СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому родному языку для 8 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому родному языку для учащихся 8 класса предназначена для работы по учебнику О.М.Александровой

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому родному языку для 8 класса»


РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЧЕРТКОВСКИЙ РАЙОН,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПАВЛОВСКАЯ ОСНОВНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА




«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ Павловская ООШ

Приказ № от 20 года

____________ В.В.Дронова







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому родному языку


Уровень общего образования (класс): основное общее, 8 класс


Количество часов: 35 Уровень: базовый

Учитель: Татарченко Ольга Анатольевна














2020– 2021 уч. год



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по русскому (родному) языку составлена на основе авторской программы по русскому (родному) языку для 5-9 классов. Авторы: О.М.Александрова, Ю.Н.Гостева, И.Н.Добротина – М.: Просвещение, 2020 года по учебному комплексу О.М.Александровой, Ю.Н.Гостевой, И.Н.Добротиной в соответствии со следующими нормативными документами:


- Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);

- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» ( в ред.от 24.04.2015 №362- ЗС);

- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении Сан ПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред.изменений №1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 №85, изменений №2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 №72, изменений №3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 №81);

- Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред.приказа Монобрнауки России от 29.12.2014 №1644);

- Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» ( в ред. от 13.12.2013, от 28.05.2014, от 17.07.2015);

- Приказа Министерства просвещения РФ от 28 декабря 2018 г. №345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- Приказа Министерства просвещения РФ от 08 мая 2019 г. №233 « О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 28 декабря 2018 г. №345;

- Приказа Минобрнауки России от 09.01.2014 г. №2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

- Приказа Минобрнауки России от 28.05.2014 №№594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ» ( в ред. приказов Минобрнауки России от 07.10.2014 №1307, от 09.04.2015 №387);

- Приказа Минпросвещения России от 20.05.2020 №254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность», зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации от 14.09.2020 №59808;

- Письма от 20.07.2015 №09-1774 «О направлении учебно- методических материалов»;

- Письма Минобразования Ростовской области от 31.05.2019 №24/4.1-7171 «О направлении рекомендаций»;

- Письма Отдела образования Администрации Чертковского района Ростовской области от 27.07.2020 года «О формировании учебных планов в образовательных учреждениях в 2020-2021 учебном году;

- Устава ОУ;

- Основной образовательной программы начального общего образования или основного общего образования МБОУ Павловская ООШ на 2020-2021 учебный год (приказа №81 от 31.08.2020 г по ОУ);

- Учебного плана МБОУ Павловская ООШ на 2020-2021 учебный год (приказ №68 от 31.08.2020 по ОУ).





Цели и задачи обучения:

Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.


  • соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие цели:


    • воспитание гражданина и патриота; формирование представления


  • русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;


осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;


  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи,


обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;


  • расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное,


уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения;


  • стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;


 совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

 развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.



















  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.



Главное предназначение учебного предмета «Русский родной язык» – формирование познавательного интереса и уважительного отношения к родному языку, а через него – к родной культуре, к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа.


  • преподавании русского языка в школе культурно-исторический подход всегда был и остаётся одним из важнейших ориентиров формирования и целей, и содержания обучения. В курсе же русского родного языка историко-культурный подход становится ведущим,


поскольку его содержание ориентировано прежде всего на удовлетворение потребности школьников в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней.


Основные формальные различия курсов русского родного языка и русского языка в школе заключаются в следующем.



Учебный предмет

Русский язык

Русский родной язык




Статус изучения

обязательный

по выбору обучающегося




Предметная область

Русский язык и литература

Родной язык и родная



литература




Преподавание и изучение

осуществляются в соответствии с федеральными


государственными образовательными стандартами




Государственная

предусмотрена

не предусмотрена

итоговая аттестация










Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе.


Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества.


Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нём. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.


Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.


Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами; имея при этом особый статус, он является не только объектом изучения, но и средством обучения. Уровень владения родным русским языком влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией.


Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет прав тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. Поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».


  • содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚


внешней стороны существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.


Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа; формирование представлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.


Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка, что способствует преодолению языкового нигилизма учащихся, пониманию важнейших социокультурных функций языковой кодификации.


Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не





























только в филологических предметных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественно-научного и гуманитарного циклов.



Основные содержательные линии программы учебного предмета


«Русский родной язык»


Школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.


  • соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки.


  • первом блоке «Язык и культура» представлено содержание,


изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа, национально-культурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.


Второй блок «Культура речи» ориентирован на формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи (навыками сознательного использования норм современного русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности); а также на понимание вариантов норм, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими.


  • третьем блоке «Речь. Речевая деятельность. Текст» представлено содержание, направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, а также на развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять

цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.


















  1. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.



 Место предмета «Русский родной язык» в базисном учебном плане МБОУ Павловская ООШ: Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 8 классе – 35 часов (1 час в неделю, 35 недель). Рабочая программа по русскому (родному) языку для 8 класса будет полностью выполнена и освоена обучающимися в полном объеме за 35 часов.



УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2020-2021 учебный год. Комплекс реализует федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по предмету «Русский родной язык».

Образовательная программа ОУ предусматривает:

Количество учебных недель – 35 (обоснование Устав ОУ)

Количество учебных дней в неделю-5

Количество часов по предмету – 1 час (Учебный план, ФГОС)

Общее количество часов на изучение русского (родного) языка в 8 классе составляет – 35 часов

























  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.


Раздел 1. Язык и культура (11 ч)


Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова


праславянского (общеславянского) языка, древнерусские (общевосточно-славянские) слова, собственно русские слова. Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики русского литературного языка.


Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их


приметы. Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы.


Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.


Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. Речевой этикет и вежливость. «Ты» и «вы» в русском речевом этикете и в западноевропейском, американском речевых этикетах. Называние другого и себя, обращение к знакомому и незнакомому. Специфика приветствий, традиционная тематика бесед у русских и других народов.



Раздел 2. Культура речи (11 ч)


Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Типичные орфоэпические ошибки в современной речи: произношение гласных [э], [о] после мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иностранного происхождения; произношение парных по твёрдости-мягкости согласных перед [е] в словах иностранного происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш; произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инична; произношение твёрдого [н] перед мягкими [ф̕̕]и [в̕]; произношение мягкого [н̕] перед ч и щ.


Типичные акцентологические ошибки в современной речи.


Основные лексические нормы современного русского


литературного языка. Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле речи. Особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе, разговорной речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением терминов. Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов.


Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Согласование: согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своём составе количественно-именное сочетание; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского рода (врач пришёл – врач пришла); согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного несколько и существительным; согласование определения в количественно-именных сочетаниях с числительными два, три, четыре (два новых стола, две молодых женщины и две молодые женщины).


Нормы построения словосочетаний по типу согласования (маршрутное такси, обеих сестёр – обоих братьев).


Варианты грамматической нормы: согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием слов много, мало, немного, немало, сколько, столько, большинство, меньшинство. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках.


Речевой этикет. Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ; изменение обращений‚ использования собственных имён; их оценка. Речевая агрессия. Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации‚ помогающие противостоять речевой агрессии. Синонимия речевых формул.



Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (13 ч)


Язык и речь. Виды речевой деятельности. Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.


Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.


Текст как единица языка и речи. Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении.


Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации.


Функциональные разновидности языка.


Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление.


Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на защите реферата. Учебно-научная дискуссия. Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной дискуссии. Правила корректной дискуссии.


Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного), страницы дневника и т. д.





Примерные темы проектных и исследовательских работ


  1. О происхождении фразеологизмов.


  1. Источники фразеологизмов в русском языке.


  1. Словарь одного слова.


  1. Этимология обозначений имён числительных в русском языке.


  1. Искусство комплимента в русском и иностранных языках.


  1. Разработка личной странички в Интернете.


  1. Сборник правил ведения корректной дискуссии.


  1. Разработка рекомендаций «Вредные советы оратору».


  1. Разработка рекомендаций «Как избегать речевой агрессии».


  1. Новые слова-заимствования в дисплейных текстах.


  1. Приветствия в речи современных школьников.


  1. Особенности использования «ты» и «вы» в русском языке.


  1. Русский этикет в пословицах и поговорках.








































  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.


