СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по пропаганде здорового образа жизни на 2020-2021 год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по направлению "Пропаганда ЗОЖ" на 2020-2021 год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по пропаганде здорового образа жизни на 2020-2021 год»


Содержание

  1. Пояснительная записка

  2. Календарно-тематическое планирование

  3. Ожидаемые результаты

  4. Список использованной литературы



























Пояснительная записка

Формирование здорового образа жизни школьников актуальная проблема во все времена. Ребенок, у которого в детстве заложены навыки активного, здорового образа жизни, сможет в дальнейшем поделиться своими убеждениями со своими детьми.

Воспитание здорового, активного поколения – наиважнейшая задача воспитателя. Статистика показывает, что с каждым годом здоровье подрастающего поколения улучшается. Происходит распространение таких социально-опасных явлений как наркомания и алкоголизм, табакокурение, употребление ПАВ. В современных реалиях в подростковой среде процветает интернет-зависимость, игромания и т.д.

При обозначенных проблемах просто необходимо вести профилактическую работу, направленную на формирование здорового образа жизни.

Само понятие «Здоровый образ жизни» является взаимосвязью образа жизни и здоровья человека. В коррекционной школе воспитателю под силу научить ребенка вести правильный образ жизни, который будет сохранять его здоровье.

Не для кого не секрет, что детям, которые испытывают проблемы со здоровьем, трудно учиться. Задача педагога коррекционной школы, помочь ребенку с ОВЗ справиться трудностями, которые встречаются на пути школьнику. В.А. Сухомлинский писал: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание». Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет.

Формирование здорового образа жизни направлено не только на физическое состояние, но и на развитие интеллектуальных, нравственных, социальных и эмоциональных качеств детей.

Воспитательная программа на 2020-2021 учебный год является составной частью системы воспитательной работы в школе-интернате и составлена в соответствии с целями и задачами обучения и воспитания.

Воспитательная программа направлена на разработку проблемы:

Формирование здорового образа жизни у воспитанников группы «Альфа»

Программа составлена с учетом социально-воспитательных стандартов и возрастных особенностей воспитанников 11-13 лет.

Цель:

• Формирование у воспитанников знаний о здоровом образе жизни.

• Актуализировать знания воспитанников о компонентах здорового образа жизни.

Задачи:

• знакомство детей с понятием здорового образа жизни;

• формирование у воспитанников устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом;

• воспитание убеждения в необходимости строго соблюдать санитарно-гигиенические правила;

• воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Формы реализации задач:

- изучение психологических особенностей обучающихся (наблюдение, индивидуальные и групповые собеседования с обучающимися и родителями, анкетирование, мини исследования);

- ролевые, деловые, образовательные игры;

- экскурсии, походы;

- соревнования;

- викторины;

- участие в общешкольных мероприятиях;

- диагностика «Охрана здоровья и физическое развитие»


Программа формирования здорового образа жизни у воспитанников коррекционной школы включает в себя такие направления как:

  1. Охрана здоровья и физическое развитие.

- формирование и отработка санитарно-гигиенических навыков;

- профилактика вредных привычек;

- профилактика ЗОЖ

  1. Основы безопасности и жизнедеятельности.

- развитие умений ориентироваться в ЧС;

- оценивать опасность вредных привычек;

- пользоваться доступными (разрешенными) средствами.

  1. Профилактика употребления ПАВ, формирование ЗОЖ.

- Формирование у школьников отрицательного отношения к психоактивным веществам и последствиям их употребления.

  1. Профилактика интернет зависимости.

- создание благоприятных условий, способствующих раскрытию гражданско-патриотического, духовно-нравственного, интеллектуально-творческого потенциала личности подростка.

- информирование подростков о проблеме Интернет-зависимости;

- формирование у подростков адекватного отношения к компьютеру.

Программа включает в себя распределение тем, в которых предлагается ориентирование на усвоение детьми знаний и представлений, а также и на становление его мотивационной сферы, реализация усвоенных знаний и применение в реальном поведении. Главное заключается в том, чтобы создать условия для формирования переноса усвоенного навыка и связанного с ним представления из учебно-воспитательной ситуации в повседневную жизнь.

Методика строится в направлении личностно - ориентированного взаимодействия с детьми. Акцент делается на самостоятельное экспериментирование и поисковую деятельность самих детей, с побуждением их к творческому выполнению заданий.

Программа построена с учетом возрастных особенностей, физического и психического развития детей, способных овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками.

Программа рассчитана в объеме 71 часа, занятия проводятся 2 раза в неделю по средам и пятницам.




Календарно-тематическое планирование



Содержание занятия

Кол-во часов

Дата проведения

1

«Еда, которая тебя убивает»

1

02.09

2

Оформление стендов по ГО и ЧС, ПДД, ПБ и антитеррору

1

04.09

3

Парад овощей «Овощи очень полезны»

1

09.09

4

Вся правда о наркотиках

1

11.09

5

Дидактическая игра «Что мы знаем о дорожных правилах?»

1

16.09

6

Презентация - викторина «Своя игра» на тему «Правила дорожного движения»

1

18.09

7

Спортивная эстафета

1

23.09

8

Час общения «Развитие мальчика, юноши»

1

25.09

9

«Школа информационной безопасности» - видеоролик «Компьютерная зависимость»

1

30.09

10

Беседа «Я пешеход»

1

02.10

11

Беседа «Соблюдение правил личной гигиены

1

07.10

12

Курить – здоровью вредить

1

09.10

13

Семейный час «Если хочешь быть здоровым»

1

14.10

14

«Библиотека как центр культуры и знаний»

1

16.10

15

Инфекционные заболевания

1

21.10

16

Беседа. Интернет в моей семье

1

23.10

17

Беседа: «Помоги себе сам»

1

28.10

18

Занятие «Безопасность на улице – залог сохранения здоровья»

1

30.10

19

Беседа «Режим дня»

1

18.11

20

Просмотр видеороликов о вреде наркотиков

1

20.11

21

Конкурс плакатов «Сохраним нашу природу!!!»

1

25.11

22

Час нравственности: «Дружба девочек и мальчиков»

1

27.11

23

Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни»

1

02.12

24

Разрушающее воздействие алкоголя

1

04.12

25

Сон – лучшее лекарство

1

09.12

26

«Сказка о золотых правилах безопасности в Интернет»

1

11.12

27

«Дорожные знаки и дополнительные средства информации»

1

16.12

28

Улица полна неожиданностей

1

18.12

29

Беседа. Здоровое питание

1

23.12

30

Тренинг «Мальчики и девочки: такие разные»

1

25.12

32

Я здоровье берегу – сам себе я помогу

1

13.01

33

Изготовление и раздача памяток «Антитеррористическая

безопасность»

1

15.01

36

Экскурсия «Зимняя сказка

1

20.01

37

«Скажи наркотикам нет!»

1

22.01

38

Светоотражающие элементы. Фликеры

1

27.01

39

Дискуссия: «Интернет: за и против»

1

29.01

40

Бытовая техника. Правила безопасности

1

03.02

41

Эмоции и управления ими

1

05.02

42

Путешествие в страну здоровья

1

10.02

43

Профилактика употребления алкоголя»

1

12.02

44

Тренинг «Быть уверенным – это здорово!»

1

17.02

45

Экскурсия на тропу здоровья

1

19.02

46

«Друзья здоровья»

1

24.02

47

«Поведение учащихся в школе и дома»

1

26.02

48

«Мои любимые сайты»

1

03.03

49

«А ну, ка девушки» - развлекательная программа

1

05.03

50

«Человек и его предназначение»

1

10.03

51

Табак и дети несовместимы

1

12.03

52

Игра «Знайте ПДД, как таблицу умножения»

1

17.03

53

«Твои полезные привычки»

1

19.03

54

«Чтобы быть к труду готовым, надо быть всегда здоровым»

1

31.03

55

Осторожно, Интернет!

1

02.04

56

Всемирный день здоровья. Экскурсия на тропу здоровья

1

07.04

57

Чудо земли - хлеб

1

09.04

58

Предназначение мужчины и женщины

1

14.04

59

Конкурсная программа «А ну-ка бабушки»

1

16.04

60

Влияние алкоголя на организм

1

21.04

61

«Традиции семьи»

1

23.04

62

Конкурс на лучшую листовку «Я хочу вырасти здоровым

1

28.04

63

Беседа «Надёжная защита организма»

1

30.04

64

Овощи, фрукты – полезные продукты

1

05.05

65

Суд над сигаретой

1

07.05

66

Доктор здоровая кожа

1

12.05

67

Советы Айболита «Как беречь зубы»

1

14.05

68

Инструктаж на каникулы по ПДД и ППБ. Тема: Пешеходные переходы

1

19.05

69

«Язык вражды»

1

21.05

70

Профилактика компьютерной зависимости у подростков.

