Пояснительная записка
Рабочая программа по родной (русской)_литературе для 5-9-х классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
Закон Российской Федерации от 25.10.1991 № 1807-1 (ред. От 12.03.2014) «О языках народов Российской Федерации»
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
Примерные рабочие программы по учебному предмету «Литература. 5-9 классы» Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной. В.П.Журавлев, В.И.Коровина, Н.В.Беляевой . 12-ое издание, Москва, «Просвещение»,2011 г.
Учебно-методический комплекс: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература. 5 -9 класс: Учебники для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение 2016
Учебный план МКОУ «Новосидоровская СОШ» на 2020 – 2021 год;
Положение о рабочей программе
Цели и задачи образования с учетом специфики предмета «Родная литература (русская)»
Главными целями и задачами изучения предмета «Родная (русская) литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Курс литературы в 5—9 классах строится на основе списка произведения для дополнительного чтения.
Описание места учебного предмета «Родная литература» в учебном плане
На изучение предмета Родная литература отводится:
в 5 классе 7 часов из расчёта 0,2 часа в неделю;
в 6 классе 7 часов из расчета 0,2 часа в неделю;
в 7 классе 7 часов из расчета 0,2 часа в неделю;
в 8 классе 7 часов из расчета 0,2 часа в неделю;
в 9 классе 7 часов из расчета 0,2 часа в неделю.
В соответствии с этим реализуется изучение предмета Родная литература в 5 – 9 классах в объеме 35 часов.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Коровина В. Я., Журавлѐв В. П., Коровин В. И. Литература. 5 класс. В 2 ч.
Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение.
2. Лопухина В. П., Коровина В. Я., Журавлѐв В. П., Коровин В. И. Литература. 6
класс. В 2 ч. Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение.
3. Коровина В. Я. Литература. 7 класс. В 2 ч. Учебник для общеобразовательных
учреждений. — М.: Просвещение.
4. Коровина В. Я., Журавлѐв В. П., Коровин В. И. Литература. 8 класс. В 2 ч.
Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение.
5. Коровина В. Я., Журавлѐв В. П., Коровин В. И., Збарский М. С. Литература. 9
класс. В 2 ч. Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение.
6. Даль В.И. Толковый словарь русского языка:Современное написание.-М.:ООО «Издательство АСТ»,2003.
9. Мультимедийное оборудование.
10. Коровина В. Я., Журавлѐв В. П., Коровин В. И. Фонохрестоматии к учебникам
«Литература. 5-9 класс». — М.: Просвещение.2013.
Контрольно-измерительные материалы
1.Контрольно-измерительные материалы. Литература: 5 класс/ Сост. Л.В.Антонова. М.: ВАКО 2011
2.Контрольно-измерительные материалы. Литература: 6 класс/ Сост. Н.С.Королева. М.: ВАКО 2011
3.Контрольно-измерительные материалы. Литература: 7 класс/ Сост. Н.В.Антонова. М.: ВАКО 2011
4.Контрольно-измерительные материалы. Литература: 8 класс/ Сост. Е.Н.Зубова. М.: ВАКО 2011
5.Контрольно-измерительные материалы. Литература: 9 класс/ Сост. Е.С.Ершова. М.: ВАКО 2011
Методические рекомендации
Золотарева И.В., Н.В.Егорова Универсальные поурочные разработки по литературе. 5класс. М: «ВАКО» 2013
Н.В.Беляева Уроки литературы в 6 классе.Поурочные разработки. М. Просвещение 2013г
Н.В.Егорова Поурочные разработки по литературе. Универсальное издание 7класс М: ВАКО 2013
Н.В.Егорова Поурочные разработки по литературе. Универсальное издание 8класс М: ВАКО 2013
Н.В.Егорова Поурочные разработки по литературе. Универсальное издание 9класс М: ВАКО 2013
Электронные образовательные ресурсы. Образовательные порталы
http://www.edu.ru – Образовательный портал «Российской образование»
http://www.school.edu.ru – Национальный портал «Российский общеобразовательный портал»
http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»
Планируемые результаты изучения предмета
5 класс
Личностные результаты
Ученик должен уметь:
— самостоятельно мотивировать предметную и внеклассную деятельность;
— планировать свою деятельность в рамках предмета, вести портфолио, фиксируя результаты деятельности, и определять дальнейший образовательный маршрут);
— предлагать включение в вариативную часть предмета выбранных художественных произведений, очные и заочные экскурсии по личностно значимым литературным и общекультурным проблемам;
— предлагать часть или целостную программу внеклассной работы в рамках предметных интересов;
— быть способным к объективному самооцениванию и самокорректировке учебных результатов;
Метапредметные результаты
Ученик должен уметь:
— работать с различными видами и источниками информации (структурировать информацию, осуществлять маркирование, составлять тезисы, вопросы, терминологический словарь, писать аннотацию и др.);
— усваивать и применять на практике алгоритм работы с научно-популярными текстами;
— системно формировать понятийный аппарат в различных областях знаний;
— реализовывать на практике алгоритмы устных и письменных связных ответов, уметь выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
Предметные результаты
1) в познавательной сфере:
— читать на высоком техническом уровне;
— использовать текст изучаемых произведений для аргументации, комментария, обоснования собственной точки зрения;
— понимать ключевые проблемы изученных произведений;
— понимать связь изученных произведений с эпохой их написания, выявлять вневременное значение;
— уметь анализировать литературное произведение (родо-жанровая специфика, тема, идея, пафос, характеристика персонажей, система персонажей, сопоставление персонажей);
— определять в произведении элементы сюжета, композиции;
6 класс
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Предметные результаты:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
7 класс
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Предметные результаты:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
8 класс
Личностные результаты:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.
Предметные результаты
1) сформированность понятий о нормах русского, родного (нерусского) литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
4) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
9 класс
Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных дей-ствий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:
– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
– выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;
– осуществлять самостоятельную проектно-исследователь-скую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Календарно-тематическое планирование и содержание учебного предмета «Родная литература»
5класс
№ п/п | Дата проведения | Тема и содержание урока | Формы организации учебных занятий | Основной вид учебной деятельности |
1 | | А. Никитин. Из «Хождений за три моря». | Комбинированный урок | Ответы-рассуждения по поднятым проблемам |
2 | | Басни В. Тредиаковского, А. Сумарокова, В. Майкова, И. Хемницера | Комбинированный урок | Ответы-рассуждения по поднятым проблемам |
3 | | А. С. Пушкин. «Зимняя дорога». « Кавказ». | Самостоятельная работа | Пересказывают статью учебника (сжато), презентуют информационный проект с комментариями и обоснованными суждениями. |
4 | | М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» (сказка). | Комбинированный урок | Выразительное чтение произведения с выявлением (комментарий и анализ) идейно-художественного своеобразия |
5 | | А. П. Чехов. Рассказы. | Развитие речи | Развернутый ответ на вопросы |
6 | | В. П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?» «Белогрудка». | Комбинированный урок | Ответы-рассуждения по поднятым проблемам |
7 | | Ю.Нагибин «Мой первый друг, мой друг бесценный» | Комбинированный урок, тестирование | Анализ произведения по предложенному плану. Характеристика героев, комментарий текста. |
6 класс
№ п/п | Дата проведения | Тема и содержание урока | Формы организации учебных занятий | Основной вид учебной деятельности |
1 | | А. С. Пушкин. «Во глубине сибирских руд...». | Практикум | Выразительное чтение и анализ текста. |
2 | | М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Морская царевна». | Практикум | Выразительное чтение и анализ текста. |
3 | | И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч». | Комбинированный урок | Чтение статьи учебника, составление тезисного плана или выписок (на выбор). Викторина по материалам статьи. |
4 | | Н. А. Некрасов. «Влас». | Комбинированный урок | Анализ стихотворений |
5 | | Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке». | Работа по развитию речи | Анализ произведения |
6 | | М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель». К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей». | Комбинированный урок | Выразительное чтение произведения с выявлением (комментарий и анализ) идейно-художественного своеобразия |
7 | | В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешественник с багажом». «Хорошим людям — доброе утро». | Комбинированный урок, тестирование | Анализ произведения по предложенному плану. Характеристика героев, комментарий текста. |
7класс
№ п/п | Дата проведения | Тема и содержание урока | Формы организации учебных занятий | Основной вид учебной деятельности |
1 | | Эпос народов мира. Русские былины | Комбинированный урок | Пересказ, работа с этимологическим словарем Выразит чтение и анализ прочитанного, знакомство с неясными словами |
2 | | Н.Карамзин «Прекрасная царевна и счастливый карла» | Комбинированный урок | Выразит чтение и анализ прочитанного, знакомство с неясными словами |
3 | | В.М.Гаршин. «Сигнал», «То, чего не было» | Комбинированный урок | Поиск сведений по биографии писателя; представление презентаций и защита; выразит чтение и анализ прочитанного, знакомство с неясными словами |
4 5 | | Б.Полевой. «Повесть о настоящем человеке». | Комбинированный урок | Рассказ о писателе, беседа по прочитанным эпизодам, выразительное чтение и анализ |
6 | | Ю.В.Яковлев. «А Воробьев стекло не выбивал…», «Рыцарь Вася», «Багульник» | Комбинированный урок | Поиск сведений по биографии писателя; представление презентаций и защита |
7 | | К.В.Булычев. «Девочка с земли», «Пленники астероида». | Комбинированный урок, тестирование | Рассказ, самостоятельная работа, художественный пересказ фрагментов |
8 класс
№ | Дата проведения | Тема и содержание урока | Формы организации учебных занятий | Основной вид учебной деятельности |
1 | | Лирика поэтов Пушкинской поры | Урок изучения нового материала | Поиск сведений по биографии поэтов; представление презентаций и защита, выразительное чтение и анализ стихотворений |
2 | | Гоголь Николай Васильевич. Сборник «Миргород» | Комбинированный урок | Рассказ, самостоятельная работа, художественный пересказ фрагментов |
3 4 | | Николай Семенович Лесков. Рождественские рассказы Антон Павлович Чехов «В рождественскую ночь» | Комбинированный урок | Рассказ, самостоятельная работа, художественный пересказ фрагментов |
5 | | Куприн Александр Иванович «Изумруд» | Комбинированный урок | Определять жанровые признаки рассказа. Делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания. |
6 | | Юрий Маркович Нагибин «Маленькие рассказы о большой судьбе» | Комбинированный урок | Формировать навыки исследовательской деятельности. |
7 | | В.А.Сухомлинский «Легенда о материнской любви» | Комбинированный урок, тестирование | Поиск сведений по биографии писателя, участвовать в коллективном диалоге |
9класс
№ п/п | Дата проведения | Тема и содержание урока | Формы организации учебных занятий | Основной вид учебной деятельности |
1 | | А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» | Урок изучения нового материала | Поиск сведений по биографии писателя, участвовать в коллективном диалоге |
2 | | А.С.Пушкин «Маленькие трагедии», «Цыганы» | Урок изучения нового материала | Чтение и анализ статей об истории литературы, выразительное чтение и анализ произведений |
3 | | А.Н.Островский « Снегурочка» | Урок изучения нового материала | Поиск сведений по биографии писателя, участвовать в коллективном диалоге, анализ сцен из пьесы |
4 | | Л.Н.Толстой « Юность» | Урок изучения нового материала | Поиск сведений по биографии писателя; представление презентаций и защита, Выразительное чтение и восприятие текста. |
5 | | Поэзия Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета и других поэтов второй половины 19 века | Урок- практикум | Поиск сведений по биографиям поэтов, выразительное чтение и анализ стихов. |
6 | | Б.Васильев «А зори здесь тихие» | Урок изучения нового материала | Анализ повести. Сочинение «Женщина на войне» |
7 | | А.и Б.Стругацкие «Улитка на склоне» | Комбинированный урок Тестирование | Сообщение о писателе. |