СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа предмета «Технология (компьютерное делопроизводство)» для среднего общего (10 - 11 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Рабочая программа предмета «Технология (компьютерное делопроизводство)»  для среднего общего (10 - 11 класс)  образования разработана  для реализации модуля специальной технологической подготовки по предмету «Технология» на профильном уровне.  Данный элективный курс входит в состав профильного предмета «Технология» на старшей ступени школы. Базируется на программе по информатике для средней общеобразовательной школы и предполагает повышение уровня образования за счет углубленного изучения материала по информационным технологиям, изучаемым в общеобразовательной школе.

        Курс предполагает ознакомление обучающихся  с возможностями использования  ПК  и   оргтехники  для решения  практических задач, формирования определенных навыков и умений в работе с наиболее распространенными  типами прикладных программных средств делопроизводства.  Рассматриваются теоретические аспекты  секретарского дела, информационной культуры, общей грамотности. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа предмета «Технология (компьютерное делопроизводство)» для среднего общего (10 - 11 класс)»

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Технология (компьютерное моделирование)» для среднего общего (10 - 11 класс) образования разработана для реализации модуля специальной технологической подготовки по предмету «Технология» на профильном уровне на основе нормативных документов и информационно-методических материалов:

  • Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.

  • федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089);

  • приказа министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 20.07.2016 г. № 1868 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих программы основного общего и среднего общего образования, расположенных на территории Новосибирской области на 2016- 2017 учебный год;

  • в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», введенными в действие с 1 сентября 2011 года;

  • учебного плана МКОУ – Ленинской СОШ № 47 на 2016-2017 учебный год, утвержденного педагогическим советом школы (от 21 мая 2016 года № 8);




Обоснование актуальности курса


Возрастающая интенсивность информационных потоков и повышение требований оперативности реагирования на поступающую информацию диктуют новые подходы к организации управления документооборотом в организациях любого уровня.

Одной из важнейших задач современного менеджмента является рациональная организация работы служащих, деятельность которых протекает в офисе. Эта деятельность базируется на таких процессах как получение информации и ее обработка; анализ, подготовка и принятие решений.

Интенсивность этих процессов столь велика, что уже невозможно пользоваться традиционными методами и средствами обработки информации. Известно, что в бизнесе низкая эффективность работы служащих в офисе значительно замедляет производительность труда в целом по фирме и ухудшает ее позицию на внешнем рынке. Становится необходимым увеличивать оперативность обработки информации, а также следить за эффективностью организации деятельности современного офиса с точки зрения принятия обоснованных и своевременных управленческих решений. Однако если учесть, что во все области деятельности человека, в том числе и в сферу управления, стремительно входят компьютерные технологии, обеспечение необходимой эффективности труда офисных служащих в современных условиях становится реально выполнимой задачей.

Особое значение приобретают компьютерные технологии в тех структурах, где основная деятельность связана с приемом, обработкой и передачей информации. В первую очередь к таким структурам относятся все подразделения, обеспечивающие систему управления организации любого уровня: фирмы, банка, государственного учреждения, высшего учебного заведения, школы, предприятий социально-культурного назначения и т.д.

В современном обществе решение возникающих проблем организации делопроизводства возможно только за счет активного использования новых информационных технологий на базе персональных компьютеров и компьютерных сетей.

Любой сотрудник, работающий в системе делопроизводства, должен овладеть необходимым программным инструментарием для обработки документов на компьютере. От его знаний и умения работать на компьютере будет во многом зависеть его карьера и успех в деловом мире.

Какую бы мы организацию не рассмотрели, всегда можно выделить нечто общее, что объединяет их, независимо от уровня, ранга и назначения. Этим общим является деятельность, связанная с обработкой документов, так как любое управленческое решение, должно быть зафиксировано в документах и доведено до соответствующих исполнителей. Следует отметить, что почти все работники сферы управления сталкиваются в своей деятельности с компьютерами, но далеко не все имеют представление о широчайших возможностях использования компьютерных технологий для рациональной и эффективной организации работы с документами.

Курс необходим тем, кто хочет работать секретарем или секретарем-референтом, но плохо представляет себе эту область деятельности; он будет полезен будущим студентам, чья дальнейшая деятельность будет протекать в офисе: менеджерам, экономистам, административным работникам, специалистам, юристам.

Реализация программы курса позволяет подготовить квалифицированного пользователя ПК и современной оргтехники и обеспечит социальную защищенность  молодежи в современных условиях; заложить базу, благодаря которой в будущем обучающиеся смогут самостоятельно осваивать новые сложные программные продукты.


Место данного курса в образовательном процессе

Данный элективный курс входит в состав профильного предмета «Технология» на старшей ступени школы. Базируется на программе по информатике для средней общеобразовательной школы и предполагает повышение уровня образования за счет углубленного изучения материала по информационным технологиям, изучаемым в общеобразовательной школе.

Курс предполагает ознакомление обучающихся  с возможностями использования  ПК  и оргтехники  для решения  практических задач, формирования определенных навыков и умений в работе с наиболее распространенными  типами прикладных программных средств делопроизводства.  Рассматриваются теоретические аспекты  секретарского дела, информационной культуры, общей грамотности.

Основное отличие предлагаемого учебного курса заключается в том, что он является интегрированным и позволяет получить всю информацию, необходимую для успешного ведения современного компьютерного делопроизводства, то есть обеспечить учащемуся:

  • знание теории основ делопроизводства;

  • умение подготовить на компьютере документы, отвечающие современным требованиям и установленным нормативным актам;

  • умение оперативно работать с информацией;

  • умение организовать свое рабочее место и деятельность в соответствии с требованиями современного делопроизводства;

  • знание технологии работы в офисе с программными продуктами Open Office.Writer, Open Office.Calk, Open Office.Base.


Цель курса:

формирование информационной культуры как совокупности знаний, умений и навыков, информационного мировоззрения, необходимых для самообразования и для подготовки к дальнейшей профессиональной деятельности; овладение навыками компьютерной обработки деловой информации с помощью профессиональных систем, получивших в настоящее время наибольшее распространение в этой области деятельности; изучение систем обработки текстовой информации, способов компьютерной обработки деловой информации, основ делопроизводства, методов организации делопроизводства, стандартов деловых документов.


Задачи курса:

  • дать представление о современных подходах к организации делопроизводства;

  • ознакомить с различного рода документами, необходимости использования различного рода документов на практике; научить оформлять документы в соответствии с существующими правилами;

  • освоить наиболее распространенные программные продукты общего назначения, используемые для обеспечения компьютерного документооборота;

  • освоить современные способы пересылки информации и оперативного реагирования на сообщения;

  • заложить основы умений и навыков, востребованных на рынке труда.


Методы обучения:

Основная методическая установка курса — обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому конструированию документов. Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе заданий и алгоритмических предписаний. Большинство заданий выполняются с помощью компьютера и необходимых программных средств. Наряду с индивидуальной, организуется и групповая работа. В задачи учителя входит создание условий для реализации ведущей подростковой деятельности — авторского действия, выраженного в проектных формах работы.

Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной и коммуникативной компетентностей старшеклассников.

Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации.

Методы обучения:
- лекции;
- беседы;
- семинары;
- практические работы.


Формы организации учебных занятий:

Занятия имеют две части: лекционную и практическую. Важной составляющей каждого урока является творческая самостоятельная (индивидуальная и коллективная) работа обучающихся. Основной тип занятий — комбинированный. Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, закрепление и совершенствование практических навыков по созданию деловых бумаг.

При организации занятий целесообразно создать ситуацию, в которой каждый ученик мог выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.

Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.

В ходе обучения обучающимся периодически предлагаются самостоятельные практические работы на проверку освоения изученного материала. Выполнение таких работ способствует быстрой мобилизации и переключению внимания на осмысление материала изучаемой темы. Кроме того, такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит регулярным индикатором успешности образовательного процесса.

Навыки, приобретенные в этом курсе, могут рассматриваться как один из промежуточных этапов профессионального взаимодействия в любой сфере деятельности, в том числе и выбранной профессиональной. Знание форм и методов оформления, структуры и назначения основных видов деловых документов, умение правильно их составлять и оформлять с помощью компьютера позволит учащимся в будущем быстрее адаптироваться в условиях реальной деловой деятельности.



Описание места учебного предмета (курса) в учебном плане.



