СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

природоведение уже нет в учебном плане, но может кому-то пригодится идея для кружка например

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по природоведению 5 класс»

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта, с учетом Примерной программы в 5 классе основного общего образования по природоведению.

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

- Освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живого и неживой природы; изменения природной среды под воздействием человека;

- Овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

- Развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

- Воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

- Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни.

Общая характеристика предмета

Учебный предмет природоведение изучается в 5 классе и является пропедевтической основой последующего изучения блока естественнонаучных предметов. Объектом изучения является природа как единая целостность. Вместе с тем в учебном процессе познание природы требует её осмысленного расчленения на компоненты, объекты. В качестве объектов природы рассматриваются тела живой и неживой природы, вещества. Тела живой природы – 4 царства: бактерии, животные, грибы, растения. Тела неживой – земные и космические. Дается первоначальная классификация веществ: органические, неорганические, простые, сложные.

Описание места предмета в учебном плане

Учебный предмет Природоведение (5 класс) изучается 2 часа в неделю. Всего: 68 часов.

Контрольных работ: 2

Практических работ: 5

Лабораторных работ: 12

Экскурсий: 3

Личностные, метаредметные и предметные результаты

Личностными результатами изучения природоведения являются: развитие любознательности, интереса к изучению природы методами естественных наук, воспитание бережного отношения к природе, стремление к здоровому образу жизни.

Метапредметными результатами являются: овладение способами самоорганизации учебной деятельности, освоение приемов проектной деятельности, развитие коммуникативных умений.

Предметными результатами являются: расширение и систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, взаимосвязях, изменениях в природе, освоение базовых естественнонаучных знаний, формирование элементарных исследовательских умений, применение полученных знаний для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде.





Содержание учебной дисциплины

Как человек изучает природу

Наблюдения, опыты, измерения, их взаимосвязь при изучении объектов и явлений. Вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки (на примере 1-2 историй открытий).

Многообразие тел, веществ и явлений природы

Звездное небо. Строение Солнечной системы. Солнце как одна из звезд. Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение). Различные физические явления (механические, тепловые, световые) и их использование в повседневной жизни. Погодные явления. Основные характеристики погоды. Влияние погоды на организм человека. Разнообразие живых организмов и причины его сокращения. Примеры приспособленности живых организмов к жизни в разных условиях среды обитания.

Опыт практической деятельности

Определение наиболее распространённых растений и животных своей местности. Наблюдения звездного неба, явлений превращения веществ, погодных явлений, примеры приспособлений организмов к жизни в различных средах обитания. Опыты по изучению влияния температуры, влажности и света на прорастание семян. Измерения длины, температуры , времени. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта при помощи компаса, местных признаков. Использование доступных для учащихся дополнительных источников информации.

Здоровье человека и безопасность жизни

Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Правила поведения в ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными).

Календарно-тематический план

Введение-2 ч

Вселенная- 7ч

Вещества-11ч

Воздух-7 ч

Вода-4ч

Горные породы-4 ч

Почва-6ч

Организмы-5ч

Растения-7ч

Грибы-2ч

Животные -6ч

Единство природы-2 ч

Человек-2ч

Резерв-2ч



Календарно-тематическое планирование

Дата по плану

Дата фактически

Тема

Кол-во часов

Вводимые понятия

Характеристика основных видов деятельности

Оборудование

Домашние задания

1



Введение 2ч

Изучение природы. Что такое природоведение? Науки о природе

1

Природоведение, природа, биология, география, физика, химия, астрономия, палеонтология

закрепить знания об окружающей природе

Учебники, атласы

Сообщения о науках

2



Методы изучения природы. Как изучают природу?

1

Эксперимент, наблюдение, имерение

познакомить с методами изучения природы и используемыми для этого приборами, закрепить умение вести наблюдение за изменениями природы


Календарь наблюдений за погодой и опыт по проращиванию лука

3



Вселенная 7ч

Звёзды на небе

Лабораторная №1 «Определение на звёздной карте созвездий северного полушария»

1

Созвездие, звезда, метеор, метеорит, комета, галактика

Продолжить формирование умения вести наблюдения в природе и пользоваться теоретическими знаниями на практике

Карта звездного неба

§1

4



Земля – наш дом

Лабораторная работа №2 «Определение на глобусе экватора, полярных кругов, полушарий»

1

Орбита, ось, полюсы, полярный круг, экватор

Познакомить учащихся с современными представлениями о форме и размере Земли, о вращении Земли вокруг своей оси

Глобусы, карта полушарий

§2

5



Оболочки Земли

1

Атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера

Формировать понятие о земных оболочках

Атласы

§3

6



Луна – естественный спутник Земли

1

Небесное тело, спутник

Познакомить с понятием небесное тело

Атласы

§4

7



Солнце. Солнечная система

1

Планета, комета, астероид

Познакомить с планетами Солнечной системы

Атласы

§4

8



Экскурсия

Практическая работа №1 «Ориентирование на местности с помощью компаса», практическая работа №2 «Ориентирование на местности по солнцу в полдень, по солнцу и по часам»

