Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 6 города Димитровграда Ульяновской области»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ на заседании Директор МБОУ СШ № 6
педагогического совета ____________ О.А.Семина
Протокол № 8 Приказ № 155
от« 28 » августа 2019 г от « 28 » августа 2019 г.
Рабочая программа
Наименование курса: Родной язык (русский)
Класс: 3 Г
Уровень общего образования: начальное общее
Учитель начальных классов: Грушевская Елена Викторовна
Срок реализации программы: 2019-2020 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего 17 часов в год (1-е полугодие),в неделю 1 час
Планирование составлено на основе Примерной программы по учебному предмету «Родной язык(русский)» и соответствует содержанию учебного пособия «Русский родной язык.3 класс» авторов: О.М. Александровой, Л.А.Вербицкой С.И.Богданова М.И.Кузнецовой, Л.В.Петленко В.Ю.Романовой,Л.А. Рябининой.
Учебник: Русский родной язык. 3 класс.
Учебник: О.М. Александрова и др. – М: Просвещение 2019 год
Рабочую программу составил(а): ___________________ Грушевская Елена Викторовна
Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский)» для 3 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной программы по учебному предмету «Родной язык(русский)» и соответствует содержанию учебного пособия «Русский родной язык.3 класс авторов: О.М. Александровой, Л.А.Вербицкой С.И.Богданова М.И.Кузнецовой, Л.В.Петленко В.Ю.Романовой,Л.А. Рябининой.
Согласно учебному плану МБОУ СШ №6 предмет «Родной язык(русский)» относится к области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и на его изучение в 3 классе отводится 17 часов (1-е полугодие), из расчета 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
понимание сопричастности к языку своего народа (я — носитель языка), восприятие русского языка как основной, главной части культуры русского народа, понимание того, что изменения в культуре народа находят своё отражение в языке, внимание к особенностям народной устной речи (ритмический рисунок, мелодика текста) и изобразительным средствам русского языка (синонимы, антонимы, переносное значение слов);
осознание предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;
адекватное восприятие оценки собственной деятельности, данной одноклассниками, учителем.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
осознания русского языка как основного средства мышления и общения;
восприятия русского языка как явления культуры русского народа, понимание связи развития языка с развитием культуры и общества;
понимания богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств, внимание к синонимическим средствам языка при выражении одной и той же мысли;
стремления к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников;
положительной мотивации к созданию собственных текстов;
положительной мотивации к изучению русского языка как средства общения, к решению различных коммуникативных задач (передавать информацию, просить, доказывать и т. д.);
способности к адекватной самооценке.
Метапредметные
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;
осознавать цели и задачи урока, темы;
в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника);
адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), учитывая конечную цель, намечать действия при работе в паре, распределять роли и действовать в соответствии с ними;
Обучающиеся получат возможность научиться:
• осознавать цели и задачи изучения курса, раздела;
планировать свои действия для реализации задач урока в групповой и парной работе;
осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.;
выделять существенную информацию из читаемых текстов;
строить модели слов (звукобуквенные, морфемные), словосочетаний, предложений;
находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в значимых частях слова, словосочетания, части речи;
Обучающиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах, детских энциклопедиях);
по маршрутному листу прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу;
преобразовывать слова, словосочетания, предложения в условные модели и наоборот;
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);
озаглавливать текст;
задавать вопросы, уточняя непонятое в тексте;
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить);
Обучающиеся получат возможность научиться:
участвовать в диалоге (относиться к мнению других, задавать вопросы, уточнять, высказывать свою точку зрения);
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики) при диалоговой форме общения;
понимать тему и основную мысль высказывания (текста) по содержанию, по заголовку; озаглавливать текст по основной мысли текста.
Предметные
Обучающиеся научатся:
осознавать слово, предложение как главные средства языка;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;
осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;
осознанно использовать для отрицания частицу НЕ;
осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении — назвать предмет, явление;
списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 65–70 слов, писать под диктовку тексты в 60–65 слов; излагать содержание исходных текстов в 60–75 слов.
Обучающиеся получат возможность научиться:
соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);
использовать свойства значений слов (однозначность, многозначность, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением) при создании собственных высказываний;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;
создавать тексты /сочинения/ в 8–12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений.
Содержание учебного предмета
Основные содержательные линии программы для 3 класса (разделы программы) соотносятся с содержательными линиями основного курса русского языка. Программа включает в себя следующие разделы:
Русский язык: прошлое и настоящее.
Язык в действии: слово, предложение.
Секреты речи и текста.
Содержание ориентировано на воспитание уважения к русскому языку как основе русской культуры и литературы.
Работа с теоретическими материалами, практическими и проектными заданиями позволяет расширить представления учащихся об отражении в русской истории, материальной и духовной культуры русского народа, о русской языковой картине мира, о закономерностях развития русского языка.
