Русский язык
3 класс
Планируемые результаты освоения курса
Развитие речи
Обучающийся научится:
участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение; замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
знакомиться с жанрами объявления, письма;
строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
проверять правильность своей письменной речи, исправлять
допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
пользоваться орфоэпическим словарём при определении
правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).
Лексика
Обучающийся научится:
находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
оценивать уместность использования слов в тексте;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
выделять нулевое окончание;
подбирать слова с заданной морфемой;
образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
различать изменяемые и неизменяемые слова;
узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
сравнивать, классифицировать слова по их составу;
соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
наблюдать за способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология
Обучающийся научится:
распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);
распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не;
узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
наблюдать за словообразованием частей речи;
замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
различать предложение, словосочетание и слово;
выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Обучающийся получит возможность научиться:
устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
выделять в предложении основу и словосочетания;
находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания, а также:
непроизносимые согласные;
разделительный твёрдый знак (ъ);
непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
безударные родовые окончания имён прилагательных;
раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
раздельное написание частицы не с глаголами;
б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
г) определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
д) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
е) безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);
ж) писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
з) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
а) применять правила правописания:
соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
запятая при обращении;
запятая между частями в сложном предложении;
безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
б) при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).
Содержание учебного предмета
Данная рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе авторской программы В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык» (Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 – 4 классы. – М.: Просвещение, 2015).
Содержание программы (136 ч)
Язык и речь – 2 ч.
Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.
Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.
Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
Текст, предложение, словосочетание – 12 ч.
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.
Построение текста: вступление, основная часть, заключение.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные)
Знаки препинания в конце предложений.
Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространённые и нераспространённые предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.
Слово в языке и речи – 14 ч.
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.
Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление).
Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов.
Состав слова – 37 ч.
Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об- (обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-. Разделительный Ъ.
Части речи – 65 ч.
Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги). Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы). Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.
Повторение изученного за год – 6 ч.
Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Словарь.
Автобус, автомобиль, адрес, аккуратно, аллея, аптека, багаж, библиотека, болото, ботинки, вагон, валенки, везде, вокзал, воскресенье, восток, впереди, вчера, герой, горячий, готов, декабрь, дорога, до свидания, ездить, жёлтый, животное, завтра, завтрак, запад, засеять, здесь, здравствуйте, земляника, инженер, интересный, календарь, картина, картофель, кастрюля, космонавт, космос, костёр, легко, лестница, магазин, медленно, месяц, металл, метро, морковь, назад, налево, направо, ноябрь, обед, огурец, октябрь, осина, отец, песок, победа, помидор, прекрасный, пшеница, ракета, рассказ, расстояние, растение, решать, рисунок, север, сегодня, сентябрь, соловей, солома, столица, тарелка, театр, телефон, теперь, тепловоз, топор, трактор, трамвай, увидеть, ужин, улица,, урожай, февраль, футбол, хоккей, хороший, четверг, чёрный, шоссе, шофёр, экскурсия, электровоз, январь.
Тематическое планирование
Содержание программы (136 ч)
1. Язык и речь – 2 ч.
2. Текст, предложение, словосочетание – 12 ч.
3. Слово в языке и речи – 14 ч.
4. Состав слова – 37 ч.
5. Части речи – 65 ч.
6. Повторение изученного за год – 6 ч.
