Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Русский язык» является усвоение содержания учебного предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и основной образовательной программой начального общего образования образовательной организации.
Программа рассчитана на 675 часов, со следующим распределением часов по годам обучения / классам: первый год обучения / 1 класс – 165 часа; второй год обучения / 2 класс – 170 часов; третий год обучения / 3 класс – 170 часов; четвёртый год обучения / 4 класс – 170 часов
• парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки;
• однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
• в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;
• проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
• раздельное написание предлогов с другими словами.
• наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов.
№п/п | Тема | Кол-во часов | Планируемые результаты обучения |
Предметные | УУД | Личностные |
1. | Наша речь. Язык и речь. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения людей. | 4ч. | -анализировать речь людей (при анализе текстов); -различать устную, письменную речь и речь про себя; -отличать диалогическую речь от монологической. | Познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения; -добывать новые знания: находить необходимую информацию в учебнике; -перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы. -работать с разными видами информации (с частями учебной книги и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и учебными словарями, текстом и иллюстрацией к тексту; -формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное, -осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; -моделировать, подводить под понятие; -устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: -определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; -учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий); -учиться планировать практическую деятельность на уроке; -контроль и самоконтроль учебных действий и их результатов; -проверка выполненной работы, используя правила и словари, а также самостоятельное выполнение работы над ошибками. Коммуникативные: -донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи; -слушать и понимать речь других; -вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни. -договариваться сообща; -учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек, -работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, -видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них; -использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции; -осуществление взаимопроверки выполненной работы; -использование правил, таблиц, моделей для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения. | Воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств: внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, самоуважение, ответственность; -уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, уважительное отношение к своему и чужому труду; -принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; -формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; -формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. |
2. | Текст. Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста. Красная строка в тексте. | 5ч. | -отличать текст от других записей по его признакам; -определять тему и главную мысль текста; -соотносить текст и заголовок, подбирать заголовок к тексту; -составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам. |
3. | Предложение. Различение предложения, словосочетания, слова. Знаки препинания в конце предложения. Связь слов в предложении. Логическое ударение. Главные и второстепенные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. Установление связи слов в предложении. Распространённые и нераспространённые предложения. | 12ч. | -отличать предложение от группы слов, определять его границы; -составлять предложения из слов; -находить главные и второстепенные члены предложения; -составлять распространённые и нераспространённые предложения; -устанавливать связь слов в предложении; -составлять предложения из деформированных слов. |
4. | Слова, слова, слова… Слово и его лексическое значение. Слово – общее название многих однородных предметов. Однозначные и многозначные слова, их различение. Прямое и переносное значение слова. Синонимы и антонимы: наблюдение в текстах, использование в речи. Словари русского языка и их использование. Родственные слова. Выделение корня. Однокоренные слова. Слово. Слог. Деление слов на слоги. Словесное ударение. Гласные ударные и безударные. Правила переноса слов с одной строки на другую. | 20ч. | -уметь классифицировать слова по тематическим группам, объяснять лексическое значение слова; -работать с толковыми и орфографическими словарями; -распознавать и подбирать к слову синонимы и антонимы; -находить однокоренные слова в тексте; -подбирать однокоренные слова к слову и выделять корень; -делить слова на слоги, определять количество слогов; -определять ударение, различать ударные и безударные слоги; -переносить слова по слогам. |
