СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по природоведению 5 - 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном материале представлена  рабочая программа по природоведению для 5 - 6 классов специальной ( коррекционной) школы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по природоведению 5 - 6 класс»



Министерство образования Иркутской области

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области

«Специальная (коррекционная) школа № 1 г. Усолье - Сибирское

(ГОКУ СКШ № 1 г. Усолье-Сибирское)













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по природоведению


Для 5 -6 класса





Рабочую программу составил(а):

Ширяева Н.В.

Учитель природоведения







  1. - 2024 учебный год








1.Пояснительная записка


Курс "Природоведение" ставит своей целью расширить кругозор и подготовить обучающихся к усвоению систематических биологических и географических знаний.


Основными задачами реализации курса "Природоведение" являются: формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;

демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой; формирование специальных и общеучебных умений и навыков;

воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;


воспитание социально значимых качеств личности.


В процессе изучения природоведческого материала у обучающихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.

Первые природоведческие знания умственно отсталые обучающиеся получают в дошкольном возрасте и в младших классах. При знакомстве с окружающим миром у учеников специальной коррекционной образовательной организации формируются первоначальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с временами года, их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья человека.

Курс "Природоведение" не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от первоначальных представлений, полученных на I этапе, к систематическим знаниям по географии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них.


2.Содержание учебного предмета "Природоведение"


Программа по природоведению состоит из шести разделов:


"Вселенная", "Наш дом - Земля", "Есть на Земле страна Россия", "Растительный мир", "Животный мир", "Человек".


      1. При изучении раздела "Вселенная" обучающиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в природе. Педагогический работник может познакомить обучающихся с названиями планет, но не должен требовать от них обязательного полного воспроизведения этих названий.

      2. В разделе "Наш дом - Земля" изучаются оболочки Земли - атмосфера, литосфера и гидросфера, основные свойства воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает также знакомство с формами поверхности Земли и видами водоемов.

      3. Раздел "Есть на Земле страна Россия" завершает изучение неживой природы в V классе и готовит обучающихся к усвоению курса географии. Школьники знакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, расположенными на территории нашей страны (например, Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга, Енисей). Изучение этого материала имеет ознакомительный характер и не требует от обучающихся географической характеристики этих объектов и их нахождения на географической карте.

При изучении этого раздела уместно опираться на знания обучающихся о своем родном крае.


      1. При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и систематизируются знания, полученные на I этапе обучения. Приводятся простейшие классификации растений и животных. Педагогическому работнику необходимо обратить внимание обучающихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показать взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и животного мира. В содержании могут быть указаны представители флоры и фауны разных климатических поясов, но значительная часть времени должна быть отведена на изучение растений и животных нашей страны и своего края. При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными растениями следует обязательно опираться на личный опыт обучающихся, воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к объектам природы, умение видеть ее красоту.

      2. Раздел "Человек" включает простейшие сведения об организме, его строении и

функционировании. Основное внимание требуется уделять пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно- гигиенических навыков.

Завершают курс обобщающие уроки, которые систематизируют знания о живой и неживой природе, полученные в курсе "Природоведение".


В процессе изучения природоведческого материала обучающиеся должны понять логику курса: Вселенная - Солнечная система - планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера (в связи с этим изучается воздух), литосфера (земная поверхность, полезные ископаемые, почва), гидросфера (вода, водоемы). От неживой природы зависит состояние биосферы: жизнь растений, животных и человека. Человек - частица Вселенной.

Такое построение программы поможет сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) целостную картину окружающего мира, показать единство материального мира, познать свою Родину как часть планеты Земля.

Одной из задач учебного предмета "Природоведение" является формирование мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла, для этого программой предусматриваются экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт обучающихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках.

Рекомендуется проводить экскурсии по всем разделам программы. Большое количество экскурсий обусловлено как психофизическими особенностями обучающихся (наблюдение изучаемых предметов и явлений в естественных условиях способствует более прочному формированию природоведческих представлений и понятий), так и содержанием учебного материала (большинство изучаемых объектов и явлений, предусмотренных программой, доступно непосредственному наблюдению обучающимися).

В тех случаях, когда изучаемый материал труден для вербального восприятия, программа предлагает демонстрацию опытов (свойства воды, воздуха, почвы). Технически несложные опыты ученики могут проводить самостоятельно под руководством педагогического работника. В программе выделены основные виды практических работ по всем разделам. Предлагаемые практические работы имеют различную степень сложности: наиболее трудные работы, необязательные для общего выполнения или выполняемые совместно с учителем, обозначаются специальным знаком "*".

Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней должны быть отражены межпредметные связи, на которые опираются обучающиеся при изучении природоведческого материала.

Курс "Природоведение" решает задачу подготовки учеников к усвоению географического (V класс) и биологического (V и VI классы) материала, поэтому данной программой предусматривается введение в пассивный словарь понятий, слов, специальных терминов (например, таких как корень, стебель, лист, млекопитающие, внутренние органы, равнина, глобус, карта):

  1. Введение. Что такое природоведение. Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы.


  1. Вселенная. Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды.


Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос.

Современные исследования.


3). Цикличность изменений в природе. Зависимость изменений в природе от Солнца.

Сезонные изменения в природе.


  1. Наш дом - Земля.


Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера.


  1. Воздух.


Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле.

Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного, теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха.

  1. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха.


Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган, способы защиты.

  1. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.


  1. Поверхность суши. Почва. Равнины, горы, холмы, овраги.

Почва - верхний слой земли. Ее образование.


Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.


Минеральная и органическая части почвы. Перегной - органическая часть почвы. Глина, песок и соли - минеральная часть почвы.


Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.

Основное свойство почвы - плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве.


Эрозия почв. Охрана почв. Полезные ископаемые.

Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение. Способы добычи.


  1. Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняки, песок, глина.


Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет, пористость, хрупкость, горючесть. Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.

Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. Добыча нефти.

Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.


Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.


Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.


Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов: цвет, блеск, твердость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание стали и чугуна.


Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных металлов. Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет, твердость, пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавлению. Распознавание алюминия. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость, пластичность, теплопроводность. Распознавание меди. Ее применение. Охрана недр.

Местные полезные ископаемые. Добыча и использование.


  1. Вода.

Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды как жидкости: непостоянство формы, расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Способность растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар). Учет и использование свойств воды. Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единица измерения температуры - градус. Температура плавления льда и кипения воды. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения). Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве.

Экономия питьевой воды.


Вода в природе: осадки, воды суши.


Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской воды.

Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте.


  1. Охрана воды.


Есть на Земле страна - Россия.


Россия - Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты, расположенные на территории нашей страны: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, озеро Байкал, реки Волга, Енисей или другие объекты в зависимости от региона. Москва - столица России. Крупные города, их достопримечательностями, население нашей страны.

  1. Растительный мир Земли.


Живая природа. Биосфера: растения, животные, человек. Разнообразие растительного мира на нашей планете.

Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов). Дикорастущие и культурные растения. Деревья, кустарники, травы.

Деревья.


Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения, внешний вид, места произрастания).


Деревья хвойные (сезонные изменения, внешний вид, места произрастания).


Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения, внешний вид, места произрастания).


Травы (дикорастущие и культурные) Внешний вид, места произрастания. Декоративные растения. Внешний вид, места произрастания.

Лекарственные растения. Внешний вид. Места произрастания. Правила сбора лекарственных растений. Использование.

Комнатные растения. Внешний вид. Уход. Значение.


Растительный мир разных районов Земли (с холодным, умеренным и жарким климатом.). Растения, произрастающие в разных климатических условиях нашей страны.

Растения своей местности: дикорастущие и культурные. Красная книга России и своей области (края).

  1. Животный мир Земли.


Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.

Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.


Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана.


Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана. Рыбы, обитающие в водоемах России и своего края.

Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Птицы своего края. Млекопитающие. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.

Млекопитающие животные своего края.


Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне. Домашние питомцы. Уход за животными в живом уголке или дома. Собака, кошка, аквариумные рыбы, попугаи, морская свинка, хомяк, черепаха. Правила ухода и содержания.

Животный мир разных районов Земли (с холодным, умеренным и жарким климатом). Животный мир России. Охрана животных. Заповедники. Красная книга России. Красная книга своей области (края).

  1. Человек.


Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы. Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов. Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры).

Осанка (гигиена, костно-мышечная система).


Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены. Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины.

Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.


Скорая помощь (оказание первой медицинской помощи). Помощь при ушибах, порезах, ссадинах. Профилактика простудных заболеваний. Обращение за медицинской помощью.


Медицинские учреждения своего населенного пункта. Телефоны экстренной помощи.

Специализация врачей.


  1. Обобщающие уроки.


Наш город (поселок, село, деревня).


Рельеф и водоемы. Растения и животные своей местности. Занятия населения. Ведущие предприятия. Культурные и исторические памятники, другие местные достопримечательности. Обычаи и традиции своего края.


3.Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "Природоведение"


Минимальный уровень:


узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; представление о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;

отнесение изученных объектов к определенным группам (осина - лиственное дерево леса);


называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);


соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их

значение в жизни человека;


соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);


выполнение несложных заданий под контролем педагогического работника;


адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагогического работника.


Достаточный уровень:


узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях, знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагогического работника;

представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;


отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер - травянистое дикорастущее растение, растение луга, кормовое растение, медонос, растение, цветущее летом);

называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;


выделение существенных признаков групп объектов;


знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;


участие в беседе, обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

выполнение здания без текущего контроля педагогического работника (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы обучающихся, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;


выполнение доступных возрасту природоохранительных действий; осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.


4.Тематическое планирование учебного предмета «Природоведение» 5 класс



Дата

Изучаемый раздел/подраздел

Тема урока

Используемые на уроке

виды учебной деятельности

Результаты

1


Введение.

Что такое природоведение?

Знакомятся с учебником

Заучивают словарные слова


Знать, что изучает природоведение

2



Предметы и явления неживой и живой природы

Учатся различать объекты живой и неживой природы


Уметь различать живые и неживые предметы

3


Вселенная.

Небесные тела: планеты, звёзды.

Словарные слова

Работа с научным текстом

Письменная работа в тетради

таблица

Называть небесные тела.

4



Солнечная система. Солнце.

Заучивают словарные слова и учатся их пояснять

Работа с научным текстом

Устанавливать причинно-следственные связи

пересказ

Уметь вести наблюдения.

5



Исследование космоса. Спутники, Космические корабли.

Письменная работа в тетради

Творческие работы

Работа с научной статьёй

Значение космических спутников.

6



Полёт в космос.

Работа с учебником и дополнительной литературой

Письменная работа в тетради

пересказ


Знать имена первых космонавтов.

7



Смена дня и ночи.

Работа с учебником и дополнительной литературой

Письменная работа в тетради

пересказ



8



Смена времён года. Сезонные изменения в природе.

Работа с учебником и дополнительной литературой

Письменная работа в тетради

пересказ



9


Наш дом - Земля.

Планета Земля. Оболочки земли.

Работа с научной статьёй

Словарная работа

Письменная работа в тетради

Знать отличие Земли от других планет.

10



Значение воздуха для жизни на Земле.

Беседа по вопросам учителя.

Уметь устанавливать связи между явлениями в природе, знать свойства воздуха.

11



Свойства воздуха.

Беседа по вопросам учителя.

Знать основные свойства воздуха

12



Давление и движение воздуха.

Беседа по вопросам учителя.

Знать основные свойства воздуха

13



Температура воздуха. Термометр.

Беседа по вопросам учителя.

Умение определить температуру воздуха, пользуясь термометром

14



Движение воздуха в природе. Ветер.

Беседа по иллюстрациям.

Умение вести наблюдения

15



Состав воздуха, Кислород, его значение и применение.

Беседа по вопросам учителя.

Знать состав воздуха

16



Состав воздуха, Углекислый газ и азот.

Беседа по вопросам учителя.

Знать состав воздуха

17



Охрана воздуха.

Беседа по вопросам учителя.

Знать о мероприятиях по охране и защите воздуха

18


Полезные ископаемые.

Виды полезных ископаемых. Их назначение, способы добычи.

Работа с учебником, словарём

Письменная работа в тетради

Работа с карточками

Дидактические игры


Знать , что такое полезные ископаемые

19



Полезных ископаемых, используемые в качестве строительных материалов.

Работа с учебником, словарём

Письменная работа в тетради

Работа с карточками

Дидактические игры


Знать какие полезные ископаемые используют в строительстве

20



Гранит. Известняк.

Работа с учебником, словарём

Письменная работа в тетради

Работа с карточками

Дидактические игры


Знать свойства гранита и известняка

21



Песок. Глина.

Работа с учебником, словарём

Письменная работа в тетради

Работа с карточками

Дидактические игры


Знать свойства песка и глины

22



Горючие полезные ископаемые.

Работа в тетради

Определение по виду полезных ископаемых

Знать горючие полезные ископаемые

23



Торф.

Работа в тетради

Определение по виду полезных ископаемых

Знать свойства и использование торфа

24



Каменный уголь.

Работа в тетради

Определение по виду полезных ископаемых

Знать свойства и использование каменного угля

25



Добыча и использование каменного угля.

Работа с учебником, словарём

Письменная работа в тетради

Работа с карточками

Дидактические игры


Знать способы добычи каменного угля

26



Нефть.

Работа в тетради

Определение по виду полезных ископаемых

Знать что такое нефть

27



Добыча и использование нефти.

Работа с учебником, словарём

Письменная работа в тетради

Работа с карточками

Дидактические игры


Знать способы добычи и использования нефти

28



Природный газ. Добыча, использование.

Работа с учебником, словарём

Письменная работа в тетради

Работа с карточками

Дидактические игры


Знать способы добычи и использования природного газа

29



Правила обращения с газом в быту.

Работа с учебником,

Письменная работа в тетради


Знать правила обращения с газом в быту

30



Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.

Работа в тетради

Определение по виду полезных ископаемых

Знать полезные ископаемые

31



Чёрные металлы. Сталь, Чугун.

Работа в тетради

Определение по виду полезных ископаемых

Знать черные металлы

32



Цветные металлы.

Работа с учебником, словарём

Письменная работа в тетради

Работа с карточками

Дидактические игры


Знать цветные металлы

33



Благородные (драгоценные) металлы.

Работа в тетради

Определение по виду полезных ископаемых

Знать, что относится к благородным металлам

34



Охрана полезных ископаемых.

Работа с учебником,

Письменная работа в тетради


Умение работать самостоятельно

35



Обобщающий урок. Полезные ископаемые.

Беседа по вопросам учителя и иллюстрациям

Умение работать самостоятельно

36


Вода.

Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов.

Работа в тетради

Пересказ

Карточки

Дополнительное чтение

Знать, какую роль играет вода в питании живых организмов

37



Свойства воды.

Работа в тетради

Пересказ

карточки

Знать о свойствах воды

38



Растворимые и нерастворимые вещества.

Беседа по вопросам учителя

Знать и называть вещества растворимые и нерастворимые в воде.

39



Питьевая вода.

Беседа по вопросам учителя и иллюстрациям

Знать, что такое питьевая вода

40



Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды.

Беседа по вопросам учителя

Знать о способах очистки воды

41



Три состояния воды. Температура воды и её измерение.

Беседа по вопросам учителя

Различать виды состояния воды.

42



Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании.

Беседа по вопросам учителя

Знать и уметь объяснить опыты с водой

43



Лабораторная работа. Свойства воды.

Беседа по вопросам учителя

Знать об основных свойствах воды

44



Работа воды в природе.

Беседа по вопросам учителя и иллюстрациям

Различать виды состояния воды

45



Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве.

Беседа по вопросам учителя

Работа в тетради

Повторить об использовании воды в быту

46



Вода в природе: осадки, воды суши.

Беседа по вопросам учителя Работа в тетради


Знать названия вод суши.

47



Круговорот воды в природе.

Беседа по вопросам учителя Работа в тетради


Знать понятие круговорот воды в природе

48



Воды суши: ручьи, реки.

Работа со словарём

Работа в тетради

Различать виды вод суши.

49



Воды суши: озёра, болота, пруды, водохранилища.

Работа со словарём

Работа в тетради

Рисунок – схема

пересказ

Знать названия вод суши

50



Моря и океаны.

Работа со словарём

Работа в тетради

Рисунок – схема

пересказ

Знать свойства морской воды.

51



Охрана воды.

Беседа по вопросам учителя

Знать мероприятия по охране воды в нашей стране

52


Поверхность суши. Почва.

Форма поверхности суши: равнины, холмы, овраги.

Работа со словарём

Работа в тетради

Рисунок – схема

пересказ

Знать основные формы поверхности Земли

53



Горы.

Работа с учебником, словарём

Письменная работа в тетради

Работа с карточками

Работа с картой

Знать основные формы поверхности Земли

54



Почва - верхний слой Земли. Состав почвы.

Письменная работа в тетради

Работа с карточками


Знать состав почвы

55



Разнообразие почв.

Беседа по вопросам учителя

Знать какие бывают почвы

56



Основное свойство почвы - плодородие. Обработка почвы.

Работа с учебником, словарём

Письменная работа в тетради


Знать способы обработки почвы

57



Охрана почвы.

Беседа по вопросам учителя

Знать мероприятия, направленные на охрану почвы в нашей стране

58


Есть на Земле страна Россия.

Место России на земном шаре. Знакомство с картой.

Беседа по вопросам учителя.

Знать название своей страны

Символы страны, знакомство с картой

59



Моря и океаны, омывающие берега России.

Беседа по вопросам учителя

Знать названия морей и океанов, омывающих берега России, карта

60



Равнины и горы на территории нашей страны.

Работа с учебником, словарём

Письменная работа в тетради


Знать названия равнин и гор и показ их на карте

61



Реки и озёра России.

Беседа по вопросам учителя и карте Письменная работа в тетради

Знать местоположение рек и озер, показ их на карте

62



Москва - столица России.

Беседа по карте.

Знать главные достопримечательности города, показ на карте

63



Города Золотого кольца России: Ярославль, Владимир, Ростов Великий.

Беседа по презентации.

Знать главные достопримечательности городов, показ на карте

64



Нижний Новгород, Казань, Волгоград.

Беседа по презентации.

Знать достопримечательности и местоположение города на карте России.

65



Новосибирск, Владивосток.

Беседа по презентации.

Знать местоположение города на карте России.

66



Население нашей страны.

Беседа по вопросам учителя.

Знать понятие городское и сельское население

67



Экскурсия. Ваш город. Важнейшие географические объекты региона.

Беседа по вопросам учителя.

Умение ориентироваться в своем городе, знать правила поведения в своем городе

68



Повторение по курсу "Неживая природа"

Самостоятельная работа

Умение работать самостоятельно



Природоведение 6 класс

Дата

Изучаемый раздел/подраздел

Тема урока

Используемые на уроке

виды учебной деятельности

Результаты

1


Введение

Живая природа: растения, животные, человек

Повторение основных сведений из курса природоведения о живой природе (растения, животные, человек). В ходе беседы с учителем выявление признаков живого и взаимосвязи живой природы с неживой. Работа в парах с раздаточным материалом. Самооценка. Рефлексия.

Узнавание объектов живой природы на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов живой природы. Выделение общих признаков объектов живой природы

2


Растительный мир

Разнообразие растительного мира на нашей планете

Анализ наблюдений за разными представителями растительного мира, выявление их существенных признаков. Слушание объяснений учителя. Работа с учебником. Выявление взаимосвязи между названиями группы растений и их применением: дикорастущие и культурные (овощные культуры, декоративные). Самооценка. Рефлексия

Узнавание и называние растений на иллюстрациях, фотографиях. Представление о назначении растений и их роли в окружающем мире. Отнесение растений к определённым группам

3



Среда обитания растений

Слушание объяснений учителя. Анализ иллюстраций растений разных сред обитания (лес, луг, поле, сад…). Работа с текстом учебника. Высказывание и обоснование своих предположений: «Почему растения водоёмов не могу жить на лугу?»

Работа в парах: выявление зависимости видового состава растений от среды обитания. Самооценка. Рефлексия

Называние разных сред обитания растений и растений, произрастающих в них. Умение находить в тексте, где говорится о растениях разных сред обитания

4



Строение растений

В ходе беседы с учителем выявление частей растений (корень, стебель, лист, цветок, плод). Рисование схемы строения растений. Нахождение на рисунках, фотографиях этих частей у разных растений. Установление функций частей растений и их взаимосвязи. Игра «Собери растение из его частей». Самооценка. Рефлексия

Узнавание частей растения на картинках и фотографиях. Представления о назначении частей растений. Выполнение несложных заданий под контролем учителя

5



Дикорастущие и культурные растения: деревья, кустарники, травы

В ходе беседы с учителем, используя картинки растений разделение их на 3 группы (деревья, кустарники, травы). Работа с текстом учебника – выявление существенных признаков каждой группы растений. Работа со словарём. Работа в парах с раздаточным материалом -распределение картинок растений на 3 группы. Самооценка. Рефлексия

Отнесение растений к определённым группам. Называние конкретных деревьев, кустарников, трав. Адекватная оценка своей работы

6



Лиственные деревья

Слушание объяснений учителя. Анализ иллюстраций с изображением деревьев. Выявление лиственных деревьев, их отличительных особенностей. Анализ и выявление закономерностей о дикорастущих и культурных лиственных деревьях. Работа со словарём, определение слова – «листопад». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником. Выявление закономерностей. Самооценка. Рефлексия

Узнавание лиственных растений на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение растений к изучаемой группе, называние лиственных дикорастущих и культурных деревьев (по 2 представителя)

7



Хвойные деревья

Слушание объяснений учителя. Анализ иллюстраций с изображением хвойных деревьев, их отличие от лиственных. Формирование представления о вечнозелёных растениях, тайге. Работа с текстом учебника – значение хвойных деревьев. Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником. Выявление закономерностей. Самооценка. Рефлексия


Узнавание хвойных растений на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение растений к изучаемой группе, называние хвойных деревьев (по 2 представителя

8



Дикорастущие кустарники

Слушание объяснений учителя. Анализ иллюстраций с изображением кустарников. Анализ и выявление закономерностей о дикорастущих и культурных кустарниках с использованием текста учебника, их значение для природы и человека. Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником. Выявление закономерностей. Самооценка. Рефлексия


Знать классификацию растений, признаки кустарников. Узнавание дикорастущих кустарников на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение растений к изучаемой группе, называние дикорастущих кустарников (2 представителя)

9



Культурные кустарники

Анализ иллюстраций с изображением кустарников. Работа с учебником. Выявление закономерностей. Выявление культурных кустарников по назначению: декоративные и садовые. Анализ проблемных ситуаций.

Работа с учебником. Выявление закономерностей. Самооценка. Рефлексия


Знать классификацию растений, признаки кустарников. Узнавание культурных кустарников на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение растений к

изучаемой группе, называние культурных кустарников (2-3 представителя), представление о значении культурных кустарников

10



Травы

Анализ иллюстраций с изображением растений, нахождение травянистых растений, и их отличия от деревьев и кустарников. Работа с учебником. Выявление закономерностей.

Анализ проблемных ситуаций.

Работа с учебником. Выявление закономерностей. Самооценка. Рефлексия


Узнавать и называть дикорастущие и культурные травы (не менее 5), относить изученные растения к различным группам (травы дикорастущие и культурные) с учетом оснований для классификации

11



Декоративные растения

Слушание объяснений учителя. Анализ иллюстраций с изображением растений. Нахождение декоративных растений, выявление причины отнесения их к определенной группе растений. Работа в парах. Работа с учебником.

Нахождение описания декоративных растений.

Анализ проблемных ситуаций. «Узнай меня» - Самооценка. Рефлексия

Узнавание декоративных растений на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов (2-3), отнесение растений к изучаемой группе, называние декоративных растений,

представление о значении лекарственных растений

12



Лекарственные растения

Слушание объяснения учителя. Работа с учебником (описание внешнего вида, места произрастания, использование лекарственных растений). Выяснение правил сбора лекарственных растений. Работа с тетрадью (задание 5 на стр. 34). Самооценка. Рефлексия

Узнавание лекарственных растений (ромашка, шиповник, календула) на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение растений к изучаемой группе, называние лекарственных растений, представление о значении лекарственных растений

13



Комнатные растения. Уход за комнатными растениями

Слушание объяснения учителя. Узнавание комнатных растений на фотографии или картинке. Описание внешнего вида живого комнатного растения (из тех, о которых говорится в тексте учебника). Работа с учебником – значение комнатных растений, правила ухода за ними. Работа с тетрадью - запись названий растений из учебника (стр. 36 -37). Самооценка. Рефлексия

Узнавание комнатных растений на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, представление о значении комнатных растений, отнесение отдельных растений к группе комнатных растений, выполнение действий по уходу за растениями под контролем учителя

14



Растительный мир разных районов Земли

В ходе беседы с учителем, используя картинки и фотографии разных природных зон выяснение, что растительный покров зависит от климатических условий. Знакомство с растениями разных зон в ходе работы с учебником. Выявление характерных особенностей растений разных климатов. Игра «Где мой дом?» (по внешнему виду определить в какой зоне произрастает растение). Самооценка. Рефлексия

Узнавание герани, бегонии, фиалки, традесканции на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, выполнение действий по уходу за растениями под контролем учителя

15



Растения нашей страны

Слушание объяснений учителя (какие климатические зоны есть в России). В ходе беседы с учителем выявление растений, которые произрастают в той или иной зоне России. Работа с учебником (растения тундры, леса, степи, пустыни. Где мало растений и почему?). Анализ проблемных ситуаций. Самооценка. Рефлексия

Узнавать и называть изученные растения (по 1-2 растения), выделять существенные признаки растений холодного и жаркого районов Земли, называть сходные по внешним признакам объекты, известные из других источников, объяснять свое решение, иметь представления о взаимосвязях внешнего вида растения и места обитания

16



Растения нашей местности: дикорастущие и культурные. Экскурсия в природу (лес, парк)

Слушание объяснений учителя о цели экскурсии, составлении отчета, правилах поведения и технике безопасности.

Выявление климатической зоны в нашей местности, по растениям, произрастающим вокруг.

Работа в тетради (зарисовка дерева или кустарника). Составление отчета по плану. Анализ. Самооценка. Рефлексия.


Узнавание и называние различных нашей местности (леса, лесостепи, степи) на иллюстрациях и фотографиях и живой природе, называние изученных объектов называние растений, произрастающих в нашей местности

17



Красная книга России и Омской области

В ходе беседы с учителем выявление значения растительного мира для планеты

Земля и необходимости охранять растения.


Работа со словарём (заповедники).


Формирование представления о Красной книге. Знакомство с растениями из Красной книги Омской области.

Выполнение в тетради задания 5 на стр. 48. Самооценка. Рефлексия

Узнавание растения своей местности на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение изученных растений к разным группам, называние растений своей местности

18



Повторение и итоговый контроль по теме «Растительный мир Земли»

Работа с учебником. Анализ иллюстраций. Комментирование раздела учебника «Для повторения» (стр. 183-184). Выполнение КИМов. Взаимопроверка, взаимооценивание. Слушание объяснений учителя о подведении итогов изученной темы. Рефлексия


Узнавание растений Красной книги (ландыш, колокольчик, кувшинка) на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, называние растений из Красной книги своей местности, представление о значении Красной книги

19


Животный мир

Разнообразие животного мира: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие

В ходе беседы с учителем выявление отличия животных от растений (движение). Работая с учебником (стр. 49) выяснение способов движения животных. Используя текст учебника (С. 54-56) с помощью учителя выявляют, записывают в тетрадь группы животных с примерами. Работа со словарём. Игра «Кто из какой группы?». Самооценка. Рефлексия

Узнавание животных на иллюстрациях и фотографиях, называние животных

20



Среда обитания животных. Животные суши и водоёмов

В ходе беседы с учителем выявление разных сред обитания животных. Работа с учебником: знакомство с животными, обитающими в лесу, на лугу, в горах, в воде, в воздухе… Игра «Кто где живёт?». Самооценка. Рефлексия

Узнавание животных суши, водоемов и птиц на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение животных к разным группам (животные суши, водоемы, птицы)

21



Насекомые

В ходе беседы с учителем выявление строения насекомых. С помощью учебника (с.57) рисование жука в тетради с указанием частей его тела. В ходе работы с текстом учебника нахождение ответов на вопросы 3.4,5 на с.58. Работа в парах по карточкам «Третий лишний». Самооценка. Рефлексия

Узнавание насекомых на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, представление о значении насекомых в природе

22



Бабочки, стрекозы, жуки

В ходе беседы с учителем выявление особенностей внешнего вида и образа жизни бабочек, стрекоз, жуков. В ходе работы с учебником знакомство с жизненным циклом бабочки, значение насекомых. Игра «кто есть кто?» Самооценка. Рефлексия

Узнавание жуков, бабочек, стрекоз на иллюстрациях и фотографиях, отнесение жуков, бабочек, стрекоз к изученной группе животных, называние изученных объектов, представление о значении жуков, бабочек, стрекоз в природе

23



Кузнечики, муравьи, пчелы

Используя текст учебника (с.63-64) составляют описание кузнечиков, муравьёв, пчёл по плану: Внешний вид, питание, выведение потомства, значение. Работа со словарём (муравейники), знакомство с понятием общественное насекомое.Самооценка. Рефлексия

Узнавание кузнечиков, пчел, муравьев на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение к изученной группе животных, представление о значении кузнечиков, пчел, муравьев в природе

24



Рыбы

В ходе беседы с учителем выявление строения рыбы и её характерных особенностей. С помощью учебника (с.66) рисование рыбы в тетради с указанием частей её тела. Используя учебник, знакомятся с образом жизни рыб, их значением. Самооценка. Рефлексия

Узнавание рыб на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, представление о значении рыб в природе

25



Морские и речные рыбы

Самостоятельная работа с учебником изучение представителей морских и речных рыб. Работа со словарём. В ходе беседы с учителем выявление значения рыб для природы и человека, охрана рыб. Самооценка. Рефлексия

Узнавание морских и пресноводных рыб (сельдь, камбала, лосось, сом, щука) на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение сельди, трески, камбалы, лосося, карася, окуня, сома, щуки к изученной группе животных, представление. Отнесение изученных рыб к морским и пресноводным

26



Земноводные. Лягушки, жабы

В ходе беседы с учителем выявление знакомство с представителями земноводных, местом их обитания, образом жизни, особенностями строения тела, значение, охрана. Самостоятельная работа в парах с учебником – составление рассказа о лягушке или жабе по плану. Разработка критериев оценивания рассказов. Взаимооценка рассказов по критериям. Рефлексия

Узнавание земноводных - лягушек и жаб - на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение лягушек и жаб к изученной группе животных, представление о значении жаб и лягушек в природе

27



Пресмыкающиеся. Змеи, ящерицы, крокодилы

В ходе беседы с учителем выявление знакомство с представителями пресмыкающихся, местом их обитания, образом жизни, особенностями строения тела, значение, охрана. Самостоятельная работа в парах с учебником – составление рассказа о змее, ящерице или крокодиле по плану. Разработка критериев оценивания рассказов. Взаимооценка рассказов по критериям. Рефлексия

Узнавание

пресмыкающихся - змей, ящериц, крокодилов на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение змей, ящериц, крокодилов к изученной группе животных, представление о значении пресмыкающихся в природе

28



Птицы

В ходе беседы с учителем выявление знакомство с представителями птиц, среда их обитания, образом жизни, особенностями строения тела, значение, охрана. Работа со словарём. Самостоятельная работа с учебником – записывание в тетрадь понятия и представителей осёдлых и перелётных птиц. Самооценка. Рефлексия

Узнавание птиц на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, называние птиц, представление о значении птиц в природе

29



Ласточки, скворцы, снегири, орлы

Работа в группах: знакомство с ласточками, скворцами, снегирями, орлами (составление рассказа: внешний вид, место обитания, где строит гнездо питание, принадлежность к группе птиц). Разработка критериев оценивания рассказов. Взаимооценка рассказов по критериям. Рефлексия

Узнавание птиц: ласточек, скворцов, снегирей, орлов на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение ласточек, скворцов, снегирей, орлов к изученной группе животных, представление. Отнесение изученных птиц к перелетным или зимующим


30



Лебеди, журавли, чайки

В ходе беседы с учителем выявление знакомство с представителями птиц (лебеди, журавли, чайки). Самостоятельная работа с учебником: составление рассказа в тетради о журавле, чайке или лебеде на выбор (задание 4 на стр. 85).Самооценка. Рефлексия

Узнавание птиц (лебеди, журавли, чайки) на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение лебедей, журавлей, чаек к изученной группе животных, представление. Отнесение изученных птиц к перелетным или зимующим

31



Птицы нашей области. Охрана птиц

Беседа с учителем по вопросам 1 – 6 стр. 86 – 67. Составление рассказа об одной из птиц Омской области (зад. 7 стр.87) Знакомство с птицами Красной книги Омской области. Самооценка. Рефлексия

Узнавание птиц на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, называние птиц, обитающих в своей местности

32



Млекопитающие

Повторение понятия млекопитающие их отличительные особенности. Работа в парах- разделение млекопитающих на группы по средам обитания и типам питания, используя учебник. В ходе беседы с учителем выясняют значение млекопитающих в природе и жизни человека. Самооценка. Рефлексия

Узнавание млекопитающих на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, называние млекопитающих, отнесение млекопитающих к разным группам, представление о значении млекопитающих в природе

33



Млекопитающие суши

В ходе беседы с учителем знакомство с млекопитающими суши разных географических зон Земли. Работа с учебником – знакомство с животными разных зон. Игра «Кто где живёт?» - назвать животное и где оно обитает. Самооценка. Рефлексия

Узнавание млекопитающих суши на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов

34



Млекопитающие морей и океанов

В ходе беседы с учителем знакомство с млекопитающими морей и океанов, особенностями строения их тела, образом жизни. Работа в тетради – выписывание названий морских животных из учебника (с.93 – 94.) Работа в парах игра «Третий лишний» по карточкам. Самооценка. Рефлексия

Узнавание млекопитающих морей и океанов (китов, дельфинов) на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, называние млекопитающих морей и океанов

35



Домашние животные в городе и деревне

В ходе беседы с учителем разделение млекопитающих на домашних и диких. Работа со словарём. Знакомство с представителями сельскохозяйственных животных, их значение для человека. Работа в парах по вопросам и заданиям стр. 98. Озвучивание ответов. Самооценка. Рефлексия

Узнавание домашних животных на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, называние домашних животных, отнесение домашних животных к разным группам (птицы, млекопитающие) , представление о значении домашних животных

36



Сельскохозяйственные животные: лошади

В ходе беседы с учителем знакомство внешним видом, особенностями жизни и значением лошади. Работа со словарём. Составление плана рассказа о лошади с использованием учебника. Выполнение задания 9 на стр. 100. Самооценка. Рефлексия

Узнавание лошадей на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение лошадей к домашним животным, представление о значении лошадей

37



Сельскохозяйственные животные: коровы

В ходе беседы с учителем знакомство с животным корова, внешним видом, особенностями жизни и значением для человека. Самостоятельная работа с учебником: составление рассказа о корове по вопросам 1-7 на стр. 103. Самооценка. Рефлексия

Узнавание коров на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение коров к домашним животным, представление о значении коров

38



Сельскохозяйственные животные: свиньи, козы, овцы

В ходе беседы с учителем знакомство с животными свинья, коза, овца, внешним видом, особенностями жизни и значением для человека. Выписывание из учебника в тетрадь что дают эти человеку животные. Работа в парах – подготовка ответов на вопросы 1 – 5 на стр. 105. Самооценка. Рефлексия

Узнавание и называние коз, овец, баранов на иллюстрациях и фотографиях, отнесение коз, овец, баранов к домашним животным, представление о значении коз, овец, баранов

39



Домашние птицы: куры, утки, индюки

В ходе беседы с учителем знакомство с понятием домашняя птица. Смысловое чтение параграфа учебника по разделам «Домашние птицы: куры, утки, индюки». Работа в парах по вопросам и заданиям 1-7 стр.108. Озвучивание ответов. Самооценка. Рефлексия

Узнавание кур, уток, индюков на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение кур, уток, индюков к домашним птицам, представление о значении кур, уток, индюков

40



Уход за животными в живом уголке или дома

В ходе беседы с учителем знакомство с понятием живой уголок. Работа со словарём. Самостоятельная работа с учебником – требования к помещению для живого уголка, уход за животными. Беседа по вопросам стр. 111. Самооценка. Рефлексия

Узнавание животных «живого уголка» на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, знакомство с правилами выполнения несложных действий по уходу за «живым уголком» под руководством учителя, представление о значении «живого уголка»

41



Аквариумные рыбки

В ходе беседы с учителем знакомство с понятием аквариум, видами аквариумных рыбок, их особенностями, условиями содержания, значением. Работа с учебником - выписать в тетрадь название рыбок, которые можно разводить в аквариуме. Рисование аквариумных рыбок. Самооценка. Рефлексия

Узнавание аквариумных рыбки на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, знакомство с правилами выполнения несложных действий по уходу за аквариумными рыбками под руководством учителя

42



Попугаи, канарейки

В ходе беседы с учителем знакомство с понятием певчая птица. Смысловое чтение параграфа учебника по разделам «Попугаи, канарейки». Работа в парах по вопросам и заданиям 1-5 стр.115. Озвучивание ответов. Самооценка. Рефлексия

Узнавание певчих и декоративных птиц на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, называние известных учащимся певчих и декоративных птиц, знакомство с правилами выполнения несложных действий по уходу за певчими и декоративными птицами под руководством учителя

43



Морские свинки, хомяки, черепахи

Смысловое чтение параграфа учебника «Морские свинки, хомяки, черепахи». Работа в парах по вопросам и заданиям 1-6 стр.117-118. Озвучивание ответов. Самооценка. Рефлексия

Узнавание морских свинок, хомячков, черепах на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, знакомство с правилами выполнения несложных действий по уходу за морскими свинками, хомячками, черепахами под руководством учителя

44



Домашние кошки

В ходе беседы с учителем знакомство с породами длинношерстных и короткошёрстных кошек. Работа с учебником: как ухаживать за кошкой. Самостоятельная работа – составление рассказа «Моя кошка и я». Озвучивание рассказов. Взаимооценка рассказов по критериям. Рефлексия

Выделение существенных признаков кошек, отнесение кошек к определенным группам (млекопитающие, домашние животные, длинношерстные, короткошерстные) знание правил ухода за кошками и их содержания

45



Собаки

В ходе беседы с учителем знакомство с породами служебных и декоративных собак, их значение для человека. Работа с учебником: как ухаживать за собакой. Самостоятельная работа – составление рассказа «Моя собака и я». Озвучивание рассказов. Взаимооценка рассказов по критериям. Рефлексия

Узнавание и называние собак на иллюстрациях и фотографиях, отнесение собак к группе домашних животных, знакомство с правилами выполнения несложных действий по уходу за собаками под руководством учителя, представление о значении собак

46



Животные холодных районов Земли

В ходе беседы с учителем знакомство с животными холодных районов Земли, их особенностями, образом жизни и др. Самостоятельная работа с учебником (зад. 5 стр. 124). Игра «Узнай меня!». Самооценка. Рефлексия

Узнавание животных холодных районов Земли (белые медведи, тюлени, моржи, северные олени, песцы, пингвины) на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение животных холодных районов Земли к разным группам животных: млекопитающие, птицы

47



Животные умеренного пояса

В ходе беседы с учителем знакомство с животными умеренного пояса, их особенностями, образом жизни и др. Самостоятельная работа с учебником: записать в тетрадь травоядных и хищных животных умеренного пояса. Игра «Узнай меня!». Самооценка. Рефлексия

Узнавание животных умеренного пояса Земли на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение животных умеренных районов Земли к разным группам животных:

млекопитающие, птицы

48



Животные жарких районов Земли

В ходе беседы с учителем знакомство с животными жарких районов Земли, их особенностями, образом жизни и др. Работа в парах: составить план рассказа о животных на выбор (лев, слон, жираф). Взаимооценка рассказов по плану. Рефлексия

Узнавание животных жаркого пояса Земли на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение животных жарких районов Земли к разным группам животных: млекопитающие, птицы

49



Животный мир нашей страны

Самостоятельная работа с текстом учебника по вопросам на стр. 135. Составление рассказа об одном из животных (зад. 5 на стр. 135).Самооценка. Рефлексия

Узнавание животных различных районов нашей страны (тундры, лесов, степей, пустынь, гор) на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, называние животных, обитающих в нашей стране, отнесение животных России к разным группам (птицы, млекопитающие)

50



Охрана животных. Заповедники. Заказники. Красная книга России

В ходе беседы с учителем выяснение того, для чего нужно охранять животных. Работа со словарём. Знакомство с Красной книгой России. Самостоятельная работа по вопросам стр. 138. Самооценка. Рефлексия

Узнавание животных Красной книги (тигр, соболь, зубр, пеликан) на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, представление о значении Красной книги

51



Животные Нашей области. Красная книга Иркутской области. Экскурсия в природу

В ходе экскурсии и беседы с учителем выявление значения животных для природы и человека, необходимости охранять животных. Знакомство с животными из Красной книги Омской области. Повторение техники безопасности во время экскурсий в природу. Работа в парах: выполнение задания на экскурсии. Самооценка. Рефлексия

Узнавание животных своей местности на иллюстрациях и фотографиях и в живой природе, называние изученных объектов, отнесение животных своей местности к разным группам животных (птицы, млекопитающие, насекомые)

52



Повторение и итоговый контроль по теме «Животный мир Земли»

Работа с учебником, анализ иллюстраций с животными разных групп и мест их обитания. Комментирование раздела учебника «Для повторения» (стр. 184-186). Выполнение КИМов. Взаимопроверка, взаимооценивание. Слушание объяснений учителя о подведении итогов изученной темы. Рефлексия


Узнавание животных различных районов нашей страны (тундры, лесов, степей, пустынь, гор) на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, называние животных, обитающих в нашей стране, отнесение животных России к разным группам (птицы, млекопитающие)

53


Человек

Как устроен наш организм

В ходе беседы с учителем знакомство с тем, как устроен организм человека. Работа с учебником – знакомство с частями тела и внутренними органами человека (рисунок 224). Самооценка. Рефлексия

