МКОУ «Тарумовская СОШ»
Рассмотрено на заседании МО
Согласовано заместитель
учителей русского языка и директора по УВР
литературы
Л.И.Мещерякова
«_______»__августа___2020г. _
Утверждаю:
директор Тарумовской сош
М.Н._Гайтемирова__
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
« Родная русская литература»
5класс
количество часов-35
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ РУЛЕВА О.Г.
2020-2021УЧЕБНЫЙ ГОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Родная русская литература» 5класс
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
– Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897;
-Письма Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 3 марта 2016 г. N 08-334
-Приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. N 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897" (зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2016 г., регистрационный N 40937);
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Учебный план предусматривает обязательное изучение родной (русской) литературы на этапе основного общего образования. Рабочая программа по курсу «Родная (русская) литература» направлена на решение важнейшей задачи современного образования — воспитание гражданина, патриота своего Отечества.
Образовательные задачи курса связаны, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.
Родная художественная литература, как одна из форм освоения мира, отражает богатство и многообразие духовной жизни человека, влияет на формирование нравственного и эстетического чувства учащегося.
В родной (русской) литературе отражается общественная жизнь и культура России, национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос.
Цели изучения курса «Родная (русская) литература»:
– воспитание ценностного отношения к родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
– приобщение к литературному наследию своего народа;
– формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
– обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи;
– получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Стратегическая цель изучения литературы на этапе основного общего образования — формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов, что предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме. В опыте чтения, осмысления, говорения о литературе у обучающихся последовательно развивается умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в осмыслении прочитанного, формируется художественный вкус.
Изучение литературы в основной школе (5–9 классы) закладывает необходимый фундамент для достижения перечисленных целей.
Объект изучения в учебном процессе — литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике. Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) .
Задачи курса:
– осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений русской литературы, литературы своего народа, мировой литературы;
– формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором;
– овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;
– формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления, ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам;
– формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни;
– воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера;
– воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
– воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;
– формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа;
– осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
– формирование у школьника стремления сознательно планировать своё досуговое чтение.
В процессе обучения в основной школе эти задачи решаются постепенно, последовательно и постоянно; их решение продолжается и в старшей школе; на всех этапах обучения создаются условия для осознания обучающимися непрерывности процесса литературного образования и необходимости его продолжения и за пределами школы. Программа курса «Родная (русская) литература построена на принципах:
– традиций научного анализа, а также художественной интерпретации средствами литературы и других видов искусств литературных произведений, входящих в национальный литературный канон (то есть образующих совокупность наиболее авторитетных для национальной традиции писательских имен, их творчества и отдельных произведений);
– необходимой вариативности авторской / рабочей программы по литературе при сохранении обязательных базовых элементов содержания предмета;
– соответствия рекомендуемых к изучению литературных произведений возрастным и психологическим особенностям обучающихся;
– требований современного культурно-исторического контекста к изучению классической литературы;
– минимального количества учебного времени, отведенного на изучение литературы согласно действующему ФГОС и Базисному учебному плану.
Содержание учебного предмета «Родная (русская) литература.
Примерное распределение часов
5 класс(1ч. в неделю)
№ п/п | Тема урока | Часы |
1 | Книга-это духовное завещание одного поколения другому | 1 |
2 | «Иван –крестьянский сын и чудо – юдо ».Система образов. | 1 |
3 | Сказки о животных. «Журавль и цапля» | 1 |
4 | Бытовые сказки. «Солдатская шинель» | 1 |
5 | И. А. Крылов. Урок развития речи. | 1 |
6 | В.А. Жуковский «Спящая царевна» | 1 |
7 | В.А. Жуковский «Кубок» | 2 |
8 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 1 |
9 | Урок развития речи. Сравнительная характеристика героев | 1 |
10 | М. Ю. Лермонтов « Ашик - Кериб» | 1 |
11 | Н.В. Гоголь «Заколдованное место» | 1 |
12 | А.А. Фет «Чудная картина», «Весенний дождь» | 1 |
13 | А. П. Чехов «Хирургия» | 1 |
14 | Ранние рассказы Чехова | 1 |
15 | Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной» | 1 |
16 | И.А. Бунин «Подснежник» | 1 |
17 | П.П. Бажов «Медной горы хозяйка». Образы Степана и Хозяйки Медной горы. | 1 |
18 | К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Герои и их поступки | 1 |
19 | К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Язык сказки | 1 |
20 | К.Г. Паустовский «Заячьи лапы» | 1 |
21 | С.Я. Маршак «12 месяцев» | 1 |
22 | А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста» | 1 |
23 | Л.Н. Толстой. Басни «Отец и сыновья», «Лгун» | 1 |
24 | В.И. Даль «Что такое досуг» | 1 |
25 | Гарин- Михайловский «Книжка счастья» | 1 |
26 | Е. Пермяк «Березовая роща» | 1 |
27 | В. Сухомлинский « Легенда о материнской любви» | 1 |
28 | Ю. Яковлев « Цветок хлеба» | 1 |
29 | А.И. Приставкин «Золотая рыбка» | 1 |
30 | В.Я. Ерошенко «Умирание ивы» | 1 |
31 | В.Я. Брюсов « Весенний дождь» | 1 |
32 | М.А. Волошин «Как мне близок и понятен» | 1 |
33 | В.И. Даль «Что такое досуг» | 1 |
34 | Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася» | 1 |
35 | Л.А. Кассиль «У классной доски» | 1 |