Год обучения

Количество часов в неделю

Количество учебных недель

Всего часов за учебный год

10 класс

1

36

36

11 класс

1

34

34

Итого за курс

70





  1. Учебно – тематический план


10 класс


п/п

Наименование раздела

Всего часов

Практических

работ

Контрольных работ

1

Основы организации делопроизводства

4



2

Технические средства, используемые при ведении делопроизводства

9

8

1

3

Общие нормы и правила оформления текстовых работ и служебных документов

23

22

1


Итого:

36

30

2


11 класс


п/п

Наименование раздела

Всего часов

Практических

работ

Контрольных работ

1

Виды деловых документов

20

9

1

2

Делопроизводство с использованием компьютерных технологий

14

4

1


Итого:

34

13

2




  1. Содержание тем учебного курса


10 класс

Основы организации делопроизводства (4 часа)

Представление элективного курса: основные задачи, особенности проведения занятий, рекомендуемая литература.

История развития системы государственного делопроизводства в России. Делопроизводство в Древнерусском государстве. Приказное делопроизводство XV—XVII вв. Система коллежского делопроизводства. Система министерского делопроизводства XIX — начала XX в. История управления и делопроизводства в 1917—1941 гг; История управления и делопроизводства в 1945—2011 гг.

Делопроизводство и его значение в работе учреждений. Организационная структура службы делопроизводства. Основные функции и задачи подразделений службы делопроизводства.

Основные профессиональные функции технического секретаря.
Правила ТБ, организация рабочего мест. Профессиональная этика и деловое общение.


Технические средства, используемые при ведении делопроизводства

(9 часов)

Персональный компьютер – основной инструмент совершенствования делопроизводства.

Системный подход к управлению электронными документами. Клавиатурный тренажер. Понятие о слепом «десятипальцевом» методе. Освоение клавиатуры слепым десятипальцевым методом.

Изучение основного ( второго ) ряда клавиатуры ФЫВАПРОЛДЖЭ. Изучение верхнего ряда клавиатуры ЙЦУКЕНГШЩЗХЪ. Изучение нижнего ряда клавиатуры ЯЧСМИТЬБЮ. Изучение четвёртого ряда клавиатуры, знаков препинания, арабских цифр, знаков, употребляемых с цифрами. Изучение верхнего регистра для проставления заглавных букв, правил написания римских цифр. Совершенствование навыков по набору текстов.


Общие нормы и правила оформления текстовых работ и служебных документов

(23 часа)

Основные понятия программного обеспечения. Системное и программное обеспечение ПК.

Виды программных продуктов для организации работы офиса.

Текстовый, табличный процессоры, системы управления базами данных.

Общие сведения о подготовке текстовых документов.
Виды и структуры текстовых документов, подготовка к составлению служебных документов, этапы подготовки текстовых документов.

Общие сведения о подготовке текстовых документов.
Виды и структуры текстовых документов, подготовка к составлению служебных документов, этапы подготовки текстовых документов.

Средства и способы редактирования и форматирования текста. Общепринятые нормы в оформлении документов различного назначения и содержания. Проверка правописания.

Табличный способ организации обработки данных. Преимущества структурирования документа в виде таблицы в текстовом документе.

Понятие колонтитула. Назначение и применение. Создание колонтитулов и элементов оформления. Понятие «макета и шаблона» документа. Работа с макетами и шаблонами.

Создание графических объектов средствами ТП. Правила вставки и работы с графическими объектами. Правила написания математических формул. Понятие о способах оформления дат в документах. Понятие о правилах оформления заголовков и подзаголовков. Способы и приёмы оформления титульного листа.

Понятие о библиографии, видах библиографии и правилах её оформления Понятие о корректирующих знаках, корректурной правке, правилах применения корректирующих знаков в корректурной правке Правила сокращения слов и словосочетаний, применяемых при деловой переписке Понятие о структурных схемах и правилах их построении


11 класс

Виды деловых документов (20 часов)

Документ. Роль документов в жизни общества. Виды документов. Классификация документов. Реквизиты документа.

Организация документооборота. Делопроизводство по личному составу. Документы личного характера. Организационно-распорядительные документы. Служебные документы.

Современное деловое письмо. Факсы. Правила работы с факсимильной связью.

