МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АТЕМАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры учителей начальных классов протокол № ______ от _______________________ _____________Гринина Н.В. | Утверждена директором школы приказ № ______ от _____________________ _____________Баулина С. Ю. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Русский язык»
2 «Б» класс
Составитель:
учитель начальных классов
высшей категории
Орешкина Т.В.
Атемар, 2020-2021 г.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы по русскому языку, авторской программы по УМК «Школа России», в соответствии Прописям Н. А. Федосовой, В. Г. Горецкого (обучение письму), с учебниками «Азбука» авторов Горецкий В.Г. и др., «Русский язык 2 класс» авторов Канакина В.П., Горецкий В.Г, Москва, «Просвещение 2017 год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками второго класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препи-нания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
делить текст на части, озаглавливать части;
подробно и выборочно пересказывать текст;
правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
делить слова на части для переноса;
производить звукобуквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
обращать внимание на особенности употребления слов;
ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.
Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым.
Основное содержание курса 2 класс (170 часов)
Наша речь (4 ч).
Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения людей.
Текст (5 ч).
Текст. Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста. Красная строка в тексте.
Предложение (12 ч).
Различение предложения, словосочетания, слова.
Знаки препинания в конце предложения. Связь слов в предложении. Логическое ударение. Главные и второстепенные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. Установление связи слов в предложении. Распространённые и нераспространённые предложения.
Слова, слова, слова…(22 ч).
Слово и его лексическое значение.
Слово – общее название многих однородных предметов. Однозначные и многозначные слова, их различение. Прямое и переносное значение слова. Синонимы и антонимы: наблюдение в текстах, использование в речи. Словари русского языка и их использование.
Родственные слова. Выделение корня. Однокоренные слова.
Слово. Слог. Деление слов на слоги. Словесное ударение.
Гласные ударные и безударные.
Правила переноса слов с одной строки на другую.
Звуки и буквы. (34 ч).
Звуки и буквы: гласные и согласные.
Русский алфавит: правильное название букв, знание их последовательности. Умение пользоваться алфавитом при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Основные признаки гласных звуков. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове.
Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Правописание безударных гласных в корне слова. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.
Согласные звуки и буквы. Согласные мягкие и твёрдые. Обозначение мягкости согласных. Разделительное произношение звуков в слове и способы их обозначения. Правописание мягкого знака в конце и в середине слова перед другими согласными.
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29 ч).
Правописание сочетаний жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк, чн, чт, щн, нч.
Глухие и звонкие согласные звуки. Парные и непарные согласные по звонкости и глухости. Произношение и обозначение на письме парных согласных в слове. Правописание парных согласных в корне слова. Разные способы проверки правописания слов. Правописание удвоенных согласных. Разделительный мягкий знак. Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.
Части речи (47 ч).
Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов.
Имя существительное. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?» Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных.
Изменение существительных по числам.
Глагол как часть речи. Значение и употребление в речи. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Особенности текста – повествования. Обучение составлению повествовательного текста.
Имя прилагательное как часть речи. Значение и употребление в речи. Согласование с именами существительными. Изменение прилагательных по числам. Особенности текста – описания. Обучение составлению описательного текста.
Значение предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами.
Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Особенности текста – рассуждения. Обучение составлению текста-рассуждения.
Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.