1

26.05

71

Табак и дети несовместимы

1

28.05





















Ожидаемые результаты. Эффективность программы

В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:

  • выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;

  • осуществлять активную оздоровительную деятельность;

  • обладать навыками здорового образа жизни

  • ориентироваться в чрезвычайных ситуациях.

Воспитанники должны знать:

  • факторы, влияющие на здоровье человека;

  • причины некоторых заболеваний;

  • о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;

  • о вреде ПАВ;

  • об опасности интернет-зависимости;

  • о противостоянии конфликтов.

Эффективность программы определяется по методике Н.С. Гаргуша. Определяется общий уровень сформированности культуры здоровья школьников (Приложение 1).























Список использованной литературы



  1. Байгулов Ю. П. Программа средней школы по физической культуре (внеклассная работа), М., Просвещение, 2007г.

  2. Байгулов Ю. П. Кто станет теннисистом. - Спортивные игры, 2003г.

  3. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология – М., 1988

  4. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - М., 2005

  5. Матвеева Е. М. Азбука здоровья: профилактика вредных привычек. – М., 2007

  6. Иванов В. С. Теннис на столе. М., 1970.

  7. Филин В. П., Талышев Ф.М. Тем, кто тренирует юных. - Теория и практика физической культуры, 2005г.

  8. Филин В. П. Начальная подготовка юного спортсмена. М., 2007г.

  9. Худенко Е. Д., Гаврилычева Г. Ф. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, в детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. – М.:АРКТИ, 2005





























Приложение 1

Методика «Гармоничность образа жизни школьников»

(Н.С. Гаркуша)


Цель: наличие у обучающихся понимания ценности и значимости здоровья, ведения здорового образа жизни.

Инструкция. Отметьте знаком «+» пункты, характерные для Вашего образа жизни.

Вопросы

  1. Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?

а) хорошее; б) удовлетворительное;

в) плохое; г) затрудняюсь ответить.

  1. Занимаетесь ли Вы физической культурой или спортом?

а) да, занимаюсь;

б) нет, не занимаюсь.

  1. Как долго днём бываете на улице, на свежем воздухе?

а) чаще всего больше 2 часов;

б) около часа;

в) не более получаса или вообще не выхожу на улицу.

  1. Делаете ли утром следующее:

а) физическую зарядку;

б) обливание;

в) плотно завтракаю;

г) курите по дороге в школу.

  1. Обедаете ли в школьной столовой?

а) да, регулярно;

б) иногда;

в) нет.

  1. В котором часу ложитесь спать?

а) до 21 часа;

б) между 21 и 22 часами;

в) после 22 часов.

  1. Употребляете ли Вы спиртные напитки, наркотические вещества или курите?

а) да, активно;

б) изредка;

в) никогда.

8. Как Вы чаще всего проводите свободное время?

а) занимаюсь в спортивной секции, кружке; б) провожу время с друзьями;

в) читаю книги; г) помогаю по дому;

д) преимущественно смотрю телевизор (видео);

е) играю в компьютерные игры; ж) другое.










Бланк ответов

вопроса

Вариант ответа

а

б

в

г

д

е

ж

1








2








3








4








5








6








7








8








Сумма:








Обработка результатов

Ответы оцениваются по десятибалльной шкале

вопроса

Вариант ответа

а

б

в

г

д

е

ж

1

10

5

0

0




2

10

0






3

10

5

0





4

10

10

0

0




5

10

5

0





6

10

5

0





7

0

5

10





8

10

5

5

5

0

0

0

Подсчитайте общее количество баллов.

Интерпретация

Высокий уровень – 110 – 80 баллов – осознанное отношение школьников к собственному здоровью; ведение здорового образа жизни; самостоятельное целенаправленное овладение практическими навыками сохранения и преумножения здоровья.