п\п

Разделы

Кол-во час.


Характеристика основных видов деятельности

1

Язык и культура

11

Приведение примеров, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; которые указывают на национальное своеобразие ,богатства, выразительность русского родного языка; анализ национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор; выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в текстах;

характеристика лексики русского языка с точки зрения происхождения(с использованием словарей);комментирование основных активных процессов в современном русском языке; характеристика заимствованных слов по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние) (в рамках изученного, с использованием словарей); сфере функционирования; комментирование роли старославянского языка в развитии русского литературного языка; определение значения лексических заимствований последних десятилетий; характеристика неологизмов по сфере употребления и стилистической окраске; определение целесообразия употребления иноязычных слов;комментирование исторических особенностей русского речевого этикета (обращение); характеристика основных особенностей современного русского речевого этикета; объяснение происхождения названий русских городов (в рамках изученного); регулярное использование словарей, в том числе мультимедийных, учет сведений о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов.


2

Культура речи

11

Работа над соблюдением норм ударения в отдельных грамматических формах имен существительных, имён прилагательных, глаголов (в рамках изученного); работа над различением вариантов орфоэпической и акцентологической нормы; употребление слова с учётом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы; употребление слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы; понимание и характеристика активных процессов в области произношения и ударения современного русского языка; выбор слов, максимально соответствующих обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности; соблюдение норм употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов; употребление слов в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости; употребление терминов в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного); опознавание частотных примеров тавтологии и плеоназма; употребление имен существительных, имен прилагательных, глаголов с учетом стилистических норм современного русского языка; анализ типичных речевых ошибок; редактирование текста с целью исправления речевых ошибок; выявление и исправление речевых ошибок в устной и письменной речи; распознавание типичных ошибок в построении сложных предложений;

редактирование предложений с целью исправления синтаксических и грамматических ошибок; анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского литературного языка чужой и собственной речи;корректирование речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка;редактирование предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежей;соблюдение русской этикетной вербальной и невербальной манеры общения;

использование при общении в электронной среде этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального русского речевого этикета;соблюдение норм русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;использование толковых, в том числе мультимедийных, словарей для определения лексического значения слова и особенностей его употребления;

использование орфоэпических, в том числе мультимедийных,

орфографических словарей для определения нормативных вариантов произношения и правописания;использование словарей синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;

использование грамматических словарей и справочников для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; для опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;

использование орфографических словарей и справочников по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.

3

Речь. Текст

13

Использование различных видов слушания (детальное, выборочное‚

ознакомительное, критическое интерактивное) монологической речи, учебно-научных, художественных,публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи; пользование различными видами чтения (просмотровым,

ознакомительным,изучающим, поисковым) учебно-научных,

художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;владение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения,переработка и преобразование информации; использование графики, диаграммы, план, схемы для представления информации; использование коммуникативной стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала,самопрезентация, просьба, принесение извинений и др.;

уместное использование коммуникативной стратегии и тактики при дистантном общении: сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.;

анализ структурных элементов и языковых особенностей письма как жанра публицистического стиля речи;создание текстов как результата проектной (исследовательской)

деятельности; оформление рефератов в письменной форме и представление его в устной форме;

построение устных учебно-научных сообщений (ответы на уроке)различных видов, рецензий на проектную работу одноклассника, доклад; участие в учебно-научной дискуссии;

анализ и создание текстов публицистических жанров (письмо);владение правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях.



Итого:

35



  1. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.