Узнавание частей тела на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, узнавание и называние органов человека (сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, почки, органы чувств) на иллюстрациях и схемах тела человека

54



Как работает наш организм

В ходе беседы с учителем знакомство с тем, как работает организм человека и взаимодействуют между собой все органы. Работа с учебником (рисунок 225) – знакомство с тем, как работают наши органы. Самооценка. Рефлексия

Представление об организме, системах органов и их значении в организме

55



Здоровый образ жизни человека

В ходе беседы с учителем выявление необходимости соблюдения здорового образа жизни. Работа с учебником (страница 149) – знакомство с тем, что вести здоровый образ жизни­ это выполнение правил сохранения и укрепления здоровья. Самооценка. Рефлексия

Знание и соблюдение правил здорового образа жизни, понимание его значения в жизни человека, выполнение несложных заданий (под контролем взрослого)

56



Осанка

В ходе беседы с учителем выявление необходимости соблюдения правильной осанки. Самостоятельная работа с учебником (стр. 153) – знакомство с правилами королевской осанки.Самооценка. Рефлексия

Узнавание правильной осанки на иллюстрациях и фотографиях.

Знание и соблюдение правил здорового жизни, понимание его значения в жизни человека, выполнение несложных заданий (под контролем взрослого)

57



Органы чувств

В ходе беседы с учителем знакомство с органами чувств человека и их функциями. Самостоятельная работа с учебником: выписать в тетрадь названия органов чувств. Самооценка. Рефлексия

Узнавание органов чувств (глаз, ушей, носа, языка) на иллюстрациях и схемах, называние изученных органов, представление о значении органов чувств

58



Правила гигиены и охрана органов чувств

В ходе беседы с учителем знакомство с правилами гигиены и охраны органов чувств человека. Работа с учебником. Изготовление книжки- малышки о правилах гигиены органов чувств. Взаимооценивание. Рефлексия

Соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значения в жизни человека. Знание и соблюдение правил здорового образа жизни, понимание его значения в жизни человека, выполнение несложных заданий (под контролем взрослого)

59



Здоровое питание

В ходе беседы с учителем выявление необходимости соблюдения правильного питания для сохранения здоровья. Работа с учебником( рис.233, рис.234). Работа в паре: разгадывание кроссворда "Здоровое питание". Взаимопроверка, взаимооценка. Рефлексия

Соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значения в жизни человека

60



Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены

В ходе беседы с учителем знакомство с органами дыхания человека. Самостоятельная работа с учебником в парах по рисунку 235 стр.163; стр.165(правила гигиены дыхания). Взаимооценивание. Рефлексия

Узнавание и называние органов дыхания (нос, легкие) на иллюстрациях и схемах, представление о значении органов чувств. Знание и соблюдение правил здорового образа жизни, понимание его значения в жизни человека, соблюдение правил личной гигиены.

61



Оказание первой медицинской помощи

В ходе беседы с учителем знакомство с правилами оказания первой медицинской помощи при порезах, царапинах, ушибах, ожогах и обморожениях. Самостоятельная работа в парах с учебником по вопросам 1-6 стр.168. Игра «Доктор». Самооценка. Рефлексия

Знание и соблюдение правил здорового образа жизни, понимание его значения в жизни человека, соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого), выполнение несложных заданий по первой доврачебной помощи (под контролем взрослого)

62



Профилактика простудных заболеваний

В ходе беседы с учителем выявление необходимости соблюдения профилактики простудных заболеваний. А также повышения иммунитета. Самостоятельная работа с учебником (страница 171) – знакомство с тем, как повысить иммунитет. Самооценка. Рефлексия

Знание и соблюдение правил здорового образа жизни, правил личной гигиены, понимание их значения в жизни человека, выполнение несложных заданий по оказанию первой доврачебной помощи (под контролем взрослого)

63



Специализация врачей

В ходе беседы с учителем знакомство с врачами разных специальностей которые ведут приемы в поликлиниках. Самостоятельная работа с учебником -выписать в тетрадь специальности врачей, которые работают в поликлиниках (стр.172-173). Взаимопроверка и самооценка. Рефлексия

Узнавание врачей на иллюстрациях, фотографиях, называние специализации врачей

64



Медицинские учреждения нашего города. Телефон экстренной помощи. Экскурсия в медицинский кабинет

В ходе беседы с учителем знакомство с медицинскими учреждениям г.Омска(своей местности). Повторение техники безопасности во время экскурсий в природу. Выполнение задания на экскурсии. Самостоятельная работа в паре по учебнику (стр.177, вопросы 1-9).Самооценка. Рефлексия

Знать медицинские учреждения своего города, знать правила поведения в медицинских учреждениях

65



Повторение и итоговый контроль по теме «Человек»

Работа с учебником, анализ пройденного материала. Комментирование раздела учебника «Для повторения» (стр. 186 – 187)Выполнение КИМов. Взаимопроверка, взаимооценивание. Слушание объяснений учителя о подведении итогов изученной темы. Рефлексия.

Узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях. Называние объектов, относящихся к организму человека, знание правил соблюдения режима дня, личной гигиены, здорового образа жизни

66



Обобщающий урок. Неживая природа

Работа с учебником, анализ пройденного материала. Комментирование раздела учебника «Для повторения» (стр.179 – 182) Выполнение КИМов. Взаимопроверка, взаимооценивание. Слушание объяснений учителя о подведении итогов изученной темы. Рефлексия.

Узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях, отнесение изученных объектов неживой природы,

(вода, воздух, полезные ископаемые, почва); называние предметов, относящихся к почве, полезным ископаемым, свойствам воды и воздуха представление о значении неживой природы в жизни человека

67



Обобщающий урок. Живая природа

Работа с учебником, анализ пройденного материала. Комментирование раздела учебника «Для повторения» (стр. 183 – 186) Выполнение КИМов. Взаимопроверка, взаимооценивание. Слушание объяснений учителя о подведении итогов изученной темы. Рефлексия.

Узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях, отнесение изученных объектов к определенным группам растения, животные, организм человека), называние объектов, относящихся к растениям, животным, организму человека, знание элементарных правил безопасного поведения в природе, знание правил соблюдения режима дня, личной гигиены, здорового образа жизни; представление о значении живой природы

68











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!