.Еремеева, А.Ю.Купалова, Г.К.Лидман-Орлова, С.Н.Молодцова, Е.И.Никитина, Т.М.Пахнова, С.Н.Пименова, Ю.С.Пичугов, Л.Ф.Талалаева, Л.Д.Чеснокова).
13.Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации
Общая характеристика учебного предмета
Целями изучения русского языка в основной школе являются:
- Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их сточки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
Данные цели обусловливают решение следующих задач:
Развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
- формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Основываясь на Концепции преподавания русского языка и литературы, освоение учебного предмета должно предусматривать:
усвоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, функционировании и развитии;
овладение всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), умение правильно использовать речевые навыки во всех сферах общения;
формирование нормативной грамотности устной и письменной речи;
формирование межпредметных связей русского языка с другими учебными предметами (иностранными языками, литературой и др.);
использование текстов разных функциональных типов (художественных, нехудожественных);
развитие общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации образовательных программ, в том числе для электронного обучения, инструментов деятельности обучающихся и педагогических работников;популяризация русского языка и литературы.
Задачи обучения литературе для детей с ОВЗ:
организовать освоение знаний об устройстве и функционировании языка, овладение основными нормами современного русского литературного языка, формирование умения пользоваться его стилистическими ресурсами, способствовать интенсивному развитию речемыслительных, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника;
дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте литературы в современном мире, о его богатстве и выразительности;
развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный словарный запас, грамматический строй речи, способствовать усвоению литературных норм языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:
обеспечение языкового развития обучающихся с ОВЗ;
овладение учащимися с ОВЗ видами речевой деятельности.
Изучение школьного курса «Литература» представляет значительные трудности для детей с ОВЗ в силу их психофизических особенностей.
Такие дети испытывают трудности при чтении, не могут выделить главное в информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении, обладают неустойчивым вниманием, бедным словарным запасом, у них нарушены фонематический слух и графомоторные навыки. Обучающиеся с ОВЗ работают на уровне репродуктивного восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание, изучаемого материала развития может освоить базовый минимум содержания программного материала.
Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения в программе даются дифференцированно. Одни факты изучаются таким образом, чтобы обучающиеся смогли опознать их, опираясь на существенные признаки, по другим вопросам обучающиеся получают только общие представления.
Ряд сведений познается школьниками в результате практической деятельности.
Также новые элементарные навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения.
Коррекционно-развивающие задачи для детей с ОВЗ:
- использовать процесс обучения литературе для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
- воспитывать у учащихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность, формировать умение планировать свою деятельность.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Образовательно-коррекционные:
1. Формирование правильного понимания и отношения к языковедческим законам.
2. Овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные лингвистические знания в повседневной жизни.
3. Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.
Воспитательно-коррекционные:
1. Формирование у обучающихся качеств творчески думающей и легко адаптирующейся личности.
2. Формирование здорового образа жизни.
3. Воспитание положительных качеств, таких как, честность, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.
4. Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие и коррекция познавательной деятельности.
2. Развитие и коррекция устной и письменной речи.
3. Развитие и коррекция эмоционально - волевой сферы на уроках русского языка.
4. Повышение уровня развития, концентрации, объёма, переключения и устойчивости внимания.
5. Повышение уровня развития наглядно-образного и логического мышления.
6. Развитие приёмов учебной деятельности.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- развитие речи и обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Требования к уровню подготовки.
В результате изучения данного предмета в 5 классе обучающийся с ОВЗ должен знать/понимать определения основных языковых явлений, речеведческих понятий, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
Аудирование:
- адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
- выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;
- составлять план текста, производить полный и сжатый пересказ (устный и письменный);
- обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника;
- извлекать информацию из различных источников.
Чтение:
- дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста;
- выделять иллюстрирующую, аргументирующую информацию;
- находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;
- проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова, делить текст на части);
- составлять тезисный, вопросный план исходного текста;
- владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения;
- прогнозировать содержание текста по данному началу;
- с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух.
Говорение:
- сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру и выразительные языковые речевые средства;
- создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности, выразительности речи;
- строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана;
- формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведенного языкового анализа;
- размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные лексические и
грамматические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические, интонационные);
- уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учетом речевой ситуации;
Письмо:
- сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные языковые и речевые средства;
- создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;
- писать тексты-размышления на лингвистические, морально-этические темы;
- соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи
(орфографические, пунктуационные);
- уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте;
- использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению и при редактировании текста;
- редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии.