Обзор документов личного характера. Составление и оформление документов личного характера.

Автобиография и резюме. Правила составления и написания. Служебные письма: сопроводительное, информационное, письмо-извещение, гарантийное. Составление и оформление. Приказ и выписка из него. Докладная записка и справка. Протокол и выписка из него. Акт. Оформление актов. Заявление. Правила написания заявления личного и служебного характера.

Государственные стандарты на документацию. Единая система государственной документации. Государственная система документационного обеспечения.


Делопроизводство с использованием компьютерных технологий

(14 часов)

Табличный способ организации обработки данных. Преимущества структурирования документа в виде электронного табличного документа. Электронная таблица.

Этапы создания табличного документа. Правила оформления табличного документа.

Средства копирования и оперативного размножения. Назначение. Применение.

Языковые формулы, употребляемые в текстах деловых писем. Специфика делового стиля письма. Этикет в деловой переписке.

Интернет. Технология работы в сети. Правила. Знание основных законов при работе в сети Интернет. Соблюдение личной безопасности.

Сервис в сети Интернет. Знакомство с интерфейсом среды Outlook.

Подготовка и защита личного проекта по курсу «Компьютерное делопроизводство».

Рефлексия. Подведение итогов, обсуждение каждой работы, объек­тивные и субъективные причины не реализации проекта, предло­жения и пожелания, положительное или отрицательное отношение к проекту, пла­ны на будущее.


  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения курса обучающиеся должны знать:

  • требования безопасности труда на рабочем месте;

  • основные правила и инструкции по безопасности, комплекс физических упражнений для предупреждения переутомляемости;

  • устройство клавиатуры, назначение управляющих клавиш и правила работы с ними при слепом десятипальцевом методе;

  • правила посадки при печати, исходную позицию пальцев;

  • распространенные сокращения слов и правила их применения;

  • классификацию видов документации;

  • правила оформления: писем, докладных записок, объяснительных записок, служебных справок, приказов, протоколов и выписок из протокола, заявлений, автобиографий, резюме, распоряжений, актов;

  • способы графления таблиц и правила их заполнения.

  • понятие "реквизит документа", состав и назначение реквизитов служебных документов;

  • виды программных продуктов для организации работы офиса.

  • правила организации документооборота;

  • правила регистрации, индексации документов;

  • виды и назначение номенклатуры дел;

  • правила телефонного общения;

  • назначение электронных таблиц;

  • элементы ЭТ (строка, столбец, ячейка, лист, книга) и их характеристики;

  • типы данных и форматы их представления;

  • правила представления числовой информации графическими средствами табличных процессоров;

  • понятие, назначение, виды баз данных;

  • понятие, назначение системы управления базами данных (СУБД);

  • функциональные возможности СУБД;

  • виды компьютерных сетей;

  • понятие сервер, ссылка, электронный адрес, электронная почта;

  • структуру и приемы работы в браузерах;

  • приемы работы со стандартными программами;

  • понятие текста его основных элементов и их характеристики (символ, абзац);

  • назначение и основные возможности текстового процессора;

  • структуру интерфейса текстового процессора и назначение его элементов;

  • суть операций вставки, замены, удаления, копирования, перемещения объектов

  • средства и способы редактирования и форматирования ТД;

  • понятие и технологию внедрения объектов (рисунков, диаграмм);

  • методы быстрого создания документов средствами автоматизации (сканирование, слияние);

  • виды программных продуктов для организации сканирования документов;

  • общую характеристику средств оргтехники, их назначение;

  • требования к размещению средств оргтехники в помещении офиса;

  • назначение и сервисные возможности факсимильной, телефонной, телетайпной и пейджинговой связи.

  • способы антивирусной защиты.