5. | Звуки и буквы. Звуки и буквы: гласные и согласные. Русский алфавит: правильное название букв, знание их последовательности. Умение пользоваться алфавитом при работе со словарями, справочниками, каталогами. Основные признаки гласных звуков. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Правописание безударных гласных в корне слова. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. Согласные звуки и буквы. Правописание удвоенных согласных. Согласные мягкие и твёрдые. Обозначение мягкости согласных. Соотношение звуков и букв в словах типа конь, с двойными согласными. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн. Разделительное произношение звуков в слове и способы их обозначения. Разделительный мягкий знак. Глухие и звонкие согласные звуки. Парные и непарные согласные по звонкости и глухости. Произношение и обозначение на письме парных согласных в слове. Правописание парных согласных в корне слова. Разные способы проверки правописания слов. | 60ч. | -различать звуки и буквы; -называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке; -находить в слове, различать и правильно произносить гласные звуки; -соотносить звуковой и буквенный состав слов; -различать проверяемые и непроверяемые орфограммы; -использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне; -работать с орфографическим словарём; -различать, определять и правильно произносить мягкие и твёрдые, парные и непарные, звонкие и глухие согласные звуки; -переносить слова с Ь; -применять правило написания буквосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, ЩТ, ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ,ЧА-ЩА. |
6. | Части речи. Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов. Значение и употребление. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?» Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных. Изменение существительных по числам. Значение и употребление в речи. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Особенности текста – повествования. Обучение составлению повествовательного текста. Значение и употребление в речи. Согласование с именами существительными. Изменение прилагательных по числам. Особенности текста – описания. Обучение составлению описательного текста. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Особенности текста – рассуждения. Обучение составлению текста- рассуждения. Значение предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами. | 53ч. | -распознавать имя существительное, имя прилагательное, глагол среди других частей речи; -различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры; -определять число имён существительных. -определять виды текста; -определять число глаголов и имён прилагательных, распределять по группам, изменять, приводить примеры. |
7. | Повторение и систематизация знаний. Правила переноса слов с одной строки на другую. | 8ч. | повторить и закрепить изученный материал; -обобщить знания, полученные в процессе изучения отдельных тем, установить связь между ними; - проверить знания учащихся о правилах правописания; - проверить умение списывать текст без нарушения правил каллиграфического письма, без грамматических ошибок. |
8. | Резерв. | 8ч. | |
| Итого | 170ч. | | | |
№ урока | Тема урока | Виды и формы контроля | Примечания (корректирующие мероприятия) | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Знакомство с учебником. Какая бывает речь? | | | | |
2 | Что можно узнать о человеке по его речи? | | | | |
3 | Проверка знаний. Списывание. | Контрольное списывание | | | |
4 | Как отличить диалог от монолога? | | | | |
5 | Что такое текст? | | | | |
6 | Что такое тема и главная мысль? | | | | |
7 | Части текста | | | | |
8 | Входная диагностическая работа | ДМПР | | | |
9 | Работа над ошибками. | | | | |
10 | Предложение как единица речи, его назначение и признаки. | | | | |
11 | Предложение как единица речи , его назначение и признаки. | | | | |
12 | Главные члены предложения | | | | |
13 | Второстепенные члены предложения | | | | |
14 | Подлежащие и сказуемое – главные члены предложения. | | | | |
15 | Члены предложения главные и второстепенные. | | | | |
16 | Распространенные и нераспространенные предложения | | | | |
17 | Связь слов в предложении | | | | |
18 | Обучающее сочинение по картинке | | | | |
19 | Проверочная работа по теме «Предложение» | Проверочная работа | | | |
20 | Контрольный диктант №1 по теме «Предложение» | Контрольный диктант №1 | | | |