Текст:
- анализировать тексты с точки зрения их соответствия требованиям точности и логичности речи;
- рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению связного текста;
- устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением;
- определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте
Место учебного предмета в учебном плане
По учебному плану на изучение русского языка в 5 классе отводится 168 часов, что составляет
5 часа в неделю.
Учебно-методическое обеспечение.
Учебник: Русский язык. Теория В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова; Русский язык. Практика.А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева, Т.М. Пахнова; Русский язык. Русская речь.Е.И. Никитина, «Дрофа», 2015
Методические пособия:
Русский язык. 5 класс: Поурочные планы по программе В.В.Бабайцевой. - Волгоград, 2016.
Арбатова Е.А. Русский язык: самые сложные правила в таблицах и схемах. - СПб.,2016
Влодавская Е.А., Демина М.В. «Итоговые диктанты по русскому языку» 5-9 классы. 2015
Сычева Г.Н. Тексты изложений для 5-9 классов. ФГОС
Методическое пособие к УМК В.В. Бабайцевой. Дрофа 2016г.
Тестовые задания по русскому языку 5 класс «Просвещение» 2016г.
Новые тесты в новом формате 5 класс под редакцией Н.А. Сениной. Легион. 2015 г.
II. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса (ФГОС)
Данная программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
по фонетике и графике:
производить фонетический разбор слова;
соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением;
свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем;
не смешивать буквы и звуки;
по орфоэпии:
правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
пользоваться орфоэпическим словарем;
по лексике:
пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов;
толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы;
давать элементарный анализ лексического значения слова;
по морфемике и словообразованию:
выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова;
выделять основу слова;
образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов, с помощью приставок, приставок и суффиксов; сложения основ;
производить морфемный разбор;
производить словообразовательный разбор;
по морфологии:
различать части речи по наличию у слова определённых морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи; уметь образовывать формы изученных частей речи;
производить морфологический разбор изученных частей речи;
по синтаксису:
выделять словосочетание в предложении;
определять главное и зависимое слово;
образовывать словосочетания с именем существительным, глаголом в качестве главного и зависимого слова;
определять вид предложения по цели высказывания, интонации;
определять грамматическую основу предложения;
определять вид предложения по количеству грамматических основ;
определять вид предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения;
определять однородные члены;
определять вводные слова и обращения (данное умение не является обязательным, т.к. материал вводился ознакомительно);
различать простое и сложное предложение;
производить синтаксический разбор предложения;
по орфографии:
находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами;
обосновывать выбор написания;
находить и исправлять орфографические ошибки;
правильно писать изученные в 5-м классе слова с непроверяемыми написаниями;
по пунктуации:
находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами;
обосновывать место и выбор знака препинания;
находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила;
по связной речи, чтению и работе с информацией:
читать учебно-научный текст изучающим чтением;
владеть отдельными приёмами ознакомительного чтения учебно-научного текста; выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план;
определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения, пересказывать текст подробно и сжато;
понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов;
определять стиль текста;
письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст;
пытаться использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций; последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы;
озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков.
Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.
К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) — синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- разъяснять значения известных слов и правильно их употреблять; пользоваться орфографическими и толковыми словарями;
соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы; находить орфографические ошибки и исправлять их.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По связной речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.
Речь и речевое общение
Текст
Ученик научится
Определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему или основную мысль текста; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; составлять простой и сложный план.
Находить в тексте типовые фрагменты — описание предмета, повествование, рассуждение-доказательство, оценочные высказывания. Определять стиль речи (разговорный, художественный); находить в тексте языковые средства, характерные для данного стиля.
Ученик получит возможность
создавать в устной и письменной форме сочинения по картине, по личным наблюдениям на темы из жизни учащихся (описание предмета или животного, повествование и рассуждение);
совершенствовать повествовательный текст, вводя в него там, где это требуется, фрагменты с описанием предмета, элементы рассуждения, оценочные высказывания
Функциональные разновидности языка
Ученик научится
владеть практическими умениями различать тексты разговорного и художественного характера; находить в тексте языковые средства, характерные для данного стиля.
