РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родной язык»
для 1 класса.
(базовый уровень)
Срок реализации программы - 1 год
Программа составлена: учителем начальных классов Семенцовой О.В.
2019 -2020 учебный год
Родной язык
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Родной язык» для 1 класса разработана на основе основной образовательной программы начального общего образования, утверждённой приказом 46/1 от 30 августа 2019 года, с учётом авторской программы О. М. Александровой и др. «Русский родной язык» и в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:и следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального Закона «Об Образовании» в Российской Федерации №273-ФЗ от 29.12.2012 г.
- Приказа Министерства образования и науки России от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
- Приказа Министерства образования и науки Российской федерации от 31 декабря 2015года № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарта начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06октября 2009 года № 373»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г № 373;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях на 2014-2015 учебный год;
- Письма Департамента образования и науки Брянской области от 22.04.2019 г. № 2478-04-0 «О примерном учебном плане 1-4 классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2019 – 2020 учебный год»;
- Учебного плана МБОУ «Щегловская СОШ» на 2019-2020 учебный год приказ № 30 от 30.08.2019 г.;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Рабочая программа обеспечена учебниками:
О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов и др. Русский родной язык. 1 класс М. «Просвещение», 2018 год.
Цели программы:
- расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
- формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
- совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;
- совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
- приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
ценностного отношения к родному языку как отражению культуры;
включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;
представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:
принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;
понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;
высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:
целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;
понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;
преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
принимать участие в диалоге;
задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
принимать участие в работе парами и группами;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В конце первого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее» научится:
- распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
- использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова;
- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами.
При реализации содержательной линии «Язык в действии» научится:
- произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
- осознавать смыслоразличительную роль ударения.
При реализации содержательной линии «Секреты речи и текста» научится:
- различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
- владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
- использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
- владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
- анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6 ч.)
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Практическая работа: «Оформление буквиц и заставок».
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: 1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т.д.). 2) Как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.)
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).
Проектное задание: «Словарь в картинках».
Раздел 2. Язык в действии (5 ч.)
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте.
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
Раздел 3. Секреты речи и текста (5 ч.)
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Колич часов | Дата проведения |
план | факт |
Русский язык: прошлое и настоящее (6 ч.) |
1. | Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита | 1 | | |
2. | Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок | 1 | | |
3. | Практическая работа «Оформление буквиц и заставок» | 1 | | |
4. | Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта | 1 | | |
5. | Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках) | 1 | | |
6. | Проект «Словарь в картинках» | 1 | | |
Язык в действии (5 ч.) |
7. | Как нельзя произносить слова | 1 | | |
8. | Смыслоразличительная роль ударения | 1 | | |
9. | Выделяем голосом важные слова | 1 | | |
10. | Звукопись в стихотворном художественном тексте | 1 | | |
11. | Наблюдение за сочетаемостью слов | 1 | | |
Секреты речи и текста (5 ч.) |
12. | Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми | 1 | | |
13. | Диалоговая форма устной речи | 1 | | |
14. | Стандартные обороты речи для участия в диалоге | 1 | | |
15. | Цели и виды вопросов | 1 | | |
16. | Обобщение и закрепление изученного | 1 | | |