СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по природоведению для 5 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по природоведению для 5 класса»

Министерство образования Кировской области

Кировское областное государственное образовательное бюджетное учреждение «Школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья пгт Кумены»



« Согласовано» « Утверждаю»

Руководитель МО учителей _______________

Директор школы А.А. Панкратова

Приказ № от « » сентября 2021 г.

Протокол № _______от « » _________ 2021г.


Рабочая программа

по учебному предмету

«Природоведение»

6 класс


Разработана и реализуется в соответствии

с ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),

вариант 1



Всего 68 учебных часов


Учитель: Чернышева Л.В., первая

квалификацирнная категория


2021-2022 учебный год





Пояснительная записка.

Рабочая программа 6 класса по природоведению составлена в соответствии с программой под редакцией И.М. Бгажноковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» изд. Москва «Просвещение» 2013 г.

Естественно-научное образование обучающихся с нарушени­ем интеллекта строится на основе психологических особен­ностей восприятия и анализа окружающего мира.

Основной коррекционной задачей является преодоление инертности психических функций, расширение представлений о много­образии форм жизни окружающей среды. Так же как и все другие предметы учебного плана, естествоведческие знания помогают осмыслению единства неживой и живой природы, формируют у обучающихся практические навыки взаимодейст­вия с объектами природы, ее явлениями. Природоведение тес­но примыкает к домоводству и различным профилям трудо­вого обучения.

Программа продолжает вводные курсы «Живой мир» (0—4 классы) и «Природоведение» (5 класс), при изучении которых обучающиеся получили элементарную естественно-на­учную подготовку.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность природоведческого курса, а его содержание будет способствовать правильному поведению в соответствии с за­конами природы и общечеловеческими нравственными цен­ностями.

Изучение природоведческого материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, фи­зического, трудового, санитарно-гигиенического и полового воспитания школьников.

Знакомство с разнообразием растительного и животного мира должно вызывать у детей чувство любви к природе и ответственности за ее сохранность. Обучющиеся должны по­нимать, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью человека. Школьники должны знать, что че­ловек — часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и последующих по­колений.

Данная программа предполагает ведение наблюдений, ор­ганизацию лабораторных и практических работ, демонстра­цию опытов и проведение экскурсий. Все это даст возмож­ность более целенаправленно способствовать развитию лю­бознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию обучающихся: тре­нировать память, развивать наблюдательность, корригировать мышление и речь.

Природоведение, как учебный предмет в 6 классе коррекционной школы VIII вида представлен разделом «Неживая природа». В 6 классе обучающиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания об элементарных физических и химических свойствах и использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, о некоторых явлени­ях неживой природы.



Общая характеристика учебного предмета

Курс «Природоведение» ставит своей целью расширить кругозор и подготовить обучающихся к усвое­нию систематических биологических знаний.

Основными задачами курса «Природоведение» являются:

  • Формирование элементарных научных знаний о живой приро­де;

  • демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой при­родой;

  • формирование специальных и общеучебных умений и навыков;

  • воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной ра­боты;

воспитание социально значимых качеств личности. Курс «Природоведение» ставит своей целью расширить кругозор и подготовить обучающихся к усвое­нию систематических биологических знаний.

Основными задачами курса «Природоведение» являются:

  • Формирование элементарных научных знаний о живой приро­де;

  • демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой при­родой;

  • формирование специальных и общеучебных умений и навыков;

  • воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной ра­боты;

  • воспитание социально значимых качеств личности.

В процессе изучения природоведческого материала у обучающих­ся развивается на­блю­да­тельность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение ана­ли­зи­ровать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и за­ви­си­мости.

В процессе изучения природоведческого материала у обучающих­ся развивается на­блю­да­тельность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение ана­ли­зи­ровать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и за­ви­си­мости.

Программа по природоведению в 6 классе состоит из следующих разделов: «Введение», «Растительный мир», «Животный мир», «Человек», «Обобщающее повторение».

Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены межпредметные связи, на которые опира­ются обучающиеся при изучении природоведческого материала.






Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Природоведение» входит в предметную область «Естествознание» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Класс

6 класс

Требования к базовым учебно – познавательным действиям

Количество часов в неделю

2 часа


Итого в год

68 часов






Планируемые результаты освоения учебного предмета

В соответствиис требованиями Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (ин­теллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные ре­зуль­та­ты.

Личностные результаты

-Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально – значимых мотивов учебной деятельности. Формирование интереса к предметам живой и неживой природы, к своей стране, её природным богатствам.

-Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Формирование умения обращаться за помощью к учителю или одноклассникам в случае возникновения затруднений при выполнении практических работ, заданий в тетради на печатной основе, работе со статьёй учебника, наглядным материалом.

-Формирование готовности к самостоятельной жизни. Формирование знаний о здоровом образе жизни, формирование стремления соблюдать и вести здоровый образ жизни. Знакомство с доступными правилами ухода за комнатными растениями, домашними животными и животными живого уголка.

- Овладение социально – бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.Формирование умений соблюдать правила личной гигиены, режима дня, здорового питания.

-Формирование бережного отношения к природе, знакомство с Красной книгой.

-Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире


Предметные результаты

Минимальный уровень:

-узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

-представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;

-отнесение изученных объектов к определенным группам (осина – лиственное дерево леса);

-называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (хвойные деревья, рыбы, насекомые);

- соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значения в жизни человека;

-соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

-выполнение несложных заданий под контролем учителя;

-адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.


Достаточный уровень:

-узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;

-представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

-отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом раз­лич­ных оснований для классификации (корова – животное, млекопитающее животное, травоядное животное, сельскохозяйственное животное);

-называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;

-выделение существенных признаков групп объектов;

-знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;

-участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

-выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

-совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;

-выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;

-осуществление деятельности по уходу за чистотой водоемов;

- осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.


Содержание учебного предмета

Раздел I. Введение

Раздел II. Растительный мир Земли.

Разнообразие растительного мира. Части растения. Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов). Строение растений.

Деревья, кустарники, травы. Общая характеристика.Дикорастущие и культурные растения.

Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня. Деревья хвойные (сезонные изменения). Ель, сосна, лиственница.

Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Лещина, боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина. Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник. Одуванчик, ромашка, укроп, петрушка.

Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика и др. Внешний вид. Места произрастания.

Лекарственные растения. Алоэ, зверобой и др. Правила сбора. Использование.

Комнатные растения. Герань, бегония, фиалка и др. Уход. Значение.

Растительный мир разных районов Земли.

Растения нашей страны.

Растения своей местности: дикорастущие и культурные.

Красная книга России и своего края.

Практические работы:

  • Зарисовки деревьев, кустарников, трав.

  • Выделение составных частей (органов) растений.

  • Изготовление гербариев отдельных растений.

  • Сезонные наблюдения за растениями.

  • Зарисовка растений в разные времена года

  • Уход за комнатными растениями.

  • Сбор лекарственных растений, запись правил их использования в тетрадь. Приготовление отвара лекарственных трав.

Экскурсии

Экскурсии в парк, сквер, сад, лес, поле, огород.

Раздел III.Животный мир Земли.

Разнообразие животного мира. Различие по внешнему виду, способам питания, передвижения и др.

Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.

Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие).

Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана.

Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана.

Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.

Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.

Животные рядом с человеком.

Домашние животные в городе и деревне.

Уход за животными в живом уголке или дома. Собака, кошка, аквариумные рыбы, морская свинка, хомяк, черепаха. Правила ухода и содержания.

Охрана животных. Заповедники. Красная книга.

Практические работы

  • Зарисовки животных.

  • Изготовление кормушек, скворечников.

  • Сезонные наблюдения за животными.

  • Составление правил ухода за домашними животными.

Экскурсии

Экскурсии в зоопарк, парк, живой уголок, на животноводческую, птицеводческую фермы или звероферму (в зависимости от местных условий).

Раздел IV. Человек.


Как устроен наш организм. Анатомическое строение. Части тела и внутренние органы.

Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов.

Здоровый образ жизни человека (гигиена, закаливание, вредное воздействие на организм алкоголя, никотина, наркотиков). Правила личной гигиены.

Осанка. Правильная осанка. Причины и профилактика искривлений позвоночника. Гигиена.