Ученик получит возможность
• различать и анализировать тексты разговорного характера, и художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
• создавать тексты выступления на заданную тему;
•принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой речью.
Общие сведения о языке
Ученик научится
•характеризовать значение языка в жизни человека;
•определять различия между литературным языком и диалектами
•определять разделы лингвистики.
• Фонетика, орфоэпия, графика
Ученик научится
•выделять в слове звуки и характеризовать их, различать ударные и безударные гласные; не смешивать звуки и буквы; правильно произносить названия букв, свободно пользоваться алфавитом, в частности в работе со словарями
Ученик получит возможность
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
Морфемика и словообразование
Ученик научится
• выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учетом значения слов; понимать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
• по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
• пользоваться словарем морфемного строения слов
Ученик получит возможность •Выделять морфемы на основе смыслового словообразовательного анализа в словах сложной структуры;
Составлять словообразовательные цепочки однокоренных слов
Лексикология и фразеология
Ученик научится
• употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; толковать лексическое значение известных учащимся слов и подбирать к словам синонимы и антонимы; пользоваться толковым словарем
• Характеризовать лексику языка с точки зрения происхождения и особенностей словоупотребления(заимствованная и исконно-русская; общеупотребительная, ограниченная в употреблении)
Ученик получит возможность• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка
извлекать необходимую информацию из толковых словарей
составлять различного рода словари и словарные статьи
Наблюдать за использованием в художественном тексте синонимов,
антонимов, омонимов; слов в переносном
значении для создания тропов (метафор, олицетворений, эпитетов); диалектизмов, устаревших слов и фразеологических оборотов.
Определять текстовую функцию лексического повтора.
Морфология
Ученик научится
• различать части речи; знать и верно указывать специфические морфологические признаки глаголов, имен существительных, прилагательных; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и др.;
Ученик получит возможность
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных;
• Употреблять в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности.
• Знать о глагольной синонимии в художественных текстах (наблюдение и анализ). Употреблять глаголы в переносном значении.
• Использовать текстовую функцию видо-временных форм глагола.
• Понимать образную и экспрессивную роль
имен существительных в художественном тексте.
• Определять текстовую функцию имён существительных со значением «целое и его части».
•Понимать образную, эмоциональную функцию имён прилагательных в художественном тексте.
•Использовать эпитеты. Синонимию имён прилагательных.
•Употреблять прилагательные в переносном значении.
Синтаксис
Ученик научится
•выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слова; определять предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов; интонационно правильно произносить предложения изученных синтаксических конструкций
Ученик получит возможность• анализировать синонимические средства синтаксиса словосочетанийНаблюдать за использованием в художественных текстах изучаемых синтаксических конструкций, усиливающих образность и эмоциональность речи.
Правописание и орфография
Ученик научится
• понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и непроверяемых произношением гласных и согласных (по списку); о—ё после шипящих в корне, чередующихся а—о, е—и в корнях типа -раст/ /-рос-, -лаг-//-лож-, -мер- / / -мир-, -тер-//
тир-; знать неизменяемые приставки (в-, на-, с-и т. д.), приставки на з (с) (раз/ /рас-; из-//ис-и др.) и верно их писать; знать смешиваемые при письме безударные окончания существительных, прилагательных и глаголов, уметь обнаруживать их в тексте и владеть способом определения верного написания; безошибочно писать буквенные сочетанияжи—ши, ча—ща, чу—щу; чк, чн, нч, рщ;верно употреблять разделительные ъ—ь,букву ь после шипящих в конце существительных и глаголов, не с глаголами
Ученик получит возможность• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Ученик научится
•Выявлять исконно русские слова в произведениях устного народного творчества;
Использовать правила речевого этикета в повседневной жизни и учебной деятельности
Ученик получит возможность
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории
III . Содержание учебного предмета «Русский язык»
Язык – важнейшее средство общения
Язык и человек. Общение устное и письменное. Стили речи.
Вспоминаем, повторяем, изучаем.
Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тсяи -ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление).
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
Развитие речи (далее P.P.) Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
P.P. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи
Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
P.P. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи
Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка.
Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
P.P. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи
Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка, их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-, -лаг-, -рос-, -раст-. Буквы ей о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
P.P. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками.
Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
P.P. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких — по родам и числам.
P.P. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол
Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -тьсяи -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е – и в корнях глаголов -бер-, -бир-, -дер-, -дир-, -мер-, -мир-, -пер-, -пир-, -тер-, -тир-, -стел-, -стил-.