21 | Работа над ошибками | | | | |
22 | Слово и его лексическое значение | | | | |
23 | Слово как общее название многих однородных предметов | | | | |
24 | Однозначные и многозначные слова | | | | |
25 | Прямое и переносное значение многозначных слов | | | | |
26 | Синонимы | | | | |
27 | Антонимы | | | | |
28 | Обучающее изложение по В. Солоухину | | | | |
29 | Обобщение по теме «Слово и его значение» | | | | |
30 | Родственные слова. Проект «Моя родословная» | | | | |
31 | Корень слова | | | | |
32 | Единообразное написание корня в однокоренных словах | | | | |
33 | Различение однокоренных слов и синонимов, омонимов. Контрольный словарный диктант. | Словарный диктант | | | |
34 | Слог как минимальная произносительная единица | | | | |
35 | Словообразующая функция ударения | | | | |
36 | Перенос слов. Правила переноса | | | | |
37 | Произношение слов в соответствии с нормами современного русского языка. | | | | |
38 | Составление рассказа по серии картинок и по опорным словам | | | | |
39 | Проверочная работа по теме «Слова, слова, слова…» | Проверочная работа | | | |
40 | Контрольный диктант № 2 по теме «Слова, слова, слова…» | Контрольный диктант № 2 | | | |
41 | Работа над ошибками | | | | |
42 | Звуки и их обозначение буквами на письме | | | | |
43 | Алфавит | | | | |
44 | Использование алфавита при работе со словарями | | | | |
45 | Употребление прописной буквы | | | | |
46 | Составление рассказа по репродукции картины | | | | |
47 | Проверочная работа по теме «Звуки и буквы» | | | | |
48 | Гласные звуки и буквы и их признаки | | | | |
49 | Обучающее изложение по А. Митта | | | | |
50 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | | | | |
51 | Особенности проверяемых и проверочных слов | | | | |
52 | Способы проверки безударных гласных в корне | | | | |
53 | Способы проверки безударных гласных в корне | | | | |
54 | Упражнения в написании слов с безударными гласными | | | | |
55 | Обобщение знаний о правописании слов с проверяемыми безударными гласными | | | | |
56 | Правописание слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением | | | | |
57 | Правописание слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением | | | | |
58 | Контрольный диктант № 3 по теме «Правописание слов с безударными гласными звуками в корне» | Контрольный диктант №3 | | | |
59 | Работа над ошибками | | | | |
60 | Упражнения в правописании безударных гласных в корне слова | | | | |
61 | Сочинение по репродукции картины | | | | |
62 | Согласные звуки, их признаки | | | | |
63 | Согласный звук [й’] и буква и краткое | | | | |
64 | Слова с удвоенными согласными. Проект «И в шутку и всерьёз» | | | | |
65 | Составление рассказа по репродукции картины | | | | |
66 | Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения | | | | |
67 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь | | | | |
68 | Мягкий знак — показатель мягкости согласного звука | | | | |
69 | Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным. Проект «Пишем письмо» | | | | |
70 | Правописание сочетаний чк, ни, чт, щн, нч | | | | |
71 | Административная контрольная работа. | Административная контрольная работа | | | |
72 | Контрольное списывание | Списывание | | | |
73 | Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Контрольный словарный диктант. | Словарный диктант. | | | |
74 | Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч. | | | | |
75 | Проект "Рифма" | | | | |
76 | Проект "Рифма" | | | | |
77 | Наблюдение за словами с буквосо-четаниями жи—ши, ча—ща, чу-шу | | | | |
78 | Правописание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу-щу | | | | |
79 | Правописание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу-щу | | | | |
80 | Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща,чу-щу,чк,чн,чт,щн,нч. | | | | |
81 | Звонкие и глухие согласные звуки | | | | |
82 | Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласным звуком | | | | |
83 | Особенности проверяемых и проверочных слов | | | | |
84 | Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в корне | | | | |
85 | Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова | | | | |
86 | Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова | | | | |
87 | Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова | | | | |
88 | Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова | | | | |
89 | Изложение текста по вопросам по В. Бианки | | | | |
90 | Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами | | | | |
91 | Обобщение знаний. Правописание гласных и согласных в корне | | | | |
92 | Контрольный диктант № 4 по теме «Правописание слов с парными согласными» | Контрольный диктант № 4 | | | |
93 | Работа над ошибками. Упражнения в написании слов с парными согласными в корне. | | | | |
