СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа расчитана на 10 и 11 класс, 0,5 часа в год в каждом классе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному (русскому) языку»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Добринская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрено на Утверждено

заседании МО директор школы

протокол № 1 Фомин В. А.

……………… …………………

Приказ № 85

от « 29. 08 » 2022 г. от « 31. 08 » 2022 г.

Согласовано

заместитель

директора по УВР

Шайкина Н. В.

………………..

« 30.08 » 2022 г.




Рабочая программа

по предмету «Родной язык (русский)»

10-11 классы


Среднее общее образование



Учителя русского языка и литературы:

Шайкина Надежда Васильевна











Добрино 2022 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по родному языку для 10-11 классов составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от 17.12.2010г

  2. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (статья 47 п.5).

  3. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2022-2023 учебный год.

Согласно учебному плану программа рассчитана на 17 часов в год (0,5 часа в неделю) в 10 классе и 17 часов в 11 классе (0,5 часа в неделю).

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.

Место предмета «Родной язык» в базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение родного (русского) языка в 10 классе – 17 часов, 11 класс-17 часов, что соответствует учебному плану школы.

Главная цель данного курса — воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как духовной ценности, средству общения; развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса; формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, расширение лингвистического кругозора учащихся за счёт изучения художественных произведений; постижение языковых способов создания художественного мира произведений; овладение языком как средством выражения собственных мыслей и чувств, совершенствование практических, коммуникативных навыков и умений.


  1. Планируемые предметные результаты освоения

учебного предмета «Родной язык (русский)»


Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном.

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.


Требования к уровню подготовки (к знаниям, умениям, навыкам) обучающихся за курс 10-11 классов

В результате изучения родного языка на базовом уровне ученик должен знать/понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства меж­национального общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистиче­ского, официально-делового стилей, языка художественной лите­ратуры;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуацион­ные); нормы речевого этикета;

уметь:

• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

  • различать разговорную речь и язык художественной литературы;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога;

  • совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста в соответствии с изученным языковым материалом;

  • извлекать информацию из различных источников;

  • находить в словах изученные орфограммы, орфографические ошибки и исправлять их; правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами; пользоваться орфографическими словарями;

  • находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами;

  • производить фонетический, морфемный, морфологический разбор слов, синтаксический разбор предложений (с двумя главными членами);

аудирование и чтение

• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистиче­скими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пе­ресказ, изложение, конспект);

  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответст­вии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнения­ми, установление и регулирование межличностных отношений);

• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности к прочитанному, услышанному, увиденному;

• соблюдать в практике речевого общения основные произноси­тельные, лексические, грамматические нормы современного рус­ского литературного языка; соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использо­вать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактиро­вать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической дея­тельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отноше­ния к родному языку, сохранения чистоты русского языка как яв­ления культуры;

• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя») работ, диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов.

В программе реализована коммуникативная и функциональная направленность обучения русскому языку, намечены пути развития речевой способности обучающихся.



  1. Содержание учебного предмета


10 класс

Язык и его функции. Речь. Культура речи. (3)

Язык и его функции. Писатели о языке и речи.

Речь. Культура речи. Стихотворение С.Острового «Первородство».

Орфография. Стихотворение В.Шефнера «Это так, а не иначе».


Лексика и лексическая стилистика (4)

Слово – единица лексики. Писатели о богатстве русского языка.

Синонимы и их употребление в творчестве писателей и поэтов, в фольклоре.

Словари. «Собиратели слов» (По В.Одинцову).

Фразеологизмы и их употребление в фольклоре и литературе.


Состав слова и словообразование. (1)

Словообразование и стилистика.

Этимология. Этимологические словари.


Грамматика и грамматическая стилистика (2)


Назначение грамматики. Тексты Л.К.Граудиной и В.Белова.

Морфология и стили речи.

Выдающиеся лингвисты: В.В. Виноградов и Н.К.Дмитриев.

Части речи и их происхождение.

Имя существительное. (5)

Имя существительное и его роль в художественных текстах.

Собственные имена существительные в литературе.

«Журавли» Н.Рубцова и Р.Гамзатова.

Употребление падежных форм имен существительных.

Употребление несклоняемых имен существительных.


Имя прилагательное (2)


Трудности в употреблении имен прилагательных.

Употребление имен прилагательных в художественной литературе.



11 класс

Имя числительное. (1)

Употребление числительных в речи и художественной литературе.

Местоимение. (1)

Употребление местоимений в речи.

Разряды местоимений. Местоимения в художественной литературе.

Глагол.(4)

Употребление глаголов в связной речи. Глаголы речи.

Лексико-семантические группы глаголов. (Глаголы – синонимы, антонимы, омонимы). Текст «Сила русского глагола». Формы глагола в художественной литературе. Олицетворения.


Причастие.(2)

Употребление причастий в речи и в художественной литературе.

Деепричастия. (3)

Деепричастие как часть речи.

Употребление деепричастий в фольклоре и литературе.

Образ коня в фольклоре и литературе. (Отрывки из сказки П.Ершова «Конек-горбунок»)


Наречие. (2)

Правила написания наречий.

Употребление наречий. В.Короленко «Все-таки впереди – огни!»

Служебные части речи. (2)

Предлог. Употребление предлогов в речи. Текст «Какой продукт едят все народы?»

Употребление частиц и междометий в художественной литературе.