Правописание не с глаголами.
P.P. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация изученного в 5 классе
Раздел IV.Тематическое планирование.
№ п/п | Название раздела | Основные виды деятельности ученика |
1 | Введение 2ч | Ознакомительное чтение. Подбор пословиц о языке, Монологическое высказывание на заданную тему. Рассуждение на заданную (лингвистическую) тему. Анализ текстов разных стилей. Сравнение текстов на одну тему. Беседа на основе опросов. |
2 | Вводный курс. Орфография. 15 ч р\р 3 к\р 1 | Рассуждения на заданную (лингвистическую) тему. Формулирование тезиса, подбор аргументов, формулирование вывода. Составление вопросов к тексту и ответов на них. Комплексный анализ слов. Подбор фразеологизмов, объяснение их значений. Орфографический и пунктуационный анализ слов и предложений. Описание и анализ речевых ситуаций, иллюстрирующий смысл пословиц. Составление текстов-описаний и текстов-рассуждений. Аналитическое чтение параграфов учебника, составление таблиц. Составление текстов по опорным словам. Продолжение текста по началу. |
3 | Морфология и орфография 30 ч р\р 4 к\р 2 | Рассуждения на заданную (лингвистическую) тему. Формулирование тезиса, подбор аргументов, формулирование вывода. Составление вопросов к тексту и ответов на них. Комплексный анализ слов. Подбор фразеологизмов, объяснение их значений. Орфографический и пунктуационный анализ слов и предложений. |
4 | Синтаксис и пунктуация 50 ч р\р 7 к\р 3 | Составление предложений из словосочетаний. Редактирование предложений. Нахождение грамматической основы предложения. Классификация предложений. Озаглавливание текстов. Различие главных и второстепенных членов предложения. Создание текстов по предлагаемым образцам. Повествование о собственных действиях. Описание предмета, животного. Рассуждение по учебному материалу. Сжатый пересказ небольшого по объему художественного текста. Изложение с элементами сочинения. Составления плана параграфов. Составление диалогов. Жанр личного письма. |
5 | Фонетика. Графика. Орфоэпия 21 ч р\р 2 к\р 1 | Рассуждение по учебному материалу. Аналитическое чтение параграфов учебника. Составление плана параграфа. Выписки. Фонетический анализ слов. Совершенствование орфоэпических навыков. Объяснение выбора написания . Анализ текстов. Определение темы, выделение ключевых слов. Указание средств связи. Определение типа речи и стиля. Редактирование текстов и предложений. Составление словосочетаний и предложений. Составление текстов по данным словам. Составление опорных схем. Подбор однокоренных слов. Составление загадок и шарад. Разбор слов по составу. Определение стилистической роли морфем. Продолжение рассказа в форме монолога и диалога. Изложение с предварительным анализом текста. Краткое изложение с элементами сочинения. |
6 | Морфемика. Лексика. Орфография. 46 ч р\р 10 к\р 1 Повторение изученного 2 ч |
V. Календарно – тематическое планирование
Урок № | Тема | Кол-во часов | Элементы содержания | Дата проведения |
план | факт |
Введение – 2 часа |
1 | Знакомство с учебным комплексом и организацией занятий по русскому языку. | 1 | Работа с учебником, словарная работа | 02.09 | |
2 | Роль языка в жизни общества. | 1 | Русский язык как один из богатейших языков мира. | 03.09 | |
Вводный курс. Орфография. – 15 часов |
3 | Орфография. Орфограмма. | 1 | Понятие о морфологии и орфографии. Орфограмма. «Ошибкоопасные» места. | 04.09 | |
4 5 | Правописание безударных гласных в корне слова. | 2 | Безударные гласные в корне слова | 05.09 06.09 | |
6 | Правописание безударных гласных в приставках. | 1 | Безударные гласные в приставках | 9.09 | |
7 | Р.р. Для чего людям нужна речь? | 1 | Функции речи | 10.09 | |
8 | Р.р. Устная и письменная формы речи | 1 | Устная, письменная речь | 11.09 | |
9 | Гласные И, А, У после шипящих. | 1 | Гласные И,А,У после шипящих. | 12.09 | |
10 11 | Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. | 2 | Звонкие и глухие согласные в корне слова | 1309 16.09 | |
12 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | 1 | Непроизносимые согласные в корне слова | 17.09 | |
