Рабочая программа по русскому языку разработана на основе требований ФГОС, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания, «Планируемыми результатами начального образования».
На изучение русского языка в 3 классе отводится 4 ч в неделю (136 ч.)
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Мин-во образования и науки РФ. —М.: Просвещение, 2011. — (Стандарты второго поколения).
Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2011. — (Стандарты второго поколения).
Алексеева Л. Л., Анащенкова С. В., Биболетова М. З. Планируемые результаты начального общего образования /Под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2010.
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык: 3 кл.Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. — 2-е изд. — М.:Просвещение, 2013. — (Школа России).
Методическое пособие к комплекту «Русский язык» для 3 класса В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Г.А. Фомичёва М.:Просвещение, 2003.
«Контрольные и проверочные работы по русскому языку 1-4 кл»
О.В. Узорова , Е.А. Нефёдова. – М.:ООО АСТ, 2001.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Содержание программы
Язык и речь (2 ч)
Наша речь и наш язык.
Текст. Предложение. Словосочетание (13 ч)
Текст (повторение и углубление представлений). Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания и интонации. Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения. Простое и сложное предложения. Словосочетания.
Слово в языке и речи (19 ч)
Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, предлоге) и их признаках. Имя числительное (общее представление). Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).
Состав слова (15 ч)
Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова. Обобщение знаний о составе слова.
Правописание частей слова (28 ч)
Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ).
Части речи (53 ч)
Имя существительное (17 ч.)
Повторение и углубление представлений. Число имен существительных. Падеж имен существительных.
Имя прилагательное (13 ч.)
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Текст-описание. Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных. Число имен прилагательных. Падеж имен прилагательных.
Местоимение (5 ч.)
Лицо, число, род личных местоимений.
Глагол (18 ч.)
Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола. Число глаголов. Времена глагола. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаголами.
Повторение (6 ч)
Части речи. Правописание окончаний имен прилагательных. Правописание безударных гласных. Однокоренные слова.
Тематическое планирование по русскому языку
3 класс (136 ч.)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
1 четверть – 32 ч. Язык и речь (2 ч) |
1 | Виды речи | 1 | | |
2 | Для чего нужен язык? | 1 | | |
Текст. Предложение. Словосочетание (13 ч) |
3 | Текст. Типы текстов | 1 | | |
4 | Текст | 1 | | |
5 | Виды предложений по цели высказывания | 1 | | |
6 | Виды предложений по интонации | 1 | | |
7 | Предложения с обращением. Словарный диктант №1 (входной) | 1 | | |
8 | Р/р. Обучающее изложение | 1 | | |
9 10 | Работа над ошибками. Главные и второстепенные члены предложения | 2 | | |
11 12 | Простое и сложное предложения | 2 | | |
13 | Контрольный диктант №1 (входной) | 1 | | |
14 15 | Работа над ошибками. Словосочетание | 2 | | |
Слово в языке и речи (19 ч) |
16 | Лексическое значение слов. Однозначные и многозначные слова | 1 | | |
17 | Антонимы и синонимы | 1 | | |
18 | Омонимы | 1 | | |
19 | Слово и словосочетание | 1 | | |
20 | Фразеологизмы | 1 | | |
21 | Контрольное списывание №1 | 1 | | |
22 | Работа над ошибками. Части речи и их значение | 1 | | |
23 | Имя существительное | 1 | | |
24 | Имя прилагательное | 1 | | |
25 | Глагол | 1 | | |
26 | Р.р. Составление предложений и текста по репродукции картины | 1 | | |
27 | Работа над ошибками. Имя числительное | 1 | | |
28 | Однокоренные слова. Словарный диктант №2 | 1 | | |
29 | Контрольный диктант №2 | 1 | | |
30 31 | Работа над ошибками. Звуки и буквы. Гласные звуки | 2 | | |
32 | Звуки и буквы. Согласные звуки | 1 | | |
2 четверть – 32 ч. |
33 | Звуки и буквы. Согласные звуки | 1 | | |
34 | Разделительный мягкий знак | 1 | | |
Состав слова (15 ч) |
35 | Корень слова. Однокоренные слова | 1 | | |
36 | Сложные слова | 1 | | |
37 | Окончание слова | 1 | | |
38 | Что такое приставка | 1 | | |
39 | Определение приставки в словах | 1 | | |
40 | Значение приставок | 1 | | |
41 | Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? | 1 | | |
42 | Значение суффиксов | 1 | | |
43 | Р/Р. Сочинение по картине А. А. Рылова «В голубом просторе» | 1 | | |