1

Компас, гномон,

Развитие умений проводить наблюдения, ориентироваться на местности

Часы, компасы

практическая работа №3

9



Обобщающий урок по теме «Вселенная»

1

Солнечная система, планеты, оболочки Земли

Обобщить знания

Атласы


10



Вещества 11ч

Тела и вещества

1

Природа, вещество

Познакомить с понятием вещество, активизировать знания о телах природы


§6

11



Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов

Лабораторная работа №3 «Определение физических свойств, твёрдых, жидких, газообразных тел»

1

Твердость, деформация, упругость, пластичность

Закрепить знания о состояниях тел

Пластилин, бинт, вода. Стакан, йод, пружинка

§7

12



Вещества и смеси

1

Вещества, смеси

Познакомить с понятиями смеси

Марганцовка, стакан, вода

§8

13



Молекулы. Атомы. Элементы

1

Атом, молекула, элемент

Формировать знания о строении вещества

Таблица Менделеева

§9

14



Движение частиц вещества

1

Диффузия

Познакомить с понятием диффузия

Флакон духов, вода, стакан, йод

§10

15



Взаимодействие частиц

1

Притяжение, отталкивание

Закреплять знания о строении вещества

Лист бумаги, вода, стекло

§11

16



Разнообразие веществ

1

Вещество, молекула, атом, смесь

Закреплять знания о строении вещества

Таблица Менделеева

§12

17



Явления природы. Физические явления

1

Явления природы

Познакомить с понятием явление природы

Магнит, кусок проволоки свеча, спички

§13

18



Химические явления. Горение

1

Горение

Познакомить с понятием горение

Свеча, спички

§14

19



Окисление

1

Окисление

Закреплять знания о природных явлениях


§15

20



Обобщающий урок по теме «Строение и свойства вещества»

1

Тела природы, свойства тел. Строение веществ, молекулы, атомы, элементы, явления природы

Закрепление знаний

Учебники


21



Воздух 7ч

Воздух – смесь газов. Атмосфера – воздушная оболочка Земли.

1

Атмосфера, озон

Познакомить с составом атмосферы

Диаграмма состав воздуха

§16

22



Свойства воздуха

1

Свойства воздуха

Познакомить со свойствами воздуха


§17

23



Вес и атмосферное давление

1

Атмосферное давление

Познакомить с понятием атмосферное давление

Барометр

§18

24



Изменение давления с высотой

1

Атмосферное давление


Барометр

§19

25



Движение воздуха. Ветер. Экскурсия

Практическая работа №4

1

Ветер

Повторить ориентирование

Компас

Календарь наблюдений за погодой

26



Погода и её предсказание

Практическая работа №5 «Описание погоды за месяц»

1

Погода, метеорология

Познакомить с понятием погода

Календари наблюдений за погодой

§20

27



Обобщение по теме «Воздух»

1


Обобщить знания



28



Вода 4ч

Что такое гидросфера? Три состояния воды

1

Гидросфера

Расширять знания о воде, переходе её из одного состояния в другое

Атласы: карта океанов

§21

29



Тепловое расширение воды

1

Свойства воды

Закрепить знания о состояниях воды


§22

30



Вода – растворитель. Значение воды

Опыты (определение растворимости веществ в воде)

1

Свойства воды

Продолжить формирование знаний о круговороте воды в природе

Вода, йод, сахар, соль, акварель, песок

§23

31



Обобщение по теме «Вода»

1

Круговорот воды

Продолжить формирование знаний о круговороте воды в природе

Рисунок: круговорот воды


32



Горные породы 4ч

Внутреннее строение Земли

Лабораторная №4 «Описание минералов и горных пород, определение их свойств»

1

Минералы, горные породы, ядро, мантия, земная кора

Познакомить с некоторыми свойствами минералов, горных пород, развивать умение сравнивать полученные результаты наблюдений

Коллекция минералов и горных пород, рисунок-схема: внутреннее строение Земли

§24

33



Разрушение горных пород

1

Осадочные, магматические, метаморфические, выветривание

Формировать знания о причинах разрушающих горные породы

Физическая карта мира

§25

34



Полезные ископаемые. Металлы Лабораторная работа №5 «Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами»


1

Рудные, нерудные, металлы

Расширять знания о горных породах

Атласы Курской области

§26

35



Обобщение по теме «Горные породы»

1


Обобщение знаний


Повторить термины

36



Контрольная работа по теме «Неживая природа»

1


Проверка знаний



37



Почва 6ч

Почва – особое тело Земли. Образование почв и их разнообразие

1

Почва, гумус, почвоведение

Углублять знания о почве, формировать знания о разнообразии почв


§27

38



Состав и свойства почвы

1

Почва, гумус, плодородие

Закреплять и расширять знания о почве


§28

39



Уход за почвой. Влияние растений на почву

1

Удобрения

Познакомить учащихся со способами повышения плодородия почв

Атласы

§29, 30

40



Разрушение почв

1

Эрозия почв

Воспитывать понимание бережного отношения к почвам

Атласы

§31

41



Обобщение по теме «Почва»

1


Обобщение знаний

Атласы


42



Организмы 5ч

Организм и его свойства

1

Организм

Активизировать знания о живой и неживой природе, познакомить со свойствами организмов


§32

43



Где живут организмы?

1

Среда обитания, экологические факторы

Дать понятие среда обитания, экологические факторы

Атласы

§33

44



Увеличительные приборы

1

Микроскоп, клетка

Формирование знаний о едином клеточном строении организмов

Рисунок растительной клетки

§34

45



Строение организмов

1

Клетка, ткань, орган, организм. Корень, стебель, лист, цветок, плод. Сердце, мышцы, легкие….

Дать понятие о строении организмов


§35

46



Обобщение по теме «Организмы»

1


Обобщение знаний



47



Растения 7ч

Растения – посредники между небом и Землёй. Признаки растений

1

Фотосинтез

Повторить изученное о свойствах организма

Рисунки растений

§36

48



Разнообразие растительного мира. Строение цветковых растений

1

Клетка, ткань, организм, корень, стебель, цветок, лист, плод

Расширить знания о разнообразии растений


§37, 38

49



Лабораторная работа №6 «Распознавание органов цветкового растения»

1

Корень, плод, стебель, лист, цветок

Развивать умение проводить сравнение

Гербарий, комнатные растения

Лабораторная работа №7 (опыт прорастания семян)

50



Места обитания дикорастущих растений. Зеленая аптека

1

Среда обитания

Раскрыть значение растений в жизни человека


§39

51



Красная книга растений

Лабораторная работа №8 «Определение названия растений»

1

Красная книга

Воспитывать бережное отношение к природе

Иллюстрации учебника

§40

52



Многообразие культурных растений

1

Дикорастущие, культурные

Расширить знания о культурных растениях


§41

53



Обобщение по теме «Растения»

1


Обобщить знания



54



Грибы 2ч

Грибы. Разнообразие грибов

1

Шляпочные, плесневые, дрожжи, паразиты

Познакомить учащихся с особой группой живых организмов – грибами


§42

55



Шляпочные грибы

Лабораторная работа №9 «Узнавание по рисункам съедобных и ядовитых грибов»

1

Мицелий, плодовое тело

Продолжить знакомство с признаками грибов

Учебники

§43

56



Животные 6ч

Животные. Признаки животных

1

Группы животных, цепь питания

Формировать понятие о признаках животных


§44

57



Условия жизни и многообразие диких животных

1

Среда обитания

Закреплять знания о влиянии окружающей среды на организмы, развивать умение замечать черты приспособления организмов к среде обитания

Атласы

§45

58



Значение диких животных и их охрана

Лабораторная работа №10 «Узнавание животных своей местности»

1

Заповедник, национальный парк

Развивать умение наблюдать, сравнивать, воспитывать бережное отношение к природе

Атласы

§46

59



Домашние животные

1

Животноводство

Расширить знания о значении животных в жизни человека

Иллюстрации

§47

60



Связи живого и неживого

1

Приспособления к среде обитания

Рассмотреть единство живого и неживого

Атласы

§48

61



Обобщение по теме «Животные»

1


Обобщение знаний



62



Единство природы 2ч

Сезонные изменения в природе. Экскурсия

1


Выявить сезонный характер во взаимосвязях живого и неживого



63



Игра «Они не должны исчезнуть» или «Жалобная книга природы»

1

Экология, красная книга

Воспитание бережного отношения к природе



64




1

Система органов

Расширить знания о человеческом организме

Сантиметр, градусник медицинский,

§49

65




1


Воспитание потребности в ведении здорового образа жизни

Бинт

§50, 51

66




1


Проверка знаний



67




1





68



Летние задания

1



Рабочие тетради




Описание УМК и МТБ, обеспечивающих образовательный процесс

Учебник: Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 класс. /В.М. Пакулова, Н.В. Иванова-Дрофа, 2012 г./

Рабочая тетрадь: Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 класс. /В.М. Пакулова, Н.В. Иванова- Дрофа, 2012 г./

Планируемые результаты

Знать/Понимать

- О многообразии тел, веществ, явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;

- Основные характеристики погоды. Факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

Уметь

- Узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности;

- Приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособления растений и животных к среде обитания;

- Находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

- Описывать свои наблюдения и опыты;

- Кратко пересказывать доступный по объему текст; выделять главную мысль;

- Использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для:

- Определения сторон горизонта с помощью компаса, местных признаков;

- Измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

- Определения наиболее распространённых в данной местности ядовитых растений, грибов;

- Составление простейших рекомендаций по уходу за комнатными растениями, домашними животными;

- Оказание первой помощи при несложных травмах.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!