МКОУ «Тарумовская СОШ»
Рассмотрено на заседании МО
Согласовано
заместитель
учителей русского языка и директора по УВР
литературы
Л.И.Мещерякова
«_______»__августа___2020г. _
Утверждаю:
директор Тарумовской сош
М.Н._Гайтемирова__
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету « Родная русская литература»
для 9класса
количество часов-34
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ РУЛЕВА О.Г.
Программа
по предмету «Родная русская литература»
для 9 класса
1. Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Родная русская литература» для ООО обязательной предметной области «Родной язык и родная литература» разработана на основе
- нормативных документов:
Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ);
Федеральный Государственный образовательный стандарт ООО (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 года № 1897);
Приказ Минобрнауки от 31.12.2015 г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897»;
Федеральный перечень учебников (2019);
Примерная Основная образовательная программа ООО;
6. Положение о Рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога основной школы в соответствии с ФГОС
Цели и задачи обучения родной русской литературы в 9 классе соответствует планируемым результатам, сформулированным в рабочей программе. Изучение курса представляет собой содержание литературного процесса от древнерусской литературы к русской литературе XVIII, XIX и XX веков. В основе программы лежит историко-литературный принцип. Логика расположения материала в программе курса помогает увидеть бег времени, показать соотнесение истории, бытовых реалий и литературы. В содержании самой литературы именно эта идея и концентрический подход помогают подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т.д.
Специфика курса определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко - и теоретико-литературных знаний и умений.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
В художественной литературе по-своему взаимодействуют законы искусства и законы языка. Поэтому эффективное освоение литературы возможно при условии постоянного внимания к языку в его художественной функции. С другой стороны, нельзя плодотворно изучать язык без обращения к художественной литературе. Особое значение эта взаимосвязь литературы и русского языка имеет для развития речи.
Художественная литература как вид искусства связана с иными формами общественного сознания – моралью, религией, философией, наукой. Соответственно наука о литературе и критика взаимодействуют с общественными и гуманитарными науками – языкознанием, искусствоведением, этикой, историей, психологией, логикой и др.
Представляя собой самостоятельную учебную дисциплину, литература взаимодействует с другими дисциплинами, курсами и образовательными областями: в единстве с языковыми дисциплинами развивает речевую культуру учащихся, во взаимодействии с дисциплинами художественного цикла формирует эстетическое отношение к окружающему миру; как и общественный цикл предметов, обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает историческую память учащихся.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Целями обучения предмета «Родной русской литературы» в 9 классе является :
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
На изучение данного предмета отводится 1 час в неделю, что при 34 учебных неделях составит 34 часа в год.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 9 В КЛАССЕ ПО РОДНОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.
9 класс (1 ч. в неделю)
№ | Тема | часы |
1 | Древнерусская литература. «Повесть временных лет» | 1 |
2 | Стилистическая теория М.В. Ломоносова | 1 |
3 | Классицизм. Исторические предпосылки | 1 |
4 | Н.М. Карамзин «Осень» | 1 |
5 | Развитие русской поэзии первой половины 19 в. | 1 |
6 | Жуковский «Невыразимое» | 1 |
7 | Наш Пушкин | 1 |
8 | А.С. Пушкин «Бесы», «Два чувства дивно близки нам…» | 1 |
9 | А. П. Чехов «Человек в футляре» | 1 |
10 | А.П. Платонов «Юшка» | 1 |
11 | Цена победы в повести А. Алексина «Безумная Евдокия» | 1 |
12 | Грустный смех А. Алексина в повести «А ты меня слышишь?» | 1 |
13 | М. Зощенко «История болезни» | 1 |
14-15 | К.Д. Воробьев «Неизведанные дороги войны» в произведении «Седой тополь». | 2 |
16 | Дети войны в рассказе Е. И. Носова «Тысяча верст» | 1 |
17 | Ю. Друнина «Зинка» | 1 |
18 | Тема героизма и подвига в стихах Ю. Друниной | 1 |
19 | Традиции русской сатиры в прозе А. Аверченко | 1 |
20 | Л. Н. Толстой «Хаджи-Мурат» | 1 |
21-22 | Настоящая и мнимая дружба в рассказе Ю.М. Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный» | 1 |
23-24 | В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой» | 2 |
25 | Анализ стихотворения А. Пушкина «Сожженное письмо» | 1 |
26 | Человек создан для счастья? По рассказу В.Г. Короленко «Парадокс» | 1 |
27 | Л. Матрос «Мама». | 1 |
28 | К. Мустай «Помилование». | 1 |
29 | М. Шолохов «Родинка». | 1 |
30 | А.И. Куприн «Суламифь». | 1 |
31 | К. Воробьев «Немец в валенках». | 1 |
32 | А. Алексин «Бывшему другу». | 1 |
33 | Трифонов «Обмен». | 1 |
34 | А.Г. Алексин «Раздел имущества». | 1 |
| | |
| |