СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родной литературе 11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной литературе 11 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУРНО - ЛИПОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

__________ /Устиненко Е.В./

Протокол №1 от 23.08.2022

«Согласовано»

Зам. директора по УВР
_________/Костюкова Е.А./

«Утверждаю»

Директор МБОУ Курно – Липовской СОШ

__________/Ковалев М.Н./

30 .08.2022 г. №127/4 -ОД









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)

Учитель:_Устиненко Елена Владимировна

Квалификационная категория высшая

Класс 11

Количество часов за год 17















х. Мартыновка

2022 год




Раздел I. Пояснительная записка

Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Преподавание предмета «Родная литература (русская)» в 2022-2023 учебном году осуществляется в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Областной закон от 14.11.2013г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».

3. Основная образовательная программа среднего общего образования на 2019-2023 г.г. (приказ по МБОУ Курно – Липовской СОШ от 30.08.2019 г. №51/2).

4. Дополнения к ООП СОО на 2022-2023 учебный год (приказ от 30 .08.2022 г. №127/4 -ОД

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего 

общего образования".

6. Приказ Министерства просвещения РФ от 22.03.2020г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

7. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20 июня 2018 г. № 05-192 «О вопросах изучения родных языков из числа языков народов РФ».

8. Письмо Минобрнауки России от 09.10.2017г. № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке».

9. Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в МБОУ Курно – Липовской СОШ (приказ от 01.06.2022г. №83 - ОД).

10. Учебный план МБОУ Курно – Липовской СОШ, реализующей основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2022-2023 учебный год (приказ от 24 .06.2022 г. №95-ОД).

11. ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Родная литература (русская). Базовый уровень.(для 10-11 классов образовательных организаций). Москва.2022


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»

Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира, предоставляет широкие возможности для отражения эстетически ценной художественной модели мира и духовного познания жизни с позиций гуманистического сознания.Лучшие образцы русской литературы обладают высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир школьников, способствуют их приобщению к гуманистическим ценностям и культурно-историческому опыту человечества, поэтому в поликультурной языковой среде русская литература должна изучаться на основе диалога культур. Гуманистический потенциал русской литературы позволяет рассматривать её как общенациональную российскую ценность, как средство воспитания школьников в духе уважительного отношения к языку и культуре народов Российской Федерации и мира, формирования культуры межнационального общения.Являясь частью предметной области «Родной язык и родная литература», учебный предмет «Родная литература (русская)» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)» и способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры, коммуникативной и межкультурной компетенций.

Учебный предмет «Родная литература (русская)» также непосредственно связан с предметом «Литература» из предметной области «Русский язык и литература», наряду с которым вносит свой вклад в формирование у обучающихся культуры восприятия и понимания литературных текстов, освоение ими современных читательских практик. Вместе с тем учебный предмет «Родная литература (русская)» имеет специфические особенности, отличающие его от учебного предмета «Литература» и обусловленные:

отбором произведений русской литературы, в которых наиболее ярко выражено их национально-культурное своеобразие и связанная с этим проблематика (человек в круговороте

  • истории России, загадочная русская душа, духовные основы

  • русской культуры, человек в поисках счастья);

  • построением содержания в соответствии с проблемно-тематическими блоками;

  • более подробным освещением историко-культурного фона

  • эпохи создания изучаемых литературных произведений,

  • расширенным историко-культурным комментарием к ним.

В программе курса родной русской литературы для 11 класса выделяются три содержательные линии, представляющие собой проблемно-тематические блоки, внутри которых содержание структурировано на основе историко-литературного и хронологического принципов:

——«Человек в круговороте истории»;

——«Загадочная русская душа»;

——«Существует ли формула счастья?».

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»

Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» ориентирована на сопровождение и поддержку учебного предмета «Литература», входящего в образовательную область

«Русский язык и литература». Цели курса родной русской литературы в рамках предметной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка и русской литературы в разных регионах Российской Федерации.

Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение следующих целей:

  • формирование представлений о роли и значении родной литературы в жизни человека и общества, в осознании ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части русской культуры;

  • включение старшеклассников в культурно-языковое поле родной литературы и культуры, воспитание ценностного отношения к русскому языку и русской литературе как носителям культуры своего народа;

  • формирование представлений о тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным становлением личности;

  • расширение представлений о родной русской литературе как художественном отражении традиционных духовно-нравственных российских и национально-культурных ценностей.


Достижение указанных целей возможно при комплексном решении следующих взаимосвязанных учебных задач:

  • расширение представлений о художественной литературе как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

  • обеспечение культурной самоидентификации, национального самосознания, чувства патриотизма, формирующих национально-культурную идентичность и способность к межэтническому диалогу (на основе развития способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции);

  • формирование устойчивой мотивации к систематическому чтению как средству познания культуры своего народа и других культур на основе многоаспектного диалога, как форме приобщения к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры, как особому способу познания жизни, культурной самоидентификации, чувства причастности к истории, традициям своего народа и осознания исторической преемственности поколений;

  • формирование знаний о базовых концептах русского языка,создающих художественную картину мира, ключевых проблемах произведений русской литератур;

  • развитие умения выявлять идейно-тематическое содержание произведений разных жанров;

  • формирование представлений об изобразительно-выразительных возможностях языка русской литературы и умений самостоятельного смыслового и эстетического анализа художественных текстов и познавательной учебной проектно-исследовательской деятельности;

  • развитие умений интерпретировать изученные и самостоятельно прочитанные произведения родной литературы на историко-культурной основе; сопоставлять их с произведениями других видов искусств, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий и применением различных форм работы в медиапространстве; использовать словари и справочную литературу, опираясь на ресурсы традиционных библиотек и электронных библиотечных

систем; творчески перерабатывать художественные тексты, создавать собственные высказывания, содержащие аргументированные суждения и самостоятельную оценку прочитанного.

Воспитательный потенциал предмета «Родная литература (русская)» реализуется через:

Применение на уроках интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;

• установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

• побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

• привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

• использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

• применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

• включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

• организацию шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

• инициирование и поддержку исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения..

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • коллективный способ обучения (работа в парах);

  • Чтение и письмо для развития критического мышления

  • ИКТ

  • Обучение в сотрудничестве

  • Исследовательские методы обучения

  • Игровые методы обучения

  • Дебаты


Формы и средства контроля

Формами контроля являются

  • текущие оценки,

  • итоговые оценки,

  • промежуточная аттестация;

  • контрольные срезовые работы;

  • подготовка и защита рефератов, сообщений, проектов по литературе,

  • тест;

  • проверочная работа с выборочным ответом;

  • комплексный анализ текста;

  • публичное выступление по общественно-важным проблемам;

  • контрольные работы по некоторым темам курса.

  • классное и домашнее сочинение по изученному произведению;

  • устное высказывание на заданную тему;

  • ответ на проблемный вопрос.


Место учебного предмета в учебном плане

Программа по родной литературе (русской) составлена на основе требований к предметным результатам освоения образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, и рассчитана на 17 ч, предусмотренных в учебном плане для образовательных учреждений (0,5 часа в неделю из части, формируемой участниками общеобразовательной организации учебного плана).











































Раздел II. Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)»

Раздел 1. ЧЕЛОВЕК В КРУГОВОРОТЕ ИСТОРИИ

На далёкой Гражданской

Стихотворения (три по выбору). Например: М. И. Цветаева

«Ox, грибок ты мой, грибочек, белый груздь!..», «Юнкерам,

убитым в Нижнем»; Н. Н. Асеев «Марш Будённого», «Кумач»;

М. А. Волошин «Гражданская война», «Бойня» и др.

Жить вне России

Рассказы (один по выбору). Например: В. В. Набоков «Брит-

ва»; И. С. Шмелёв «Russie» (из цикла «Рассказы о России зарубежной»), очерк «Душа Родины» и др.

Лагерь — отрицательная школа

В. Т. Шаламов. Рассказы (один по выбору). Например:

«Дождь», «Посылка», «Хлеб» и др.

Я не участвую в войне — она участвует во мне

А. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например: «Взыскание погибших», «Одухотворённые люди» и др.

Стихотворения (два по выбору). Например: Ю. П. Кузнецов

«Возвращение» Шёл отец, шёл отец невредим…»), «Память»

(«Снова память тащит санки по двору…»); Ю. Д. Левитанский

«Ну что с того, что я там был…», «Послание юным друзьям»

(«Я, побывавший там, где вы не бывали…») и др.

Россия — это совесть

И. Грекова. Рассказы и повести (одно произведение по выбору). Например: «Скрипка Ротшильда», «Перелом» (фрагменты)

и др.

Раздел 2. ЗАГАДОЧНАЯ РУССКАЯ ДУША

Любовь и милосердие

Рассказы и повести (два произведения по выбору). Например: В. В. Вересаев «Мария Петровна», Б. А. Пильняк «Первый

день весны», Н. А. Тэффи «Дэзи», К. М. Симонов «Малышка»

и др.

Бывает всё на свете хорошо

А. Г. Битов. Рассказы (один по выбору). Например: «Солнце», «Большой шар», «Автобус», «Пятница, вечер» и др. (из

цикла «Аптекарский остров»).

Дорогие мои старики

Б. П. Екимов. Рассказы (один по выбору). Например: «Родня», «Старые люди», «Родительская суббота», «Старый да малый» и др.

Бессмертно всё

А. А. Тарковский. Стихотворения (два по выбору). Например: «Вот и лето прошло…», «Жизнь, жизнь» («Предчувствиям

не верю, и примет…»), «Первые свидания» и др.

Раздел 3. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ФОРМУЛА СЧАСТЬЯ?

И надо спешить жить

Стихотворения (одно по выбору). Например: М. А. Светлов

«Гренада», «Каховка», «Моя поэзия»; В. В. Маяковский «Домой!» и др.

В чём заключается счастье?

М. М. Зощенко. Рассказы (один по выбору). Например: «Счастье», «Семейное счастье» и др.

Если б я мог вернуть рассвет!

В. О. Богомолов. Рассказы (один по выбору). Например:

«Первая любовь», «Сердца моего боль» и др.

А счастье всюду

Рассказы (два по выбору). Например: В. М. Сотников «Совпадение», В. С. Токарева «Самый счастливый день», «Золотой ключик»; Т. Е. Веденская «Танцующие аметисты» и др.







































Раздел III. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература (русская)»

Изучение учебного предмета «Родная литература (русская)» на уровне среднего общего образования направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы среднего общего образования по родной литературе (русской) достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, закону и правопорядку, человеку

труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Личностные результаты освоения обучающимися рабочей

программы по родной литературе (русской) для среднего общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

гражданского воспитания:

сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;

осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;

принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических, демократических ценностей, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;

готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

готовность вести совместную деятельность, в том числе в рамках школьного литературного образования, в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;

умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;

готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;

патриотического воспитания:

сформированность российской гражданской идентичности,патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России в контексте изучения произведений родной литературы (русской) и литератур народов России;

ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде, отражённым в художественных произведениях;

идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу, в том числе воспитанные на примерах из русской литературы;

духовно-нравственного воспитания:

осознание духовных ценностей российского народа, отражённых в произведениях родной литературы (русской) и литератур народов России;

сформированность нравственного сознания, этического поведения;

способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, в том числе и при анализе литературного произведения;

осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жиз ни, в соответствии с традициями народов России, в том числе отражёнными в литературных произведениях;

эстетического воспитания:

эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество русского и других народов,

ощущать эмоциональное воздействие искусства, в том числе художественной литературы;

убеждённость в значимости для личности и общества отечественного искусства, этнических культурных традиций и народного творчества, в том числе русского фольклора;

готовность к самовыражению в разных видах искусства,

стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по родной (русской)

литературе;

физического воспитания:

сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;

потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью, в том числе при оценке поведения и поступков литературных ге-

роев;

трудового воспитания:

готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие, в том числе воспитанные на положительных примерах из художественной литературы;

готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность в процессе литературного образования;

интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы, в том числе ориентируясь на профессиональный выбор и поступки литературных героев;

готовность и способность к образованию и самообразованию,к продуктивной читательской деятельности на протяжении всей жизни;

экологического воспитания:

сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем, в том числе на основе осмысления

идейно-тематического содержания родной литературы (русской) и литератур народов России;

планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества,

в том числе на основе осмысления идейно-тематического содержания произведений родной литературы;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе на основе интерпретации литературных

произведений; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;

расширение опыта деятельности экологической направленности, представленной в произведениях родной литературы (русской);

ценности научного познания:

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур и литератур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

совершенствование языковой и читательской культуры как

средства взаимодействия между людьми и познания мира с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения;

осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность, в том числе на литературные темы, ндивидуально и в группе.

