Рабочая программа по родному языку 11 класс
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе программно- методического обеспечения для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида под редакцией А.М Щербаковой, НМ. Платоновой, М.: Гуманит.- изд. центр Владос, 2006 г. и учебного плана учреждения.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»);
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказа Комитета образования и науки Курской области от 10.01-07-02/9744 от 06.11.2015 г. и Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599 Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, гражданскому, нравственному, эстетическому воспитанию. Она содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Цели и задачи обучения:
Основная цель обучения русскому языку в 11 классе состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитее умственно отсталых обучающихся: помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке через полноценное восприятие и понимание письменной и устной речи, пользоваться им в жизни как основным средством общения, а также сформировать умения и навыки грамотного письма.
-воспитание интереса к родному языку;
-развитие устной и письменной речи;
-формирование значимых орфографических и пунктуационных навыков;
-коррекция высших психических функций обучающихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития;
-формирование навыков связной письменной речи;
-развитие фонематического слуха и правильного произношения;
- обогащение и уточнение словаря;
-привитие навыков делового письма;
-осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания.
Согласно учебному плану в 11 классе на уроки родного языка отведено 34 часа, т.е. по 1 часу в неделю.
Содержание рабочей программы соответствует программно- методическому обеспечению для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида под редакцией А.М Щербаковой, НМ. Платоновой, М.: Гуманит.- изд. центр Владос, 2006 г.
В программе определен обязательный базовый уровень знаний.
Первый уровень рассчитан на обучающихся способных к усвоению разделов программы.
Второй уровень предназначен для воспитанников со сниженными интеллектуальными возможностями. Исходя из уровней определяются требования к дифференцированному и индивидуальному подходу к обучающимся.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
(1 уровень)
Обучающиеся должны уметь:
-писать небольшие по объему изложения и сочинения творческого характера;
-оформлять все виды деловых бумаг;
-пользоваться школьным орфографическим словарем.
Обучающиеся должны знать:
-части речи, использование их в речи;
-наиболее распространенные правила правописание слов.
Требования к знаниям и умениям обучающихся
(2 уровень)
Обучающиеся должны уметь:
-писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;
-разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
-различать части речи;
-строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;
-оформлять деловые бумаги;
-пользоваться школьным орфографическим словарем.
Обучающиеся должны знать:
-главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;
-название частей речи, их значение;
-наиболее распространенные правила правописания слов.
Содержание учебного предмета
Содержание обучения русскому языку имеет практическую направленность, готовит воспитанников к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в современных условиях.
В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Обучение умственно отсталых учащихся носит воспитывающий характер.
В школе для детей с легкой умственной отсталостью в старших классах осуществляются задачи, решаемые в основной школе, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Учебный материал остается в основном объеме ранее изученного материала в 5 – 9 классах. В 11 классе он дается в определенной последовательности в виде повторения разделов с добавлением дополнительной учебной информации, которая будет актуальна для будущих выпускников. Программа представляет собой интегрированный курс русского языка, делового и творческого письма. Большое значение имеет речевая направленность курса, т.е. работа, связанная с обогащением словарного запаса учащихся.
Учащиеся будут:
— закреплять навыки грамотного письма, изученного элементарного курса грамматики;
— учиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
— владеть элементарными навыками делового письма;
— социально адаптированными людьми в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Материал по русскому языку основывается на тематике социально-бытовой ориентировки и познавательной информации, расширяющей кругозор и стимулирующей познавательную активность учащихся.
Учебно-тематический план.
№ | Тема | Кол-во часов | |
1 | Повторение. Предложение простое и сложное | 3 | |
2 | Значение деловой устной и письменной речи в жизни человека | 2 | |
3 | Звуки и буквы. Правописание слов : ча-ща, чу-щу, жи-ши, глухие –звонкие согласные, твердые-мягкие согласные, непроизносимые согласные, безударные гласные, разделительный мягкий и твердый знаки. | 4 | |
4 | Устные и письменные формы деловой речи | 2 | |
5 | Значение слов. Антонимы и синонимы. Образование синонимов при помощи других частей слов. | 1 | |
6 | Сложносокращенные слова. Правописание сложносокращенных слов и аббревиатур. | 2 | |
7 | Реквизиты делового письма. | 1 | |
8 | Правила правописания имен собственных. Основные грамматические категории имени существительного: род, число, падеж. Правописание падежных окончаний. Несклоняемые имена существительные. | 3 | |
9 | Языковой стандарт делового письма. Орфографический словарь. Его назначение | 2 | |
10 | Фразы – клише деловой устной и письменной речи. | 1 | |
11 | Фактор адресата. Его влияние на выбор этикетных фраз, на лексический состав текста и его объем | 1 | |
12 | Согласование имен прилагательных с именем существительным. Падежные окончания имен прилагательных. Правописание личных местоимений в деловом письме. | 1 | |
13 | Диалоги телефонные, при посещении различного рода учреждений, при найме на работу. | 1 | |
14 | Глагол. Роль глагола в речи. Неопределенная форма глагола. Спряжение. Правописание личных окончаний глаголов. Изменение глаголов по временам. | 3 | |
15 | Имя числительное. Склонение числительных. Правильное написание числа в письменном тексте. | 2 | |
16 | Предлог. Правописание предлогов со словами. | 2 | |
17 | Повторение | 1 | |
Литература:
Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы
Авторы В.Ф.Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко Москва «Просвещение» 1976 г.
Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы/ В.Ф Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. 37-е изд.-М.: Просвещение,1990.- 225 с.
Русский язык учебник для 7 класса средней школы Москва « Просвещение» 1989 г. Авторы: Баранов М.Т. , Л, Г, Григорян, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, И.И. Кулибаба.
Русская речь учебное пособие по развитию связной речи для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Научный редактор профессор В.В. Бабайцева Москва « Просвещение» 1995 г.
Оборудование: таблицы, предметные и сюжетные картинки, карточки для индивидуальной работы, карточки словарных слов.