I.Планируемые результаты
Программа включает все темы, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по русскому языку.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Цели преподавания русского языка
а) формирование коммуникативной компетентности учащихся – развитие речи школьников во всех ее формах: внутренней, внешней (устной и письменной), во всех функциях: общения, сообщения, воздействия;
б) формирование навыков грамотной, безошибочной речи (устной и письменной) как показателя общей культуры человека.
Задачами курса являются:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
• овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;
• воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Тем самым расширяются коммуникативные творческие возможности учеников, развивается «чувство языка», формируется прочность усвоения программного материал. Так создаются условия для достижения не только предметных, но и личностных, и метапредметных результатов обучения.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Планируемые результаты
Личностные результаты:
представление о своей этнической принадлежности;
развитие чувства любви к Родине, чувства гордости за свою Родину, народ, великое достояние русского народа – русский язык;
представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и
их деятельность и др.);
представления о своей родословной, достопримечательностях своей малой
родины;
положительного отношения к языковой деятельности;
заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий и в
проектной деятельности;
развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через
выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и
репродукций картин и др.;
этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания,
отзывчивости, совести и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;
развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками
в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при
выполнении проектной деятельности;
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
принимать и сохранять цель и учебную задачу;
высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи;
в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации;
учитывать выделенные ориентиры действий в планировании и контроле способа
решения;
выполнять действия по намеченному плану;
проговаривать последовательность производимых действий,
составляющих основу осваиваемой деятельности;
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих
действий, вносить соответствующие коррективы;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами,
другими лицами;
понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные:
осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её
(под руководством учителя или самостоятельно);
воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений
(информационные тексты);
ориентироваться в учебных пособиях;
работать с информацией, представленной в разных формах
(текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации
в соответствии с поставленной задачей в учебных пособиях;
пользоваться словарями и справочным материалом учебных пособий;
осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов
разных видов (художественного и познавательного);
составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте
по вопросам учителя;
составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
осуществлять синтез как составление целого из частей
(под руководством учителя);
ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов
языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так
и самостоятельно);
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного
уровня обобщения;
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом
(под руководством учителя);
по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений,
строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
Коммуникативные:
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения
или небольшого текста);
принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила
речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться
понять его точку зрения и др.);
выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других;
строить понятные для партнёра высказывания;
признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение
и позицию;
формулировать собственное мнение и аргументировать его;
работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение,
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной
задачи.
Предметные результаты
Понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;
воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;
первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме учебной программы);
начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;
овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика и синтаксис (в объёме учебной программы);
применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме учебной программы);
первоначальные умения проверять написанное;
овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;
формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, предложение (в объёме учебной программы).
К концу 2 классаобучающиеся научатся:
различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;
определять качественную характеристику звука: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный (в объёме изученного)
характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуковом обозначении);
определять функцию мягкого знака (ь);
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника);
осознавать слово как единство звучания и значения;
выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;
определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации с опорой на содержание , интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;
участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);
пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;
понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;
читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;
составлять текст по предложенному началу, по рисунку и опорным словам, по серии картинок;
К концу 2 класса обучающиеся получат возможность научиться:
осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного алгоритма;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь);
применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие – глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач;
анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях ;
замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);
находить средства связи между предложениями;
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении;
первоначальным представлениям о некоторых орфоэпических нормах русского языка.
II.Содержание учебного предмета
Звуки и буквы в русском языке(13 часов)
Что такое фонетика? Зачем нужны звуки речи? Характеристика гласных и согласных звуков. Звуковая культура речи. Твердые и мягкие согласные звуки( парные и непарные). Звонкие и глухие согласные звуки( парные и непарные). Шипящие согласные звуки и буквы для их обозначения. Мягкие согласные звуки и мягкий знак. Развитие речи: составление рассказа по серии картинок.
Предложениев русском языке (8 часов)
Предложение -единица языка и речи. Признаки предложения. Роль предложения в общении. Виды предложений по цели высказывания, по интонации. Предложение -единица языка и речи. Развитие речи: составление рассказа по предложенному началу.
Слово в русском языке (7 часов)
Слово — основная нормативная единица языка. Понятие о происхождении слов. Как делаются слова (элементарные представления о словообразовании).
Виды словарей. Развитие речи: составление рассказа по рисунку и опорным словам.
Что такое «Орфоэпия»? (6 часов).
«Азбука вежливости»: основные формулы речевого этикета. Вежливые слова. Проект «Как написать записку?». Развитие речи с элементами культуры речи. Как написать поздравление?
III.Тематическое планирование породному языку (русский) (34ч)
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Звуки и буквы в русском языке Что такое фонетика? | 1 |
2 | Зачем нужны звуки речи? Гласные и согласные звуки. | 1 |
3 | Звуковая культура речи. | 1 |
4 | Изложение. | 1 |
5 | Распознавание звонких и глухих согласных звуков в словах. | 1 |
6 | Удивительные звуки: звонкие и глухие «двойняшки». | 1 |
7 | Удивительные звуки: звонкие и глухие «одиночки». | 1 |
8 | Сочинение. | 1 |
9 | Шипящие согласные звуки и буквы для их обозначения. | 1 |
10 | Работа с деформированным текстом. | 1 |
11 | Мягкие согласные звуки и мягкий знак. | 1 |
12 | Развитие речи: составление рассказа по серии картинок. | 1 |
13 | Повторение и обобщение по теме «Звуки и буквы в русском языке». | 1 |
14 | Предложение в русском языке.Предложение -единица языка и речи. | 1 |
15 | Работа над деформированным текстом. | 1 |
16 | Признаки предложения. | 1 |
17 | Роль предложения в общении. | 1 |
18 | Виды предложений по цели высказывания. | 1 |
19 | Виды предложений по интонации. | 1 |
20 | Развитие речи: составление рассказа по предложенному началу. | 1 |
21 | Повторение и обобщение по теме «Предложение в русском языке». | 1 |
22 | Слово в русском языке Слово — основная нормативная единица языка. | 1 |
23 | Понятие о происхождении слов. | 1 |
24 | Как делаются слова (элементарные представления о словообразовании). | 1 |
25 | Где же хранятся слова? Виды словарей. Работа со словарями. | 1 |
26 | Работа со словарями. | 1 |
27 | Развитие речи: составление рассказа по рисунку и опорным словам. | 1 |
28 | Повторение и обобщение по теме «Слово в русском языке». | 1 |
29 | Что такое «Орфоэпия»? «Азбука вежливости»: основные формулы речевого этикета.Сочинение. | 1 |
30 | «Азбука вежливости»: основные формулы речевого этикета. | 1 |
31 | Вежливые слова-откуда они? Составление текста. | 1 |
32 | Проект «Как написать записку?». | 1 |
33 | Развитие речи с элементами культуры речи. Как написать поздравление? | 1 |
34 | Повторение и обобщение по теме: Что такое «Орфоэпия»? | 1 |