Содержание
1 раздел Планируемые результаты освоения учебной программы
2 раздел Содержание учебного предмета
3 раздел Тематическое планирование
раздел
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету
«Русский родной язык»
Данная рабочая программа по предмету «Русский родной язык» для 9 класса составлена на основе:
-- Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для общеобразовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (одобрена решением ФУМО по общему образованию, протокол от 31.01.2018 № 2/18).
-- Русский родной язык: 9 класс : методическое пособие / [О. М. Александрова,
О. В. Загоровская, Ю. Н. Гостева и др.; под ред. О. М. Александровой.] — М.:
Учебная литература, 2018.
Рабочая программа разработана в соответствии с учебным пособием для общеобразовательных организаций «Русский родной язык». 3-е издание, Москва, «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» предусматривает следующее распределение часов:
Год обучения | Класс | Количество часов в неделю | Количество учебных недель | Количество часов в год |
5 | 9 | 1 | 34 | 34 |
Программой предусмотрено проведение годовых контрольных работ и выполнение проектных работ в течение каждого года обучения
Перечень проектов по учебному предмету «Родной язык (русский)» для учащихся 5-9 классов составлен с учетом примерных тем проектных и исследовательских работ, представленных в примерной программе по учебному предмету «Русский родной язык» для общеобразовательных организаций, реализующих программы основного общего образования.
№ | Тема | Количество часов |
9 класс | |
1. | Анализ типов заголовков в современных СМИ, видов интервью в современных СМИ | 1 |
Предметные результаты
совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Регулятивные
Выпускник научится:
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учѐта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
устанавливать целевые приоритеты;
уметь самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Выпускник получит возможность научиться:
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
построению жизненных планов во временной перспективе;
при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей;
основам саморегуляции эмоциональных состояний;
адекватно оценивать свои возможности достижения цели определѐнной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.
Коммуникативные
Выпускник научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнѐром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнѐра, уметь убеждать;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
основам коммуникативной рефлексии;
использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи;
учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнѐра;
в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнѐрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнѐрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
в совместной деятельности чѐтко формулировать цели группы и позволять еѐ участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные
Выпускник научится:
основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объѐмом к понятию с большим объѐмом;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей;
объяснять явления, процессы, связи и отношения,выявляемые в ходе исследования;
основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Выпускник получит возможность научиться:
основам рефлексивного чтения;
ставить проблему, аргументировать еѐ актуальность;
самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
организовывать исследование с целью проверки гипотез;
делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Личностные результаты
В рамках когнитивного компонента у выпускника сформируется:
России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;
знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех еѐ проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа
жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях;
В рамках ценностного и эмоционального компонента
гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
уважение к личности и еѐ достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента
готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
готовность к выбору профильного образования.
Выпускник получит возможность для формирования:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
готовности к самообразованию и самовоспитанию;
адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
раздел
Содержание учебного предмета
Рабочая программа рассматривает следующее содержание учебного материала:
Раздел 1. Язык и культура
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормысовременного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный приѐм.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлогапо с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов(но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернетпереписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики.
Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст Язык и речь. Виды речевой деятельности
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
Текст как единица языка и речи
Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
раздел
Тематическое планирование
9 класс
№ п/п | № урока по теме | Название темы, урока | Кол-во часов | Кол-во проверочных, контрольных работ | Кол-во уроков развития речи /проекты | Кол-во часов внутри предметного модуля по предмету |
| | Раздел 1. Язык и культура | 10 | | | |
1. | 1 | Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа | 1 | | | |
2. | 2 | Ключевые слова русской культуры, их национально-историческая значимость | 1 | | | |
3. | 3 | Крылатые слова и выражения из произведений художественной литературы, кинофильмов и песен | 1 | | | |
4. | 4 | Развитие русского языка как закономерный процесс | | | | | |
5. | 5 | Основные тенденции развития современного русского языка | | 1 | | | |
6. | 6 | Новые иноязычные заимствования в современном русском языке | | 1 | | | |
7. | 7 | Словообразовательные неологизмы в современном русском языке | | 1 | | | |
8. | 8 | Переосмысление значений слов в современном русском | | 1 | | | |
9. | 9 | Стилистическая переоценка слов в современном русском литературном | | 1 | | | |
10. | 10 | Проверочная работа № 1 (представление проектов, результатов исследовательской работы) | | 1 | | | |
| | Раздел 2. Культура речи | 10 | | | |
11. | 1 | Основные орфоэпические нормы | 1 | | | |
12. | 2 | Изменение произношений и ударений в современном литературном русском языке | 1 | | | |
13. | 3 | Лексическая сочетаемость слова и точность | 1 | | | |
14. | 4 | Тавтология, плеоназмы, речевая избыточность | 1 | | | |
15. | 5 | Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов | 1 | | | |
16. | 6 | Типичные ошибки в управлении | 1 | | | |
17. | 7 | Речевой этикет в деловом общении | 1 | | | |
18. | 8 | Этика и этикет в электронной среде общения | 1 | | | |
19-20 | 9-10 | Проект. Анализ типов заголовков в современных СМИ, видов интервью в современных СМИ | 1 | | | |
| | Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст | 14 | | | |
21. | 1 | Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности | 1 | | | |
22. | 2 | Текст и его основные признаки. Тематическое единство текста. | 1 | | | |
23. | 3 | Виды преобразования текстов: аннотации, конспект. | 1 | | | |
24. | 4 | Виды преобразования текстов: графики и диаграммы. | 1 | | | |
25. | 5 | Понятие инфографики. | 1 | | | |
26. | 6 | Практическая работа. Инфографика темы «Текст» | 1 | | | |
27. | 7 | Разговорная речь. Анекдот, шутка | 1 | | | |
28. | 8 | Официально-деловой стиль. Деловое письмо. | 1 | | | |
29. | 9 | Научно-учебный стиль. Доклад, сообщение. | 1 | | | |
30. | 10 | Публицистический стиль. Проблемный очерк. | 1 | | | |
31. | 11 | Язык художественной литературы. Прецедентные тексты. | 1 | | | |
32. | 12 | Защита проекта. Создание текстов разных стилей | 1 | | | |
33. | 13 | Годовая контрольная работа | 1 | | | |
34. | 14 | Анализ контрольной работы | 1 | | | |
28