Органы чувств. Значение органов чувств.

Правила гигиены и охрана органов чувств. Профилактика нарушений слуха и зрения.

Здоровое (рациональное) питание. Разнообразие продуктов питания. Витамины. Режим и гигиена.

Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.

Оказание первой доврачебной помощи. Помощь при ушибах, порезах, ссадинах. Профилактика простудных заболеваний. Выполнение советов врача. Домашняя аптечка. Специализация врачей. Медицинские учреждения нашего города.

Практические работы

  • Показ частей тела и важнейших органов на таблицах, муляжах, торсе человека.

  • Составление схем, зарисовка по контуру частей тела и важнейших органов, работа на магнитной доске.

  • С помощью различных органов чувств определение качеств и свойств различных предметов.

  • Физические упражнения, направленные на поддержание правильной осанки.

  • Составление и запись в тетрадь правил личной гигиены.

  • Составление распорядка дня.

  • Упражнения в оказании первой доврачебной помощи (обработка ссадин и мелких ран - порезов, наложение пластыря). Подсчет частоты пульса, измерение температуры тела.

  • Уборка классного помещения (проветривание, влажная уборка). 

Экскурсии

Экскурсии в медицинский кабинет, поликлинику, аптеку.


Раздел V. Повторение.


Курс «Природоведение» ставит своей целью расширить кругозор и подготовить обучающихся к усвое­нию систематических биологических знаний.

Основными задачами курса «Природоведение» являются:

  • Формирование элементарных научных знаний о живой приро­де;

  • демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой при­родой;

  • формирование специальных и общеучебных умений и навыков;

  • воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной ра­боты;

  • воспитание социально значимых качеств личности.

В процессе изучения природоведческого материала у обучающих­ся развивается на­блю­да­тельность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение ана­ли­зи­ровать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и за­ви­си­мости.

Программа по природоведению в 6 классе состоит из следующих разделов: «Введение», «Растительный мир», «Животный мир», «Человек», «Обобщающее повторение».

Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены межпредметные связи, на которые опира­ются обучающиеся при изучении природоведческого материала.


















Тематический план


Перечень разделов

Количество часов

Требования к базовым учебно – познавательным действиям

Раздел I. Введение

Обучающиеся должны знать:

-что изучает природоведение;

-предметы и объекты живой и неживой природы;

-простейшую классификацию растений (деревья, кустарники, травы);

-среду обитания и разнообразие растительного и животного мира Земли;

- название типичных представителей растительного и животного мира России и своего края;

-названия некоторых редких и занесенных в Красную книгу растений и животных своей местности;

-правила поведения в природе;

-название частей тела и основных органов, их назначение;

-основные санитарно – гигиенические нормы и правила оказания доврачебной помощи.

Обучающиеся должны уметь:

-наблюдать за сезонными изменениями в природе, растительном и животном мире своей местности;

-называть разнообразных представителей животного и растительного мира;

-ухаживать за домашними животными и культурными растениями;

-показывать части тела и некоторые органы (сердце, легкие, желудок, органы чувств;



Раздел II. Растительный мир Земли

17ч






Раздел III. Животный мир Земли

34ч

-демонстрировать образец правильной осанки;

-оказывать простейшую доврачебную помощь, измерять температуру тела;

-соблюдать правила элементарной гигиены


Раздел IV.Человек.


13ч

Раздел V. Повторение.

3 ч

Итого

68 часов




Календарно-тематическое планирование


урока

ТЕМА УРОКА

Содержание урока

Дата проведения

урока




по

плану

по

факту


Введение - 5 часов




1

Мир вокруг нас.

Природа - это все, что нас окружает: и живое, и неживое.

Сл. р.: Живая природа, неживая природа.





2

Живая и неживая природа. Явления природы.

Природные тела: живые и неживые. Изделия, сделанные руками человека. Необходимость знаний для человека о природе. Сохранение природных богатств.

Сл. р.: тела живой природы, тела неживой природы, явления природы.

Заполнение таблицы. (Распределить по группам тела живой, неживой природы и тела, сделанные руками человека).



3

Тела и вещества. Превращения веществ.

Отличительные признаки твёрдых, жидких и газообразных веществ. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей в газы.

Сл. р.: тела твердые, жидкие, газообразные




4

Форма и величина Земли.

Элементарные представления о планете, на которой мы живем, её форме и величине.

Сл.р.: Небесные тела. Звезды. Планеты. Космос. Полюсы Северный и Южный. 



5

Смена дня и ночи. Смена времен года.

Элементарные представления о смене дня и ночи, сезонов года и годовом цикле развития.

Сл.р.: Смена дня и ночи. Сутки. Год. Смена времен года.





Вода- 15 часов




6

Вода в природе.

Наличие воды в природе: водоемы, воздух, снег, лед, почва, растения. Роль пресной воды. Охрана водоемов и экономия пресной воды.

Сл. р.: Вода, водоем. Соленая вода, пресная вода, айсберг




7

Свойства воды.

Основные признаки воды: прозрачность, жидкость, текучесть. Изменение свойств воды при нагревании и охлаждении.

Опыт № 1 «Расширение воды при нагревании, сжатие при охлаждении».

Опыт №2 «Расширение воды при замерзании»


Сл. р.: Прозрачная жидкость, текучесть воды. Колба. Жидкое тело. Расширение. Сжатие.




8

Способность воды растворять некоторые вещества.

Условия растворения в воде соли и сахара, соды.

Опыт № 3 «Растворение соли, сахара в воде»,

Сл. р.: Растворимые вещества, нерастворимые вещества, фильтр.




9

Растворимые и нерастворимые в воде вещества.

Различия между растворимыми и нерастворимыми веществами.

Сл. р.: Растворимые вещества, нерастворимые вещества, фильтр.




10

Прозрачная и мутная вода.

Различия прозрачной, чистой и мутной воды.

Опыт № 4 «Очистка мутной воды»

Сл. р.: Вода прозрачная, чистая, мутная.




11

Растворы.

Понятие «раствора» и его применение.

Опыт №5 «Выпаривание солей из питьевой, минеральной и мор­ской воды».

Сл. р.: Раствор

  1. Расширение воды при нагревании и сжатие при охла­ждении.

  2. Растворение соли, сахара в воде.

  3. Очистка мутной воды.




12

Три состояния воды в природе. Переход воды из одного состояния в другое.


Различие росы, инея, тумана

Сл. р.: Роса, иней, туман




13

Температура воды и ее измерение.


Ознакомление с устройством термометра и его применением.

Сл. р.: термометр водный, медицинский, комнатный и уличный, температура, градус.


Рисунок «Устройство термометра»



14

Практическая работа №1. Измерение температуры питьевой воды, кипящей воды и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей».


Практическая работа №1 «Измерение температуры питьевой воды, кипящей воды и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей».

Формирование практических навыков измерения температуры холодной воды, горячей и теплой воды. Запись показаний термометра в холодной, горячей и тёплой воде.



15

Работа воды в природе.

Образование рек, озер, океанов. Стихийные бедствия от воды.

Сл. р.: течение, русло, пещеры, наводнения.





16

Значение воды в природе.

Значение воды в природе, для растительного и животного мира. Выявление причин загрязнения воды и показ необходимость охраны воды. 

Сл.р.: Вода, состояния воды, вода в природе.


Пословицы и поговорки о воде.



17

Использование воды человеком.

Значение воды в жизни человека. Необходимость воды в быту, на фабриках и заводах и ее рациональное использование. Выявление причин загрязнения воды и показ необходимость охраны воды. 

Сл. р.: Очистные сооружения




18

Практическая работа №2. Наблюдения за расходом воды и электроэнергии в школе.


Практическая работа №2 «Наблюдения за расходом воды и электроэнергии в школе»

Исследование расхода количества воды в школе. Ценность воды и необходимость бережного отношения к ней.



19

Охрана воды.

Выявление причин загрязнения воды и показ необходимость охраны воды. Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды.

Сл.р.: Пресная вода, охрана воды

Рисунок об охране воды.



20

Обобщение по разделу «Вода».

Повторение и закрепление знаний по теме «Вода» - игра-презентация. Тестовая контрольная работа.




Воздух – 16 часов




21

Воздух вокруг нас.