Средний уровень – 75 – 50 баллов – частичное понимание школьниками важности сохранения, укрепления здоровья и ведения здорового образа жизни, эпизодическое овладение практическими навыками сохранения и преумножения здоровья.

Низкий уровень – 45 баллов и меньше – отсутствие у школьников понимания ценности и значимости здоровья, ведение образа жизни, способствующего развитию болезней.

Методика «Гармоничность образа жизни школьников»

(Н.С. Гаркуша)

Бланк ответов

вопроса

Вариант ответа

а

б

в

г

д

е

ж

1








2








3








4








5








6








7








8








Сумма:











Методика «Уровень владения школьниками

культурными нормами в сфере здоровья»

(Н.С. Гаркуша)

Цель: изучение уровня владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья.

Инструкция. Отметьте знаком «+» характерные для Вас пункты утверждений в вопросах I, IV, V, V I, в вопросах II и III отметьте знаком «+» один из предложенных ответов.

  1. Занимаетесь ли Вы:

а) в школьной спортивной секции;

б) в спортивной секции других учреждений;

в) чтением научной литературы о сохранении своего здоровья;

г) просмотром передач на тему здоровья;

д) употреблением витаминов;

е) чтением энциклопедий для юношей и девушек.

  1. Как часто участвуете в спортивных мероприятиях, организуемых после уроков:

а) вообще никогда не участвую;

б) очень нерегулярно;

в) раз или два в неделю;

г) три и более раз в неделю.

  1. На уроках физической культуры вы занимаетесь:

а) с полной отдачей;

б) без желания;

в) лишь бы не ругали.

  1. Какие у Вас отношения с окружающими людьми (родителями, друзьями, учителями):

а) полное взаимопонимание;

б) доверительные;

в) уважительные;

г) отсутствие взаимопонимания.

  1. Для ведения здорового образа жизни Вы:

а) соблюдаете режим дня;

б) соблюдаете режим питания и употребляете витаминизированную пищу;

в) занимаетесь спортом;

г) делаете регулярно утреннюю зарядку;

д) не имеете вредных привычек.

  1. Как Вы считаете, какие качества Вас характеризуют:

а) физическая сила и выносливость;

б) умственная работоспособность;

в) ум, сообразительность;

г) сила воли, выдержка, терпение и упорство;

д) объём знаний о здоровом образе жизни;

е) умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве;

ж) внимание и наблюдательность;

з) умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремлённость);

и) умение организовать свой труд (организованность);

к) умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи;

л) чуткость и отзывчивость к людям;

м) умение работать вместе с товарищем, видеть, кому нужна твоя помощь, помогать и принимать помощь от других;

н) умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива;

о) умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причёсываться и т.д;

п) умение беречь время;

р) умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки.



Обработка результатов

За все выбранные утверждения в вопросах 1,5,6 – по 5 баллов, во 2 – 5 баллов за 4-е утверждение, в 3 – 5 баллов за 1-е утверждение, в 4 – по 5 баллов за 1-е, 2-е, 3-е утверждения.

Интерпретация

Высокий уровень – 160-130 баллов – идеальный образ здорового человека, физически активного, укрепляющего здоровье самостоятельно, умеющего сотрудничать с окружающими в вопросах сохранения и укрепления здоровья, в совершенстве владеющего культурными нормами в сфере здоровья.

Средний уровень – 125 – 90 баллов – знания школьников о здоровом образе жизни не являются убеждениями, характерно эпизодическое овладение школьниками практическими навыками сохранения и преумножения здоровья, готовность к сотрудничеству, со взрослыми в вопросах здоровьесберегания.

Низкий уровень – ниже 85 баллов – отсутствие у школьников системы элементарных знаний о здоровье и здоровом образе жизни и мотивации к заботе о собственном здоровье; зачастую не выполняются элементарные правила гигиены, не проводятся оздоровительные процедуры.

