СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Школа России"»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Русский язык» (4 класс)

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты освоения учебного предмета:

У обучающегося будут сформированы:

  • внутрнняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности, чтению и читательской деятельности;

  • осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;

  • восприятие русского языка как одной и основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;

  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;

  • этические чувства – стыда, вины, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса русского языка;

  • навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;

  • развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на результат;

  • установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения учебного предмета:

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

Обучающийся научится:


  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

  • в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);

  • ствия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках);

  • учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;

  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

Обучающийся научится:

  • использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и сети Интернет); пользоваться словарями и справочниками различных типов;

  • записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;

  • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;

  • владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами;

  • извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;

  • передавать устно или письменно содержание текста;

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;

  • осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.


КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

Обучающийся научится:


  • слушать и слышать собеседника, вести диалог;

  • ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

  • понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

  • строить понятные для партнёра высказывания;

  • проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;

  • строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

  • активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.


Предметные результаты освоения учебного предмета:


ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ


  • первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

  • осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

  • представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  • позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;

  • овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме курса);

  • использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения;

  • формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;

  • приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

  • освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме изучаемого курса), понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;

  • овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме изучаемого курса);

  • овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умением проверять написанное.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ

Развитие речи

Обучающийся научится:


  • осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение;

  • выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

  • владеть формой диалогической речи;

  • умением вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);

  • выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;

  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

  • владеть монологической формой речи;

  • под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);

  • работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;

  • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;

  • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца;

  • грамотно записывать текст;

  • соблюдать требование каллиграфии при письме;

  • сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;

  • составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.);

  • письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);

  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки;

  • улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;

  • пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;

  • различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);

  • создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи;

  • использовать в текстах синонимы и антонимы;

  • анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;

  • оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);

  • оформлять результаты исследовательской работы;

  • редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

  • произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

  • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные – безударные;

  • согласные твёрдые – мягкие, парные – непарные, твёрдые – мягкие;

  • согласные глухие – звонкие, парные – непарные, звонкие и глухие;

  • группировать звуки по заданному основанию;

  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);

  • пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);

  • различать звуки и буквы;

  • классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;

  • знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;

  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного).


Обучающийся получит возможность научиться:


  • выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;

  • оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса).

Лексика

Обучающийся научится:


  • осознавать, что понимание значения слова – одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

  • выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;

  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;

  • распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);

  • подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;

  • понимать этимологию мотивированных слов-названий;

  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

  • находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии);

  • оценивать уместность употребления этих слов в речи;

  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;

  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

  • иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;

  • работать с разными словарями;

  • приобретать опыт редактирования предложения (текста).

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;

  • различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);

  • находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, использовать алгоритм опознавания изучаемых морфем;

  • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;

  • узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

  • сравнивать, классифицировать слова по их составу;

  • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;

  • самостоятельно подбирать слова к заданной модели;

  • понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);

  • образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;

  • образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса или с помощью и приставки и суффикса).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;

  • понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;

  • узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;

  • разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;

  • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).

Морфология

Обучающийся научится:

  • определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;

  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);

  • пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;

  • выявлять роль и значение слов частей речи в речи;

  • определять грамматические признаки имён существительных – род, склонение, число, падеж;

  • определять грамматические признаки имён прилагательных – род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;

  • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме – лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе);

  • иметь представление о склонении личных местоимений;

  • использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;

  • правильно употреблять в речи формы личных местоимений;

  • распознавать неопределённую форму глагола;

  • определять грамматические признаки глаголов – время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени);

  • изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать);

  • изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам;

  • иметь представление о возвратных глаголах;

  • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме – лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе);

  • иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам;

  • использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;

  • правильно употреблять в речи личные местоимения;

  • распознавать наречия как часть речи;

  • понимать их роль и значение в речи;

  • различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;

  • понимать роль союзов и частицы не в речи;

  • подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.