44 | Что такое основа слова? | 1 | | |
45 | Обобщение знаний о составе слова | 1 | | |
46 | Контрольный диктант №3 | | | |
47 | Р/р . Обучающее изложение | 1 | | |
48 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о составе слова. Проект «Семья слов» | 1 | | |
49 | Контрольное списывание №2 | 1 | | |
Правописание частей слова (28 ч) |
50 | В каких значимых частях слова есть орфограммы? | 1 | | |
51 52 53 | Правописание безударных гласных в корне слова | 3 | | |
54 | Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне | 1 | | |
55 56 57 | Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными. Словарный диктант №3 | 3 | | |
58 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | 1 | | |
59 | Контрольный диктант №4 | 1 | | |
60 61 62 | Правописание непроизносимых согласных в наиболее распространенных словах. | | | |
63 64 | Правописание слов с удвоенными согласными | 2 | | |
3 четверть – 40 ч. |
65 | Правописание приставок и суффиксов в слове | 1 | | |
66 | Правописание суффиксов ик – ек | 1 | | |
67 | Правописание приставок и суффиксов в слове | 1 | | |
68 69 | Правописание приставок и предлогов | 2 | | |
70 | Правописание слов с разделительным ъ знаком | 1 | | |
71 72 | Разделительный твердый и мягкий знаки | 2 | | |
73 | Р/Р. Обучающее изложение | 1 | | |
74 | Работа над ошибками. Разделительный твердый и мягкий знаки | 1 | | |
75 | Контрольный диктант №5 | 1 | | |
76 | Работа над ошибками. Правописание приставок и предлогов | 1 | | |
77 | Проект «Составляем орфографический словарь» | 1 | | |
Части речи (53 ч) Имя существительное (17 ч.) |
78 | Части речи. Имя существительное и его роль в речи | 1 | | |
79 | Имя существительное и его роль в речи | 1 | | |
80 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | 1 | | |
81 | Собственные и нарицательные имена существительные | 1 | | |
82 | Изменение имён существительных по числам | 1 | | |
83 | Род имён существительных | 1 | | |
84 | Упражнение в определении рода имён существительных | 1 | | |
85 86 | Мягкий знак после шипящих в конце имён существительных женского рода | 2 | | |
87 88 89 | Изменение имён существительных по падежам. Словарный диктант №4 | 3 | | |
90 | Р.р. Сочинение по репродукции картины Юона “Конец зимы” | 1 | | |
91 | Именительный падеж имён существительных . Родительный падеж имен существительных | 1 | | |
92 | Дательный падеж , Винительный падеж имён существительных | 1 | | |
93 | Творительный падеж , предложный падеж имён существительных | 1 | | |
94 | Обобщение знаний о падежах имён существительных. Работа с текстом. Письмо по памяти | 1 | | |
Имя прилагательное (13 ч.) |
95 | Понятие об имени прилагательном | 1 | | |
96 | Роль имён прилагательных в тексте | 1 | | |
97 98 | Изменение имён прилагательных по родам | 2 | | |
99 | Контрольное списывание №3 | 1 | | |
100 101 | Работа над ошибками. Изменение имён прилагательных по числам | 2 | | |
102 | Контрольный диктант №6 | 1 | | |
103 104 | Работа над ошибками. Изменение имён прилагательных по падежам | 2 | | |
4 четверть – 32 ч. |
105 106 | Изменение имён прилагательных по падежам | 2 | | |
107 | Обобщение знаний об имени прилагательном | 1 | | |
Местоимение (5 ч.) |
108 | Личные местоимения. Общее представление | 1 | | |
109 | Р/р Изложение повествовательного текста | 1 | | |
110 | Работа над ошибками. Род местоимений 3-го лица единственного числа | 1 | | |
111 | Изменение личных местоимений 3 лица в единственном числе по родам | 1 | | |
112 | Обобщение знаний о местоимении. Морфологический разбор | 1 | | |
Глагол (18 ч.) |
113 114 | Глагол. Понятие о глаголе как части речи | 2 | | |
115 | Неопределённая форма глагола | 1 | | |
116 | Контрольный диктант №7 | 1 | | |
117 118 119 | Работа над ошибками. Изменение глаголов по числам | 3 | | |
120 121 122 123 | Изменение глаголов по временам. Составление текста из деформированных слов и предложений | 4 | | |
124 | Р.р. Составление текста – описания о животном по личным наблюдениям | 1 | | |
125 126 | Работа над ошибками. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам | 2 | | |
127 128 | Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глаголов | 2 | | |
129 | Контрольное списывание №4 | 1 | | |
130 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о глаголе. Словарный диктант №5 | 1 | | |
Повторение (6 ч) |
131 132 | Части речи | 2 | | |
133 | Контрольный диктант №8 (промежуточная аттестация) | 1 | | |
134 | Работа над ошибками. Правописание окончаний имен прилагательных | 1 | | |
135 | Правописание безударных гласных | 1 | | |
136 | Однокоренные слова | 1 | | |