13 | Правописание удвоенных согласных. | 1 | Удвоенные согласные в корне слова. | 18.09 | |
14 | Р.р. Речь диалогическая и монологическая | 1 | Диалог, монолог, знаки препинания при диалоге | 19.09 | |
15 | Повторение и обобщение изученного по теме «Орфография» | 1 | Безударные гласные в корне, Согласные в корне, непроизносимые согласные, и, а, у после шипящих. | 20.09 | |
16 | Входной контрольный диктант с грамматическими заданиями | 1 | Безударные гласные в корне, Согласные в корне, непроизносимые согласные, и, а, у после шипящих. | 23.09 | |
17 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. | 1 | Безударные гласные в корне, Согласные в корне, непроизносимые согласные, и, а, у после шипящих. | 24.09 | |
Морфология и орфография – 30 часов |
18 | Морфология и орфография | 1 | Морфология, орфография, самостоятельные и служебные части речи, толковый словарь. | 25.09 | |
19 | Самостоятельные части речи. Имя существительное. | 1 | Морфология и орфография. Самостоятельные и служебные части речи. | 26.09 | |
20 | Самостоятельные части речи. Имя существительное. | 1 | Морфология и орфография. Самостоятельные и служебные части речи. | 27.09 | |
21 | Склонение имен существительных | 1 | Падежные окончания существительных | 30.09 | |
22 | Имена существительные собственные и нарицательные | 1 | Имена собственные и нарицательные | 1.10 | |
23 | Р.р. Понятие о связном тексте | 1 | Основные средства грамматической связи предложений в тексте. Фрагменты текста. | 2.10 | |
24 | Имя прилагательное. | 1 | Морфологические признаки прилагательного, морфологический разбор. | 3.10 | |
25 | Закрепление изученного по теме «Самостоятельные части речи. Имя существительное. Имя прилагательное». | 1 | Грамматические признаки имени прилагательного. Словообразование прилагательных, их связь с существительным | 4.10 | |
26 | Глагол. Понятие о глаголе. | 1 | Неопределенная форма глагола. Грамматические признаки глагола. Времена глагола. | 07.10 | |
27 | Глаголы в форме прошедшего времени | 1 | Признак глагола прошедшего времени | 08.10 | |
28 | Глаголы настоящего и будущего времени. | 1 | Настоящее и будущее время глаголов | 09.10 | |
29 | Р.р. Тема. | 1 | Тема и мысль текста | 10.10 | |
30 31 | Правописание не с глаголами. Правописание - тся,- -ться- в глаголах. | 1 1 | Словообразование глагола. | 11.10 14.10 | |
32 | Повторение и обобщение изученного по теме «Глагол». | 1 | Глагол, морфологические признаки. | 15.10 | |
33 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол» с грамматическим заданием | 1 | Правописание имен существительных, прилагательных, глаголов | 16.10 | |
34 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками | 1 | Правописание имен существительных, прилагательных, глаголов | 17.10 | |
35 | Наречие. Различие наречий по вопросу. | 1 | Группы наречий. Синтаксическая роль наречий | 18.10 | |
36 | Правописание наречий. | | Орфограммы наречий. | 21.10 | |
37 | Местоимение. Личные местоимения. | 1 | Грамматические признаки местоимений. Разряды местоимений. Правописание местоимений. | 22.10 | |
38 | Притяжательные, вопросительные и неопределенные местоимения. | 1 | Местоимение. Притяжательные, вопросительные и неопределенные местоимения. | 23.10 | |
39 | Служебные части речи. Предлог. | 1 | Употребление предлогов. Разграничение предлогов и приставок. | 24.10 | |
40 | Союз. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях. | 1 | Употребление союзов. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях | 25.10 | |
41 | Союз. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях. | 1 | Употребление союзов. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях | 28.10 | |
42 | Частицы. Значения частиц. | 1 | Употребление частиц. Частицы не, бы (б), ли (ль), же (ж) и др. Их значение в предложениях. Раздельное написание частиц с другими | 29.10 | |
43 | Р.р.Основная мысль текста. | 1 | Основная мысль и тема текста | 3010 | |
44 | Р.р. Простой план | 1 | Идея текста, простой план. | 3111 | |
45 | Повторение изученного в разделе «Морфология и орфография» | 1 | Самостоятельные и служебные части речи. | 111 | |