Особое внимание уделяется вопросам формирования речевой культуры учащихся в современной языковой ситуации, развитию речевых умений в различных сферах общения.
Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, описывающие город (например, конка, карета, городовой, фонарщик, лавка, купец, приказчик, полицмейстер, мастеровой);
2) слова, называющие то, во что раньше одевались, элементы женского русского костюма (например, кафтан, зипун, армяк, навершник, душегрея, салоп, кушак, понева, передник, кокошник, кичка, сорока, позатыльник).
Пословицы и поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта (например, работать спустя рукава, один салопчик да и тот подбит ветром).
Раздел 2. Язык в действии
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Фразеологизмы. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
Заимствованные слова. Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Раздел 3. Секреты речи и текста
Тема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
Учебные часы распределены следующим образом.
№ | Содержание программы | Количество часов по авторской программе | Количество часов по рабочей программе |
1 | Русский язык: прошлое и настоящее | 10ч | 10ч |
2 | Язык в действии | 5ч | 5ч |
3 | Секреты речи и текста | 2ч | 2ч |
| Итого: | 17ч | 17ч |
Количество часов по авторской программе совпадает с количеством часов по рабочей программе.
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
| | |
1 | Где путь прямой, там не езди по кривой | 1ч |
2 | Кто друг прямой, тот брат родной | 1ч |
3 | Дождик вымочит, а красно солнышко высушит | 1ч |
4 | Сошлись два друга – мороз да вьюга | 1ч |
5 | Ветер без крыльев летает | 1ч |
6 | Какой лес без чудес | 1ч |
7 | Дело мастера боится | 1ч |
8 | Заиграйте, мои гусли | 1ч |
9 | Что ни город, то норов | 1ч |
10 | У земли ясно солнце, у человека – слово | 1ч |
| | |
11 | Для чего нужны суффиксы? | 1ч |
12 | Какие особенности рода имён существительных в русском языке? | 1ч |
13 | Все ли имена существительные «умеют» изменятся по родам? | 1ч |
14 | Как изменяются имена существительные во множественном числе? | 1ч |
15 | Зачем в русском языке такие разные предлоги? | 1ч |
| | |
16 | Создаём тексты-рассуждения | 1ч |
17 | Создаём тексты – повествования. Учимся редактировать тексты | 1ч |
Календарно-тематическое
планирование
№ | Тема | Количество часов | План | Факт |
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее 10 ч | | |
1 | Где путь прямой, там не езди по кривой | 1ч | | |
2 | Кто друг прямой, тот брат родной | 1ч | | |
3 | Дождик вымочит, а красно солнышко высушит | 1ч | | |
4 | Сошлись два друга – мороз да вьюга | 1ч | | |
5 | Ветер без крыльев летает | 1ч | | |
6 | Какой лес без чудес | 1ч | | |
7 | Дело мастера боится | 1ч | | |
8 | Заиграйте, мои гусли | 1ч | | |
9 | Что ни город, то норов | 1ч | | |
10 | У земли ясно солнце, у человека – слово | 1ч | | |
Раздел 2. Язык в действии 5 ч | | |
11 | Для чего нужны суффиксы? | 1ч | | |
12 | Какие особенности рода имён существительных в русском языке? | 1ч | | |
13 | Все ли имена существительные «умеют» изменятся по родам? | 1ч | | |
14 | Как изменяются имена существительные во множественном числе? | 1ч | | |
15 | Зачем в русском языке такие разные предлоги? | 1ч | | |
Раздел 3. Секреты речи и текста 2 ч | | |
16 | Создаём тексты-рассуждения | 1ч | | |
17 | Создаём тексты – повествования. Учимся редактировать тексты | 1ч | | |
Учебно-методическая литература:
1.Русский родной язык. 3 класс. Учеб. пособие для общеобразовательных
организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2019
2. Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для
образовательных организаций, реализующих программы начального общего
образования. Режим доступа: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-
programma-po-uchebnomu-predmetu-russkij-rodnoj-yazyk-dlya-obrazovatelnyh-
organizatsij-realizuyushhih-programmy-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya.
Интернет-ресурсы:
Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istinyорфографический словарь.
URL:http://gramota.ru/slovari/info/lop
Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru
Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types
Кругосвет – универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru
Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru
Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs
Обучающий корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/search-
Издательский дом «Первое сентября». Журнал «Русский язык». URL:
Портал «Словари.ру». URL: http://slovari.ru
Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари. URL:
https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki
Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru
Русская речь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/
Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru
Русский язык в школе. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash
Словари и энциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.me
Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru
Стихия: классическая русская/советская поэзия. URL: http://litera.ru/stixiya
Учительская газета. URL: http://www.ug.ru электронная библиотека
«Русскаялитература и фольклор»: словари, энциклопедии. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm