СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному языку 10-11 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа рассчитана на 1 час в неделю. 34 часа в год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному языку 10-11 класс.»








Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Родной язык (русский) »

Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,

осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития

науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении

всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-

экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.


Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

5) знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;

6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского, родного (нерусского) языка;

7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

9) владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.












Содержание учебного предмета 10 класс

п/п

Название раздела (содержание раздела)

1.

Язык и культура.


Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.

Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.


2.

Культура речи (к.р.-2ч.)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.

Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.

Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.

Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Согласование. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.

Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.

Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.

Речевой этикет

Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.


3.

Речевая деятельность. Текст. (соч.4ч., к.р.2ч.)

Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Формы речи: монолог и диалог.

Эффективные приёмы чтения. Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.

Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.

Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.

Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.

Текст как единица языка и речи

Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения.

Основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев. Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.

Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении.

Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации.

Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.

Функциональные разновидности языка

Разговорная речь. Анекдот, шутка.

Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.

Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.

Публицистический стиль. Проблемный очерк.

Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.

Итого (кр-4ч. , соч. – 4ч.)







Содержание учебного предмета 11 класс

п/п

Название раздела (содержание раздела)

1.

Язык и культура. (р/р-2ч.)


Язык и речь. Язык и художественная литература. Тексты художественной литературы как единство формы и содержания. Практическая работа с текстами русских писателей (А. Пушкин «Скупой рыцарь»). Н. Помяловский о разнообразии языка.

2.

Культура речи (к.р.-2ч., р/р-2ч.)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Обобщающее повторение фонетики, орфоэпии. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. Русская фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателей. Словари русского языка. Словари языка писателей. Лексический анализ текста. Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа творчества».

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее сочетаемости с другими формами. Определение рода аббревиатур. Нормы употребления сложносоставных слов. Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых и сложных предложений. Предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзами. Способы оформления чужой речи. Цитирование. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Речевой этикет. Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом общении. Этапы делового общения. Протокол делового общения. Телефонный этикет в деловом общении.

3.

Речь. Речевая деятельность. Текст. (р/р-2ч., к.р.2ч.)

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевые жанры монологической речи: доклад, поздравительная речь, презентация. Речевые жанры диалогической речи: интервью, научная дискуссия, политические дебаты.

Текст как единица языка и речи. Признаки текста. Виды связей предложений в тексте. Способы изложения и типы текстов. Особенности композиции и конструктивные приемы текста. Абзац. Виды преобразования текста. Корректировка текста. Тезисы. Конспект. Выписки. Реферат. Аннотация. Составление сложного плана и тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом.

Итого (кр-4ч., р/р. – 6ч.)











Тематическое планирование

10 класс

п/п

Наименование темы, раздела, модуля

Количество часов

1

Язык и культура

3

2

Культура речи

14

3

Речевая деятельность. Текст.

18


Итого: 35ч





Тематическое планирование

11 класс

п/п

Наименование темы, раздела, модуля

Количество часов

1

Язык и культура

5

2

Культура речи

18

3

Речь. Речевая деятельность. Текст.

9


Итого: 34ч







































Приложение к рабочей программе

Приказ № 165/2-п от 30.08. 2022 г.



Календарно-тематическое планирование 10 класс



п\п.

Наименование раздела, темы

Количество

часов

Дата проведения

план

факт

Язык и культура. (3 часа)

1.

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа.

Историческое просвещение.

1



2.

Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.

Историческое просвещение.

1



3.

Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум».

Историческое просвещение.

1



Культура речи (14ч.) к.р. 2

4.

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.

Историческое просвещение.

1



5.

Типичные орфоэпические ошибки в современной речи. Типичные акцентологические ошибки в современной речи.

1



6.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

1



7.

Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.

1



8.

Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.

1



9.

Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.

Историческое просвещение.

1



10.

Контрольная работа по теме «Основные орфоэпические и лексические нормы».

1



11-12.

Основные грамматические морфологические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки.

2



13-14.

Основные грамматические синтаксические нормы современного русского литературного языка. Нормы построения словосочетаний по типу согласования и управления.

2



15.

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов. Словарные пометы.

1



16.

Типичные ошибки в построении сложных предложений. Предложения с косвенной речью.

1



17.

Контрольная работа по теме «Основные грамматические нормы».

1



Речь. Речевая деятельность. Текст (18ч.)

(соч.4, к.р.2)

18-19.

Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Формы речи: монолог и диалог. Подготовка к домашнему сочинению.

2



20.

Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.

1



21.

Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.

Историческое просвещение.

1



22-23.

Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Подготовка к домашнему сочинению.

2



24.

Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации.

1



25-26.

Сочинение по предложенному тексту.

2



27.

Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Анекдот, шутка, поздравление.

1



28-29.

Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности.

2



30-31.

Язык художественной литературы. Сочинение по тексту художественной литературы.

Историческое просвещение.

2



32-33.

Публицистический стиль. Проблемный очерк. Сочинение по тексту публицистического стиля.

2



34-35.

Итоговая контрольная работа.

2















Приложение к рабочей программе

Приказ № 165/2-п от 30.08. 2022 г.



Календарно-тематическое планирование 11 класс



урока

Наименование раздела, темы

Количество часов

Дата проведения

план

факт

Язык и культура

 5



1

Язык и речь. Язык и художественная литература

Историческое просвещение.

1



2

Тексты художественной литературы как единство формы и содержания

Историческое просвещение.

1



3-4

Р/р Практическая работа с текстами русских писателей (А. Пушкин «Скупой рыцарь»)

Историческое просвещение.

2



5

Н. Помяловский о разнообразии языка.

1



Культура речи

 18



6

Основные нормы современного литературного произношения  и ударения в русском языке.

Историческое просвещение.

1



7

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии

1



8

Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления.

Историческое просвещение.


1



9

Русская фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателей

Историческое просвещение.

1



10-11

Р/р Творческая работа «Употребление фразеологизмов в художественной литературе»

Историческое просвещение.

2



12

Словари русского языка. Словари языка писателей. Лексический анализ текста. Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа творчества» Историческое просвещение.

1



13

Контрольная работа в форме теста по теме «Орфоэпические и лексические нормы русского языка»

1



14

Анализ контрольной работы

1



15

Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее сочетаемости с другими формами.

1



16

Определение рода аббревиатур. Нормы употребления сложносоставных слов.

 1



17

Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых и сложных предложений. Предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзами.

1



18

Способы оформления чужой речи. Цитирование. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи

1



19

Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом общении

Историческое просвещение.

1



20

Этапы делового общения

1



21

Протокол делового общения. Телефонный этикет в деловом общении.

1



22

Контрольная работа в форме теста по теме «Грамматические нормы русского языка»

1



23

Анализ контрольной работы

1



Речь. Речевая деятельность. Текст

 9



24

Речевые жанры монологической речи:  доклад, поздравительная речь, презентация

1



25

Речевые жанры диалогической речи: интервью, научная дискуссия, политические дебаты

1



26

Признаки текста. Виды связей предложений в тексте

1



27

Способы изложения и типы текстов. Особенности композиции и конструктивные приемы текста. Абзац. Виды преобразования текста. Корректировка текста.

1



28

Тезисы. Выписки. Аннотация. Конспект. Реферат

1



29-30

Р/р Составление сложного плана и тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом

2



31

Контрольная работа в форме теста по теме «Функциональные разновидности языка»

1



32

Анализ контрольной работы

1



33-34

Резервные уроки

2









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!