Обучающийся получит возможность научиться:


  • разграничивать самостоятельные и служебные части речи;

  • сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи;

  • находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам;

  • классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;

  • различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;

  • склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;

  • различать родовые и личные окончания глагола;

  • наблюдать над словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;

  • проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;

  • находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;

  • находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис

Обучающийся научится:

  • различать предложение, словосочетание и слово;

  • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;

  • составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;

  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении;

  • отражать её в схеме;

  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

  • классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);

  • выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;

  • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;

  • распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены;

  • использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;

  • составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи;

  • при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;

  • находить в предложении обращение;

  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.


Орфография и пунктуация


Обучающийся научится:

а) применять ранее изученные правила правописания:

  • раздельное написание слов;

  • сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;

  • сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;

  • перенос слов;

  • прописная буква в начале предложения, именах собственных;

  • проверяемые безударные гласные в корне слова;

  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

  • непроизносимые согласные;

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);

  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;

  • разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ);

  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);

  • соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

  • е и и в суффиксах имён существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);

  • безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

  • безударные падежные окончания имён прилагательных;

  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы не с глаголами;

  • мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, пишешь);

  • мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;

  • безударные личные окончания глаголов;

  • раздельное написание предлогов с другими словами;

  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

  • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

б) подбирать примеры с определённой орфограммой;

в) оосознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

г) ообнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

д) определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами;

е) пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;

ж) безошибочно списывать текст объёмом 80 – 90 слов;

з) писать под диктовку тексты объёмом 75 – 80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

и) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

а)применять правила правописания:

  • соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

  • е и и в суффиксах -ек, -ик;

  • запятая при обращении;

  • запятая между частями в сложном предложении;

б) объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

в) объяснять правописание безударных падежных имён прилагательных;

г) объяснять правописание личных окончаний глагола;

д) объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;

е) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;

ж) при составлении собственных текстов во избежание орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.


2. Содержание учебного предмета


Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи (170 ч)

Повторение изученного (11 ч)

Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.

Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).

Предложение (6ч). Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Зна­ки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).

Составление предложений с обращением.

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.

Разбор предложения по членам предложения.

Предложение (9 ч)

Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интона­ция перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без пере­числения), а, но. Интонация, знаки препинания при однород­ных членах с союзами и, а, но. Составление и запись пред­ложений с однородными членами с союзами и без союзов.

Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное пред­ложение и предложение с однородными членами.

Слово в языке и речи (19 ч)

Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразео­логизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.

Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописа­нии приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквенного ана­лиза с привлечением слов более сложного слого-звукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.

Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числи­тельное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (об­щее представление), значение, вопросы. Правописание наи­более употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близ­ко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).

Имя существительное (41 ч)

Склонение имен существительных (повторение). Разви­тие навыка в склонении имен существительных и в распо­знавании падежей. Несклоняемые имена существительные.

Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и уп­ражнение в распознавании имен существительных 2-го скло­нения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.

Правописание безударных падежных окончаний имен су­ществительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Озна­комление со способами проверки безударных падежных окон­чаний имен существительных (общее представление). Разви­тие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении па­дежных форм имен существительных с предлогом и без пред­лога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; рабо­тать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).

Склонение имен существительных во множественном чис­ле. Развитие навыка правописания окончаний имен существи­тельных во множественном числе. Формирование умений об­разовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; уро­жай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.

Имя прилагательное (31 ч)

Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прила­гательных с именем существительным. Упражнение в рас­познавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.

Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).

Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и сред­него рода в единственном числе.

Склонение имен прилагательных в женском роде в един­ственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единствен­ном числе.

Склонение и правописание имен прилагательных во мно­жественном числе.

Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилага­тельных-антонимов, прилагательных-паронимов.

Местоимение (9 ч)

Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склоне­ние личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, ме­ня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном упот­реблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.

Глагол (32 ч)

Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании гла­голов по общему лексическому значению, в изменении гла­голов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.

Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представле­ние). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и чис­лам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мяг­кого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единствен­ного числа после шипящих.

Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаго­лы-исключения. Правописание безударных личных оконча­ний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознава­ние возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что де­лать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных гла­голах неопределенной формы (общее представление).

Правописание глаголов в прошедшем времени. Правопи­сание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)

Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Разви­тие умения правильно употреблять при глаголах имена су­ществительные в нужных падежах с предлогами и без пред­логов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любо­ваться закатом, смотреть на закат).

Повторение изученного (18ч)

Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.

Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).

Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.

