СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному русскому языку (3 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по родному русскому языку разработана к учебнику Александровой О.М. и др. "Русский родной  язык". 3 класс. М. "Просвещение". Она содержит тематическое и поурочное планирование и будет полезна учителям начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному русскому языку (3 класс)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Романовская основная общеобразовательная школа

Погарского района Брянской области


УТВЕРЖДАЮ

директор МБОУ

Романовская ООШ

_____ О. Л. Клюшникова

Приказ №______

«____»________2022г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по родному (русскому) языку 3 класса

Комозиной Светланы Степановны












РАССМОТРЕНО ПРИНЯТО

на заседании МО на заседании

протокол №____ Педагогического совета

от «____» _______2022 г. школы протокол №____

Руководитель МО от «___» _______2022 г.

______ С. С. Комозина








2022– 2023 учебный год



Планируемые результаты освоения учебного предмета


Изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» должно обеспечивать:

- воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;

- приобщение к литературному наследию русского народа;

- обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

- расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:

1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:

- осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;

- осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;

- осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;

- распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);

- понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление эпитетов и сравнений в речи;

- понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

- понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

- понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного).


2. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике:

- осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

- соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);

- соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного);

- обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка:

- произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов);

- осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;

соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:

- выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

- проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;

- выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;

- редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;

соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:

- употребление отдельных грамматических форм имен существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных;

- употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени;

- выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);

- редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок;

соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе):

- соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;

- соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста;

совершенствование умений пользоваться словарями:

- использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования;

- использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста;

- использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения;

- использование учебных словарей для уточнения состава слова; использование учебных этимологических словарей для уточнения происхождения слова;

- использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов;

3. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета:

- владение различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

- владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

- чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определение языковых особенностей текстов;

- умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;

- умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;

- умения информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица;

- уместное использование коммуникативных приемов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

- уместное использование коммуникативных приемов диалога (начало и завершение диалога и др.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

- умение строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;

- создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации;

- создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);

- создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной форме;

- оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

- редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.

соблюдение основных норм русского речевого этикета:

- соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета;

- различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.


3 класс

Личностные результаты

У обучающихся будут сформированы:

- понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

- понимание сопричастности к языку своего народа (я — носитель языка), восприятие русского языка как основной, главной части культуры русского народа, понимание того, что изменения в культуре народа находят своё отражение в языке, внимание к особенностям народной устной речи (ритмический рисунок, мелодика текста) и изобразительным средствам русского языка (синонимы, антонимы, переносное значение слов);

- осознание предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;

- адекватное восприятие оценки собственной деятельности, данной одноклассниками, учителем.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

- осознания русского языка как основного средства мышления и общения;

- восприятия русского языка как явления культуры русского народа, понимание связи развития языка с развитием культуры и общества;

- понимания богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств, внимание к синонимическим средствам языка при выражении одной и той же мысли;

- стремления к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников;

- положительной мотивации к созданию собственных текстов;

- положительной мотивации к изучению русского языка как средства общения, к решению различных коммуникативных задач (передавать информацию, просить, доказывать и т. д.);

- способности к адекватной самооценке.


Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

- самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;

- осознавать цели и задачи урока, темы;

- в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;

- следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника);

- адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий;

- участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), учитывая конечную цель, намечать действия при работе в паре, распределять роли и действовать в соответствии с ними;

Обучающиеся получат возможность научиться:

- осознавать цели и задачи изучения курса, раздела;

- планировать свои действия для реализации задач урока в групповой и парной работе;

- осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.;

- выделять существенную информацию из читаемых текстов;

- строить модели слов (звукобуквенные, морфемные), словосочетаний, предложений;

- находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в значимых частях слова, словосочетания, части речи;

Обучающиеся получат возможность научиться:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах, детских энциклопедиях);

- по маршрутному листу прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу;

- преобразовывать слова, словосочетания, предложения в условные модели и наоборот;

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);

- озаглавливать текст;

- задавать вопросы, уточняя непонятое в тексте;

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить);

Обучающиеся получат возможность научиться:

- участвовать в диалоге (относиться к мнению других, задавать вопросы, уточнять, высказывать свою точку зрения);

- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики) при диалоговой форме общения;

- понимать тему и основную мысль высказывания (текста) по содержанию, по заголовку; озаглавливать текст по основной мысли текста.


Предметные результаты

В конце третьего года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:

1) При реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:

- распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, называющие природные явления и растения; слова, называющие занятия людей; слова, называющие музыкальные инструменты);

- распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения; наблюдать особенности их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы;

- использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;

- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

- понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;

- использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;


2) При реализации содержательной линии «Язык в действии»:

- произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

- выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

- проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;

- правильно употреблять отдельные формы множественного числа имен существительных;

- пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;

- пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;


3) При реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:

- различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

- владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

- использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

- использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

- владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;

- анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;

- создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;

- оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

- соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста;

- редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла.


Обучающиеся будут знать:

изобразительно-выразительные средства языка: метафора, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;

типы текстов: рассуждение, повествование, описание;

стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный);

структуру текста рассуждения.


Обучающиеся будут уметь:

распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;

понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

определять тему текста и основную мысль;

распознавать типы текстов;

устанавливать связь предложений в тексте;

выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте;

определять грамматические значения заимствованных слов;

строить словообразовательные цепочки.



































Содержание учебного предмета

Школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.

Целевыми установками данного курса являются:

  • совершенствование у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции;

  • изучение исторических фактов развития языка;

  • расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.);

  • включение учащихся в практическую речевую деятельность.

В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:

Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.

Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.

Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.

Содержание ориентировано на воспитание уважения к русскому языку как основе русской культуры и литературы.

Работа с теоретическими материалами, практическими и проектными заданиями позволяет расширить представления учащихся об отражении в русской истории, материальной и духовной культуры русского народа, о русской языковой картине мира, о закономерностях развития русского языка.

Особое внимание уделяется вопросам формирования речевой культуры учащихся в современной языковой ситуации, развитию речевых умений в различных сферах общения.

Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.

«Русский родной язык» в 3 классе

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (10 часов)

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).

Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).

Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).

Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.

Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).


Раздел 2. Язык в действии (4 часа)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок

в произношении слов в речи).

Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).

Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (например, родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).

Совершенствование навыков орфографического оформления текста.

Раздел 3. Секреты речи и текста (3 часа)

Особенности устного выступления.

Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.

Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).

Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.).


Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

(УМК Александрова О.М., Вербицкая Л.А. и др. Русский родной язык, 3 класс, 0,5 часа в неделю, всего 17ч.)


урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

План

Факт

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (10 ч)

1

Где путь прямой, там не езди по кривой


1



2

Кто друг прямой, тот брат родной


1



3

Дождик вымочит, а красно солнышко высушит

1



4

Сошлись два друга — мороз да вьюга


1



5

Ветер без крыльев летает


1



6

Какой лес без чудес


1



7

Дело мастера боится.


1



8

Заиграйте, мои гусли


1



9

Что ни город, то норов


1



10

У земли ясно солнце, у человека — слово.

Представление проектных заданий

1



Раздел 2. Язык в действии (4 ч)

11

Для чего нужны суффиксы?


1



12

Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке?

1



13

Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам? Как изменяются имена существительные во множественном числе?

1



14

Зачем в русском языке такие разные предлоги? Проверочная работа

1




Раздел 3. Секреты речи и текста (3 ч)




15

Создаём тексты-рассуждения


1



16

Учимся редактировать тексты. Проверочная работа

1



17

Создаём тексты-повествования.

1



Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Родной язык (русский)» 1 – 4 класс


Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский)» для 1 – 4 классов разработана в соответствии с Федеральным государственным об­разовательным стандартом начального общего образования, на основе авторской программы О.М.Александровой и др. «Русский родной язык».

Содержание предмета направлено на достижение результатов освоения ООП НОО в части требований, заданных ФГОС к предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке».

На изучение предмета «Родной язык (русский) отводится в 1 - 4 классах по 0,5 учебных часов в неделю. Курс рассчитан в 1 классе на 17 ч (33 учебные недели).

Во 2 – 4 классах по 17 ч (34 учебные недели).


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Учебники

Александрова О.М. и др. Русский родной язык: Учебник. 1 класс. Москва, «Просвещение», 2021г.

Александрова О.М. и др. Русский родной язык: Учебник. 2 класс. Москва, «Просвещение», 2021г.

Александрова О.М. и др. Русский родной язык: Учебник. 3 класс. Москва, «Просвещение», 2021г.

Александрова О.М. и др. Русский родной язык: Учебник. 4 класс. Москва, «Просвещение», 2021г.

Методические пособия


Ситникова Т.Н. Поурочные разработки по русскому родному языку к УМК О.М.Александровой и др. 1 класс. Москва «ВАКО», 2021.

Яценко И.Ф. Поурочные разработки по русскому родному языку к УМК О.М.Александровой и др. 2 класс. Москва «ВАКО», 2021.

Ситникова Т.Н. Поурочные разработки по русскому родному языку к УМК О.М.Александровой и др. 3 класс. Москва «ВАКО», 2021.

Яценко И.Ф. Поурочные разработки по русскому родному языку к УМК О.М.Александровой и др. 4 класс. Москва «ВАКО», 2021.




13




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!