Рабочая программа
по предмету «Технология»
Программа разработана на основе:
1) Образовательной программы по предмету «Технология», рабочие программы, пособие для учителей общеобразоват. организаций /Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева. УМК «Школа России».
2) федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009 г.;
3) учебного плана школы
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций /Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2014. — 157 с.
Рабочая программа реализуется в учебнике:
Лутцева Е.А. Технология. 3 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 127 с.: ил. – (Школа России).
Данная программа отражает обязательное для усвоения в начальной школе содержание обучения по технологии. По программе на изучение технологии в 3 классе отводится 34 часа (т.е. 1 час в неделю). Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом
1.Планируемые результаты изучения учебного предмета «Технология»
Личностные универсальные учебные действия
Личностными результатами изучения предмета «Технология» в 3-м классе является формирование следующих умений:
У обучающегося будут сформированы | Обучающийся получит возможность для формирования |
– оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать(поступки)в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие; – описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров; | – принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним; – опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско- технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла |
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения предмета «Технология» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться |
– самостоятельно формулировать цель урока после предвари-тельногообсуждения; –уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное; –уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему; – под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения )для выявления оптимального решения проблемы(задачи); | –выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним; – осуществлять текущий в точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов и чертёжных инструментов) итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки. |
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии продуктивной художественно-творческой деятельности;
–в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии оценки учебных успехов.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться |
–искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике(текст, иллюстрация, схема, чертёж ,инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете; –добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений; –перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий; | –делать выводы на основе обобщения полученных знаний; – преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах). |
Средством формирования этих действий служат учебный материал - задания учебника нацеленные на 1-ю линию развития–чувствовать значение предметов материального мира
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться |
– донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; – донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; – слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | – уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы(задачи); –уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться |
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);
Средством формирования этих действий служит организация работы в малых группах.
Предметные результаты
Предметными результатами изучения учебного предмета «Технология» в 3 классе является формирование следующих умений:
-знать виды изучаемых материалов, их свойства ;способ получения объёмных форм –на основе развёртки;
-уметь с помощью учителя решать доступные конструкторско-технологические задачи, проблемы;
-уметь самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, циркулю;
под контролем учителя проводить анализ образца (задания),планировать и контролировать выполняемую практическую работу;
-уметь реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями.
Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Основы культуры труда
Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться |
– называть и описывать традиционные народные промыслы и ремесла своего края или России; – выявлять особенности рукотворных предметов с точки зрения их соответствия окружающей обстановке; – использовать отдельные правила создания предметов рукотворного мира в практической деятельности; – организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы; – отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида и сложности работы; – соблюдать правила безопасности при работе с колющими и режущими инструментами; | соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами. – понимать особенности проектной деятельности; – осуществлять под руководством учителя коллективную проектную деятельность: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, организовывать защиту проекта |
Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты
Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться |
– узнавать и называть освоенные и новые материалы, их свойства, происхождение, применение в жизни; – подбирать материалы по их свойствам в соответствии с поставленной задачей; – называть новые технологические приемы ручной обработки материалов, использовавшиеся в этом году; – экономно расходовать используемые материалы; - применять приемы рациональной работы с инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы), колющими (игла); – изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам; –выстраивать последовательность реализации собственного замысла. | - выполнять символические действия моделирования под руководством учителя; – прогнозировать промежуточные практические результаты выполнения работы. |
Конструирование и моделирование
Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться |
-выполнять символические действия моделирования под руководством учителя. –прогнозировать промежуточные практические результаты выполнения работы. – выделять детали изделия, называть их форму, взаимное расположение, виды и способы соединения деталей – изменять способы соединения деталей конструкции; – изменять вид конструкции с целью придания ей новых свойств; – анализировать конструкцию изделия по рисунку, чертежу, эскизу; | -соотносить объемную конструкцию из правильных геометрических тел с изображением развертки; – создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи и воплощать его в материале с помощью учителя. |
Чтение. Работа с текстом.
Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться |
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; упорядочивать информацию по заданному основанию; сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; участвовать в учебном диалоге | использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; - сопоставлять различные точки зрения; понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, чертежа |
Формирование ИКТ компетентности
Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться |
– пользоваться компьютером в качестве средства поиска, хранения и воспроизведения информации в Интернете –– соблюдать правила безопасной работы за компьютером. -Работать с доступной информацией (книги, музеи, беседы (мастер-классы) с мастерами). | – использовать по назначению основные устройства компьютера для ввода, вывода и обработки информации; – понимать информацию в различных формах; – создавать простейшие информационные объекты; – пользоваться возможностями сети Интернет по поиску информации; – соблюдать режим и правила работы на компьютере. |
2. Содержание учебного предмета
Распределение учебных часов по разделам программы
Название разделов | Количество часов |
Информационная мастерская | 3 |
Мастерская скульптора | 5 |
Мастерская рукодельницы (швеи, вышивальщицы) | 10 |
Мастерская инженеров-конструкторов, строителей, декораторов | 11 |
Мастерская кукольника | 4 |
Итоговый контроль | 1 |
Всего | 34 |
Информационная мастерская (3 часов)
Практика работы на компьютере
Вспомним и обсудим! Знакомимся с компьютером. Компьютер - твой помощник. Проверим себя.
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода вы вода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).
Мастерская скульптора (6 часа)
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека. Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчиненный).