Повторение (17 ч).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
2 класс (170 часов, 5 часов в неделю)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Дата проведения занятия |
Планируемая | Фактическая |
I четверть - 45 часов Наша речь - 4 часа |
1. | Знакомство с учебником. Какая бывает речь? | | |
2. | Что можно узнать о человеке по его речи? | | |
3. | Как отличить диалог от монолога? | | |
4. | Проверка знаний. Тестовый контроль. | | |
Текст - 5 часов |
5. | Что такое текст? | | |
6. | Что такое тема и главная мысль текста? | | |
7. | Части текста | | |
8. | Входной диктант «На даче» | | |
9. | Работа над ошибками | | |
Предложение - 12 часов |
10. | Что такое предложение? | | |
11. | Как из слов составить предложение? | | |
12. | Контрольное списывание «Волга» | | |
13. | Что такое главные члены предложения? | | |
14. | Что такое второстепенные члены предложения? | | |
15. | Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. | | |
16. | Что такое распространённые и нераспространённые предложения? | | |
17. | Как установить связь слов в предложении? | | |
18. | Развитие речи. Обучающее сочинение по картине И. С. Остроухова «Золотая осень». | | |
19. | Анализ сочинений | | |
20. | Контрольный диктант «Пушок» | | |
21. | Работа над ошибками | | |
Слова, слова, слова… - 22 часа |
22. | Что такое лексическое значение слова? | | |
23. | Что такое лексическое значение слова? | | |
24. | Что такое однозначные и многозначные слова? | | |
25. | Что такое прямое и переносное значение слов? | | |
26. | Что такое синонимы? | | |
27. | Что такое антонимы? | | |
28. | Что такое антонимы? | | |
29. | Контрольный диктант «Осень» | | |
30. | Работа над ошибками | | |
31. | Что такое родственные слова? | | |
32. | Что такое родственные слова? | | |
33. | Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? | | |
34. | Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? | | |
35. | Какие бывают слоги? | | |
36. | Как определить ударный слог? | | |
37. | Как определить ударный слог? | | |
38. | Как переносить слова с одной строки на другую? | | |
39. | Как переносить слова с одной строки на другую? | | |
40. | Обучающее сочинение по серии картинок | | |
41. | Проверочная работа по теме «Слово». | | |
42. | Контрольный диктант «Зимой в лесу» | | |
| | | |
II четверть - 34 часа |
1/43. | Работа над ошибками | | |
Звуки и буквы - 34 часа |
2/44. | Как различить звуки и буквы? | | |
3/45. | Как мы используем алфавит? | | |
4/46 | Как мы используем алфавит? | | |
5/47 | Какие слова пишутся с заглавной буквы? | | |
6/48 | Как определить гласные звуки? | | |
7/49 | Контрольный диктант «Друзья» | | |
8/50 | Работа над ошибками | | |
9/51 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | | |
10/52 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | | |
11/53 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | | |
12/54 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | | |
13/55 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | | |
14/56 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне | | |
15/57 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне | | |
16/58 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне | | |
17/59 | Развитие речи. Обучающее сочинение по картине С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство». | | |
18/60 | Диктант «В роще». | | |
19/61 | Работа над ошибками | | |
20/62 | Как определить согласные звуки? | | |
21/63 | Согласный звук [Й] и буква И краткое | | |
22/64 | Согласный звук [Й] и буква И краткое | | |
23/65 | Слова с удвоенными согласными | | |
24/66 | Развитие речи | | |
25/67 | Наши проекты. И в шутку и всерьёз | | |
26/68 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения | | |
27/69 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения | | |
28/70 | Как обозначить мягкость согласного звука на письме? | | |
29/71 | Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными | | |
30/72 | Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными | | |
31/73 | Контрольный диктант «Снежные фигурки» | | |
32/74 | Проверочная работа по теме «Согласные звуки и буквы» | | |
33/75 | Работа над ошибками | | |
34/76 | Наши проекты. Пишем письмо | | |
III четверть - 54 часа |
1/77 | Обобщающий урок по теме «Звуки и буквы». | | |
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками - 29 часов |
2/78 | Буквосочетания чн, чк, чт, щн, нщ | | |
3/79 | Развитие речи. Обучающее изложение «Спасение птенца» | | |
4/80 | Повторение темы «Твёрдые и мягкие согласные» | | |
5/81 | Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ | | |
6/82 | Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ | | |
7/83 | Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ | | |
8/84 | Контрольный диктант «В лесу» | | |
9/85 | Работа над ошибками. Закрепление знаний. | | |