Раздел. Тема

Кол-во часов

Дата


Язык и культура

11


1

Исконно русская лексика и ее особенности

1

01.09

2

Исконно русская лексика и ее особенности

1

08.09

3

Старославянизмы и их роль в развитии русского литературного языка

1

15.09

4

Старославянизмы и их роль в развитии русского литературного языка

1

22.09

5

Иноязычные слова в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике

1

29.09

6

Иноязычные слова в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике

1

06.10

7

Ревой этикет в русской культуре и его основные особенности

1

13.10

8

Ревой этикет в русской культуре и его основные особенности

1

20.10

9

Русский человек в обращении к другим

1

27.10

10

Русский человек в обращении к другим

1

10.11

11

Проверочная работа №1

1

17.11


Культура речи

11


12

Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи

1

24.11

13

Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи

1

01.12

14

Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи

1

08.12

15

Нормы употребления терминов

1

15.12

16

Нормы употребления терминов

1

22.12

17

Трудные случаи согласования в русском языке

1

29.12

18

Трудные случаи согласования в русском языке

1

12.01

19

Трудные случаи согласования в русском языке

1

19.01

20

Особенности современного речевого этикета

1

26.01

21

Особенности современного речевого этикета

1

02.02

22

Проверочная работа №2

1

09.02


Речь. Текст

13


23

Информация: способы и средства ее получения и переработки

1

16.02

24

Информация: способы и средства ее получения и переработки

1

02.03

25

Слушание как вид речевой деятельности. Эффективные приемы слушания

1

09.03

26

Аргументация. Правила эффективной аргументации

1

16.03

27

Аргументация. Правила эффективной аргументации

1

30.03

28

Доказательство и его структура. Виды доказательств

1

06.04

29

Разговорная речь. Самопрезентация

1

13.04

30

Научный стиль речи. Реферат. Учебно-научная дискуссия

1

20.04

31

Научный стиль речи. Реферат. Учебно-научная дискуссия

1

27.04

32

Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма

1

04.05

33

Проверочная работа №3

1

11.05

34

Повторение. Самопрезентация

1

18.05

35

Подведение итогов года

1

25.05


Итого:

35













  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ.


Изучение предмета «Русский родной язык» в 8-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в


соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 8-м классе.


Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.


  • конце четвёртого года изучения курса русского родного языка в основной общеобразовательной школе предметные результаты должны отражать сформированность следующих умений.


«Язык и культура»:


  • приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;


  • приводить примеры национального своеобразия, богатства,


выразительности русского родного языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор;


    • выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в текстах;


  • характеризовать лексику русского языка с точки зрения происхождения


(с использованием словарей);

  • понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском языке;

    • характеризовать заимствованные слова по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние) (в рамках изученного, с использованием словарей); сфере функционирования;


    • комментировать роль старославянского языка в развитии русского литературного языка;


    • определять значения лексических заимствований последних десятилетий; характеризовать неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске; целесообразно употреблять иноязычные слова;


  • комментировать исторические особенности русского речевого этикета (обращение);


  • характеризовать основные особенности современного русского речевого этикета;


  • объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);


    • регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные,


учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов.


«Культура речи»:



  • соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имен существительных, имён прилагательных, глаголов (в рамках изученного);


  • различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы;


употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;

  • употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;


  • понимать и характеризовать активные процессы в области произношения и ударения современного русского языка;


  • правильно выбирать слово, максимально соответствующее обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности;


  • соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚


паронимов;


    • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;


    • корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного);


    • опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;


    • употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы


  • учетом стилистических норм современного русского языка;


    • анализировать и различать типичные речевые ошибки;


    • редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;


    • выявлять и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи;


    • распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений;


редактировать предложения с целью исправления синтаксических и грамматических ошибок;


  • анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь;


  • корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка;


  • редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежей;


  • соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру


общения;

  • использовать при общении в электронной среде этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;


  • соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;


  • использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для


определения лексического значения слова и особенностей его


употребления;


  • использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные,


орфографические словари для определения нормативных вариантов произношения и правописания;


  • использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚


омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;


  • использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; для опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;


  • использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.


«Речь. Речевая деятельность. Текст»:



  • использовать различные виды слушания (детальное, выборочное‚


ознакомительное, критическое интерактивное) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

 пользоваться различными видами чтения (просмотровым,


ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных,

художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;


  • владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения,


переработки и преобразования информации; использовать графики, диаграммы, план, схемы для представления информации;


  • уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала,


самопрезентация, просьба, принесение извинений и др.;


  • уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при дистантном общении: сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.;


  • анализировать структурные элементы и языковые особенности письма как жанра публицистического стиля речи;


  • создавать тексты как результат проектной (исследовательской)


деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;


  • строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке)


различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;


  • анализировать и создавать тексты публицистических жанров (письмо);


  • владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях.






































