СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родной (русской) литературе - 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по родной (русской) литературе для 7 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения; составлена в соответствии с программой «Основы словесности. От слова к словесности»: 5 – 9 класс (автор Р.И. Альбеткова) – М.: Дрофа, 2010.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной (русской) литературе - 7 класс»










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Родная (русская) литература

7 класс

разработана на основе примерной программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения; составлена в соответствии с программой «Основы словесности. От слова к словесности»: 5 – 9 класс (автор Р.И. Альбеткова) – М.: Дрофа, 2010.


  1. Пояснительная записка

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Основные требования к уровню подготовки обучающихся по русскому(родному) языку к концу учебного года:

Ученики должны знать:

  • Теоретические сведения об основах словесности

  • Роды, виды и жанры словесности

  • Роль выразительных средств языка в художественной речи

  • Особенности устной и письменной речи

Ученики должны уметь:

  • Понимать художественное произведение

  • Создавать собственные тексты в соответствии с нормами литературной речи

Требования к уровню подготовки учащихся

Ученики должны знать:

  • Теоретические сведения об основах словесности

  • Роды, виды и жанры словесности

  • Роль выразительных средств языка в художественной речи

  • Особенности устной и письменной речи

Ученики должны уметь:

  • Понимать художественное произведение

  • Создавать собственные тексты в соответствии с нормами литературной речи

В 5 классе учащиеся получают первоначальное представление о произведениях устной народной словесности и о литературных произведениях (эпос, лирика, драма), рассматривают особенности словесного выражения содержания в этих разновидностях словесности.

В 6 классе развивается и углубляется представление о том, что в каждом из родов словесности есть свои законы употребления языка, рассматриваются особенности языкового выражения содержания в эпическом, лирическом и драматическом произведениях.

В 7 классе ученики не только учатся различать роды и жанры как устной народной словесности, так и литературных произведений, не только видеть словесные средства изображения героев в произведениях разных родов и жанров, но и исходить из особенностей языка в понимании и оценке произведения в соответствии с его жанрово-видовой природой.

Следует пояснить, что в каждом классе сначала изучаются свойства языка как материал словесности, а затем речь идёт о произведениях словесности, которое осваивается через его словесную ткань. Это естественный путь в изучении (от теории к практике): от наблюдений над языком – к смыслу, идее произведения. Таким образом, изучение начальных сведений о словесности проходит в курсе 5-6 классов, базовых – в 7 классе.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому(родному) языку являются:

  1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  3. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  4. освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь; научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры разных стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи; текст, типы текста; основные единицы языка и их признаки, особенности употребления в речи;

  5. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

  6. опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

  7. проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

  8. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  9. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую культуру речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы

Требования к уровню подготовки обучающихся

7 класс: К концу третьего года обучения учащиеся должны

  • различать слова по их стилистической окраске;

  • уметь находить в тексте средства художественной изобразительности и понимать их значение;

  • уметь работать со словарями синонимов, антонимов, омонимов;

  • понимать значение повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении для изображения характера героя и передачи авторского отношения к герою;

  • уметь сочинять рассказ по собственным впечатлениям, используя в нём элементы различных типов речи, диалога и монолога;

  • уметь отличать произведения различных жанров друг от друга.






2. Содержание курса

Количество часов: 35

Количество часов в неделю: 1


раздела

Содержание

Кол-во часов

Кол-во контр. работ

Развитие речи

4.

Формы словесного выражения

2



5

Стилистическая окраска слова. Стиль

2



6.

Произведение словесности. Устная народная словесность, ее виды и жанры.

4


1

7

Духовная литература, ее виды и жанры.

3



8.

Эпические произведения, их своеобразие и виды.

9

1

1

9.

Лирические произведения, их своеобразие и виды.

6

1



Драматические произведения, их своеобразие и виды.

3



10

Лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды.

4

1

1

11

Взаимовлияние произведений словесности.

2




Итого

35

3

3












3. Тематическое планирование по родному языку

7 класс


Урока

Дата

по плану

Дата

по факту

Название раздела. Тема урока

Домашнее задание




1 четверть (8 часов)





Формы словесного выражения. (2 часа)


1



Сказ. Стихи и проза. Их различие

П. 22-25,с. 70-77

2



Ритм в стихах и прозе. Интонация

П. 26-29,с. 81-84




Стилистическая окраска слова. Стиль. (2 часа)


3



Стилизация в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», Д.Б. Кедрина «Зодчие»

П. 38-41, с. 117-122

4



Роды, виды, жанры словесности. Аристотель о трех видах словесности

П. 43-46,с. 136-141




Устная народная словесность, её виды и жанры.(4 часа)


5



Загадка. Пословицы и поговорки

П.47-48,с.142-143

6



Сказка, легенда, небылица. Былина.

П. 49-51, с. 144-147 Сочинение-сказка

7



Анекдот. Песни. Частушки.

П.52-53,с.148-151

8



Кукольный театр. Народная драма. Раек.

П. 54-56,с.52-60




2 четверть (8 часов)





Духовная литература, её виды и жанры (3 часа)


9



Библия и особенности её стиля.

П.57,с.163

10



Содержание и стиль Библии.

П.58,с. 164

11



Жанровое и стилистическое своеобразие Евангелия.

П.59-66,с.168-175




Эпические произведения, её виды и жанры. (9 часов)


12



Литературные сказки. Басня.

П.68-69,с.191

13



Рассказ, повесть, роман.

П.70,с.192, Сочинение –рассказ

14



Жанры эпических произведений.

П.71,с.192

15



Герой эпического произведения.

С.193

16



Контрольная работа по разделам «Духовная литература, её виды и жанры», «Эпические произведения, её виды и жанры»

П.72-77,с193-200




3 четверть (10 часов)


17



Пейзаж, интерьер.

П.75,с.196

18



Сюжет эпического произведения. Сюжет и фабула.

П.78-81,с.200-203

19



Композиция эпического произведения. Единица композиции.

П.82-85,с.203-206

20



Художественная деталь.

П.86-87,с.206-208




Лирические произведения, их своеобразие и виды. (6 часов)


21



Виды лирических произведений. Ода. Элегия

П.88-89,с.217-218

22



Изображение и выражение в лирике.

П.90-91,с.219-220

23



Композиция и герой лирического произведения. Композиция стихотворения.

П.92,с.221, Сочинение- анализ текста

24



Герой лирического произведения.

П.93-94,с.223-224

25



Образ-переживание. Своеобразие художественного образа в лирике.

П.95-96,с.225-26

26



Контрольная работа по разделу « Лирические произведения, их своеобразие и виды»





4 четверть (9 часов)





Драматические произведения, их своеобразие и виды. (3 часа)


27



Виды драматических произведений.

П.97-98,с.233-235

28



Герой драматического произведения и способы их изображения. Своеобразие драматического произведения.

П.99-100,с.235-238

29



Сюжет, конфликт и композиция драматического произведения.

П.101-104,с.240-242




Лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды. (4 ч.)


30



Баллада. Поэма.

П.105-106,с.250-255

31



Повести, романы, очерки

П.107,с.255

32



Стихотворения в прозе

П.108,с.256

33



Контрольная работа по разделам « Драматические произведения, их своеобразие и виды.», «Лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды».





Взаимовлияние произведений словесности. (2 ч)


34



Эпиграф. Цитата.

П.109-111,с.265-273

35



Использование фольклорных жанров.

Повторение изученного.


6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!