СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному языку 12 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая  программа  составлена  на  основе  программно - методического обеспечения для 10-12 классов с углубленной  трудовой  подготовкой  в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях   VIII вида  под редакцией А.М Щербаковой, НМ. Платоновой,  М.: Гуманит.- изд. центр  Владос,  2006 г.  и  учебного плана учреждения.

Рабочая программа   разработана в соответствии с требованиями:

        Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

         Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»);

        Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

         Приказа Комитета образования и науки Курской области  от 10.01-07-02/9744 от 06.11.2015 г. и Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

         Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

         Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599 Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

 Программа направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию,  гражданскому, нравственному,  эстетическому  воспитанию. Она содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному языку 12 класс»

Рабочая программа по родному языку 12 класс

Пояснительная записка

Настоящая программа составлена на основе программно - методического обеспечения для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида под редакцией А.М Щербаковой, НМ. Платоновой, М.: Гуманит.- изд. центр Владос, 2006 г. и учебного плана учреждения.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями:

Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»);

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

Приказа Комитета образования и науки Курской области от 10.01-07-02/9744 от 06.11.2015 г. и Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599 Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию,  гражданскому, нравственному,  эстетическому  воспитанию. Она содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Цели и задачи обучения:

Основная цель обучения русскому языку в 12 классе состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитее умственно отсталых обучающихся: помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке через полноценное восприятие и понимание письменной и устной речи, пользоваться им в жизни как основным средством общения, а также сформировать умения и навыки грамотного письма.

-воспитание интереса к родному языку;

-развитие устной и письменной речи;

-формирование значимых орфографических и пунктуационных навыков;

-коррекция высших психических функций обучающихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития;

-формирование навыков связной письменной речи;

-развитие фонематического слуха и правильного произношения;

- обогащение и уточнение словаря;

-привитие навыков делового письма;

-осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания.

Согласно учебному плану в 12 классе на уроки родного языка отведено 34 часа, т.е. по 1 часу в неделю.

Содержание рабочей программы соответствует программно- методическому обеспечению для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида под редакцией А.М Щербаковой, НМ. Платоновой, М.: Гуманит.- изд. центр Владос, 2006 г.

В программе определен обязательный базовый уровень знаний.

Первый уровень рассчитан на обучающихся способных к усвоению разделов программы.

Второй уровень предназначен для воспитанников со сниженными интеллектуальными возможностями. Исходя из уровней определяются требования к дифференцированному и индивидуальному подходу к обучающимся.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

(1 уровень)

Обучающиеся должны уметь:

-писать небольшие по объему изложения и сочинения творческого характера;

-оформлять все виды деловых бумаг;

-пользоваться школьным орфографическим словарем;

-пользоваться  основными формами речи;



-составлять предложения разные по цели высказывания;



-использовать в речи вежливые слова;



-использовать в речи синонимы, антонимы;



-уметь образовывать новые слова;



-уметь правильно писать слова со звонкими и глухими согласными в корне и в конце слова;



-уметь правильно использовать в речи предлоги;



-уметь правильно писать безударные гласные в корне слова;



-уметь правильно использовать  различные части  речи;



-уметь правильно использовать стили речи родного языка;



-уметь заполнять реквизиты делового письма;



-правильно использовать грамматические  нормы языка.



Учащиеся должны овладеть навыками:



-практическое применение усвоенных форм речи;



-практическое применение предложений, разных по цели высказывания;



-практическое применение форм   вежливых слов, антонимов, синонимов;



-практическое овладение формами образования новых слов: при помощи приставок, суффиксов, окончаний;



-самостоятельного составления словосочетаний и предложений, наиболее встречающихся в деловом письме;



-практическое освоение признаков частей речи при составлении письма, заявления, текста телеграммы и др.;



-практическое использование знаний, умений при составлении различного рода деловых бумаг;



-соблюдение грамматических норм  при заполнении бланков.



Обучающиеся должны знать:

-части речи, использование их в речи;

-наиболее распространенные правила правописание слов;

-основные формы речи;



-виды речевой деятельности по цели высказывания;



-вежливые слова;



-слово и его значение: синонимы, антонимы;



-состав слова;



-правописание звонких - глухих согласных  в корне и в конце слова;



-правописание приставок;



-правописание ударных и безударных гласных в корне;



-части речи;



-стили русского литературного языка;



-реквизиты делового письма;



-синтаксические нормы языка.



(2 уровень)

Обучающиеся должны уметь:

-писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;

-разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;

-различать части речи;

-строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;

-оформлять деловые бумаги;

-пользоваться школьным орфографическим словарем.

Обучающиеся должны знать:

-главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;

-название частей речи, их значение;

-наиболее распространенные правила правописания слов.

Содержание учебного предмета

Первоочередная задача  обучения родному языку в 12 классе -  формирование речемыслительной деятельности через полноценное восприятие и понимание устной и письменной речи, пользоваться им  в жизни  как основным средством общения.

      Занятия по родному языку  в 12 классе направлены на   обеспечение языкового развития  умственно отсталых учащихся: помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке через полноценное восприятие  и понимание устной и письменной речи, пользоваться им в речи как основным средством общения, а также сформировать  умения и навыки грамотного письма.

Учебный материал по родному  языку (в плане усвоения грамматики и синтаксиса) остается в объеме  ранее изученного в 5-9 классах. В 10-12 классах он дается в определенной  последовательности в виде  повторения тех разделов, которые будут актуальными для решения задач развития и формирования  деловой и творческой письменной речи умственно отсталых учащихся.

      Предлагаемая  программа представляет собой курс  родного  языка и  делового, и творческого письма. Курс родного  языка включает в себя  набор необходимых жизненно значимых теоретических сведений  по грамматике, орфографии, синтаксису. При этом повторение материала родного языка основывается  на тематике  социально - бытовой ориентировки.

       Большое значение имеет речевая направленность программы, т.е. работа, связанная с обогащением  словарного запаса учащихся. В процессе обучения идёт постепенное накопление словаря существительных, прилагательных, глаголов, наречий, т.е. всех основных частей речи. При этом предусматривается не только его количественное развитие, пополнение активного словаря новыми словами, речевыми оборотами, но и качественное:

уточнение значения слова, знакомство с многозначностью слова, синонимическим  и автономическим радом. Большое внимание уделяется и развитию словаря  признаков. ( При повторении темы «Имя прилагательное » акцентируется внимание на  характеристиках людей, их взаимоотношений и поступков)

     Программа по родному языку  включает в себя формирование  у учащихся навыков  творческого письма  и оформления деловых бумаг. Деловое письмо представляет собой письменный диалог, решающий важнейшие вопросы экономико - правовой деятельности гражданина. Поэтому, несмотря на широкое использование  в деловом общении телефона, деловое письмо продолжает выполнять важнейшие функции  вне зависимости от способа передачи: почтовые отправления (письмо, открытка, телеграмма), служебные или докладные записки. Навыки владения популярными жанрами письменной речи входят в число необходимых жизненно важных умений. Внешние связи человеческого общения, определяемые социальными ролями, такими как: продавец - покупатель, заявитель – исполнитель, заказчик- исполнитель, работодатель - работник и т.д., реализуются как в жанре устных переговоров, так и в жанре делового письма.

      Для формирования у умственно отсталых учащихся необходимых умений  по составлению деловых бумаг следует  исходить  из актуализации основных признаков  базовой модели речевой ситуации, делать опору  на речевые штампы и клише, наполняя их в процессе упражнений различным содержанием. Образцы деловых бумаг: заявление о приеме на работу, заявление о приеме ребенка в дошкольное учреждение, служебная записка, образец  трудового договора, автобиография (резюме) и др. составляет некий  справочник выпускника, которым он будет пользоваться в своей дальнейшей  жизни.

        Результативность занятий обеспечивается  только при условии тесной связи учителя с родителями, практического выхода  учащихся на предприятия города.

Проблема обеспечения речемыслительной деятельности, учащихся старших классов с интеллектуальными нарушениями – одна из актуальных для школьного обучения, поскольку социализация невозможна без грамотной устной и письменной речи.

 

Учебно-тематический план.

Тема

Кол-во

часов


1

Введение. Стили устной и письменной речи.

2


2

Лексическое грамматическое значение слова, части речи, их смысловые, морфологические, синтаксические признаки. Основные правила правописания.

4


3

Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания. Опорные слова. Виды предложений по наличию главных членов. Подлежащее, сказуемое как главные члены предложения. Второстепенные члены предложения.

4


4

Предложение с однородными членами. Однородные члены предложения, их признаки. Знаки препинания между однородными членами предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения.

4


5

Предложения с обращениями. Обращение и знаки препинания при нем.

4


6

Сложные предложения. Сложные предложения с союзами и без союзов. Строение сложного предложения. Знаки препинания в сложных предложениях.

3


7

Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них. Предложения с косвенной речью, знаки препинания. Замена прямой речи косвенной.

4


8

Соблюдение грамматических норм при заполнении бланков.

4


9

Практическое использование знаний и умений при составлении различного рода деловых бумаг.

5




Литература:

Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы

Авторы В.Ф.Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко Москва «Просвещение» 1976 г.

Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы/ В.Ф Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. 37-е изд.-М.: Просвещение,1990.- 225 с.

Русский язык учебник для 7 класса средней школы Москва « Просвещение» 1989 г. Авторы: Баранов М.Т. , Л, Г, Григорян, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, И.И. Кулибаба.

Русская речь учебное пособие по развитию связной речи для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Научный редактор профессор В.В. Бабайцева Москва « Просвещение» 1995 г.



Оборудование: таблицы, предметные и сюжетные картинки, карточки для индивидуальной работы, карточки словарных слов.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!