Система оценивания достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с ФГОС представляет собой сочетание разных видов оценивания, методов и форм проверки уровня достижений.

ФГОС основного общего образования требует оценить не только предметные результаты, но и другие достижения: насколько учащийся умеет осуществлять поиск информации в открытом информационном пространстве;


насколько и как учащийся способен сотрудничать и общаться со сверстниками; как он умеет работать на результат; как развиваются его познавательные интересы и способности; насколько он способен применять свои знания, умения и навыки в учебных и неучебных ситуациях; каким образом он приходит к выбору профильного обучения или профессии; насколько он мотивирован в своём продвижении.

Содержание и структура заданий, предлагаемых для составления работ, используемых в качестве тематического и итогового контроля, соотносятся с целями обучения русскому родному языку в основной общеобразовательной школе, в связи с чем в содержании и структуре работы реализуются компетентностный и текстоориентированный подходы к отбору и предъявлению контрольно-измерительных материалов, проверке и оцениванию результатов выполнения проверочных работ.

Процесс оценивания в курсе «Русский родной язык» имеет особенности,

которые связаны с целями изучения этого курса: формированием познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре. Чрезмерная формализация и стандартизация контроля может вызвать обратный эффект.

  • ходе текущего оценивания целесообразно использовать критериальное оценивание, объектом которого является письменное или устное высказывание (сообщение) отдельного ученика или группы учеников на основе критериев, которые заранее согласованы с учениками.

Для учителя критериальное оценивание – это: 1) оценка-поддержка, а не жёсткий контроль;

  1. способ получить информацию о том, как учится каждый ученик (такая информация нужна для поиска наиболее эффективных методов обучения для конкретного класса, конкретного ученика);

  2. возможность дать ученикам обратную связь на каждом этапе освоения курса.

Критериальное оценивание – это прежде всего коммуникация «ученик – ученик», содержанием которой является определение степени освоения того или иного умения. Роль учителя в таком оценивании существенно меняется: он только помогает ученикам удерживать основную цель коммуникации-

оценивания – помочь однокласснику научиться говорить, читать, писать,

слушать лучше. Именно другие дети и учитель становятся своеобразным зеркалом, помогающим ученику увидеть, оценить свои усилия, обнаружить пробелы в своём опыте и понять, что делать дальше, чтобы улучшить результаты. А это означает, что ученик активно включается в своё обучение, у него существенно повышается мотивация.

Чтобы оценивание было продуктивным, оно должно отвечать следующим требованиям.

    1. В качестве критериев оценки используются те умения, которые осваивает ученик на уроке. Например, для оценки устного сообщения ученика может быть такой набор критериев: точность, ясность и правильность речи

т. п.

  1. Критерии вырабатываются совместно с учениками, они должны быть сформулированы кратко и чётко.

  2. Критерии могут изменяться. Если все ученики в классе освоили какое-то умение, например «говорить чётко», то данный критерий больше не используется для оценки, появляется новый, связанный с умением, которое осваивается в данный момент. Слишком общие критерии конкретизируются.

  3. Критические замечания должны высказываться в форме совета. Основная цель оценки – стимулировать осмысленное обсуждение

устного сообщения или письменного текста, дружеское взаимодействие в группе, поэтому на уроке сначала обсуждается то, что получилось хорошо, а критические замечания каждый стремится сделать в мягкой форме. Этому надо специально обучать детей, поэтому сначала учитель помогает формулировать «щадящие» высказывания, обращает внимание на самые удачные; постепенно дети смогут делать это сами.

Обратная связь – ключевая цель критериального оценивания. Формы обратной связи могут быть самые разные, но качественная обратная связь обязательно показывает, где сейчас находится ученик (что уже умеет делать), какие затруднения у него возникают и как он может с ними справиться.

Обратная связь может быть представлена в разных формах: устное оценочное высказывание, письменная фиксация в тетради. Кроме того, ученики осваивают оценивание с помощью значков («плюс», «минус» и др.), этот тип оценивания нужно активно использовать на уроке при оценке небольших устных сообщений.