10/86 | Наши проекты. Рифма | | |
11/87 | Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? | | |
12/88 | Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? | | |
13/89 | Проверка парных согласных в корне слова. | | |
14/90 | Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных | | |
15/91 | Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста «Каток» | | |
16/92 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова | | |
17/93 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова | | |
18/94 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова | | |
19/95 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Изложение повествовательного текста по вопросам плана | | |
20/96 | Проверка знаний написания слов с парными звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова. | | |
21/97 | Диктант «Зяблик» | | |
22/98 | Работа над ошибками. Обобщение изученного материала | | |
23/99 | Правописание слов с разделительным мягким знаком | | |
24/100 | Правописание слов с разделительным мягким знаком | | |
25/101 | Правописание слов с разделительным мягким знаком | | |
26/102 | Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала | | |
27/103 | Контрольное списывание «Кораблик» | | |
28/104 | Обучающее сочинение «Зимние забавы» | | |
29/105 | Проверка знаний о правописании разделительного мягкого знака. | | |
30/106 | Обобщение изученного материала | | |
Части речи - 47 часов |
31/107 | Что такое части речи? | | |
32/108 | Что такое части речи? | | |
33/109 | Что такое имя существительное? | | |
34/110 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | | |
35/111 | Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных | | |
36/112 | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей. | | |
37/113 | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет | | |
38/114 | Заглавная буква в написании кличек животных. Развитие речи | | |
39/115 | Заглавная буква в географических названиях | | |
40/116 | Обучающее изложение «Люлька» | | |
41/117 | Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы | | |
42/118 | Диктант «Главный город» | | |
43/119 | Работа над ошибками | | |
44/120 | Единственное и множественное число имён существительных. | | |
45/121 | Единственное и множественное число имён существительных. | | |
46/122 | Единственное и множественное число имён существительных. | | |
47/123 | Обучающее изложение | | |
48/124 | Проверка знаний «Распознавание в речи имён существительных» | | |
49/125 | Диктант «Друзья» | | |
50/126 | Работа над ошибками | | |
51/127 | Что такое глагол? | | |
52/128 | Что такое глагол? | | |
53/129 | Что такое глагол? | | |
54/130 | Единственное и множественное число глаголов | | |
IV четверть - 40 часов |
1/131 | Единственное и множественное число глаголов | | |
2/132 | Правописание частицы НЕ с глаголами | | |
3/133 | Обобщение и закрепление по теме «Глагол» | | |
4/134 | Что такое текст-повествование? | | |
5/135 | Проверка знаний по теме «Глагол». | | |
6/136 | Что такое имя прилагательное | | |
7/137 | Связь имени прилагательного с именем существительным | | |
8/138 | Прилагательные близкие и противоположные по значению | | |
9/139 | Единственное и множественное число имён прилагательных | | |
10/140 | Что такое текст-описание? | | |
11/141 | Проверка знаний по теме «Имя прилагательное» | | |
12/142 | Общее понятие о предлоге | | |
13/143 | Раздельное написание предлогов со словами | | |
14/144 | Восстановление предложений | | |
15/145 | Проверка знаний по теме «Предлоги» | | |
16/146 | Диктант «Дети в лесу» | | |
17/147 | Работа над ошибками | | |
18/148 | Что такое местоимение? | | |
19/149 | Что такое местоимение? | | |
20/150 | Что такое текст-рассуждение? | | |
21/151 | Проверка знаний по теме «Местоимения» | | |
22/152 | Контрольный диктант «Гроза» | | |
23/153 | Работа над ошибками | | |
Повторение - 17 часов |
24/154 | Повторение по теме «Текст» | | |
25/155 | Сочинение по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору» | | |
26/156 | Повторение по теме «Предложение» | | |
27/157 | Повторение по теме «Предложение» | | |
28/158 | Повторение по теме «Слово и его значение | | |
29/159 | Повторение по теме «Части речи» | | |
30/160 | Повторение по теме «Части речи» | | |
31/161 | Повторение по теме «Звуки и буквы» | | |
32/162 | Повторение по теме «Правила правописания | | |
33/163 | Контрольное списывание «Родина» | | |
34/164 | Повторение и закрепление изученного материала | | |
35/165 | Повторение и закрепление изученного материала | | |
36/166 | Повторение и закрепление изученного материала | | |
37/167 | Повторение и закрепление изученного материала | | |
38/168 | Повторение и закрепление изученного материала | | |
39/169 | Повторение и закрепление изученного материала | | |
40/170 | Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс | | |