СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родной литературе (русской)

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Рабочая программа учебного предмета «Родная (русская) литература» составлена на основе авторской программы: Литература.  Сборник рабочих программ. 5—11 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / составитель Г. С. Меркин. – М.: «Русское слово - учебник» 2019г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной литературе (русской)»

Управление образования Администрации Аксайского района

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Аксайского района

Большелогская средняя общеобразовательная школа

(МБОУ Большелогская СОШ)



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ Большелогской СОШ

________________/Т.В.Васильчукова/


Приказ №___________

от « » августа 2022 г.




УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Большелогской СОШ

__________ Васильчукова Т.В.

Приказ от .08.2021г. №






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по учебному предмету «Родная литература (русская)»




Уровень общего образования (класс) среднее общее образование, 10А класс




Количество часов: 17 часов




Учитель:




Программа составлена на основе

Федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Программы по литературе для 5 – 11 классов для общеобразовательной школы. При составлении программы использованы материалы учебника «Литература 10 класс» в 2 ч./под ред. В.А.Чалмаева, Зинина С.А..; М,: ООО «Русское слов – учебник»,2016.




2022-2023




I. Пояснительная записка


Рабочая программа по Родной (русской) литературе разработана в соответствии


  • с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России №1897 от 17.12.2010г. «Об утверждении Федерального государственного стандарта основного общего образования»);

  • учебным планом МБОУ Большелогской СОШ на 2022-2023 учебный год;

  • Положением о рабочей программе учебных предметов и курсов, внеурочной деятельности МБОУ Большелогской СОШ;

  • Рабочая программа учебного предмета «Родная (русская) литература» составлена на основе авторской программы: Литература. Сборник рабочих программ. 5—11 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / составитель Г. С. Меркин. – М.: «Русское слово - учебник» 2019г.



Для реализации содержания рабочей программы по литературе (родной литературе) используется УМК:

1. Учебник «Литература 10 класс» в 2 ч./под ред. В.А.Чалмаева, Зинина С.А..; М.: ООО «Русское слов – учебник»,2016.


В соответствии с учебным планом школы учебный предмет литература рассчитан на 102 часа в год - 3 часа в неделю.

Цели:

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;

формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции исторической и эстетической обусловленности литературного процесса, образного и аналитического мышления, эстетических способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных жанров; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.

Воспитательные задачи:

- формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса для верного и глубокого постижения прочитанного, содействия появления прочного, устойчивого интереса к книге;

- воспитание доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.

Образовательные задачи:

- формирование умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова;

- формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.


II. Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Родная (русская) литература»

Реализация программы способствует достижению личностных результатов:

1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

5) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

10) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

11) осознание ценности литературы как ядра национальной культуры, объединяющего эпохи и поколения в «русский мир».

Реализация программы нацелена на достижение метапредметных результатов:

Выпускник научится:

самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владеть основами самоконтроля, самооценки;

определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии;

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

понимать ценность жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к ней;

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

определять гуманистические, демократические и традиционные ценности русского народа;

определять необходимость ответственности и долга перед Родиной;

осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности семейной жизни, уважительно и заботливо относиться к ленам своей семьи;

основам прогнозирования;

отображать в речи содержание совершаемых действий в форме громкой социализированной и внутренней речи.

проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

использовать знаково-символические средства, в т.ч. схемы (включая концептуальные) для решения учебных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.

Предметные результаты изучения учебного предмета "Родная русская литература"

Выпускник на базовом уровне научится:

- демонстрировать знание основных произведений отечественной литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

-        в устной и письменной форме   обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (скрытые в нем смыслы и подтексты);

-        в устной форме, а также в письменной форме использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на соответствующие фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

-        в устной и письменной форме   давать объективное изложение текста, характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность созданного художественного мира произведения;

-    обобщать и анализировать свой читательский опыт, анализировать жанрово-родовой выбор автора; раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения, место и время действия; способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

-   определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости.

-   анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь его частей определяет структуру произведения и обусловливает его эстетическое воздействие на читателя (например, выбор зачина и концовки произведения, открытого или закрытого финала, противопоставлений в системе образов

персонажей и пр.);

-   анализировать произведения или их фрагменты, в которых для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать, что прямо заявлено в тексте, от того, что действительно подразумевается (например, сатира, сарказм, ирония или гипербола);

-        осуществлять следующую продуктивную деятельность:

-   давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения на разных его уровнях в их единстве и взаимосвязи и понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

-   давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, интернет-ресурсов и т. д.).

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

-        анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;

-       анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

-        анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведений (например, кино- или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая то, как интерпретируется исходный текст;

—       узнать об историко-культурном подходе в литературоведении;

—       узнать об историко-литературном процессе XIX и XX веков;

—       узнать о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой;

—        анализировать произведения современной литературы;

—       рассматривать книгу как нравственный ориентир;

—        свободно и целенаправленно использовать конкретные понятия теории литературы, предусмотренные программой, и их соотношение: роды литературы (эпос, лирика и драма), жанры всех трех родов, литературные направления и проч.





.

III. Содержание учебного предмета «Родная (русская) литература» - 10


п/п

Наименование разделов

Характеристика основных содержательных линий

Общее

количество часов

Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся

1

Личность

Личность – общество – государство (влияние социальной среды на личность человека; человек и государственная система; гражданственность и патриотизм; интересы личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и государственные законы; жизнь и идеология).


4

анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности; анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

узнать об историко-культурном подходе в литературоведении;

— узнать об историко-литературном процессе XIX и XX веков;

— узнать о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой;

— анализировать произведения современной литературы;

— рассматривать книгу как нравственный ориентир;

— свободно и целенаправленно использовать конкретные понятия теории литературы, предусмотренные программой, и их соотношение: роды литературы (эпос, лирика и драма), жанры всех трех родов, литературные направления и проч.

выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; понимать ценность жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к ней; оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; определять гуманистические, демократические и традиционные ценности русского народа;

2

Личность и семья

Место человека в семье и обществе, семейные и родственные отношения; мужчина, женщина, ребенок, старик в семье; любовь и доверие в жизни человека, их ценность; поколения, традиции, культура повседневности

5

3

Личность – общество – государство

Влияние социальной среды на личность человека; человек и государственная система; гражданственность и патриотизм; интересы личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и государственные законы; жизнь и идеология).


3

4

Личность – природа – цивилизация

Человек и природа; проблемы освоения и покорения природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы

2

5

Личность – история – современность

Время природное и историческое; роль личности в истории; вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре; свобода человека в условиях абсолютной несвободы; человек в прошлом, в настоящем и в проектах будущего

3

5


ИТОГО

17









IV. Календарно-тематическое планирование по предмету

«Родная (русская) литература- 10


урока

Раздел, тема урока

Количество

часов

Дата изучения темы

план

факт

1.

Даль Владимир Иванович: человек-мыслитель и человек-деятель

1



2

Нравственная основа сказок В.И. Даля

1



3

Ф.М. Достоевский «Идиот» (обзор).

1



4

Судьба человека; образ князя Мышкина.

1



5

Особенности драматургии А.В. Сухово-Кобылина.

1



6

Л.Н. Толстой «Смерть Ивана Ильича».

1



7

Повесть Л.Н. Толстого «Отец Сергий».

1



8

Мужчина и женщина, любовь и доверие в жизни человека в прозе А.П. Чехова

1



9

А.П. Чехов «Три сестры».

1



10

Д.В. Григорович рассказ «Гуттаперчевый мальчик».

1



11

Гражданственность и патриотизм в публицистике К.С. Аксакова

1



12

Интересы личности, интересы государства в романе А.Герцена «Кто виноват?».

1



13

Художественные особенности прозы А.Герцена.

1



14

Человек и природа в поэзии Ф.Н. Глинки. «Духовные стихотворения».

1



15

Поэтика рассказов В.М. Гаршина.

1



16

Особенности творчества Г.И. Успенского.

1



17

Семинар «Основные проблемы и темы художественной и публицистической литературы 19 века»

1

















Лист корректировки рабочей программы


Дата

Внесенные изменения и дополнения

Основание

Роспись учителя

Согласовано (роспись зам. директора)



























































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!