Методика «Уровень владения школьниками

культурными нормами в сфере здоровья»

(Н.С. Гаркуша)

Бланк ответов



вопроса




Вариант ответа


а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

л

м

н

о

п

р

1

















2

















3

















4

















5

















6

















Сумма баллов:































Участие школьников в здоровьесберегающих и пропагандирующих здоровый образ жизни мероприятиях

(Н.С. Гаркуша)

Инструкция. Отметьте знаком «+» мероприятия, в которых вы активно принимаете участие:

  • в спортивных соревнованиях;

  • в спортивных праздниках;

  • в туристических походах;

  • в проведении дней, недель здоровья;

  • в подготовке лекций и бесед о здоровом образе жизни;

  • в подготовке открытых уроков и внеклассных мероприятий;

  • в различных подвижных, спортивных играх, эстафетах;

  • в проведении физкультминуток, физкультпауз;

  • в разработке проектов, программ, сценариев праздников здоровья;

  • в создании творческих работ и исследовательских проектов о здоровье;

  • в конкурсах рисунков и плакатов о здоровом образе жизни;

  • в конкурсах сочинений, изложений, диктантов о здоровом образе жизни;

  • в молодёжных акциях, направленных на профилактику вредных привычек.

Обработка результатов

Каждый плюс оценивается 10 баллами.

Интерпретация

Высокий уровень – 130 – 100 баллов – наличие физической и творческой активности детей как элемента стиля жизни, то есть целеустремленная деятельность школьника для укрепления здоровья, развития физического потенциала и достижения физического совершенства, для эффективной реализации своих задатков с учётом личностной мотивации и социальных потребностей.

Средний уровень – 90 – 50 баллов – недостаточная активность в мероприятиях здоровьесберегающей направленности вследствие отсутствия в должной степени мотивации на ведение здорового образа жизни.

Низкий уровень – меньше 40 баллов – отсутствует потребность ведения здорового образа жизни, проявляется пассивность в самосовершенствовании и самореализации в процессе приобретения знаний о здоровье человека.

Инструкция. Отметьте знаком «+» мероприятия, в которых вы активно принимаете участие:

  • в спортивных соревнованиях;

  • в спортивных праздниках;

  • в туристических походах;

  • в проведении дней, недель здоровья;

  • в подготовке лекций и бесед о здоровом образе жизни;

  • в подготовке открытых уроков и внеклассных мероприятий;

  • в различных подвижных, спортивных играх, эстафетах;

  • в проведении физкультминуток, физкультпауз;

  • в разработке проектов, программ, сценариев праздников здоровья;

  • в создании творческих работ и исследовательских проектов о здоровье;

  • в конкурсах рисунков и плакатов о здоровом образе жизни;

  • в конкурсах сочинений, изложений, диктантов о здоровом образе жизни;

  • в молодёжных акциях, направленных на профилактику вредных привычек.





Определение общего уровня сформированности

культуры здоровья школьников

(Н.С. Гаркуша)


Для обобщения полученного материала и определения уровня культуры здоровья школьников необходимо суммировать результаты последних трёх анкет и для вычисления итогового среднего балла сумму необходимо разделить на три.


Получаются следующие уровни здоровья:


Высокий уровень воспитанности культуры здоровья школьников – 135 – 100 баллов. Осознание школьниками ценности здоровья, ведение здорового образа жизни, наличие представлений о сущности здоровья; самостоятельное целенаправленное овладение практическими навыками сохранения и преумножения здоровья; высокая творческая активность; умение сотрудничать со взрослыми в вопросах сохранения и укрепления здоровья; активное участие школьников в мероприятиях, пропагандирующих здоровый образ жизни.


Средний уровень воспитанности культуры здоровья школьников – 100 – 60 баллов. Частичное понимание школьниками важности сохранения, укрепления здоровья и ведения здорового образа жизни; наличие элементарных знаний о здоровье; эпизодическое овладение практическими навыками сохранения и преумножения здоровья, стремление к самосовершенствованию и творческому выражению; готовность к сотрудничеству со взрослыми в вопросах сохранения и укрепления здоровья; нерегулярное участие школьников в мероприятиях, пропагандирующих здоровый образ жизни.


Низкий уровень воспитанности культуры здоровья школьников – меньше 60 баллов. Отсутствие у школьников системы элементарных знаний о здоровье и здоровом образе жизни; наличие вредных привычек, хронических заболеваний, ведение образа жизни, способствующего развитию болезней; сотрудничество со взрослыми и участие школьников в мероприятиях, пропагандирующих здоровый образ жизни минимальное или отсутствует.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!