Муниципальное общеобразовательное учреждение
Юрцовская средняя общеобразовательная школа
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы_____________ М. Е. Дубинская
Приказ №_____________
от «___» ______________ 20___ г.
Рабочая программа по родному (русскому) языку
(базовый уровень)
2 класс
Составитель: Мартынова Н.М.,
учитель начальных классов, высшая квалификационная категория
Егорьевск, 2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерной рабочей программы 1 – 4 классы (О. М. Александрова и др. — М.: Просвещение, 2019) по русскому родному языку к линии учебников: Русский родной язык. 2 класс. / О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая и др. - М.: Просвещение, 2019г./
Согласно учебного плана МОУ Юрцовской СОШ на реализацию данной программы отводится 1 час в неделю, 17 часов за учебный год
Рабочая программа скорректирована с учётом учебно-календарного графика, расписания уроков МОУ Юрцовской СОШ.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
Обучающиеся научатся:
• внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к учёбе как интеллектуальному труду, принятию ценностей познавательной деятельности;
• осознанию русского языка как основного средства общения народов России;
• пониманию ценностей нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умению соотносить эти нормы с поступками как собственными, так и окружающими людей.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• осознанию предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, пониманию разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;
• восприятию русского языка как основной, главной части культуры русского народа;
• пониманию богатства и разнообразия слов в русском языке, вниманию к особенностям народной речи, познавательному интересу к значению слова и к его истокам.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
• понимать цель выполняемых действий;
• в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу;
• понимать важность планирования работы;
• выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциями учителя;
• осуществлять само и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
• вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом);
Обучающиеся получат возможность научиться:
• в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
• намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой работы;
• оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без ошибок, в чём проявилась сложность выполнения.
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
• выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
Обучающиеся получат возможность научиться:
• свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
• прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана);
• находить, сравнивать, классифицировать;
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
• выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту;
• понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;
• быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
• договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);
• озаглавливать текст;
• задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;
• адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить);
• строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Предметные результаты
При реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:
Обучающиеся научатся:
понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
Обучающиеся получат возможность научиться:
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; понимать значения фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения; При реализации содержательной линии «Язык в действии»
Обучающиеся научатся:
произносить слова с правильным ударением; осознавать смыслоразличительную роль ударения; пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова; пользоваться орфографическим словарём
Обучающиеся получат возможность научиться:
проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
При реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»
Обучающиеся научатся:
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
Обучающиеся получат возможность научиться:
владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами.
Раздел 2. Содержание учебного курса
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (8 ч)
Слова, называющие игры, забавы, игрушки.
Слова, называющие предметы традиционного русского быта.
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда.
Раздел 2. Язык в действии (6 ч)
Как правильно произносить слова.
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарём ударений.
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, фразеологизмов. Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму. Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.
Раздел 3. Секреты речи и текста (3 ч)
Приёмы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развёрнутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.
Раздел 3. Тематическое планирование
№ | Тема | Всего часов |
1 | Русский язык: прошлое и настоящее | 8 |
2 | Язык в действии | 6 |
3 | Секреты речи и текста | 3 |
| Итого: | 17 |
Календарно-тематическое планирование 2 класс на 2020 – 2021 учебный год
0.5 часа в неделю (17 часов в год)
№ п/п | Наименование раздела и тем | Количество часов | Планируемые сроки прохождения | Фактическая дата проведения |
Русский язык: прошлое и настоящее (8 ч) |
| По одёжке встречают.. | 1 | 18.01-22.01 | |
| Ржаной хлебушко калачу дедушка. | | 25.01-29.01 | |
| Если хорошие щи, так другой пищи не ищи | | 01.02-05.02 | |
| Каша – кормилица наша. | | 08.02-12.02 | |
| Любишь кататься, люби и саночки возить. | | 15.02-19.02 | |
| Делу время, потехе час. | | 01.03-05.05 | |
| В решете воду не удержишь. | | 08.03-12.03 | |
| Самовар кипит, уходить не велит. | | 15.03-19.03 | |
Язык в действии (6 ч) | | | 01.11 |
| Помогает ли ударение различать слова? | 1 | 22.03-26.03 | |
| Для чего нужны синонимы? | 1 | 29.03-02.04 | |
| Для чего нужны антонимы? | 1 | 05-04-09.04 | |
| Как появились пословицы и фразеологизмы? | 1 | 19.04-23-04 | |
| Как можно объяснить значение слова? | 1 | 26.04-30-04 | |
| Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение? | 1 | 03.05-07.05 | |
Секреты речи и текста (3 ч) |
| Учимся вести диалог. | 1 | 10.05-14.05 | |
| Составляем развёрнутое толкование значения слова. | 1 | 17.05-21.05 | |
| Устанавливаем связь предложений в тексте | 1 | 24.05-28.05 | |
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу
Дата | Содержание | Причина | Подпись |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
СОГЛАСОВАНО ШМО учителей начальных классов Протокол № 1 Руководитель ШМО _____________ И.Г.Круглова «___» августа 2020 г. |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________ Т. А. Бухарова «___» августа 2020 г. |