94 | Наблюдение за произношением слов с разделительным мягким знаком | | | | |
95 | Использование на письме разделительного мягкого знака | | | | |
96 | Правописание слов с разделительным мягким знаком | | | | |
97 | Правописание слов с разделительным мягким знаком | | | | |
98 | Правописание слов с разделительным мягким знаком | | | | |
99 | Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание слов с разделительным мягким знаком» | Контрольный диктант № 5 | | | |
100 | Работа над ошибками. Обобщение знаний об изученных | | | | |
101 | Составление рассказа по серии рисунков | | | | |
102 | Общее представление о частях речи | | | | |
103 | Соотнесение слов- названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи | | | | |
104 | Имя существительное как часть речи | | | | |
105 | Имя существительное как часть речи | | | | |
106 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | | | | |
107 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | | | | |
108 | Упражнения в различении имен существительных | | | | |
109 | Собственные и нарицательные имена существительные | | | | |
110 | Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей | | | | |
111 | Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей | | | | |
112 | Заглавная буква в кличках животных | | | | |
113 | Заглавная буква в кличках животных | | | | |
114 | Заглавная буква в географических названиях | | | | |
115 | Изменение имен существительных по числам | | | | |
116 | Контрольный диктант № 6 по теме «Правописание имен собственных» | Контрольный диктант № 6 | | | |
117 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте | | | | |
118 | Изменение имен существительных по числам | | | | |
119 | Имена существительные, употребляемые только в одном числе | | | | |
120 | Обобщение знаний об имени существительном | | | | |
121 | Изложение повествовательного текста | | | | |
122 | Глагол как часть речи и его употребление в речи | | | | |
123 | Упражнение в распознавании глаголов | | | | |
124 | Упражнения в распознавании глаголов | | | | |
125 | Сочинение по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» | | | | |
126 | Единственное и множественное число глаголов | | | | |
127 | Изменение глагола по числам | | | | |
128 | Правописание частицы не с глаголом | | | | |
129 | Обобщение знаний о глаголе. Контрольный словарный диктант. | Словарный диктант | | | |
130 | Текст-повествование и роль в нем глаголов | | | | |
131 | Составление текста-повествования на определенную тему | | | | |
132 | Контрольный диктант № 7 по теме «Глагол» | Контрольный диктант № 7 | | | |
133 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте | | | | |
134 | Имя прилагательное как часть речи и их значение. | | | | |
135 | Связь имен существительных с именами прилагательными | | | | |
136 | Имена прилагательные, близкие и противоположные по значению | | | | |
137 | Единственное и множественное число имен прилагательных | | | | |
138 | Изменение имен прилагательных по числам | | | | |
139 | Роль имен прилагательных в тексте - описании | | | | |
140 | Обобщение знаний об имени прилагательном | | | | |
141 | Контрольный диктант № 8 по теме «Имя прилагательное» | Контрольный диктант № 8 | | | |
142 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте | | | | |
143 | Местоимение (личное) как часть речи | | | | |
144 | Упражнения в распознавании и употреблении местоимений | | | | |
145 | Редактирование текста. Текст-рассуждение, его структура | | | | |
146 | Обобщение знаний о местоимении | | | | |
147 | Предлог как часть речи | | | | |
148 | Раздельное написание предлогов со словами | | | | |
149 | Упражнение в употреблении и написании предлогов | | | | |
150 | Редактирование деформированного текста по Б. Житкову | | | | |
151 | Контрольный диктант № 9 по теме «Части речи» | Контрольный диктант № 9 | | | |
152 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о частях речи | | | | |
153 | Обобщение знаний о предлоге Проект «В словари — за частями речи!» | | | | |
154 | Административная контрольная работа. | Административная контрольная работа. | | | |
155 | Виды текстов | | | | |
156 | Предложение.Главные члены предложения, их распознавание. | | | | |
157 | Слово и его лексическое значение. Контрольный словарь. | Словарь. | | | |
158 | Контрольное списывание | Списывание | | | |
159 | Части речи и различение их признаков | | | | |
160 | День экскурсий | | | | |
161 | Части речи и различение их признаков. Разбор слова как части речи | | | | |
162 | Звуки и буквы. Алфавит. Звуко-буквенный разбор слов. Обобщение. | | | | |
163 | Резерв | | | | |
164 | Резерв | | | | |
165 | Резерв | | | | |
166 | Резерв | | | | |
167 | Резерв | | | | |
168 | Резерв | | | | |
169 | Резерв | | | | |
170 | Резерв | | | | |