Язык и культура.(2)

Языковая картина мира. К.Д.Ушинский. «О родном языке».

Слово как концепт культуры. Концепты «Родина», «Мой родной край », «Добро».

.



3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10-11 классы


Тема

Кол-во

часов

10 класс

Язык и его функции. Речь. Культура речи.

3

Лексика и лексическая стилистика.

4

Состав слова и словообразование.

1

Грамматика и грамматическая стилистика.

2

Имя существительное.

5

Имя прилагательное.

2

11 класс

Имя числительное.

1

Местоимение.

1

Глагол.

4

Причастие.

2

Деепричастие.

3

Наречие.

2

Служебные части речи.

2

Язык и культура.

2

Итого

34

















4. Календарно-тематическое планирование


Дата проведения

Тема урока

Кол. ч.

Форма контроля

По плану

Фактическая

10 класс

Язык и речь

(3)

.


Язык и его функции. Писатели о языке и речи.

1




Речь. Культура речи. Стихотворение С.Острового «Первородство».

1




Орфография. Стихотворение В.Шефнера «Это так, а не иначе».

1


Лексика и лексическая стилистика.

(4)



Слово – единица лексики. Писатели о богатстве русского языка.

1




Синонимы и их употребление в творчестве писателей и поэтов, в фольклоре.

1




Словари. «Собиратели слов» (По В.Одинцову). Фразеологизмы и их употребление в фольклоре и литературе.

1




Р.р. Лингвистическое сочинение о значении какого-либо фразеологизма или крылатой фразы.

1

Сочинение

Состав слова и словообразование.

(1)



Словообразование и стилистика. Этимология. Этимологические словари

1


Грамматика и грамматическая стилистика.

(2)



Назначение грамматики. Тексты Л.К.Граудиной и В.Белова. Морфология и стили речи.

1




Выдающиеся лингвисты: В.В. Виноградов и Н.К.Дмитриев. Части речи и их происхождение.

1


Имя существительное.

(5)



Имя существительное и его роль в художественных текстах.

Собственные имена существительные в литературе.

1





Р.р. «Журавли» Н.Рубцова и Р.Гамзатова. Обучение лингвистическому анализу.

1

Лингвистический анализ



Употребление падежных форм имен существительных. Употребление несклоняемых имен существительных.

1




Р.р. Сочинение-описание портрета девушки (юноши), который нравится.

1

Сочинение



Тестирование по теме «Имя существительное»

1

Тест

Имя прилагательное

(2)



Трудности в употреблении имен прилагательных.

1




Р.р. Лингвистический анализ стихотворения И.Бунина.

1

Лингвистический анализ

11 класс


Имя числительное.

(1)



Употребление числительных в речи и художественной литературе.

1


Местоимение.

(1)



Разряды местоимений. Местоимения в художественной литературе.

1


Глагол.

(4)



Употребление глаголов в связной речи. Глаголы речи.

1




Лексико-семантические группы глаголов. (Глаголы – синонимы, антонимы, омонимы). Текст «Сила русского глагола».

1




Формы глагола в художественной литературе. Олицетворения.

1




Р.р. Сочинение-рассказ на самостоятельно выбранную тему.

1

Сочинение

Причастие.

(2)



Употребление причастий в речи и в художественной литературе..

1




Р.р. Сочинение-описание картины с использованием причастий. (В.Перов. «Дети, бегущие от грозы».)

1

Сочинение

Деепричастия.

(3)



Деепричастие как часть речи.

1




Употребление деепричастий в фольклоре и литературе.

1




Образ коня в фольклоре и литературе. (Отрывки из сказки П.Ершова «Конек-горбунок»)

1


Наречие.

(2)



Правила написания наречий.

1




Употребление наречий. В.Короленко «Все-таки впереди – огни!»

1


Служебные части речи.

(2)



Предлог. Употребление предлогов в речи. Текст «Какой продукт едят все народы?»

1




Употребление частиц и междометий в литературе.

1


Язык и культура.

(2)



Языковая картина мира. К.Д.Ушинский. «О родном языке».

1




Р.р. Слово как концепт культуры. Концепты «Родина», «Мой родной край », «Добро»

1

Концепты




  1. Учебно-методический комплекс. Список литературы



  1. Виноградов В. В. О теории художественной речи. — М . 1971.

  2. Виноградов В. В. Проблемы русской стилистики. — М . 1981.

  3. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. — М., 1963.

  4. Винокур Г. О. О задачах истории языка. Понятие поэтического языка // Избранные работы по русскому языку. —М., 1959.

  5. Головин Б. Н. Основы культуры речи. — М., 1980..

  6. Ларин Б. А. Эстетика слова и язык писателя. — Л.,1974.

  7. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. — Л., 1972.

  8. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. — М., 1970.

  9. Одинцов В. В. Стилистика текста.— М., 1980.

  10. Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. — М., 1977.

  11. Щерба Л. В. Современный русский литературный язык: Литературный язык и пути его развития (применительно к русскому языку) // Избранные работы по русскому языку. — М., 1957.

  12. Горшков А. И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка: А. С. Пушкин в истории русского языка. — М., 1993.

  13. Одинцов В. В. Лингвистические парадоксы. — М., 1976.

  14. Одинцов В. В. О языке художественной прозы. — М., 1973.

  15. Шмелев Д. Н. Слово и образ. — М., 1964.




12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!