Поскольку взаимооценка при работе в паре, группе (этап подготовки) и при предъявлении результатов классу – неотъемлемый элемент каждого урока, ученики достаточно быстро овладевают содержанием критериев и умеют их применять. Через некоторое время эти критерии становятся опорой для самооценки.

Использование критериального оценивания на уроках русского родного языка – один из ключевых факторов, влияющих не только на формирование устной и письменной речи школьника, но и на становление и развитие его учебной самостоятельности.

Основным видом промежуточного и итогового контроля является представление учащимися подготовленных ими проектных заданий. Оценивается как качество выполнения проектного задания, так и представление результатов проекта перед классом. Предпочтение отдаётся качественной доброжелательной оценке, позволяющей учащемуся при подготовке и представлении следующего проекта учесть результаты предыдущей оценки для создания более качественного продукта.




Система оценивания проектной


и исследовательской деятельности




При оценивании результатов работы учащихся над проектом необходимо учесть все компоненты проектной деятельности:


  1. содержательный компонент;


  1. деятельностный компонент;


  1. результативный компонент.


При оценивании содержательного компонента проекта принимаются во внимание следующие критерии:

значимость выдвинутой проблемы и её адекватность изучаемой тематике;


  1. правильность выбора используемых методов исследования;


  1. глубина раскрытия проблемы, использование знаний из других областей;


  1. доказательность принимаемых решений;


  1. наличие аргументации, выводов и заключений.


Оценивая деятельностный компонент, принимаем во внимание:


  1. степень участия каждого исполнителя в выполнении проекта;


  1. характер взаимодействия участников проекта.


При оценке результативного компонента проекта учитываем такие критерии, как:


  1. качество формы предъявления и оформления проекта;


  1. презентация проекта;

  2. содержательность и аргументированность ответов на вопросы оппонентов;


  1. грамотность изложения хода исследования и его результатов;


  1. новизна представляемого проекта.


Предлагаем использовать следующее распределение баллов при оценивании каждого компонента:


0

баллов

отсутствие данного компонента в проекте




1

балл

наличие данного компонента в проекте




2

балла

высокий уровень представления данного компонента в



проекте





Критерии оценивания


проектной и исследовательской деятельности учащихся


Компонент

Критерии

оценивания

отдельных

Баллы

проектной

характеристик компонента





деятельности










Содержательный

Значимость выдвинутой проблемы и её

0–2


адекватность изучаемой тематике










Правильность выбора используемых

методов

0–2


исследования









Глубина раскрытия проблемы, использование

0–2


знаний из других областей











Доказательность принимаемых решений



0–2








Наличие

аргументированных

выводов

и

0–2


заключений










Деятельностный

Степень

Индивидуального участия

каждого

0–2


исполнителя в выполнении проекта










Характер взаимодействия участников проекта


0–2




Результативный

Форма предъявления проекта и качество его

0–2


оформления












Презентация проекта




0–2





Содержательность и аргументированность ответов

0–2


на вопросы оппонентов









Грамотное изложение самого хода исследования и

0–2


интерпретация его результатов












Новизна представляемого проекта




0–2







Максимальный балл

24










Шкала перевода баллов в школьную отметку:


0–6 баллов – «неудовлетворительно»;


7–12 баллов – «удовлетворительно»;


13–18 баллов – «хорошо»;


19–24 балла – «отлично».



Важным аспектом работы над проектом является формирование умений


само- и взаимооценивания, поэтому предлагается «Памятка для само- и


взаимооценивания компьютерной презентации».


По каждому параметру возможно получение до 3 баллов.


  1. Соответствие цели и задачам


  1. Презентация соответствует цели работы, являясь электронным документом-приложением к письменной работе или устному выступлению (2


балла).


  1. Содержание презентации имеет некоторые расхождения с содержанием проектной работы (1 балл).


  1. Логика, фактическая точность


  1. Работа выстроена логично, без фактических ошибок, представлены ясные и убедительные аргументы. Разъяснены понятия, обеспечивающие полное понимание идей автора (2 балла).


  1. Презентация должна быть более информативной. Не все ключевые положения убедительны, не все нашли место в презентации (1 балл).


