Данная рабочая программа разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта, с учетом Примерной программы в 5 классе основного общего образования по природоведению.
- Освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живого и неживой природы; изменения природной среды под воздействием человека;
- Овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
- Развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- Воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни.
Учебный предмет природоведение изучается в 5 классе и является пропедевтической основой последующего изучения блока естественнонаучных предметов. Объектом изучения является природа как единая целостность. Вместе с тем в учебном процессе познание природы требует её осмысленного расчленения на компоненты, объекты. В качестве объектов природы рассматриваются тела живой и неживой природы, вещества. Тела живой природы – 4 царства: бактерии, животные, грибы, растения. Тела неживой – земные и космические. Дается первоначальная классификация веществ: органические, неорганические, простые, сложные.
Учебный предмет Природоведение (5 класс) изучается 2 часа в неделю. Всего: 68 часов.
Личностными результатами изучения природоведения являются: развитие любознательности, интереса к изучению природы методами естественных наук, воспитание бережного отношения к природе, стремление к здоровому образу жизни.
Метапредметными результатами являются: овладение способами самоорганизации учебной деятельности, освоение приемов проектной деятельности, развитие коммуникативных умений.
Предметными результатами являются: расширение и систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, взаимосвязях, изменениях в природе, освоение базовых естественнонаучных знаний, формирование элементарных исследовательских умений, применение полученных знаний для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде.
Наблюдения, опыты, измерения, их взаимосвязь при изучении объектов и явлений. Вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки (на примере 1-2 историй открытий).
Звездное небо. Строение Солнечной системы. Солнце как одна из звезд. Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение). Различные физические явления (механические, тепловые, световые) и их использование в повседневной жизни. Погодные явления. Основные характеристики погоды. Влияние погоды на организм человека. Разнообразие живых организмов и причины его сокращения. Примеры приспособленности живых организмов к жизни в разных условиях среды обитания.
Определение наиболее распространённых растений и животных своей местности. Наблюдения звездного неба, явлений превращения веществ, погодных явлений, примеры приспособлений организмов к жизни в различных средах обитания. Опыты по изучению влияния температуры, влажности и света на прорастание семян. Измерения длины, температуры , времени. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта при помощи компаса, местных признаков. Использование доступных для учащихся дополнительных источников информации.
Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Правила поведения в ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными).
№ | Дата по плану | Дата фактически | Тема | Кол-во часов | Вводимые понятия | Характеристика основных видов деятельности | Оборудование | Домашние задания |
1 | | | Введение 2ч Изучение природы. Что такое природоведение? Науки о природе | 1 | Природоведение, природа, биология, география, физика, химия, астрономия, палеонтология | закрепить знания об окружающей природе | Учебники, атласы | Сообщения о науках |
2 | | | Методы изучения природы. Как изучают природу? | 1 | Эксперимент, наблюдение, имерение | познакомить с методами изучения природы и используемыми для этого приборами, закрепить умение вести наблюдение за изменениями природы | | Календарь наблюдений за погодой и опыт по проращиванию лука |
3 | | | Вселенная 7ч Звёзды на небе Лабораторная №1 «Определение на звёздной карте созвездий северного полушария» | 1 | Созвездие, звезда, метеор, метеорит, комета, галактика | Продолжить формирование умения вести наблюдения в природе и пользоваться теоретическими знаниями на практике | Карта звездного неба | §1 |
4 | | | Земля – наш дом Лабораторная работа №2 «Определение на глобусе экватора, полярных кругов, полушарий» | 1 | Орбита, ось, полюсы, полярный круг, экватор | Познакомить учащихся с современными представлениями о форме и размере Земли, о вращении Земли вокруг своей оси | Глобусы, карта полушарий | §2 |
5 | | | Оболочки Земли | 1 | Атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера | Формировать понятие о земных оболочках | Атласы | §3 |
6 | | | Луна – естественный спутник Земли | 1 | Небесное тело, спутник | Познакомить с понятием небесное тело | Атласы | §4 |
7 | | | Солнце. Солнечная система | 1 | Планета, комета, астероид | Познакомить с планетами Солнечной системы | Атласы | §4 |