Понятие «воздух» и его местонахождение. Понятие «атмосфера»

Опыт №1: Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва).

Сл. р.: Воздух, воздушная оболочка, атмосфера.




22

Свойства воздуха.

Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, упругость. Свойство воздуха занимать место и применение этого свойства. Свойство воздуха сжиматься и быть упругим.

Использование этого свойства.

Опыт №2: Воздух занимает объем.

Опыт №3: Воздух упругий.

Сл.р.: Газообразное тело. Сжимаемость воздуха, упругость


Рисунок об использовании сжатого воздуха человеком.



23

Теплый и холодный воздух.


Свойства теплого и холодного воздуха. Представление об отличии свойств теплого и холодного воздуха.

Опыт №4: Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении

Сл. р.: сжатие, расширение.




24

Теплопроводность воздуха.


Понятие о теплопроводности воздуха.

Опыт №5: Воздух — плохой проводник тепла.

Сл. р.: теплопроводность воздуха.

Составление рассказа (Как люди используют плохую теплопроводность воздуха для сохранения тепла в доме).



25

Движение воздуха.

Перемещение теплого и холодного воздуха.

Опыт №6: Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и обратно. Наблюдение за отклонением пламени свечи.

Сл.р.: теплый воздух, холодный воздух




26

Ветер.

Формирование знаний о причинах возникновения ветра. Перемещение воздуха и появление ветра, расположение теплого и холодного воздуха.

Сл. р.: Ветер.




27

Практические работы №3, №4. Зарисовка барометра и флюгера. Определение направле­ния ветра по модели флюгера.

Практические работы №3, №4. «Зарисовка барометра и флюгера. Определение направле­ния ветра по модели флюгера»

Представление о назначении и устройстве флюгера и барометра.

Сл.р.: флюгер, барометр.




28

Работа ветра в природе.

Значение ветра в природе. Использование силы ветра людьми. Разрушительная сила ветров..

Сл. р.: Ветер, сила ветра, прибой, ураган, шторм.




29

Состав воздуха.


Основной состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот, водные пары

Сл. р.: Кислород, углекислый газ, азот, водные пары




30

Свойства кислорода.


Основные признаки кислорода и его свойства.

Опыт№7: Получение кислорода и демонстрация его свойства поддерживать горение

Сл. р.: Газ, кислород.




31

Значение кислорода.

Использование кислорода людьми, необходимость кислорода растениям, животным и человеку.

Сл. р.: Газ, кислород, жидкий кислород, кислородная подушка.


Д/з Записи, стр.68-70. Заполнение таблицы «Значение кислорода»



32

Углекислый газ и его свойства.

Признаки и свойства углекислого газа. Области применения углекислого газа. 

Сл. р.: Углекислый газ, «сухой лед».




33

Значение воздуха.

Использование воздуха людьми и его значение в природе.

Сл. р.: сила ветра




34

Чистый и загрязненный воздух.

Различие чистого и загрязненного воздуха.

Сл. р.: Чистый воздух, загрязненный воздух.




35

Охрана воздуха.

Способы охраны воздуха.

Сл. р.: Чистый воздух, загрязненный воздух, озеленение.




36

Обобщение по разделу «Воздух».

Закрепление знаний учащихся о воздухе, его составе и свойствах – игра-презентация. Тестовый контроль знаний по теме «Воздух».




Полезные ископаемые – 20 часов




37

Горные породы.


Понятие о полезных ископаемых и их значении. Отличительные признаки полезных ископаемых. Понятие о горных породах

Сл. р.: Полезные ископаемые, горные породы и минералы. Месторождение. Геолог.




38

Строительные материалы. Гранит.

Полезные ископаемые, используемые в строительстве: гранит. Значение слова «гранит», Месторождения гранита, состав, свойства и применение.

Сл. р.: Строительные полезные ископаемые. Гранит – прочный камень.




39

Известняк.


Определение видов известняков. Внешний вид и свойства, добыча и использование.

Сл. р.: Известняк, мрамор, мел.




40

Песок и глина.

Основной состав песка и глины, их свойства и использование.

Сл. р.: Песок, глина.

Заполнение таблицы (Полезные ископаемые в строительстве и их значение)



41

Горючие полезные ископаемые. Торф.


Представление о горючих полезных ископаемых: торф, каменный уголь, природный газ. Характерные места образования торфа, его состав, признаки и свойства, способы добычи и использование.

Опыт№1: Определение некоторых свойств горючих полезных ис­копаемых: влагоемкость торфа и хрупкость каменного угля.

Сл. р.: торф, каменный уголь, природный газ, горючесть. Торф, влагоемкость, торфяники, торфяные болота.




42

Каменный уголь.


Характерные признаки каменного угля и его отличие от торфа, виды каменного угля, места, способы добычи и использование

Сл. р.: Каменный уголь, антрацит, бурый каменный уголь, шахта.


Заполнение схемы (Виды каменного угля)



43

Нефть.


Отличие нефти от каменного угля, месторождения, способы добычи и доставки нефти, использование продуктов нефти.

Сл. р.: Нефтяная скважина. Нефть, нефтепроводы, бензин, керосин.

Заполнение таблицы (Что получают из нефти)



44

Природный газ.

Характерные свойства и признаки природного газа, места добычи и его применение.

Сл. р.: Природный газ, взрывоопасность




45

Полезные ископаемые, используемые для получения минеральных удобрений.

Знакомство с минеральными удобрениями, их получение из полезных ископаемых и использование.

Опыт №2: Определение растворимости и нерастворимости ка­лийной соли, фосфоритов.

Сл. р.: Минеральные удобрения


Зарисовка схемы (Растения, для хорошего урожая которых требуются калийные и фосфорные удобрения)



46

Калийная соль.

Характерные признаки калийной соли, ее свойства, способы добычи и применение

Сл. р.: Калийная руда, калийная соль, удобрение.




47

Фосфориты.

Внешние признаки фосфоритов, их использование.

Сл. р.: Фосфорные удобрения. Фосфориты, фосфаты, фосфоритовая мука, суперфосфат.




48

Рудные полезные ископаемые.

Определение полезных ископаемых, применяемых для получения металлов.




49

Железная руда.

Железные руды, способы их добычи, обозначение на карте.

Сл. р.: Руда, сплав. Магнитный железняк, красный железняк, бурый железняк.




50

Черные металлы.

Получение чугуна, его использование. Определение некоторых свойств черных металлов (упругость, хрупкость, пластичность). Отличительные признаки и свойства стали, ее применение.

Опыт №3: Определение свойств черных и цветных металлов: уп­ругости, пластичности, хрупкости, теплопроводности.


Сл. р.: Металлы. Черный металл, чугун. сталь, домна, сталевар, сплав.




51

Цветные металлы.

Отличительные признаки цветных металлов., определение некоторых свойств (не ржавеют и не притягиваются магнитом) Сл. р.: цветные металлы; алюминий, медь, олово, свинец, цинк, золото, серебро.




52

Алюминий

Отличительные признаки алюминия и его использование.

Сл. р.: Алюминий.




53

Медь.


Основные отличия меди, ее применение.

Сл. р.: Медь, медный колчедан. Сплав меди с оловом – бронза. Сплав меди с цинком – латунь. Сплав меди с никелем – мельхиор.




54

Практическая работа №5. Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различных изделий из этих металлов.

Практическая работа №5. «Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различных изделий из этих металлов».

Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различных изделий из этих металлов. Заполнение контрольной таблицы.



55

Охрана недр.

Экологические проблемы, связанные с добычей и использованием полезных ископаемых, пути их решения.

Сл. р.: карьеры, котлованы. Экономия полезных ископаемых.




56

Обобщение по разделу «Полезные ископаемые»

Обобщение и систематизация знаний учащихся о полезных ископаемых. Тестовые задания «Полезные ископаемые»




Почва- 10 часов




57

Почва – верхний плодородный слой земли.

Почва — верхний и плодородный слой земли. Образование почвы, ее основное свойство – плодородие, слои земли. Значение почвы.

Сл. р.: Почва, плодородие.




58

Экскурсия к почвенным обнажениям и выполнение почвенного разреза.

Измерение толщины слоя почвы на обрыве, других слоёв земли - песка и глины. Зарисовки и макет почвенного обнажения.

Сл.р.: слои почвы, почвенные обнажения, почвенный разрез.


Д\з: Изготовить макет почвенного обнажения.



59

Состав почвы.


Изучение состава почвы.

Опыт №1: Выделение воздуха и воды из почвы.

Опыт №2: Выделение песка и глины.

Опыт №3: Выпаривание минеральных солей из водной вытяжки.

Сл. р.: Почва, плодородие. Перегной, песок, глина, минеральные соли




60

Части почвы.

Понятия о неорганических минеральных веществах и органических веществах. Отличия органических и неорганических веществ, их взаимодействие в почве.

Сл. р.: неорганические минеральные вещества, органические вещества.



61

Разнообразие почв.

Знакомство с основными видами почв. Зависимость плодородия почв от растительности. Образование черноземов. Отличительные признаки песчаной, черноземной и глинистой почв.

Сл. р.: плодородие, черноземные, песчаные, глинистые почвы, дерново-подзолистые лесные почвы, малоплодородные пустынные почвы.



62

Песчаные и глинистые почвы.

Характерные признаки песчаной и гли­нистой почвы. Повышение плодородия на данных почвах.

Опыт №4: Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее.

Сл. р.: Песчаные и глинистые почвы, уплотненный слой, рыхлая почва, рыхление.




63

Практические работы №6, №7. Различение песчаных и глинистых почв». Определение типов почв своей местности.

Практические работы №6, №7 «Различение песчаных и глинистых почв». «Определение типов почв своей местности».

Распознавание песчаных и глинистых почв по образцам. Заполнение контрольной таблицы.

Определение типов почв своей местности: название и краткая характеристика.



64

Основное свойство почвы.

Понятие об основном свойстве почвы – плодородии. Знакомство с понятием «перегной». Места и способы его образования.

Сл. р.: Плодородие, перегной.




65

Обработка почвы.

Уход за почвой и способы ее обработки.

Сл. р.: ручная и механическая обработка почвы. Вспашка, боронование, культиватор.




66

Охрана почвы.


Значение почвы в народном хозяйстве. Необходимость охраны почвы. Экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы, и пути их решения.

Сл. р.: экология, эрозия почв





Повторение – 2 часа




67

Обобщение по разделу «Почва». «Неживая природа».

Обобщение и систематизация знаний учащихся о почве. Тестовые задания «Почва».

Систематизация и обобщение знаний за курс естествознания раздела «Неживая природа».



68

Практическая работа №8. Обработка почвы на пришколь­ном участке.


Практическая работа №8. «Обработка почвы на пришколь­ном участке».

Обработка почвы на пришколь­ном участке: вскапывание и боронование лопатой и грабля­ми, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарни­ков, рыхление почвы мотыгами. Правильное использование садово-огородного инвентаря.

Сл. р.: Садово-огородный инвентарь.


Д/з: составить памятку (О безопасном использовании садово-огородного инвентаря).


















Ресурсное обеспечение рабочей программы


Литература (учебники: автор, название, год издания, кем рекомендован или допущен, издательство)

  1. «Программы специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» изд. Москва «Просвещение» 2013 год под редакцией кандидата психологических наук И.М. Бгажноковой.

  2. И.В. Романов, Р.А. Петросов Биология: Неживая природа. 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида, исправленное, М.: Дрофа, 2014 г.

  3. Рабочая тетрадь. И. В. Романов, Р. А. Петросова Биология. Неживая природа. 6 класс 

  4. Никишов А.И. Биология. Неживая природа. 6 класс: учеб. для спец. коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. М.: Просвещение,

2011 год.

  1. А.И. Никишов, Н.И. Арсиневич Рабочая тетрадь по естествознанию. Приложение к учебнику А.И. Никишова, Н.И. Арсиневич «Естествознание: неживая природа» для 6 класса коррекционных образовательных учреждений VIII вида.

Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009 год.


Дидактические материалы


  1. Натуральная наглядность:

  • коллекции объектов неживой природы (полезные ископаемые, образцы почв)

  1. Печатные демонстрационные пособия

  • Карточки

  • Иллюстрации

  • Схемы

  • Таблицы

  • Макеты

  1. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, из­мерительные приборы.

  2. Видеоматериалы.

  3. Презентационные материалы.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!