Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному (русскому) языку - 5 класс»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родному (русскому) языку
5 класс
срок реализации данной программы 2017-2018 учебный год
разработана на основе примерной программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения; составлена на основе программы «Основы словесности. От слова к словесности»: 5 – 9 класс
(автор Р.И.Альбеткова) – М.: Дрофа, 2008.
Пояснительная записка
I. Планируемые результаты
Основные требования к уровню подготовки обучающихся 5 класса по русскому(родному) языку к концу учебного года:
Ученики должны знать:
Теоретические сведения об основах словесности
Роды, виды и жанры словесности
Роль выразительных средств языка в художественной речи
Особенности устной и письменной речи
Ученики должны уметь:
Требования к уровню подготовки учащихся
Ученики должны знать:
Теоретические сведения об основах словесности
Роды, виды и жанры словесности
Роль выразительных средств языка в художественной речи
Особенности устной и письменной речи
Ученики должны уметь:
В 5 классе учащиеся получают первоначальное представление о произведениях устной народной словесности и о литературных произведениях (эпос, лирика, драма), рассматривают особенности словесного выражения содержания в этих разновидностях словесности.
В 6 классе развивается и углубляется представление о том, что в каждом из родов словесности есть свои законы употребления языка, рассматриваются особенности языкового выражения содержания в эпическом, лирическом и драматическом произведениях.
В 7 классе ученики не только учатся различать роды и жанры как устной народной словесности, так и литературных произведений, не только видеть словесные средства изображения героев в произведениях разных родов и жанров, но и исходить из особенностей языка в понимании и оценке произведения в соответствии с его жанрово-видовой природой.
Следует пояснить, что в каждом классе сначала изучаются свойства языка как материал словесности, а затем речь идёт о произведениях словесности, которое осваивается через его словесную ткань. Это естественный путь в изучении (от теории к практике): от наблюдений над языком – к смыслу, идее произведения. Таким образом, изучение начальных сведений о словесности проходит в курсе 5-6 классов, базовых – в 7 классе.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому(родному) языку являются:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь; научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры разных стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи; текст, типы текста; основные единицы языка и их признаки, особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую культуру речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы
Требования к уровню подготовки обучающихся
5 класс: К концу первого года обучения учащиеся должны
выразительно читать тексты различные по теме высказывания и эмоциональной окраске;
уметь работать с толковым и этимологическим словарями;
различать особенности разговорного и литературного языка, употреблять их в соответствующих ситуациях;
верно определять тему и основную мысль текста;
создавать собственный повествовательный текст на предложенную тему;
различать стихотворную и прозаическую речь, уметь подбирать рифмы к словам;
определять характерные особенности лирики, эпоса и драмы.
понимать значение повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении для изображения характера героя и передачи авторского отношения к герою;
уметь сочинять рассказ по собственным впечатлениям, используя в нём элементы различных типов речи, диалога и монолога;
уметь отличать произведения различных жанров друг от друга.
II. Основное содержание курса
Количество часов: 35
Количество часов в неделю: 1
Учебно-тематический план. 5 класс
№ раздела | Содержание | Кол-во часов | Развитие речи | Контрольные работы |
1. | Введение. Что такое слово? | 1 | - | |
2. | Словесность | 7 | | 1 |
3 | Богатство лексики русского языка | 11 | 1 | 1 |
5 | Текст | 16 | 2 | 1 |
| Итого | 35 | 3 | 3 |
.
3. Календарно-тематическое планирование по родному русскому языку в 5 классе
№ | Дата по плану | Дата по факту | Название раздела. Тема урока. | Дом. задание. |
| | | Четверть 1 (8 часов) | |
| | | Что такое слово (1 часа) | |
1 | | | Значение слова «слово». Как возникло слово. | П. 1-3 ,стр.3-17 |
| | | Словесность (7 ч) | |
2 | | | Что такое словесность. | П.4, стр.19-20 |
3 | | | Формы словесности. | П.5,стр. 21 |
4 | | | Разговорный и литературный язык. | П.6, стр.22 |
5 | | | Разговорный язык. | П.7, стр.23-28 |
6 | | | Просторечие. | П.8, стр.28-29 |
7 | | | Литературный язык. Язык художественной словесности. | П.9, стр.30 |
8 | | | Контрольная работа по разделу «Что такое слово» | П.10, стр.33-40 |
| | | 2 четверть(8часов) | |
| | | Богатство лексики русского языка(11 часов ). | |
9 | | | Лексическое значение слова. | П. 11, стр.45-46. |
10 | | | РР. «Осень» в изображении художников В.Д. Поленова и И.С .Остроухова. | Сочинение |
11 | | | Слова однозначные и многозначные. | П.12,стр.47-50 |
12 | | | Слова-термины. | П. 13,стр.51-53. |
13 | | | Омонимы. | П. 14,стр.53-56 |
14 | | | Синонимы. | П. 15,стр.57-61 |
15 | | | Антонимы. | П. 16, стр.62-65 |
16 | | | Новые слова. | П. 17,стр.66-65 |
| | | 3 четверть (10 часов) | |
17 | | | Устаревшие слова. | ,п. 18, стр.67-69 |
18 | | | Фразеологизмы | П. 19, стр.70-72 |
19 | | | Контрольно-обобщающий урок по разделу «Богатство лексики русского языка» | Повторение изученного |
| | | Текст (16 часов). | |
20 | | | Что такое текст. | П.24, стр88-90 |
21 | | | Тема текста. | П.25,стр.90-91 |
22 | | | Основная мысль (идея) текста | П.26,стр.91-92 |
23 | | | Способы связи предложений в тексте. | П. 27, стр. 92-98 |
24 | | | Формы словесного выражения. Повествование. | П. 28,стр.98-100 |
25 | | | Подготовка к сочинению по картине В.М. Васнецова «Ковер-самолет» | Составить план сочинения |
26 | | | Сочинение по картине В.М. Васнецова «Ковер-самолет» | Дописать сочинение |
| | | 4 четверть (9 часов) | |
27 | | | Описание. | П.29, стр100-103. |
28 | | | Рассуждение. | П. 30, стр.103-107 |
29 | | | Р/Р Рассуждение в рассказе Е. Носова «Трудный хлеб» | |
30 | | | Р/Р Сочинение по | |
31 | | | Диалог | П.31, стр. 107 |
32 | | | Монолог | П.31, стр.108 |
33 | | | Контрольно-обобщающий урок по разделу «Текст» | Повторение по разделу |
34 | | | Контрольная работа по разделу «Текст» | П.24-31 |
35 | | | Обобщающее повторение за курс 5 класса | Повторение изученного |
4