46 | Контрольный диктант по теме «Морфология. Орфография» с грамматическим заданием. | 1 | Орфограммы, графическое обозначение орфограмм | 11.11 | |
47 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. | 1 | Основная мысль и тема текста | 12.11 | |
Синтаксис и пунктуация – 51 часов |
48 | Понятие о синтаксисе и пунктуации. | 1 | Значение синтаксиса и пунктуации в письменной речи; понимание значения терминов «синтаксис» и «пунктуация». Синтаксический и пунктуационный разборы предложения. | 13.11 | |
49 | Понятие о синтаксисе и пунктуации. | 1 | Значение синтаксиса и пунктуации в письменной речи; понимание значения терминов «синтаксис» и «пунктуация». Синтаксический и пунктуационный разборы предложения. | 14.11 | |
50 | Пунктуационный разбор. | 1 | Синтаксический и пунктуационный разборы предложения. | 15.11 | |
51 | Предложение. | 1 | Грамматическая основа предложения. Интонация конца предложения. Знаки препинания в конце предложения | 18.11 | |
52 | Виды предложений по цели высказывания. | 1 | Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. | 19.11 | |
53 | Невосклицательные и восклицательные предложения | 1 | Эмоциональная окраска предложений. | 20.11 | |
54 | Члены предложения | 1 | Грамматическая основа предложения. | 21.11 | |
55 | Главные члены предложения. | 1 | Подлежащее, сказуемое. | 22.11 | |
56 | Синтаксический разбор предложения. | 1 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения, | 25.11 | |
57 | Главные члены предложения. | 1 | Подлежащее, сказуемое. | 26.11 | |
58 59 | Тире между подлежащим и сказуемым | 2 | тире между подлежащим и сказуемым. | 27.11 28.11 | |
60 | Закрепление изученного по теме «Предложение. Главные члены предложения» | 1 | Алгоритм определения главных членов предложения. | 29.11 | |
61 | Р.р. Изложение близкое к тексту | 1 | Текс, тема и основная мысль текста | 2.12 | |
62 | Второстепенные члены предложения. | 1 | Определение. Дополнение. Обстоятельство. Распространенные и нераспространенные предложения | 3.12 | |
63 | Определение | 1 | Определение | 04.12 | |
64 | Дополнение | 1 | Дополнение | 05.12 | |
65 | Обстоятельство | 1 | Обстоятельство | 06.12 | |
66 | Диктант с грамматическим задание по теме «Члены предложения» | 1 | | 9.12 | |
67 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. | 1 | | 10.12 | |
68 | Словосочетание | 1 | Подчинительные и сочинительные словосочетания. Синтаксический разбор словосочетания | 11.12 | |
69 | Сочинительные словосочетания | 1 | Сочинительные Словосочетания | 12.12 | |
70 71 | Предложения с однородными членами | 2 | Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 13.12 16.12 | |
72 73 74 | Предложения с однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. | 3 | Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах предложения. | 17.12 18.12 19.12 | |
75 | Р. Р. Понятие о последовательной связи предложений в тексте. | 1 | последовательная связь предложений в тексте. | 20.12 | |
76 | Однородные члены предложения. Закрепление. | 1 | Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах предложения | 23.12 | |
77 | Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация» (комплексный анализ текста) | 1 | Пунктуационный разбор | 24.12 | |
78 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками | 1 | | 25.12 | |
79 80 | Предложения с обращениями. | 2 | Понятие «обращение». Знаки препинания в предложениях с обращениям | 26.12 27.12 | |
81 | Р. Р. Понятие о параллельной связи предложений в тексте. | 1 | Параллельная связь предложений | 90.1 | |
82 | Предложения с вводными словами, указывающими на уверенность или неуверенность говорящего по отношению к высказываемому. | 1 | Предложения с вводными словами (указывающими на уверенность или неуверенность говорящего по отношению к высказываемому). Знаки препинания в предложениях с вводными словами. | 10.1 | |
83 | Предложения с вводными словами, указывающими на последовательность перечисления. | 1 | Предложения с вводными словами (указывающими на последовательность перечисления). Знаки препинания в предложениях с вводными словами. | 13.1 | |