Использование при создании текста изобразительно-вы­разительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существи­тельных-синонимов и др.

Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжет­ному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руковод­ством учителя либо без помощи учителя.

Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодар­ности, просьбы; слова, используемые при извинении и от­казе.

Закрепление навыка правильного начертания букв, ра­циональных способов соединений букв в словах, предложе­ниях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости.

Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.


3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Тематическое планирование

для учащихся 4 класса по 5 часов в неделю (всего 170 часа)





Название раздела

Коли

чество часов

Воспитательный потенциал

Повторение.

11

Воспитание интереса к учению, к процессу познания (создание и поддержание интереса, активизации познавательной деятельности учащихся).

Установление доверительных отношений между учителем и его учениками. 

Формирование представления: о некоторых нормах произношения и правописания. 

Воспитание культуры общения (воспринимать звучащую речь, понимать адекватно ее содержание).

Предложение.


9

Воспитание культуры общения (организация общения на уроке, формирование учителем умений слушать, высказывать и аргументировать своё мнение). Побуждение обучающихся соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).

Слово в языке и речи.



20

Формирование умений и навыков способам словообразования, с целью обогащения лексического запаса обучающихся, успешного решения коммуникативных задач и повышения внутренней культуры.
Побуждение обучающихся к становлению личности с позитивным эмоционально-ценностным отношением к русскому языку и стремлением к грамотному использованию средств языка.

Имя существительное.


40

Формирование первоначальных представлений о единстве и  многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе  национального самосознания.
Формирование лингвистических мировоззренческих понятий.
Обогащение словаря, устранение нелитературных слов, перевод их из активного общения словаря в пассивный; использование слов в собственной речи.
Воспитание культуры общения (организация общения на уроке, формирование учителем умений слушать, высказывать и аргументировать своё мнение). 

Имя прилагательное.






31

Формирование и развитие морфологических компетенций, оценочных умений и навыков организации учащимися своей деятельности.
Формирование представлений младших школьников о слове с точки зрения его грамматического значения, о морфологической системе русского языка.
Обогащение словарного запаса детей новыми частями речи.

Личные местоимения.

9

Воспитание любви к русскому языку и привитие интереса к его познанию.
Побуждение обучающихся к высказыванию через развитие коммуникативных навыков
(логично выстраивать речь, связно говорить и давать развернутый, правильно выстроенный ответ, строить предложения по законам русской грамматики, пользоваться ими в своей речи).

Глагол.




32

Формирование навыка орфографической грамотности, как части общей культуры человека, признака образованности и воспитанности личности; воспитание сознательного отношения к процессу обучения и к любой другой деятельности.

Повторение

18

Формирование представлений о назначении знаков препинания, их роли в процессе общения. Формирование пунктуационной грамотности.

Воспитание культуры общения. 



Воспитательный потенциал учебного предмета «Русский язык» реализуется через:

1) фронтальную, индивидуальную и групповую формы организации учебной деятельности на уроке;

2) Различные виды деятельности: слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих одноклассников, самостоятельная работа с учебником и научно – познавательной литературой, наблюдение, просмотр учебных фильмов.


































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 ч в неделю. Всего 170 ч.



Название темы.

1.

1.

пОвТОРЕНИЕ – 11 ЧАСОВ.

Наша речь и наш язык.

2.

2.

Язык и речь. Формулы вежливости.

3.

3.

Текст и его план.

4.

4.

Обучающее изложение «Первая вахта ».

5.

5.

Анализ изложения. Типы текстов.

6.

6.

Предложение как единица речи. Виды предложений.

7.

7.

Обращение.

8.

8.

Главные и второстепенные члены предложения.

9.

9.

Основа предложения.

10.

10.

Контрольный диктант №1 по теме «Повторение».

11.

11.

Работа над ошибками. Словосочетание.

12.

1.

Предложение – 9 часов.

Однородные члены предложения.

13.

2.

Запятая между однородными членами, соединенными союзами.

14.

3.

Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень».

15.

4.

Анализ сочинения. Простые и сложные предложения.

16.

5.

Отличие сложного предложения от простого предложения с однородными членами.

17.

6.

Изложение «Два рыбака».

18.

7.

Анализ изложения. Закрепление. Предложения с однородными членами.

19.

8.

Контрольный диктант №2 по теме «Предложение».


20.

9.

Работа над ошибками. Составление предложений с однородными членами по схемам.

21.

1.

Слово в языке и речи – 20 час.

Лексическое значение слова. Многозначные слова Заимствованные и устаревшие слова.

22.

2.

Лексическое значение слова. Многозначные слова Заимствованные и устаревшие слова.

23.

3.

Синонимы, антонимы и омонимы. Фразеологизмы.

24.

4.

Контрольное списывание по теме «Предложение».

25.

5.

Состав слова. Значимые части слова.

26.

6.

Состав слова. Распознавание значимых частей слова.

27.

7.

Разбор слов по составу. Проверочная работа.

28.

8.

Правописание гласных и согласных в корнях слова.

29.

9.

Правописание приставок и суффиксов.

30.

10.

Правописание Ъ и Ь разделительных знаков.

31.

11.

Изложение с элементами сочинения «Медвежья рыбалка».

32.

12.

Анализ изложения. Развитие умения написания слов с разделительным Ъ и Ь знаками.

33.

13.

Склонение имен существительных и прилагательных.

34.

14.

Имя числительное.

35.

15.

Глагол.

36.

16.

Наречие как часть речи. Правописание наречий.

37.

17.

Речевое развитие. Написание текста-отзыва о картине В.М.Васнецова «Иван Царевич на сером волке».

38.

18.

Образование наречий от имен прилагательных с помощью суффикса «о».

39.

19.

Контрольный диктант №3 «Части речи».

40.

20.

Работа над ошибками. Повторение.

41.

1.

Имя существительное 40 ч.

Имя существительное. Упражнение в распознавании именительного родительного, винительного падежей неодушевленных имен существительных.

42.

2.

Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже.


43.

3.

Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложном падежах.

44.

4.

Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные.

45.

5.

Три склонения имен существительных.

46.

6.

Упражнение в распознавании имен существительных первого склонения.

47.

7.

Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег».

48.

8.

Анализ сочинения .2-ое склонение имен существительных.

49.

9.

Упражнение в распознавании имен существительных.2-ого склонения

50.

10.

Падежные окончания имен существительных 3-го склонения.

51.

11.

Правописание ударных и безударных окончаний имен существительных 3-го склонения.

52.

12.

Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного.

53.

13.

Обучающее изложение «Отважная птичка».

54.

14.

Анализ изложения. Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных.

55.

15.

Именительный и винительный падежи имен существительных.

56.

16.

Родительный падеж имен существительных

57.

17.

Развитие умения написания существительных в форме именительного родительного, винительного падежа.

58.

18.

Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже.

59.

19.

Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном падеже.

60

20.

Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в дательном падеже.

61.

21.

Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже.

62.

22.

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже.

63.

23.

Предложный падеж имен существительных.

64.

24.

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже.

65

25.

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах.


66.

26.

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний.

67.

27.

Контрольный диктант №4 «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе»

68.

28.

Работа над ошибками. Повторение.

69.

29.

Общее представление о склонении имен существительных во множественном числе.

70.

30.

Сочинение по картине В.А.Тропинина «Кружевница».

71.

31.

Анализ сочинения. Именительный падеж множественного числа имен существительных.

72.

32.

Родительный падеж множественного числа имен существительных.

73.

33.

Винительный падеж одушевленных имен существительных.

74.

34.

Родительный и винительный падежи множественного числа имен существительных.

75.

35.

Дательный, творительный, предложный падежи множественного числа имен существительных.

76.

36.

Обучающее изложение «Друзья».

77.

37.

Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.

78.

38.

Контрольный диктант за первое полугодие №5

79.

39.

Анализ диктанта

Обобщение знаний о падежах имен существительных множественного числа. Проверочная работа.

80.

40.

Наши проекты. Проект №1

«Похвальное слово знакам препинания».

81.

1.

Имя прилагательное 31 ч.

Имя прилагательное как часть речи.

82.

2.

Род и число имен прилагательных.

83.

3.

Склонение имен прилагательных.

84.

4.

Наши проекты. Проект №2

«Говорите правильно!»


85.

5.

Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А.Серова «Мика Морозов».

86.

6.

Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

87.

7.

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже.

88.

8.

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.

89.

9.

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.

90.

10.

Именительный, винительный, родительный падежи.

91.

11.

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падеже.

92.

12.

Упражнение в правописании окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.

93.

13.

Выборочное изложение описательного текста.

94.

14.

Анализ изложения Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.

95.

15.

Склонение имен прилагательных женского рода.

96.

16.

Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода.

97.

17.

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода.

98.

18.

Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода.

99.

19.

Обобщение о склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа.

100.

20.

Изложение описательного текста.

101.

21.

Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

102.

22.

Склонение имен прилагательных во множественном числе.

103.

23.

Сочинение-отзыв по картине Н.К.Рериха «Заморские гости».

104.

24.

Анализ сочинения. Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа.

105.

25.

Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа.

106.

26.

Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа.

107.

27.

Обобщение по теме «Имя прилагательное».

108.

28.

Сочинение-отзыв по картине И.Э.Грабара «Февральская лазурь».

109.

29.

Анализ сочинения. Проверка знаний.

110.

30.

Контрольный диктант №6 по теме «Имя прилагательное».

111.

31.

Анализ контрольного диктанта. Повторение.

112.

1.

Местоимение 9 ч.

Местоимение как часть речи.

113.

2.

Личные местоимения.

114.

3.

Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам.

115.

4.

Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам.

116.

5.

Изменение личных местоимений по падежам.

117.

6.

Изложение повествовательного текста с элементами описания.

118.

7.

Анализ изложения. Обобщение по теме «Местоимение».

119.

8.

Контрольный диктант №7 по теме «Местоимение».


120.

9.

Анализ диктанта. Повторение.

121.

1.

Глагол 32 ч.

Глагол как часть речи.

122.

2.

Изменение глаголов по временам.

123.

3.

Неопределенная форма глагола.

124.

4.

Время глагола.

125.

5.

Изложение повествовательного текста по цитатному плану.

126.

6.

Анализ изложения. Неопределенная форма глагола.

127.

7.

Глаголы в неопределенной форме, оканчивающиеся на –чь.

128.

8.

Спряжение глаголов.

129.

9.

2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе.

130.

10.

Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода» .

131.

11.

Анализ изложения.1 и 2 спряжение глаголов настоящего времени.

132.

12.

1 и 2 спряжение глаголов будущего времени.

133.

13.

Наши проекты. Проект №3

«Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.

134.

14.

2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе.

135.

15.

Упражнение в правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

136.

16.

Упражнение в правописание глаголов с безударными личными окончаниями в настоящем времени.

137.

17.

Упражнение в правописание глаголов с безударными личными окончаниями в будущем времени.

138.

18.

Возвратные глаголы.

139.

19.

Правописание –тся –ться в возвратных глаголах.

140.

20.

Закрепление изученного.

141.

21.

Составление рассказа по серии картинок.

142.

22.

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.

143.

23.

Правописание глаголов в прошедшем времени.

144.

24.

Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.

145.

25.

Изложение повествовательного текста по вопросам.

146.

26.

Анализ изложения. Повторение.

147.

27.

Контрольный диктант №8 по теме «Глагол».

148.

28.

Анализ контрольного диктанта. Повторение.

149.

29.

Обобщение по теме «Глагол».

150.

30.

Повторение. Проверка знаний.

151.

31.

Контрольное изложение.

152.

32.

Анализ изложения. Тестовая работа.

153.

1.

Повторение 18 ч.

Язык. Речь. Текст.

154.

2.

Предложение.

155.

3.

Виды предложений.

156.

4.

Словосочетание.

157.

5.

ИА Контрольная работа за курс 4 класса (05. 05.)

158.

6.

Лексическое значение слова.

159.

7.

Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И.И.Шишкина «Рожь».

160.

8.

Анализ сочинения. Состав слова.

161.

9.

Части слова. Повторение и обобщение сведений о частях речи.

162.

10.

Контрольное списывание.

163.

11.

Морфологические признаки частей речи.

164.

12.

Анализ контрольной работы. Повторение.

165.

13.

Изложение повествовательного текста по цитатному плану.

166.

14.

Анализ изложения. Части речи.


167.

15.

Наши проекты. Проект № 4

« Пословицы и поговорки».

168.

16.

Повторение изученного.

169.

17.

Звуки и буквы.

170.

18.

Игра «По галактике Частей Речи».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!