Всего -136 ч.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
3 класс
Дата | Дата корр. | № урока | Тема урока |
| | 1 | Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык. Виды речи. |
| | 3 | Текст. Что такое текст? Какие бывают тексты? |
| | 4 | Предложение. Что такое предложение? |
| | 5 | Виды предложений по цели высказывания. Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы». |
| | 6 | Анализ работы по развитию речи. Виды предложений по интонации. |
| | 7 | Что такое обращение? |
| | 8 | Главные и второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. |
| | 9 | Главные и второстепенные члены предложения. Упражнение в разборе предложений по членам предложения. |
| | 10 | Входная контрольная работа. |
| | 11 | Работа над ошибками. Простое и сложное предложения. Упражнение в различении сложного и простого предложения. |
| | 12 | Простое и сложное предложения. Союзы в сложном предложении. |
| | 13 | Словосочетание. Что такое словосочетание? Из чего состоит словосочетание? Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы». |
| | 14 | Анализ работы по развитию речи. Обобщение по теме «Текст. Предложение. Словосочетание.» |
| | 15 | Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. |
| | 16 | Синонимы и антонимы. |
| | 17 | Что такое омонимы? |
| | 18 | Слово и словосочетание. Чем словосочетание отличается от слова? |
| | 19 | Что такое фразеологизмы? Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста. |
| | 20 | Анализ работы по развитию речи. Части речи. Что такое части речи? |
| | 21 | Имя существительное. Местоимение. |
| | 22 | Имя прилагательное. Глагол. |
| | 23 | Развитие речи. Составление предложений и текста по репродукции картины И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды». Имя числительное. |
| | 24 | Анализ работы по развитию речи. Однокоренные слова. Какие слова называют однокоренными? |
| | 25 | Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки. |
| | 26 | Звуки и буквы. Согласные звуки. |
| | 27 | Разделительный мягкий знак. |
| | 28 | Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи». |
| | 29 | Работа над ошибками. Проект «Рассказ о слове». |
| | 30 | Состав слова. Корень слова. Однокоренные слова. |
| | 31 | Чередование согласных в корне слова. |
| | 32 | Сложные слова. Правописание сложных слов. |
| | 33 | Формы слова. Окончание. |
| | 34 | Контрольный диктант за 1 четверть. |
| | 35 | Работа над ошибками. Как найти в слове окончание? |
| | 36 | Окончание. Определение окончания в словах. |
| | 37 | Использование окончаний в словах, словосочетаниях, предложениях. |
| | 38 | Приставка. Определение приставки в словах. |
| | 39 | Значения приставок. |
| | 40 | Что такое суффикс? |
| | 41 | Образование слов с помощью суффиксов. Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова «В голубом просторе». |
| | 42 | Анализ работы по развитию речи. Основа слова. |
| | 43 | Обобщение знаний о составе слова. |
| | 44 | Контрольный диктант по теме «Состав слова». |
| | 45 | Работа над ошибками. Проект «Семья слов». Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом |
| | 46 | Анализ работы по развитию речи. Правописание частей слова. |
| | 47 | Правописание слов с безударными гласными в корне. |
| | 48 | Упражнение в правописании слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными. |
| | 49 | Правописание слов с безударными гласными в корне. Исторические чередования в корне. |
| | 50 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. |
| | 51 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в конце слов и перед согласными в корне. |
| | 52 | Упражнение в написание слов с глухими и звонкими согласными в корне. |
| | 53 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. |
| | 54 | Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. |
| | 55 | Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными в корне. |
| | 56 | Правописание непроизносимых согласных в наиболее распространенных словах. Слова с непроверяемым написанием. |
| | 57 | Правописание слов с удвоенными согласными. |
| | 58 | Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов». |
| | 59 | Работа над ошибками. Упражнение в написании слов с удвоенными согласными. |
| | 60 | Развитие речи. Составление текста по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка».работы по развитию речи. Правописание суффиксов и приставок. |
| | 61 | Правописание суффиксов – ик, - ек. |
| | 62 | Упражнение в написании суффиксов и приставок. |
| | 63 | Правописание слов с приставками. |
| | 64 | Контрольный диктант за 1 полугодие. |
| | 65 | Работа над ошибками. Правописание приставок и предлогов. |
| | 66 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. |
| | 67 | Контрольное списывание. |
| | 68 | Работа над ошибками. Правописание слов с изученными орфограммами. |
| | 69 | Анализ работы по развитию речи. Составление объявления. Развитие речи. Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану |
| | 70 | Разделительные твёрдый и мягкий знаки. |
| | 71 | Упражнение в правописании слов с разделительным твёрдым знаком. |
| | 72 | Проект «Составляем орфографический словарь». |
| | 73 | Части речи. |
| | 74 | Имя существительное. |
| | 75 | Значение и употребление имён существительных в речи. |
| | 76 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Развитие речи. Обучающее подробное изложение по самостоятельно составленному плану. |
| | 77 | Анализ работы по развитию речи. Собственные и нарицательные имена существительные. |
| | 78 | Правописание имён собственных. Проект «Тайна имени». |
| | 79 | Изменение имён существительных по числам. |
| | 80 | Имена существительные, имеющие форму одного числа. Развитие речи. Работа с текстом. Письмо по памяти. |
| | 81 | Анализ работы по развитию речи. Род имён существительных. |
| | 82 | Определение рода имён существительных. |
| | 83 | Упражнение в определении рода имён существительных. |
| | 84 | Имена существительные общего рода. |
| | 85 | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. |
| | 86 | Упражнения в написании имён существительных, оканчивающихся на шипящий звук. Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста |
| | 87 | Анализ работы по развитию речи. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. |
| | 88 | Склонение имён существительных. |
| | 89 | Упражнение в склонении имён существительных и распознавании падежей. |
| | 90 | Несклоняемые имена существительные. Развитие речи. Коллективное сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка.» |
| | 91 | Анализ работы по развитию речи. Именительный падеж имён существительных. |
| | 92 | Родительный падеж имён существительных. |
| | 93 | Дательный падеж имён существительных. |
| | 94 | Винительный падеж имён существительных. |
| | 95 | Упражнение в различении изученных падежей имён существительных (родительный и винительный). |
| | 96 | Творительный падеж имён существительных. |
| | 97 | Предложный падеж имён существительных. Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста. |
| | 98 | Анализ работы по развитию речи. Обобщение знаний о падежах имён существительных. |
| | 99 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное». |
| | 100 | Работа над ошибками. Проект «Зимняя страничка». Развитие речи. Коллективное сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». |
| | 101 | Анализ работы по развитию речи. Имя прилагательное. Лексическое значение имён прилагательных. |
| | 102 | Связь имён прилагательных с именами существительным, сложные прилагательные. |
| | 103 | Роль имён прилагательных в тексте. |
| | 104 | Имя прилагательное. Текст-описание. Развитие речи. Сочинение-высказывание по репродукции картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь». |
| | 105 | Развитие речи. Сочинение-высказывание по репродукции картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь». |
| | 106 | Контрольный диктант за 3 четверть. |
| | 107 | Работа над ошибками. Изменение имён прилагательных по родам. |
| | 108 | Правописание родовых окончаний имён прилагательных. |
| | 109 | Упражнение в правописании родовых окончаний имён прилагательных. |
| | 110 | Изменение имён прилагательных по числам. |
| | 111 | Изменение имён прилагательных по числам. Составление объявления описательного характера. |
| | 112 | Изменение имён прилагательных по падежам. Общее представление. |
| | 113 | Упражнение в определении падежа имён прилагательных. |
| | 114 | Упражнения в выделении признаков прилагательного как части речи. |
| | 115 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». |
| | 116 | Работа над ошибками. Упражнение в выделении словосочетания с именем прилагательным. |
| | 117 | Анализ работы по развитию речи. Проект « Имена прилагательные в загадках». |
| | 118 | Личные местоимения. Общее представление. |
| | 119 | Личные местоимения третьего лица. |
| | 120 | Наблюдение за использованием в тексте местоимений. |
| | 121 | Обобщение знаний о местоимении. |
| | 122 | Глагол. Понятие о глаголе как части речи. |
| | 123 | Упражнение в определении лексического значения глаголов. |
| | 124 | Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов. Развитие речи. Составление рассказа по сюжетным рисункам |
| | 125 | Анализ работы по развитию речи. Неопределённая форма глагола. |
| | 126 | Упражнение в распознавании глаголов в неопределённой форме. |
| | 127 | Число глаголов. Изменение глаголов по числам. |
| | 128 | Контрольное списывание. |
| | 129 | Времена глаголов. Упражнение в определении времени глагола. |
| | 130 | Контрольный диктант по теме «Глагол». |
| | 131 | Работа над ошибками. Изменение глаголов по временам. |
| | 132 | Правописание частицы не с глаголами. Упражнение в написании частицы не с глаголами. |
| | 133 | Работа над ошибками. Повторение изученного. Части речи. |
| | 134 | Текст. Тема текста. Части текста. |
| | 135 | Итоговый контрольный диктант за год. |
| | 136 | Работа над ошибками. |