84 | Сложное предложение | 1 | Бессоюзные и союзные сложные предложения. Запятая между частями сложного предложения | 14.01 | |
85 | Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения | 1 | Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Запятая между частям сложного предложения. | 15.01 | |
86 | Союзы в сложном предложении. | 1 | ССП, СПП, синтаксический разбор, сочинительные и подчинительные союзы. | 16.01 | |
87 | Простые и сложные предложения | 1 | Союзные сложные предложения, предложения с однородными членами предложения. | 17.01 | |
88 | Синтаксический разбор сложного предложения | 1 | Синтаксический разбор | 20.01 | |
89 | Р.р. Выразительные средства связи устной речи | 1 | Выразительные средства связи устной речи | 21.01 | |
90 | Предложения с прямой речью (прямая речь после слов автора и перед ними) | 1 | Прямая речь, знаки препинания при прямой речи. | 22.01 | |
91 | Р.р. Стили речи. Характеристика разговорного стиля | 1 | Стили речи. Разговорный стиль. | 23.01 | |
92 | Предложения с прямой речью (прямая речь перед словами автора) | 1 | Прямая речь, знаки препинания при прямой речи. | 24.01 | |
93 | Р.р. Диалог | 1 | Диалог | 27.01 | |
94 | Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация» | 1 | Синтаксис и пунктуация | 28.01 | |
95 | Закрепление изученного по теме «Синтаксис и пунктуация» | 1 | 29.01 | |
96 | Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация» | 1 | 30.01 | |
97 | Анализ диктанта и работа над ошибками. | 1 | 31.01 | |
98 | Р.р. Книжные стили. Характеристика научного стиля | 1 | Книжные стили. Характеристика научного стиля | 3.02 | |
Фонетика. Графика. Орфоэпия. – 21 час |
99 | Понятие о литературном языке. | 1 | | 04.02 | |
100 | Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия. Звуки речи и буквы. | 1 | Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия. Звуки речи и буквы. Алфавит. | 5.02 | |
101 | Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит. | 1 | Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит. | 06.02 | |
102 | Гласные и согласные звуки. Слог. Правила переноса. | 1 | Гласные и согласные звуки. Слог. Перенос. | 07.02 | |
103 | Р.р. Характеристика художественного стиля. | 1 | Художественный стиль, признаки художественного .стиля | 10.02 | |
104 | Ударение. | 1 | Ударение, блуждающее ударение | 11.02 | |
105 | Орфография. Понятие об орфограмме. Сильная и слабая позиция. | 1 | Орфография. Орфограмма. Сильная и слабая позиция. | 12.02 | |
106 | Орфограммы-гласные и орфограммы-согласные. | 1 | Орфограммы-гласные и орфограммы-согласные. | 13.02 | |
107 | Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | Безударные гласные в корне слова, способы проверки | 14.02 | |
108 | Гласные буквы после шипящих. | 1 | Гласные после шипящих | 17.02 | |
109 | Гласные буквы и- ы после ц | 1 | Гласные буквы и- ы после ц | 18.02 | |
110 | Р.р. Изложение, близкое к тексту | 1 | Описание, повествование, рассуждение | 19.02 | |
111 | Звонкие и глухие согласные звуки и их обозначение на письме | 1 | Звонкие и глухие согласные звуки. | 20.02 | |
112 | Непроизносимые согласные звуки и их обозначение на письме | 1 | Непроизносимые согласные звуки и их обозначение на письме | 21.02 | |
113 | Удвоенные согласные и их обозначение на письме. | 1 | Удвоенные согласные | 25.02 | |
114 | Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных на письме с помощью ь | 1 | Твердые и мягкие согласные звуки. | 26.02 | |
115 | Значение букв я, ю, е, е | 1 | Значение букв я, ю, е, е | 27.02 | |
116 | Повторение изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия.» | 1 | Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия | 28.02 | |
117 | Контрольная работа по теме:«Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия.» | 1 | 203 | |
118 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками | 1 | 303 | |
119 | Основные нормы литературного произношения. Орфоэпический словарь. | 1 | Нормы литературного произношения Орфоэпический словарь. | 403 | |