В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы среднего общего образования, включая программу по родной литературе (русской), у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:

самосознания, включающего способность понимать своё

эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;

саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;

эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;

социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты, учитывая собственный читательский опыт.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения рабочей программы среднего общего образования по родной литературе (русской) должны отражать:

Овладение универсальными учебными познавательными

действиями:

1) базовые логические действия:

самостоятельно формулировать и актуализировать проблему в произведениях художественной литературы, рассматривать её всесторонне;

устанавливать существенный признак или основания для сравнения литературных героев, художественных произведений и их фрагментов, классификации и обобщения литературных фактов;

определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, в том числе при изучении литературных произведений;

разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;

вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по родной (русской) литературе;

развивать креативное мышление при решении жизненных проблем, в том числе с опорой на собственный читательский опыт;

2) базовые исследовательские действия:

владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности на основе материала по родной литературе (русской), навыками разрешения проблем; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

владеть видами деятельности по получению нового знания

по родной литературе (русской), его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;

владеть принципами научного типа мышления, научной терминологией, ключевыми понятиями и методами современного литературоведения;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях с учётом собственного читательского опыта;

выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу при изучении литературных явлений и процессов, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии

решения;

анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт, в том числе читательский;

осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду;

уметь переносить знания, в том числе полученные в результате изучения произведений родной литературы (русской), в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;

3) работа с информацией:

владеть навыками получения информации из источников

разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления при освоении программы курса родной литературы (русской);

создавать тексты в различных форматах и жанрах (сочинение, эссе, доклад, реферат, аннотация и др.) с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

оценивать достоверность, легитимность литературной и другой информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;

использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

владеть навыками распознавания и защиты информации,

информационной безопасности личности;

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

1) общение:

осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том числе на уроке родной литературы (русской) и во внеурочной деятельности по предмету;

распознавать невербальные средства общения, понимать

значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, опираясь на примеры из литературных произведений;

владеть различными способами общения и взаимодействия в парной и групповой работе на уроках родной литературы (русской);

аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;

развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств в процессе анализа литературного произведения;

2) совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы на уроке и во внеурочной деятельности по родной литературе (русской);

выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, об

суждать результаты совместной работы на уроках и во внеурочной деятельности по предмету «Родная литература (русская)»;

оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;

предлагать новые проекты, в том числе литературные, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;

осуществлять позитивное стратегическое поведение в раз личных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным;

Овладение универсальными регулятивными действиями:

1) самоорганизация:

самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные за дачи в образовательной деятельности, включая освоение программы курса родной литературы (русской), и в жизненных ситуациях;

самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, читательского опыта, собственных возможностей и предпочтений;

давать оценку новым ситуациям, в том числе отображённым в художественном произведении;

расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений с опорой на читательский опыт;

делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;

оценивать приобретённый опыт с учётом знаний по родной (русской) литературе;

способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, в том числе при изучении родной (русской) литературы, постоянно повышать свой образовательный, культурный уровень;

2) самоконтроль:

давать оценку новых ситуаций, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;

владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения, опираясь на примеры из художественных произведений курса родной (русской) литературы;

уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности, в том числе на занятиях по учебному предмету «Родная литература (русская)»;

3) принятие себя и других:

принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности, в том числе в процессе чтения художественной литературы и обсуждения литературных героев и проблем,

поставленных в произведениях родной (русской) литературы;

признавать своё право и право других на ошибки в дискуссиях на литературные темы;

развивать способность понимать мир с позиции другого человека, используя знания по учебному предмету «Родная литература (русская)».

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты освоения рабочей программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать:

1) сформированность представлений о роли и значении родной литературы в жизни человека и общества; включение в культурно-языковое поле родной литературы и культуры, воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как носителям культуры своего народа;

2) осознание тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным становлением личности; понимание родной литературы (русской) как художественного отражения традиционных духовно-нравственных российских и национально-культурных ценностей;

3) сформированность устойчивой мотивации к систематическому чтению как средству познания культуры своего народа и других культур на основе многоаспектного диалога, уважительного отношения к ним; как форме приобщения к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры;

4) понимание родной литературы (русской) как особого способа познания жизни, культурной самоидентификации; сформированность чувства причастности к истории, традициям своего народа; осознание исторической преемственности поколе ний;

5) понимание ключевых проблем произведений родной литературы (русской), сопоставление их с текстами литератур на родов России и зарубежной литературы, затрагивающими общие темы или проблемы;

6) владение умениями филологического анализа художественного текста; выявление базовых концептов национального языка, создающих художественную картину мира: любовь, счастье, жизнь, детство, дом, семья, очаг и др.; сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях языка родной литературы (русской); свободное использование понятийного аппарата теории литературы и др.;

7) сформированность умения интерпретировать изученные и самостоятельно прочитанные произведения родной литературы (русской) на историко-культурной основе, сопоставлять их с произведениями других видов искусств, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий; владение умением использовать словари и справочную литературу,

опираясь на ресурсы традиционных библиотек и электронных библиотечных систем;

8) владение умениями познавательной, учебной проектно-исследовательской деятельности; умением осуществлять литературоведческое исследование историко- и теоретико-литературного характера с использованием первоисточников, научной и критической литературы, в том числе в электронном

формате с применением различных форм работы в медиапространстве;

9) владение умениями творческой переработки художественных текстов, создания собственных высказываний, содержащих аргументированные суждения и самостоятельную оценку прочитанного (развёрнутые ответы на вопросы, рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, сочинения, эссе,

доклады, рефераты и др.).

11 класс

1) Осознавать причастность к отечественным традициям; уметь соотносить произведения родной (русской) литературы XX — начала XXI в. с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы как неотъемлемой части культуры в духовном и культурном развитии общества;

2) осознавать взаимосвязи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности в контексте осмысления произведений родной лите-

ратуры (русской) и собственного интеллектуально-нравственного роста;

4) знать содержание и понимать ключевые проблемы произведений родной литературы (русской) ХХ — начала XXI в.в аспекте проблемно-тематических блоков «Человек в круговороте истории», «Загадочная русская душа», «Существует ли формула счастья?»;

5) владеть умением определять и учитывать историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных текстов, выявлять связь литературных произведений со временем написания, с современностью и традицией; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы родной литературы

(русской);

6) выявлять в произведениях художественной литературы образы, темы, идеи, проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных

высказываниях; свободно владеть устной и письменной речью; участвовать в дискуссии на литературные темы;

7) владеть умениями самостоятельного анализа и интерпретации художественных произведений в единстве формы и содержания с использованием теоретико-литературных терминов и понятий, изученных в курсе литературы;

8) владеть умением самостоятельно сопоставлять произведения родной литературы (русской) с их художественными интерпретациями в других видах искусств (живопись, театр, кино, музыка и др.);

9) осознавать литературное произведение как явление словесного искусства, язык художественной литературы в его эстетической функции, определять изобразительно-выразительные средства русского языка и комментировать их роль в художественных текстах;

10) владеть современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования прочитанного в устной и письменной форме, информационной переработки текстов в виде аннотаций, отзывов, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также сочинений различных жанров (объём не менее 250 слов); умением редактировать и совершенствовать собственные письменные высказывания;

11) осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность, работая с разными информационными источниками, в том числе с использованием медиапространства и ресурсов традиционных библиотек и электронных библиотечных систем.

Нормы оценивания учебного предмета «Литература», «Родная литература»

Оценка устных ответов При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса: 1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения. 2.Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев. 3.Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения. 4.Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно. 5.Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи. 6.Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам. Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, свободное владение монологической литературной речью. Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна-две неточности в ответе. Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса. Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка сочинений. Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные страницы, в 6 классе—1,5—2, в 7 классе — 2—2,5, в 8 классе — 2,5—3, в 9 классе — 3—4. В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка. Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку». Отметка «5» ставится за сочинение: глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию. Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета. Отметка «4» ставится за сочинение: достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения; логичное и последовательное изложение содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов. Отметка «3» ставится за сочинение, в котором: в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владение основами письменной речи; в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов. Отметка «2» ставится за сочинение, которое: не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Оценка тестовых работ. При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие: «5» - 90 – 100 %; «4» - 78 – 89 %; «3» - 60 – 77 %; «2»- менее 59%

. Оценка выразительного чтения художественных произведений Отметка «5» ставится, если: - текст литературного произведения воспроизведен без ошибок; - выполнены следующие требования к технике речи: ученик читает четко, внятно, соблюдает нормы орфоэпии, умело использует паузы для добора (пополнения запаса) воздуха; - соблюдаются следующие требования к логике чтения: ученик владеет умением «читать знаки препинания», верно расставляет логические ударения, определяет место и характер пауз в тексте, владеет «шестью рычагами» выразительного чтения (громче - тише, выше - ниже, быстрее - медленнее); - чтение отличается эмоционально-образной выразительностью: ученик воссоздает чувства в чтении - «рисует интонацией», соблюдает паузы психологические, начальные, финальные. Отметка «4» ставится, если - текст произведения воспроизведен без ошибок или с 1-2 ошибками, которые ученик исправляет сам, без подсказки, - в основном выполняются требования к технике речи, к логике чтения и к эмоционально-образной выразительности исполнения литературного произведения. Отметка «3» ставится, если: - текст произведения воспроизводится с ошибками (не более 3-5 в зависимости от размера исполняемого произведения), ученику требуется подсказка учителя, при этом требования к технике речи, к логике чтения в основном выполняются. - текст произведения воспроизводится без ошибок, ученик читает четко, внятно, но не владеет умением «читать знаки препинания», расставлять логические ударения, паузы, читает монотонно, неэмоционально. Критерии оценивания пересказа 1. Ошибки в содержании - пропуск важного смыслового звена - пропуск нескольких смысловых звеньев - «сжатие» текста - фактические искажения - нарушение логической последовательности (перестановки) 2. Грамматическое и речевое оформление - затруднение с началом пересказа - отсутствие грамматического завершения текста - отсутствие (нарушение) связей между предложениями и частями - грамматические ошибки - речевые ошибки 3. Общее впечатление - «безадресность» пересказа - невыразительность пересказа Оценка подробного пересказа осуществляется по следующим критериям: - точное и полное воспроизведение сюжетной линии (или предмета описания); - последовательность изложения событий; - наличие или отсутствие личностного отношения к событиям (поступку, герою); - качество речи (выразительная, эмоциональная или монотонная; бедная или образная; лёгкая, свободная речь или слова произносятся с трудом, усилием); - наличие или отсутствие речевых недочётов: необоснованное повторение одного и того же слова, необоснованное употребление рядом однокоренных слов, употребление слова в неточном значении, нарушение общепринятой сочетаемости слов, употребление диалектных слов и просторечий и др. Отметка «5» ставится, если 1) содержание работы полностью соответствует теме и заданию; 2) фактические ошибки отсутствуют; 3) содержание излагается последовательно; 4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления; 5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста. Отметка «4» ставится, если I) содержание работы в основном соответствует теме и заданию(имеются незначительные отклонения от темы); 2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; 3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; 4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен; 5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. Отметка «3»ставится, если 1) в работе допущены существенные отклонения от темы и задания; 2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; 3) допущены отдельные нарушения последовательности изложения; 4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление; 5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. Отметка «2» ставится, если 1) работа не соответствует теме и заданию; 2) допущено много фактических неточностей; 3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану; 4) крайне беден словарь, часты случаи неправильного словоупотребления; 5) нарушено стилевое единство текста. Оценка письменных работ (отзыв, рецензия, тезисы, конспект) Любое высказывание учащихся в письменной форме следует оценивать, учитывая содержание высказывания, логическое построение и речевое оформление.

Критерии оценки письменных работ: - соответствие работы ученика теме и основной мысли; - полнота раскрытия темы; - правильность фактического материала: отбор существенных фактов и сведений для раскрытия темы и основной мысли работы; - последовательность изложения, соблюдение причинно-следственных связей, наличие обобщений и выводов. При оценке речевого оформления письменных работ учитывается: - разнообразие словаря и грамматического строя речи; - стилевое единство и выразительность речи; - число речевых недочетов; - количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок Основные критерии оценки Оценка Критерии оценки «5» Учащийся обнаруживает понимание специфики задания и, отвечая на вопрос, обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, предлагает свое объяснение ее смысла, выдвигая главный тезис, приводя развивающие его исчерпывающие доводы (суждения), демонстрируя знание проблематики произведения и обоснованность суждений; фактические ошибки и неточности в ответе отсутствуют. «4» Учащийся обнаруживает понимание специфики задания и, отвечая на вопрос, обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, предлагает свое объяснение ее смысла, ограничиваясь только тезисом, не связывая его с проблематикой произведения, и/или допускает 1-2 фактические неточности. «3» Учащийся обнаруживает понимание специфики задания и понимание проблемы, предложенной в вопросе, но отвечает на вопрос поверхностно, не связывая его с проблематикой произведения, и/или допускает более двух фактических неточностей. «2» Учащийся не обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, или объясняет ее смысл крайне упрощенно, не знает проблематики произведения. Критерии оценки речевого оформления письменных работ Оценка Критерии оценки «5» В целом в работе допускается 1 – 2 речевых недочета. 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. «4» В целом в работе допускается не более 3 – 4 речевых недочетов. 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. «3» В целом в работе допускается не более 5 речевых недочетов. 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки. «2» В целом в работе допущено до 7 речевых недочетов. 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. Рекомендуется следующий примерный объем ученических работ: отзыв – 1-2 страницы рецензия – 3-4 страницы Оценка реферата Изложенное понимание реферата как целостного авторского текста определяет критерии его оценки: - новизна текста; - обоснованность выбора источника; - степень раскрытия сущности вопроса; - соблюдения требований к оформлению. Новизна текста: а) актуальность темы исследования; б) новизна и самостоятельность в постановке проблемы, формулирование нового аспекта известной проблемы; в) умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал; г) самостоятельность оценок и суждений; д) стилевое единство текста͵ единство жанровых черт. Степень раскрытия сущности вопроса: а) соответствие плана теме реферата; б) соответствие содержания теме и плану реферата; в) полнота и глубина знаний по теме; г) умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу Обоснованность выбора источников: а) оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические данные, сводки, справки и т.д.). Соблюдение требований к оформлению: а) насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы; б) оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией; в) соблюдение требований к объёму реферата. Учащийся представляет реферат на рецензию не позднее указанного срока. Для устного выступления учащемуся достаточно 10-20 минут. «5» баллов ставится, в случае если выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы. «4» балла – основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы. «3» балла – имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод. «2» балла – тема реферата не раскрыта͵ обнаруживается существенное непонимание проблемы

Критерии оценивания презентаций.

Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе Power Point. При составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». 5-е изд., испр. И.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2005, 368 с.


Критерии

оценивания

Параметры

Оценка

Дизайн презентации









- общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации;


- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;


- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;


- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;


- ссылки – все ссылки работают



Средняя оценка по дизайну


Содержание

- раскрыты все аспекты темы;


- материал изложен в доступной форме;


- систематизированный набор оригинальных рисунков;


- слайды расположены в логической последовательности;


- заключительный слайд с выводами;


- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.



Средняя оценка по содержанию


Защита проекта

- речь учащегося чёткая и логичная;


- ученик владеет материалом своей темы;


Средняя оценка по защите проекта



Итоговая оценка



Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.

Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.

Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.

Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.


























Раздел IV.Тематическое планирование

п/п

Разделы программы

Количество

часов

по

разделу

Электронные учебно-методические материалы

Виды деятельности учащихся

1

Раздел 1. ЧЕЛОВЕК В КРУГОВОРОТЕ ИСТОРИИ

6

interneturok.ru 

LECTA

5litra.ru

Аудиокниги для школьников

Лекции по литературе на канале «Культура» 

litra.ru

https://www.literaturus.ru/

http://litera.edu.ru

https://resh.edu.ru/

http://files.school-collection.edu.ru




Эмоционально откликаться на прочитанное и выражать своё личное отношение к нему.

Составлять план (тезисы) вступительной статьи к разделу учебника.

Конспектировать лекцию учителя.

Выразительно читать и анализировать поэтический текст, подтверждая своё мнение цитатами.

Обоснованно отвечать на вопросы и участвовать в коллективном

диалоге, работать в паре и в группе.

Осмысливать лексические и историко-культурные комментарии

и составлять свои комментарии на основе справочной литературы

и с использованием информационно-коммуникационных техно-

логий.

Сопоставлять художественные тексты по заданным основаниям,

в том числе с иллюстративным материалом.

Заучивать стихотворения наизусть.

Составлять и осуществлять программу самостоятельного чтения

произведений по изученной теме

Выявлять основное содержание и проблемы статьи о писателе.

Выразительно читать и анализировать художественный текст,

подтверждая своё мнение цитатами.

Характеризовать сюжет и героев произведения, его идейно-эмоциональное содержание. Анализировать язык художественного

произведения в его эстетической функции. Составлять историко-

2

Раздел 2. ЗАГАДОЧНАЯ РУССКАЯ ДУША

6

3

Раздел 3. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ФОРМУЛА СЧАСТЬЯ?

5














































Раздел V.Календарно-тематическое планирование

№ 
п/п

Тема

урока

Кол-во

час

Элементы содержания

Дата

проведения



Раздел 1. ЧЕЛОВЕК В КРУГОВОРОТЕ ИСТОРИИ 6 ч.

1

На далёкой

Гражданской

1

Стихотворения (три по выбору). Например:М. И. Цветаева «Ox,грибок ты мой, грибочек, белый груздь!..»,

«Юнкерам, убитым в Нижнем»; Н. Н. Асеев «Марш Будённого»,

«Кумач»; М. А. Волошин «Гражданская

война», «Бойня» и др.

8.09


2

Жить вне России

1

Рассказы (один по выбору). Например:В. В. Набоков «Бритва», И. С. Шмелёв

«Russie» (из цикла «Рассказы о России зарубежной»), очерк

«Душа Родины»

22.09


3


Лагерь — отрицательная школа

1

В. Т. Шаламов. Рассказы (один по выбору). Например:

«Дождь», «Посылка»,

«Хлеб» и др.

6.10


4

Я не участвую в войне — она участвует во

мне

1

А. Платонов. Рассказы (один по выбору).

Например: «Взыскание погибших», «Одухотворённые люди» и др.

20.10


5

6

Россия — это совесть

2

И. Грекова. Рассказы и повести (одно произведение по выбору).

Например: «Скрипка Ротшильда», «Перелом» (фрагменты)

10.11

24.11



Раздел 2. ЗАГАДОЧНАЯ РУССКАЯ ДУША 6 ч

7

Любовь и милосердие

1

Рассказы и повести

(два произведения по

выбору). Например:

В. В. Вересаев «Мария

Петровна», Н. А. Тэффи «Дэзи»

8.12


8

Любовь и милосердие

1

Б. А. Пильняк «Первый день весны»,

К. М. Симонов «Малышка»

22.12


9

Бывает всё на свете хорошо

1

А. Г. Битов. Рассказы

(один по выбору).

Например: «Солнце»,

«Большой шар»,

«Автобус», «Пятница,

вечер» и др. (из цикла

«Аптекарский остров»)

12.01


10

Дорогие мои старики

1

Б. П. Екимов. Рассказы (один по выбору).

Например: «Родня»,

«Старые люди», «Родительская суббота», «Старый да малый»

26.01


11

Бессмертно всё

1

А. А. Тарковский.

Стихотворения (два по

выбору). Например:

«Вот и лето прошло…», «Жизнь,

жизнь» («Предчувствиям не верю, и примет…»), «Первые свидания»

2309


Раздел 3. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ФОРМУЛА СЧАСТЬЯ? 5 ч

12

И надо спешить жить

1

Стихотворения (одно

по выбору). Например: М. А. Светлов «Гренада», «Каховка», «Моя поэзия»;В. В. Маяковский

«Домой!»

9.02


13

В чём заключается счастье?

1

М. М. Зощенко. Рассказы (один по выбору). Например: «Счастье», «Семейное счастье»

2.03







14

Если б я мог вернуть рассвет!

1

В. О. Богомолов. Рассказы (один по выбору). Например: «Первая любовь», «Сердца моего боль»

16.03


15

А счастье всюду

1

Рассказы (два по вы-

бору). Например:В. М. Сотников «Совпадение »; Т. Е. Веденская «Танцующие аметисты»

6.04


16

А счастье всюду

1

В. С. Токарева «Самый счастли-

вый день», «Золотой ключик

20.04


17

Итоговый урок .Зачет

1

Представление, защита исследовательских работ\проектов

4.05





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!