Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному (русскому) языку - 7 класс»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родному (русскому) языку
7 класс
разработана на основе примерной программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения; составлена в соответствии с программой «Основы словесности. От слова к словесности»: 5 – 9 класс (автор Р.И. Альбеткова) – М.: Дрофа, 2010.
1. Пояснительная записка
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Основные требования к уровню подготовки обучающихся по русскому (родному) языку к концу учебного года:
Ученики должны знать:
Теоретические сведения об основах словесности
Роды, виды и жанры словесности
Роль выразительных средств языка в художественной речи
Особенности устной и письменной речи
Ученики должны уметь:
Требования к уровню подготовки учащихся
Ученики должны знать:
Теоретические сведения об основах словесности
Роды, виды и жанры словесности
Роль выразительных средств языка в художественной речи
Особенности устной и письменной речи
Ученики должны уметь:
В 5 классе учащиеся получают первоначальное представление о произведениях устной народной словесности и о литературных произведениях (эпос, лирика, драма), рассматривают особенности словесного выражения содержания в этих разновидностях словесности.
В 6 классе развивается и углубляется представление о том, что в каждом из родов словесности есть свои законы употребления языка, рассматриваются особенности языкового выражения содержания в эпическом, лирическом и драматическом произведениях.
В 7 классе ученики не только учатся различать роды и жанры как устной народной словесности, так и литературных произведений, не только видеть словесные средства изображения героев в произведениях разных родов и жанров, но и исходить из особенностей языка в понимании и оценке произведения в соответствии с его жанрово-видовой природой.
Следует пояснить, что в каждом классе сначала изучаются свойства языка как материал словесности, а затем речь идёт о произведениях словесности, которое осваивается через его словесную ткань. Это естественный путь в изучении (от теории к практике): от наблюдений над языком – к смыслу, идее произведения. Таким образом, изучение начальных сведений о словесности проходит в курсе 5-6 классов, базовых – в 7 классе.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому(родному) языку являются:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь; научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры разных стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи; текст, типы текста; основные единицы языка и их признаки, особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую культуру речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы
Требования к уровню подготовки обучающихся
7 класс: К концу третьего года обучения учащиеся должны
различать слова по их стилистической окраске;
уметь находить в тексте средства художественной изобразительности и понимать их значение;
уметь работать со словарями синонимов, антонимов, омонимов;
понимать значение повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении для изображения характера героя и передачи авторского отношения к герою;
уметь сочинять рассказ по собственным впечатлениям, используя в нём элементы различных типов речи, диалога и монолога;
уметь отличать произведения различных жанров друг от друга.
2. Содержание курса
Количество часов: 35
Количество часов в неделю: 1
№ раздела | Содержание | Кол-во часов | Кол-во контр. работ | Развитие речи |
1. | Введение | 1 | | |
2. | Слово и словесность. | 3 | | |
3 | Разновидности употребления языка | 22 | 2 | 3 |
4. | Формы словесного выражения | 3 | 1 | 1 |
5. | Стилистическая окраска слова. Стиль | 6 | | |
| Итого | 35 | 3 | 4 |
3. Тематическое планирование по русскому (родному) языку
7 класс
№ урока | Дата по плану | Дата по факту | Название раздела. Тема урока | Домашнее задание |
| | | 1 четверть( 8 часов) | |
| | | Введение. (1 часа) | |
1 | | | Материал словесности. Значение языка в жизни человека и общества. | П.1,стр.6-7 |
| | | Слово и словесность(3 часа). | |
2 | | | Язык и слово | П.2, стр.7-8 |
3 | | | Словесность | П.3,стр.9-11 |
4 | | | Русская словесность | П.4, стр.12-24 |
| | | Разновидности употребления языка.(22 часа) | |
5 | | | Разговорный язык | Стр.25 |
6 | | | Разговорный язык и его назначение | П.5, стр.25-28 |
7 | | | Р/Р. Сочинение с использованием разговорного языка | Дописать сочинение |
8 | | | Свойства разговорного языка | П.6, стр.29-31 |
| | | 2 четверть (8 часов) | |
9 | | | Использование разговорного языка в художественных произведениях | П.7, стр.31 |
10 | | | Разновидности разговорного языка | Стр.32 |
11 | | | «Общий» разговорный язык | П.8, стр.32 |
12 | | | Просторечие | П.9, стр.33 |
13 | | | Территориальные диалекты | П.10, стр.34-36 |
14 | | | Р/р. Сочинение с использованием территориальных диалектов | Дописать сочинение |
15 | | | Профессиональные диалекты. Жаргоны | П.11,стр.36 |
16 | | | Контрольная работа по «Разговорный язык» | П.5-11 |
| | | 3 четверть (10 часов) | |
17 | | | Арго | П.11, стр.37 |
18 | | | Литературный язык. Признаки литературного языка | П.12, стр.40 |
19 | | | Стили литературного языка | П.13, стр.41 |
20 | | | Официально-деловой стиль литературного языка. | П.14, стр.42-45 |
21 | | | Научный стиль литературного языка | П.15, стр.45-46 |
22 | | | Публицистический стиль литературного языка | П.16, стр. 47-48 |
23 | | | Язык художественной литературы. | Стр.49 |
24 | | | Сочинение (по упр. 14-18 на стр.62,63) | Дописать сочинение |
25 | | | Язык как материал словесности и результат творчества | П.17, стр.50-52 |
26 | | | Контрольная работа по теме «Литературный язык» | П.11-17 |
| | | 4 четверть (9 часов) | |
| | | Формы словесного выражения. (3 часа) | |
27 | | | Устная и письменная формы словесного выражения. | П.18, стр.64 |
28 | | | Диалог и монолог в нехудожественной словесности. Р/Р Сочинение на нравственную тему | П.19, стр.65, дописать сочинение |
29 | | | Контрольная работа по разделу «Формы словесного выражения» | П.18-21 |
| | | Стилистическая окраска слова. Стиль(6часов) | |
30 | | | Стилистическая и эмоционально-экспрессивная окраска слова. Синонимы. | П.23-32,стр.106-107 |
31 | | | Стилистическая окраска слова в художественном произведении | П.33, стр.109-111 |
32 | | | Стилистические возможности фразеологии | П.34, стр.111-114 |
33 | | | Стилистические возможности существительного и прилагательного | П.35, стр.114-116 |
34 | | | Стилистические возможности глагола | П.36, стр.116-117 |
35 | | | Стилистические возможности синтаксиса | П.37, стр.117 |
4