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приемов их рационального и безопасного использования.
Конструирование и моделирование
Как работает скульптор? Скульптура разных времён и народов. Статуэтки. Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объём?
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений.
Мастерская рукодельницы (8 часов)
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека. Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчиненный).
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Вышивка и вышивание. Строчка петельного стежка. Пришивание пуговиц. Наши проекты. Подарок малышам «Волшебное дерево» История швейной машины. Секреты швейной машины. Футляры. Проверим себя. Подвеска.
Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материала: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (открывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Практика работы на компьютере
Наши проекты. Подвеска.
Мастерская инженеров-конструкторов,
строителей, декораторов (11 часов)
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека. Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчиненный).
Конструирование и моделирование
Строительство и украшение дома. Объём и объёмные формы. Развёртка. Подарочные упаковки. Декорирование (украшение) готовых форм. Конструирование из сложных развёрток. Модели и конструкции. Наши проекты. Парад военной техники. Наша родная армия. Художник-декоратор. Филигрань и квиллинг. Изонить. Художественные техники из креповой бумаги.
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Мастерская кукольника (6 часов)
Конструирование и моделирование
Может ли игрушка быть полезной. Театральные куклы-марионетки. Игрушка из носка. Игрушка-неваляшка. Что узнали, чему научились.
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр. Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
Тематическое планирование учебного материала
Раздел, № урока | Название раздела, тема урока | Кол-во часов | Проекты | Проверочные | Контрольные |
Раздел 1. Информационная мастерская – 3 часа |
| 1 | Вспомним и обсудим | 1 | | | |
| 2 | Знакомимся с компьютером | 1 | | | |
| 3 | Компьютер - твой помощник. Проверим себя | 1 | | + | |
Раздел II. Мастерская скульптора – 5 часов |
| 1 | Как работает скульптор? Скульптуры разных времен и народов | 1 | | | |
| 2 | Статуэтки | 2 | | | |
| 3 | | | |
| 4 | Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объем? | 1 | | | |
| 5 | Конструируем из фольги. Проверим себя | 1 | | + | |
Раздел III. Мастерская рукодельниц – 10 часов |
| 1 | Вышивка и вышивание | 1 | | | |
| 2 | Строчка петельного стежка | 2 | | | |
| 3 | | | |
| 4 | Пришивание пуговиц | 1 | | | |
| 5 | Проект «Подарок малышам», «Волшебное дерево» | 1 | + | | |
| 6 | История швейной машины | 1 | | | |
| 7 | Секреты швейной машины | 1 | | | |
| 8 | Футляры. Проверим себя | 2 | | | |
| 9 | | + | |
| 10 | Проект «Подвеска» | 1 | + | | |
Раздел IV. Мастерская инженера, конструктора, строителя, декоратора – 11 часов |
| 1 | Строительство и украшение дома | 1 | | | |
| 2 | Объем и объемные формы. Развертка | 1 | | | |
| 3 | Подарочные упаковки | 1 | | | |
| 4 | Декорирование (украшение) готовых форм | 1 | | | |
| 5 | Конструирование из сложных разверток | 1 | | | |
| 6 | Модели и конструкции | 1 | | | |
| 7 | Проект «Парад военной техники» | 1 | + | | |
| 8 | Наша родная армия | 1 | | | |
| 9 | Художник-декоратор. Филигрань и квиллинг | 1 | | | |
| 10 | Изонить | 1 | | | |
| 11 | Художественные техники из креповой бумаги. Проверим себя | 1 | | + | |
Раздел V. Мастерская кукольника – 4 часа |
| 1 | Что такое игрушка? | 1 | | | |
| 2 | Театральные куклы. Марионетки | 1 | | | |
| 3 | Игрушка из носка | 1 | | | |
| 4 | Кукла-неваляшка. Проверим себя | 1 | | + | |
Итоговый контроль – 1 час |
| 1 | Что узнали, чему научились | 1 | | | + |
Приложение
Система оценивания и нормы оценок по предмету «Технология»
Оценивание теоретических знаний (учитывается использование технического языка», правильное применение и произношение терминов).
Оценка «5»: · учащийся полностью усвоил учебный материал;
· умеет изложить его своими словами;
· самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
· правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4»: · учащийся в основном усвоил учебный материал;
· допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
· подтверждает ответ конкретными примерами;
· правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3»: · учащийся не усвоил существенную часть учебного материала;
· допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
· затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
· слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка «2»: · учащийся почти не усвоил учебный материал;
· не может изложить его своими словами;
· не может подтвердить ответ конкретными примерами;
· не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Оценивание выполнения обучаемыми практических работ (учитываются результаты наблюдения за процессом труда школьников, качество изготовленного изделия (детали) и затраты рабочего времени).
Оценка «5»: · учащийся тщательно спланировал труд и рационально организовал рабочее место;
· правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;
· изделие изготовлено с учетом установленных требований;
· полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «4»: · учащимся допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
· в основном правильно выполняются приемы труда;
· работа выполнялась самостоятельно;
· норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;
· изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
· полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «3»: · имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
· отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
· самостоятельность в работе была низкой;
· норма времени недовыполнена на 15-20 %;
· изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
· не полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «2»: · имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
· неправильно выполнялись многие приемы труда;
· самостоятельность в работе почти отсутствовала;
· норма времени недовыполнена на 20-30 %;
· изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;
· не соблюдались многие правила техники безопасности.
15