СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родной литературе 10 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по родной литературе 10 класс, основанная на региональном компоненте

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной литературе 10 класс»


Тарасовский район

х. Мартыновка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Курно- Липовская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрена и рекомендована к утверждению педагогическим советом

протокол от 28.08.2019 №1.

Утверждено

Директор МБОУ Курно – Липовской СОШ

Приказ от 30 .08. 2019 года №51\2

____________Сорокина Т.А.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по родной литературе

Класс: 10

Количество часов:18

Учитель: Устиненко Елена Владимировна


Квалификационная категория: высшая












2019 год



I. Пояснительная записка


Рабочая учебная программа составлена составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами: 

1. Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016).

2. Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта» (ред. от 23.07.2013).

3. Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС).

4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).

5. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644).

6. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 13.12. 2013, от 28.05.2014, от 17.07.2015).
7. Приказ Минобрнауки России от 28.12.2018 № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

8. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

9. Письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке».

10. Положение о составлении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) по МБОУ Курно – Липовской СОШ (приказ от 30.07.2018 № 52).

11.Учебный план МБОУ Курно – Липовской СОШ на 2019-2020 учебный год (приказ от 04.07.2019 №48).

12.Авторская программа: Региональный компонент Примерной программы для 10-11 классов. Литература. Программно-методические материалы10-11 классы. Рыбникова В. Я. и др. РО ИПК и ПРО, 2008 г.(частично)

13.Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации

14.УМК (методическое пособие). Литература Дона: Хрестоматия для чтения в 10-11 классах. – Ростов-на-Дону, ЗАО «Книга», 2005 г.

15. УМК (методическое пособие). Небратенко В.Б.,Яцык В.Д. Край родной в художественной литературе. Учебное пособие для учащихся 9-11 классов общеобразовательной школы. – Ростов-на-Дону, издательство «БАРО пресс», 2003 г.



Общая характеристика учебного предмета .

Общие цели учебного предмета. Цели изучения учебного предмета « Родная литература»

Региональный компонент может стать основой программы учебного предмета «Родная литература (русская)».

Объектами и задачами учебного предмета «Родная литература (русская)» могут быть

• культурные и литературные традиции родного края, жизнь и творчество писателей-земляков;

• духовный, нравственный и эстетический потенциала произведений писателей и поэтов курского края;

• анализ различных видов текстов;

• научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся, основанная на фактах жизни и творчества курских писателей и поэтов;

• конкурсное движение школьников;

• работа с архивными материалами, источниками СМИ и Интернет-ресурсами;

• взаимодействие с музеями, информационно-культурными центрами, библиотеками и т.д.


Цель учебного предмета «Родная литература»: формирование культуры читательского восприятия и достижение читательской самостоятельности обучающихся, основанных на навыках анализа и интерпретации литературных текстов.

Стратегическая цель предмета в 10–11-х классах – завершение формирования соответствующего возрастному и образовательному уровню обучающихся отношения к чтению художественной литературы как к деятельности, имеющей личностную и социальную ценность, как к средству самопознания и саморазвития.

Основываясь на Концепции преподавания русского языка и литературы, освоение учебного предмета должно предусматривать следующие задачи учебного предмета «Родная литература»:

получение опыта медленного чтения произведений русской, родной (региональной) и мировой литературы;

овладение необходимым понятийным и терминологическим аппаратом, позволяющим обобщать и осмыслять читательский опыт в устной и письменной форме;

овладение навыком анализа текста художественного произведения (умение выделять основные темы произведения, его проблематику, определять жанровые и родовые, сюжетные и композиционные решения автора, место, время и способ изображения действия, стилистическое и речевое своеобразие текста, прямой и переносные планы текста, умение «видеть» подтексты);

формирование умения анализировать в устной и письменной форме самостоятельно прочитанные произведения, их отдельные фрагменты, аспекты;

формирование умения самостоятельно создавать тексты различных жанров (ответы на вопросы, рецензии, аннотации и др.);

овладение умением определять стратегию своего чтения;

овладение умением делать читательский выбор;

формирование умения использовать в читательской, учебной и исследовательской деятельности ресурсов библиотек, музеев, архивов, в том числе цифровых, виртуальных;

овладение различными формами продуктивной читательской и текстовой деятельности (проектные и исследовательские работы о литературе, искусстве и др.);

знакомство с историей региональной литературы: русской литературной классикой, современным литературным процессом;

знакомство со смежными с литературой сферами искусства и научного знания (культурология, психология, социология и др.).