Морфемика. Лексика. Орфография – 46 час |
120 | Морфемика. Орфография. Понятие о морфемике. | 1 | Морфемика. Орфография. | 05.03 | |
121 | Типы речи | 1 | Повествование, описание, рассуждение | 06.03 | |
122 123 | Основа слова и окончание | 2 | Основа слова и окончание | 11.03 12.03 | |
124 | Р.р. Типы речи | 1 | Типы речи | 13.03 | |
125 126 | Корень слова. Исторические изменения в составе слова. | 2 | Корень слова, лексическое значение | 16.03 17.03 | |
127 | Приставки, суффиксы. | 1 | Приставки, суффиксы, словообразование | 18.03 | |
128 | Чередование гласных звуков в корне слова | 1 | Чередование гласных звуков | 19.03 | |
129 | Р.р. . Повествовать — значит рассказывать | 1 | Повествование | 20.03 | |
130 | Чередование согласных звуков в корне слова. | 1 | Чередование согласных звуков в корне слова | 30.03 | |
131 | Полногласные и неполногласные сочетания. | 1 | Полногласные и неполногласные сочетания | 31.03 | |
132 | Чередование звуков. | 1 | Гласные, согласные звуки, полногласные и неполногласные | 104 | |
133 | Морфемный разбор слова. | 1 | Морфемы | 204 | |
134 | Р.р. Выборочное изложение. | 1 | Структура текста | 0304 | |
135 136 137 | Правописание корней с чередованием гласных а-о | 3 | Чередование гласных А-О. | 06.04 07.04 08.04 | |
138 139 140 | Правописание корней с чередованием гласных а-о | 3 | Чередование гласных А-О. | 09.04 10.04 13.04 | |
141 | Р.р. Описание | 1 | Описание | 14.04 | |
142 143 | Правописание корней с чередованием гласных е-и | 2 | Чередование гласных Е-И. | 15.04 16.04 | |
144 145 | Правописание корней с чередованием гласных е-и | 2 | Чередование гласных Е-И. | 17.04 20.04 | |
146 | Р.р. Как описать животное? Изложение, близкое к тексту. | 1 | Простой план | 21.04 | |
147 | Закрепление изученного по теме «Морфемика. Орфография». | 1 | Морфемика. Орфография | 22.04 | |
148 | Контрольный диктант №1 по теме «Морфемика. Орфография» с грамматическим заданием. | 1 | Морфемы, орфограммы | 24.04 | |
149 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками | 1 | Морфемы, орфограммы | 27.04 | |
150 | Правописание согласных и гласных в приставках. | 1 | Приставка, предлог | 28.04 | |
151 | Приставка с | 1 | Неизменяемые приставки | 29.04 | |
152 | Правописание приставок, оканчивающихся на з(с) | 1 | Приставки на З- (С-). | 30.04 | |
153 | Правописание приставок роз-(рос-)-раз-(рас-) | 1 | Приставки РОЗ- (РОС-) – РАЗ-(РАС-) | 605 | |
154 | Буква ы после приставок, оканчивающихся на согласный | 1 | Буква Ы после приставок на согласный. | 705 | |
155 | Р.р. Подготовка к сочинению о любимом животном. | 1 | Повествование, описание | 1205 | |
156 157 158 | Правописание приставок при- и пре- | 3 | Приставки ПРЕ- и ПРИ-, значение приставок | 13.05 14.05 1505 | |
159 160 | Словообразование. Основные способы образования слов. Сложные и сложносокращенные слова. | 2 | Словообразование, способы словообразования, морфемы | 1805 1905 | |
161 | Лексика. Словарное богатство русского языка. Лексическое значение слова. | 1 | Лексическое и грамматическое значение слова | 20.05 | |
162 | Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. | 1 | Лексическое значение слова, однозначные, многозначные слова Прямое и переносное значение слов | 21.05 | |
163 | Омонимы. Синонимы. Антонимы | 1 | Омонимы, многозначные слова, синонимы антонимы | 22.05 | |
164 | Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении. Историзмы, архаизмы, неологизмы. | 1 | Слова общеупотребитель и ограниченные в употреблении. Историзмы, архаизмы, неологизмы. | 25.05 | |
165 | Р.р.Типы речи. Рассуждение. Текст. Лексические средства связи предложений в тексте. Киносценарий. | 1 | Типы речи. Рассуждение Лексический повтор, текстовые синонимы, родовидовые, киносценарий, основная мысль, идея текста | 26.05 | |
166 | Заимствованные слова, старославянизмы, фразеологизмы | 1 | Заимствованные слова, старославянизмы, фразеологизмы | 27.05 | |
Повторение изученного в 5 классе |
167 | Повторим орфографию, синтаксис, изученное по развитию речи | 1 | | 28.05 | |
168 | Итоговый урок | 1 | | 29.05 | |