8 | | | Экскурсия Практическая работа №1 «Ориентирование на местности с помощью компаса», практическая работа №2 «Ориентирование на местности по солнцу в полдень, по солнцу и по часам» | 1 | Компас, гномон, | Развитие умений проводить наблюдения, ориентироваться на местности | Часы, компасы | практическая работа №3 |
9 | | | Обобщающий урок по теме «Вселенная» | 1 | Солнечная система, планеты, оболочки Земли | Обобщить знания | Атласы | |
10 | | | Вещества 11ч Тела и вещества | 1 | Природа, вещество | Познакомить с понятием вещество, активизировать знания о телах природы | | §6 |
11 | | | Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов Лабораторная работа №3 «Определение физических свойств, твёрдых, жидких, газообразных тел» | 1 | Твердость, деформация, упругость, пластичность | Закрепить знания о состояниях тел | Пластилин, бинт, вода. Стакан, йод, пружинка | §7 |
12 | | | Вещества и смеси | 1 | Вещества, смеси | Познакомить с понятиями смеси | Марганцовка, стакан, вода | §8 |
13 | | | Молекулы. Атомы. Элементы | 1 | Атом, молекула, элемент | Формировать знания о строении вещества | Таблица Менделеева | §9 |
14 | | | Движение частиц вещества | 1 | Диффузия | Познакомить с понятием диффузия | Флакон духов, вода, стакан, йод | §10 |
15 | | | Взаимодействие частиц | 1 | Притяжение, отталкивание | Закреплять знания о строении вещества | Лист бумаги, вода, стекло | §11 |
16 | | | Разнообразие веществ | 1 | Вещество, молекула, атом, смесь | Закреплять знания о строении вещества | Таблица Менделеева | §12 |
17 | | | Явления природы. Физические явления | 1 | Явления природы | Познакомить с понятием явление природы | Магнит, кусок проволоки свеча, спички | §13 |
18 | | | Химические явления. Горение | 1 | Горение | Познакомить с понятием горение | Свеча, спички | §14 |
19 | | | Окисление | 1 | Окисление | Закреплять знания о природных явлениях | | §15 |
20 | | | Обобщающий урок по теме «Строение и свойства вещества» | 1 | Тела природы, свойства тел. Строение веществ, молекулы, атомы, элементы, явления природы | Закрепление знаний | Учебники | |
21 | | | Воздух 7ч Воздух – смесь газов. Атмосфера – воздушная оболочка Земли. | 1 | Атмосфера, озон | Познакомить с составом атмосферы | Диаграмма состав воздуха | §16 |
22 | | | Свойства воздуха | 1 | Свойства воздуха | Познакомить со свойствами воздуха | | §17 |
23 | | | Вес и атмосферное давление | 1 | Атмосферное давление | Познакомить с понятием атмосферное давление | Барометр | §18 |
24 | | | Изменение давления с высотой | 1 | Атмосферное давление | | Барометр | §19 |
25 | | | Движение воздуха. Ветер. Экскурсия Практическая работа №4 | 1 | Ветер | Повторить ориентирование | Компас | Календарь наблюдений за погодой |
26 | | | Погода и её предсказание Практическая работа №5 «Описание погоды за месяц» | 1 | Погода, метеорология | Познакомить с понятием погода | Календари наблюдений за погодой | §20 |
27 | | | Обобщение по теме «Воздух» | 1 | | Обобщить знания | | |
28 | | | Вода 4ч Что такое гидросфера? Три состояния воды | 1 | Гидросфера | Расширять знания о воде, переходе её из одного состояния в другое | Атласы: карта океанов | §21 |
29 | | | Тепловое расширение воды | 1 | Свойства воды | Закрепить знания о состояниях воды | | §22 |
30 | | | Вода – растворитель. Значение воды Опыты (определение растворимости веществ в воде) | 1 | Свойства воды | Продолжить формирование знаний о круговороте воды в природе | Вода, йод, сахар, соль, акварель, песок | §23 |
31 | | | Обобщение по теме «Вода» | 1 | Круговорот воды | Продолжить формирование знаний о круговороте воды в природе | Рисунок: круговорот воды | |
32 | | | Горные породы 4ч Внутреннее строение Земли Лабораторная №4 «Описание минералов и горных пород, определение их свойств» | 1 | Минералы, горные породы, ядро, мантия, земная кора | Познакомить с некоторыми свойствами минералов, горных пород, развивать умение сравнивать полученные результаты наблюдений | Коллекция минералов и горных пород, рисунок-схема: внутреннее строение Земли | §24 |
33 | | | Разрушение горных пород | 1 | Осадочные, магматические, метаморфические, выветривание | Формировать знания о причинах разрушающих горные породы | Физическая карта мира | §25 |
34 | | | Полезные ископаемые. Металлы Лабораторная работа №5 «Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами» | 1 | Рудные, нерудные, металлы | Расширять знания о горных породах | Атласы Курской области | §26 |
35 | | | Обобщение по теме «Горные породы» | 1 | | Обобщение знаний | | Повторить термины |
36 | | | Контрольная работа по теме «Неживая природа» | 1 | | Проверка знаний | | |
37 | | | Почва 6ч Почва – особое тело Земли. Образование почв и их разнообразие | 1 | Почва, гумус, почвоведение | Углублять знания о почве, формировать знания о разнообразии почв | | §27 |
38 | | | Состав и свойства почвы | 1 | Почва, гумус, плодородие | Закреплять и расширять знания о почве | | §28 |
39 | | | Уход за почвой. Влияние растений на почву | 1 | Удобрения | Познакомить учащихся со способами повышения плодородия почв | Атласы | §29, 30 |
40 | | | Разрушение почв | 1 | Эрозия почв | Воспитывать понимание бережного отношения к почвам | Атласы | §31 |
41 | | | Обобщение по теме «Почва» | 1 | | Обобщение знаний | Атласы | |
42 | | | Организмы 5ч Организм и его свойства | 1 | Организм | Активизировать знания о живой и неживой природе, познакомить со свойствами организмов | | §32 |
43 | | | Где живут организмы? | 1 | Среда обитания, экологические факторы | Дать понятие среда обитания, экологические факторы | Атласы | §33 |
44 | | | Увеличительные приборы | 1 | Микроскоп, клетка | Формирование знаний о едином клеточном строении организмов | Рисунок растительной клетки | §34 |
45 | | | Строение организмов | 1 | Клетка, ткань, орган, организм. Корень, стебель, лист, цветок, плод. Сердце, мышцы, легкие…. | Дать понятие о строении организмов | | §35 |
46 | | | Обобщение по теме «Организмы» | 1 | | Обобщение знаний | | |
47 | | | Растения 7ч Растения – посредники между небом и Землёй. Признаки растений | 1 | Фотосинтез | Повторить изученное о свойствах организма | Рисунки растений | §36 |
48 | | | Разнообразие растительного мира. Строение цветковых растений | 1 | Клетка, ткань, организм, корень, стебель, цветок, лист, плод | Расширить знания о разнообразии растений | | §37, 38 |
49 | | | Лабораторная работа №6 «Распознавание органов цветкового растения» | 1 | Корень, плод, стебель, лист, цветок | Развивать умение проводить сравнение | Гербарий, комнатные растения | Лабораторная работа №7 (опыт прорастания семян) |
50 | | | Места обитания дикорастущих растений. Зеленая аптека | 1 | Среда обитания | Раскрыть значение растений в жизни человека | | §39 |
51 | | | Красная книга растений Лабораторная работа №8 «Определение названия растений» | 1 | Красная книга | Воспитывать бережное отношение к природе | Иллюстрации учебника | §40 |
52 | | | Многообразие культурных растений | 1 | Дикорастущие, культурные | Расширить знания о культурных растениях | | §41 |
53 | | | Обобщение по теме «Растения» | 1 | | Обобщить знания | | |
54 | | | Грибы 2ч Грибы. Разнообразие грибов | 1 | Шляпочные, плесневые, дрожжи, паразиты | Познакомить учащихся с особой группой живых организмов – грибами | | §42 |
55 | | | Шляпочные грибы Лабораторная работа №9 «Узнавание по рисункам съедобных и ядовитых грибов» | 1 | Мицелий, плодовое тело | Продолжить знакомство с признаками грибов | Учебники | §43 |
56 | | | Животные 6ч Животные. Признаки животных | 1 | Группы животных, цепь питания | Формировать понятие о признаках животных | | §44 |
57 | | | Условия жизни и многообразие диких животных | 1 | Среда обитания | Закреплять знания о влиянии окружающей среды на организмы, развивать умение замечать черты приспособления организмов к среде обитания | Атласы | §45 |
58 | | | Значение диких животных и их охрана Лабораторная работа №10 «Узнавание животных своей местности» | 1 | Заповедник, национальный парк | Развивать умение наблюдать, сравнивать, воспитывать бережное отношение к природе | Атласы | §46 |
59 | | | Домашние животные | 1 | Животноводство | Расширить знания о значении животных в жизни человека | Иллюстрации | §47 |
60 | | | Связи живого и неживого | 1 | Приспособления к среде обитания | Рассмотреть единство живого и неживого | Атласы | §48 |
61 | | | Обобщение по теме «Животные» | 1 | | Обобщение знаний | | |
62 | | | Единство природы 2ч Сезонные изменения в природе. Экскурсия | 1 | | Выявить сезонный характер во взаимосвязях живого и неживого | | |
63 | | | Игра «Они не должны исчезнуть» или «Жалобная книга природы» | 1 | Экология, красная книга | Воспитание бережного отношения к природе | | |
64 | | | | 1 | Система органов | Расширить знания о человеческом организме | Сантиметр, градусник медицинский, | §49 |
65 | | | | 1 | | Воспитание потребности в ведении здорового образа жизни | Бинт | §50, 51 |
66 | | | | 1 | | Проверка знаний | | |
67 | | | | 1 | | | | |
68 | | | Летние задания | 1 | | | Рабочие тетради | |
Учебник: Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 класс. /В.М. Пакулова, Н.В. Иванова-Дрофа, 2012 г./
Рабочая тетрадь: Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 класс. /В.М. Пакулова, Н.В. Иванова- Дрофа, 2012 г./
- О многообразии тел, веществ, явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;
- Основные характеристики погоды. Факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.
- Приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособления растений и животных к среде обитания;
- Использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи.
- Измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
- Определения наиболее распространённых в данной местности ядовитых растений, грибов;
- Составление простейших рекомендаций по уходу за комнатными растениями, домашними животными;
- Оказание первой помощи при несложных травмах.