  1. Оригинальность и самостоятельность


1. Учащийся демонстрирует способность творчески работать, собственный творческий стиль. Ответы на вопросы грамотны, оригинальны, свидетельствуют о хорошем знании материала, умении автора отбирать необходимую информацию (2 балла).


  1. В работе не чувствуется индивидуальность автора, презентация скопирована без изменений и дополнений (0 баллов).


  1. Использование различных источников информации


  1. Привлекаются иллюстрации, ссылки на различные источники информации, но в то же время работа самостоятельная, индивидуальная,


отличается оригинальностью в решении рассматриваемых проблем (2–3 балла).


2. Работа частично не самостоятельна, однако автор не ссылается на использованные ресурсы (0–1 балл).

  1. Грамотность и выразительность речи


  1. Текст презентации написан без ошибок (орфографических,


грамматических, пунктуационных) (2– 3 балла).


  1. В тексте допущены ошибки, не все мысли выражены чётко, много повторов, неоправданных знаков препинания (0–1 балл)


  1. Оформление


  1. Работа оформлена в соответствии с требованиями к презентации


(размер шрифта 24, все слайды имеют одинаковый цветовой фон, количество слайдов соответствует требованиям и не превышает 12––13; есть ссылки на


использованные электронные текстовые материалы, фотографии, иллюстрации) (2–3 балла).


  1. Работа выполнена аккуратно, без излишеств, отвлекающих читателя от рассматриваемых проблем (1 балл).


  1. Требования к оформлению слайдов соблюдены не всегда: шрифт у слайдов разных размеров, автор использует разный дизайн слайдов, число слайдов превышает рекомендованную норму. Не всегда к месту разного рода анимация (0 баллов).


Максимум –– 25 баллов.




Перевод в школьную отметку:


8 и менее баллов –– «2»; презентация слабая по большинству критериев;


9––12 баллов –– «3»; презентация требует доработки;

13––19 баллов –– «4»; большинство критериев соответствует требованиям;


20––25 баллов –– «5»; очень хорошая презентация.


  1. УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.


Учебно-методическая литература




1. Русский родной язык: 8 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О. М. Александрова и др.]. – М.: Просвещение: Учебная литература, 2020.



2. Русский родной язык. Примерные рабочие программы. 5-9 классы .: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ О.М.Александрова, Ю.Н.Гостева, И.Н.Добротина; под ред.О.М.Александровой.- М.:Просещение, 2020.



Интернет-ресурсы


Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny


Академический орфографический словарь.URL:


http://gramota.ru/slovari/info/lop


Вавилонская башня. Базы данных по словарям C. И. Ожегова, А. А. Зализняка, М. Фасмера. URL: http://starling.rinet.ru/indexru.htm


Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка.URL:


https://classes.ru/grammar/122.Vishnyakova


Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru


Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types


Кругосвет – универсальная энциклопедия.URL:

http://www.krugosvet.ru

Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru

Лингвистика для школьников. URL: http://www.lingling.ru


Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs

Образовательный портал Национального корпуса русского языка. URL: https://studiorum-ruscorpora.ru


Обучающий корпус русского языка. URL:

http://www.ruscorpora.ru/search-school.html


Первое сентября. URL: http://rus.1september.ru


Портал «Русские словари». URL: http://slovari.ru


Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари. URL:


https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki


Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru


Русская речь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/


Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru


Русский язык в школе. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash


Cловарь сокращений русского языка. URL: http://www.sokr.ru


Словари и энциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.me


Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru Словари, созданные на основе Национального корпуса русского


языка (проект ИРЯ РАН). URL: http://dict.ruslang.ru


Словарь молодёжного сленга. URL: http://teenslang.su


Словарь устойчивых словосочетаний и оборотов деловой речи. URL:


http://doc-style.ru


Стихия: классическая русская/советская поэзия. URL:


http://litera.ru/stixiya


Учительская газета. URL: http://www.ug.ru


Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: словари, энциклопедии. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm


Этимология и история слов русского языка (проект ИРЯ РАН). URL:


http://etymolog.ruslang.ru



Согласовано

Заместитель директора по УВР

_________ О.В.Хвастова

_________ 2020 года.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!