Отличие углубленного уровня литературного образования от базового определено планируемыми предметными результатами и предполагает углубление восприятия и анализа художественных произведений, прежде всего в историко-литературном и историко-культурном контекстах, с использованием аппарата литературоведения и литературной критики; расширение спектра форм их интерпретации, в частности – других видов искусств; выполнение проектных и исследовательских работ, в том числе носящих межпредметный характер.

Место учебного предмета в учебном плане

Программа по русскому языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и рассчитана на 18 ч, предусмотренных в учебном плане для образовательных учреждений (0,5 часа в неделю из части, формируемой участниками общеобразовательной организации учебного плана).

Список учебно-методической литературы

1.УМК (методическое пособие). Литература Дона: Хрестоматия для чтения в 10-11 классах. – Ростов-на-Дону, ЗАО «Книга», 2005 г.

2. УМК (методическое пособие). Небратенко В.Б.,Яцык В.Д.Край родной в художественной литературе. Учебное пособие для учащихся 9-11 классов общеобразовательной школы. – Ростов-на-Дону, издательство «БАРО пресс», 2003 г.

II. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса (ФГОС)

1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

7) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

8) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;

9) использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

10) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

11) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.


Личностные результаты, формируемые при изучении предмета «Литература Дона»: Пункт 9.2 приказа № 413 указывает, что «предметные результаты изучения предметной области "Родной язык и родная литература" включают предметные результаты учебных предметов: "Родной язык", "Родная литература" (базовый и углубленный уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса родного языка и родной литературы должны отражать:

1) сформированность понятий о нормах родного языка и применение знаний о них в речевой практике;

2) владение видами речевой деятельности на родном языке (аудирование, чтение, говорение и письмо), обеспечивающими эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

3) сформированность навыков свободного использования коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;

4) сформированность понятий и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;

5) сформированность навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста на родном языке;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

8) сформированность ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность; осознание значимости чтения на родном языке и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

9) сформированность понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

10) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

11) сформированность навыков понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции.»

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).


Метапредметные результаты изучения предмета «Родная литература»:

• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.


Предметные результаты:

познавательные:

• понимание ключевых проблем изученных произведений фольклора и литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

ценностно-ориентационные:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и определение собственного отношения к ней;

коммуникативные:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

эстетические:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


Личностные:

 гражданский патриотизм, любви к Родине, чувство гордости за свою страну;

 уважение истории, культурных и исторических памятников;

 уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

 уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

 позитивная моральная самооценка и моральные чувства - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении;

 выполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

 участие в общественной жизни (благотворительные акции, ориентация в событиях в стране и мире, посещение культурных мероприятий – театров, музеев, библиотек, реализация установок здорового образа жизни);

 умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий.

Метапредметные:

• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• смысловое чтение;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.


Метапредметные результаты курса «Родная литература» основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

• личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

• смыслообразование, т.е. ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? и уметь на него отвечать.

• нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.


Регулятивные УУД:

• способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

• умения управлять своей познавательной деятельностью;

• умение организовывать свою деятельность;

• определять её цели и задачи;

• выбирать средства и применять их на практике;

• оценивать достигнутые результаты.

• принятие познавательной задачи и ее сохранение, регуляция учащимся учебных действий на основе принятой познавательной задачи;

• переопределение практической задачи в теоретическую;

• самостоятельная постановка новых учебных целей и задач;

• умение устанавливать целевые приоритеты.


Познавательные УУД:

• формирование и развитие посредствам знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

• умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

• владение основами реализации учебной проектно-исследовательской деятельности;

• умение проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя и самостоятельно;

• умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

• умение структурировать и хранить информацию;

• умение ставить проблему, аргументировать ее актуальность;

• умение выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

• умение организовывать исследование с целью проверки гипотез;

• умение давать определения понятиям;

• умение устанавливать причинно-следственные связи;

• умение работать с метафорами - понимать переносный смысл выражений, понимать и строить обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов;

• умение осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений, ограничение понятия;

• умение обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;

• умение структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;


Коммуникативные УУД:

• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

• умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• умение работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• умение договариваться и вырабатывать общую позицию в отношении целей и способов действия, распределения функций и ролей в совместной деятельности;

• умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве;

• умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.


Предметные результаты

• осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

Результат: обучающийся осознает значимость и важность чтения, получает привычку к чтению и опыт чтения разных произведений;

• понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни. Результат: обучающийся понимает, что в литературе отражается менталитет народа, его история, мировосприятие, что литература несет в себе важные для жизни человека смыслы;

• обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры.


Результат: обучающийся получает опыт размышления над целым рядом общечеловеческих проблем, учится высказываться по ним, используя возможности литературного языка;

• воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение. Результат: обучающийся осваивает навыки анализа и интерпретации литературного произведения, учится оформлять его словесно, аргументировать и отстаивать свое мнение; берет на себя задачу формирования своего дальнейшего круга чтения;

• развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции. Результат: обучающийся учится воспринимать произведения литературы, созданные как на русском языке, так и на иных языках и переведенных на русский;

• овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

• Результат: обучающийся овладевает процедурами смыслового и эстетического чтения, учится воспринимать художественный текст и отличать его от текстов других типов, учится дополнять и углублять первичное эмоциональное восприятие текста его интеллектуальным осмыслением.



Выпускник научится:

– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

–   оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,

необходимые для достижения поставленной цели;

– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

–   искать и  находить  обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

–менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);

–  подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

–  при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и

комбинированного взаимодействия;

– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Планируемые предметные результаты

Выпускник на базовом уровне научится:

– демонстрировать знание произведений родной литературы (русской), приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

 – понимать значимость чтения на родном языке (русском) и изучения родной литературы (русской) для своего дальнейшего развития; осознавать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

 – осознавать родную литературу (русскую) как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

 – обеспечению культурной самоидентификации, осознанию коммуникативно-эстетических возможностей родного языка (русского) на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа;

 –  навыкам понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции;

– в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

  • обосновывать выбор художественного произведения для анализа,

приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

  • использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

  • давать объективное изложение текста: характеризуя произведение,

выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

  • анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

  • определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

  • анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);

  • анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);

–   осуществлять следующую продуктивную деятельность:

  • давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

  • выполнять проектные  работы  в  сфере  литературы  и  искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

– давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);

– анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;

– анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

– анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.


III. Содержание учебного предмета «Родная литература».

Раздел 1. Введение. Вклад литературы Дона в общенациональную культуру. Особенности донской литературы. Представление о народах, живущих на Дону, традициях и обычаях. Развитие культуры , весомый вклад литературы Дона в общенациональную культуру


Раздел 2. С древнейших времен до нового времени. Русские поэты о Доне.

Подвиг донцов во главе с Платовым в войне с Наполеоном 1805-1807 гг. в стихотворениях Г.Р. Державина «Атаману и Войску Донскому» и «Певец во стане русских воинов» В.А. Жуковского Прославление подвига донцов во главе с Платовым в войне с Наполеоном 1805-1807 гг Призыв укротить французского зверя. Вкрапление народных оборотов речи и фольклорных образов.

Державинские традиции в творчестве поэтов- казаков 18-19 вв. (Е.Н. Кательников, А.Г. Оридовский) Активное развитие донской литературы 18-19 веков. Достижения русской классики и казачьи фольклорные традиции

Донской след в творчестве А.С. Пушкина. Стихотворения «Казак», «Калмычке».Отражение Донского края в творчестве поэта. История создания стихотворений «Казак», «Калмычке».

А.С. Пушкин- свидетель и участник боевых действий. (по пр-м В.С. Моложавенко «Был я среди донцов»,

В.П. Гнутова «Поэт в краю степей необозримых») Стихотворение А.С. Пушкина «Дон», пр-я В.С. Моложавенко «Был я среди донцов», В.П. Гнутова «Поэт в краю степей необозримых»

Традиционный образ казака в стихотворениях

М.Ю. Лермонтова

Образы казачьего фольклора. Стихотворения «Казачья колыбельная», «Атаман», «Черкесы», «Два сокола». Места, связанные с пребыванием Лермонтова на Дону.

Картины природы и народной жизни в стихотворении «Косарь», А.В.КольцоваВосхищение красотою степного раздолья, отображение экономического уклада казачьего края. Внутренний монолог лирического героя. Фольклорно-песенные традиции

Тема Дона и донского казачества в стихотворениях И. Никитина «Донцам», «Весна в степи», поэме «Русь» Авторская позиция в раскрытии образа донца-казака

Краса и ширь степей донского края , слава казачества в произведениях А.Н. Майкова «Ночная гроза», «Рассвет», «Емшан», «Стрибожьи внуки» Исторический аспект темы донского края. Стихотворения «Ночная гроза», «Рассвет», «Емшан», «Стрибожьи внуки»

Тематика, проблематика, художественное своеобразие произведений донских поэтов 19 века Стихотворения Щербины Н.Ф.,Анисимова Ф.И., Леонова А.А., Туроверова А.В. и др.


Раздел 3. Литература второй половины 19-начала 20 веков

Д.Л. Мордовцев- основоположник донской исторической прозы Драматические моменты русской истории, художественное осмысление жизни страны.

Обзор(фрагментарное знакомство) «Накануне воли», «Знамения времени» и др.

Следование традициям М.Е.Салтыкова-Щедрина в донской литературе. Петровский А.И. «Атаманы» (обзор) Следование традициям М.Е.Салтыкова-Щедрина в донской литературе. Петровский А.И. «Атаманы» (обзор). Сходство главного героя с глуповскими градоначальниками

А.П. Чехов «Палата №6». Тема трагической судьбы мыслящего человека в России 19 века. Языковое мастерство А.П.Чехова.

Мужчина и женщина, любовь и доверие в жизни человека в прозе А.П. Чехова (рассказы «Любовь», «Душечка», «Попрыгунья»). Роль художественной детали в воплощении авторского замысла

Таганрогские детали в рассказах А.П. Чехова Повесть «Огни», рассказы «Приданое», «Человек в футляре». Рассказы «Маска», «Ионыч», «В рождественскую ночь».

Свирский А.И. «Ростовские трущобы» Реалистические картины ростовской жизни конца 19-начала 20 веков. Социально-нравственная проблематика очерков, их художественное своеобразие



IV. Tематическое планирование.


Раздел

К-во

час

Основные виды деятельности

Введение

1

Слушают лекцию учителя, составляют конспект, осмысленно читают, объясняют значение прочитанного

С древнейших времен до нового времени. Русские поэты о Доне.

9

Слушают лекцию учителя, составляют конспект, осмысленно читают, объясняют значение прочитанного. Выбирают действие в соответствии с поставленной задачей. Применяют метод информационного поиска.

Моделируют монологическое высказывание, аргументируют свою позицию и координируют ее. искать и выделять необходимую информацию в тексте, выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа.

Литература второй половины 19-начала 20 веков

8

Зачет

1

Слушают лекцию учителя, составляют конспект, осмысленно читают, объясняют значение прочитанного. Выбирают действие в соответствии с поставленной задачей. Применяют метод информационного поиска.

Моделируют монологическое высказывание, аргументируют свою позицию и координируют ее. ищут и выделяют необходимую информацию в тексте, выполняют учебные действия, планируют алгоритм ответа. искать и выделять необходимую информацию в тексте, выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. Синтезируют полученную информацию для составления ответа, проекта и др.



IV. Календарно-тематическое планирование.



урока

Тема

Основное содержание

Кол-во

час

Дата

Раздел 1. Введение

1

План

Факт

1

Вклад литературы Дона в общенациональную культуру. Особенности донской литературы .

Представление о народах, живущих на Дону, традициях и обычаях. Развитие культуры , весомый вклад литературы Дона в общенациональную культуру

1

10.01


Раздел 2. С древнейших времен до нового времени. Русские поэты о Доне.

2

Подвиг донцов во главе с Платовым в войне с Наполеоном 1805-1807 гг. в стихотворениях Г.Р. Державина «Атаману и Войску Донскому» и «Певец во стане русских воинов» В.А. Жуковского

Прославление подвига донцов во главе с Платовым в войне с Наполеоном 1805-1807 гг Призыв укротить французского зверя. Вкрапление народных оборотов речи и фольклорных образов.

1

17.01


3

Державинские традиции в творчестве поэтов- казаков 18-19 вв. (Е.Н. Кательников, А.Г. Оридовский)

Активное развитие донской литературы 18-19 веков. Достижения русской классики и казачьи фольклорные традиции

1

24.01


4

Донской след в творчестве А.С. Пушкина. Стихотворения «Казак», «Калмычке».

Отражение Донского края в творчестве поэта. История создания стихотворений «Казак», «Калмычке».

1

31.01


5

А.С. Пушкин- свидетель и участник боевых действий. (по пр-м В.С. Моложавенко «Был я среди донцов»,

В.П. Гнутова «Поэт в краю степей необозримых»)

Стихотворение А.С. Пушкина «Дон», пр-я В.С. Моложавенко «Был я среди донцов», В.П. Гнутова «Поэт в краю степей необозримых»

1

7.02


6

Традиционный образ казака в стихотворениях

М.Ю. Лермонтова


Образы казачьего фольклора. Стихотворения «Казачья колыбельная», «Атаман», «Черкесы», «Два сокола». Места, связанные с пребыванием Лермонтова на Дону.

1

14.02


7

Картины природы и народной жизни в стихотворении «Косарь», А.В.Кольцова

Восхищение красотою степного раздолья, отображение экономического уклада казачьего края. Внутренний монолог лирического героя. Фольклорно-песенные традиции

1

21.02


8

Тема Дона и донского казачества в стихотворениях И. Никитина «Донцам», «Весна в степи», поэме «Русь»

Авторская позиция в раскрытии образа донца-казака

1

28.02


9

Краса и ширь степей донского края , слава казачества в произведениях А.Н. Майкова «Ночная гроза», «Рассвет», «Емшан», «Стрибожьи внуки»

Исторический аспект темы донского края. Стихотворения «Ночная гроза», «Рассвет», «Емшан», «Стрибожьи внуки»

1

06.03


10


Тематика, проблематика, художественное своеобразие произведений донских поэтов 19 века

Стихотворения Щербины Н.Ф.,Анисимова Ф.И., Леонова А.А., Туроверова А.В. и др.


13.03


Раздел 3.Литература второй половины 19-начала 20 веков

11

Д.Л. Мордовцев- основоположник донской исторической прозы

Драматические моменты русской истории, художественное осмысление жизни страны.

Обзор(фрагментарное знакомство) «Накануне воли», «Знамения времени» и др.

1

20.03


12

Следование традициям М.Е.Салтыкова-Щедрина в донской литературе. Петровский А.И. «Атаманы» (обзор)

Следование традициям М.Е.Салтыкова-Щедрина в донской литературе. Петровский А.И. «Атаманы» (обзор). Сходство главного героя с глуповскими градоначальниками

1

03.04


13

А.П. Чехов «Палата №6». Тема трагической судьбы мыслящего человека в России 19 века.

Языковое мастерство А.П.Чехова.

1

10.04


14

Мужчина и женщина, любовь и доверие в жизни человека в прозе А.П. Чехова (рассказы «Любовь», «Душечка», «Попрыгунья»).

Роль художественной детали в воплощении авторского замысла

1

17.04


15

Таганрогские детали в рассказах А.П. Чехова

Повесть «Огни», рассказы «Приданое», «Человек в футляре»

1

24.04


16

Таганрогские детали в рассказах А.П. Чехова

Рассказы «Маска», «Ионыч», «В рождественскую ночь»

1

15.05


17

Свирский А.И. «Ростовские трущобы»

Реалистические картины ростовской жизни конца 19-начала 20 веков. Социально-нравственная проблематика очерков, их художественное своеобразие

1

22.05



18

Зачет или читательская конференция (по выбору) (представление проектов, результатов исследовательской работы, отзывов о прочитанных произведениях)


1

29.05



ИТОГО


18






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!