Учащиеся должны уметь:


  • пользоваться электроприборами, первичными средствами пожаротушения;

  • принимать правильную рабочую посадку за клавиатурой, постановку рук;

  • организовывать рабочее место и соблюдать условия труда;

  • заполнять и оформлять реквизиты различных видов;

  • составлять и оформлять служебные документы;

  • оформлять документы в соответствии с требованиями;

  • выполнять построение сложных таблиц;

  • использовать справочную систему для выяснения вопросов;

  • осуществлять создание, копирование, перемещение, удаление, переименование файлов и папок;

  • вести работу в стандартных программах Windows;

  • настроить работу клавиатуры, мышки, принтера;

  • создавать, сохранять, открывать документы различных форматов;

  • производить оформление документов: оформлять перечисления (списки) в тексте, оформлять текст в виде нескольких колонок, оформлять границы и заливки в тексте, вставлять оглавление;

  • оформлять страницы документа для печати: размеры и расположение полей, нумерацию страниц, колонтитулы;

  • разрабатывать формы документов как шаблоны;

  • внедрять графические элементы в текст;

  • организовать работу с редактором формул;

  • производить настройку параметров программы;

  • работать с таблицами;

  • работать со сканером и программами, поддерживающими их работу;

  • пользоваться приемами автоматизации при заполнении таблиц Microsoft Excel;

  • составлять формулы для вычислений в таблице, используя стандартные функции;

  • производить редактирование готовых табличных документов;

  • представлять данные в виде разнотипных диаграмм, проводить их редактирование и форматирование;

  • организовать средствами поиск, сортировку, межтабличные связи;

  • создавать структуру однотабличной базы данных;

  • вводить и редактировать данные средствами СУБД;

  • осуществлять обмен информацией по электронной почте;

  • организовать поиск информации в сети Интернет.













  1. Календарно - тематическое планирование

10 класс


Дата

Тема, тип урока

Основное содержание урока

ЗУН обучающихся

Формы, методы контроля

Домашнее задание


Основы организации делопроизводства (4 часа)


1.


Введение в курс «Делопроизводство с использованием компьютерных технологий».

Урок новых знаний.

Представление элективного курса: основные задачи, особенности проведения занятий, рекомендуемая литература.

Должны иметь представление о назначении элективного курса, общей характеристики итоговых проектов.

Лекция - беседа.

с обучающимися.

Проанализировать собственную готовность к изучению курса.


2.


История развития делопроизводства и секретарской службы.

Урок новых знаний.

История развития системы государственного делопроизводства в России.

Делопроизводство в Древнерусском государстве. Приказное делопроизводство XV—XVII вв. Система коллежского делопроизводства. Система министерского делопроизводства XIX — начала XX в. История управления и делопроизводства в 1917—1941 гг; История управления и делопроизводства в 1945—2011 гг.

Должны знать историю развития делопроизводства и секретарской службы.


Беседа с обучающимися.

Закрепление пройденного материала.

Мини-сочинение «Как я представляю современного секретаря на производстве и в офисе».


3.


Делопроизводство и его значение в работе учреждений.

Комбинированный.

Делопроизводство и его значение в работе учреждений.

. Организационная структура службы делопроизводства. Основные функции и задачи подразделений службы делопроизводства.

Должны иметь представление о делопроизводстве и его значении в работе учреждений.


Беседа с обучающимися.

Фронтальный опрос, закрепление пройденного материала.

Мини-сочинение «Как я представляю современного секретаря на производстве и в офисе».


4.













Основные функции секретаря- делопроизводителя. Культура делового общения.

Комбинированный.


Основные профессиональные функции технического секретаря.
Правила ТБ, организация
рабочего мест.
Профессиональная этика и деловое общение.

Должны иметь представление об основных функциях секретаря- делопроизводителя, культуре делового общения.


Беседа с обучающимися.

Фронтальный опрос, закрепление пройденного материала.

Индивидуальные задания «Понятие документа».





Технические средства, используемые при ведении делопроизводства (9 часов)


5.


Средства для составления документов.

Урок новых знаний.


.

Персональный компьютер – основной инструмент совершенствования делопроизводства.

Системный подход к управлению электронными документами.

Должны иметь представление о технических средствах для составления документов.

Беседа с обучающимися.

Закрепление пройденного материала.

Индивидуальные задания «Средства для составления документов».


6.


Слепой десятипальцевый метод печати. Схема клавиатуры. Гимнастика пальцев рук.

Урок новых знаний.



Клавиатурный тренажер. Понятие о слепом «десятипальцевом» методе. Освоение клавиатуры слепым десятипальцевым методом.

Должны иметь навыки работы к клавиатурным тренажером, знать правила набора текста «слепым десятипальцевом» методом.

Работа обучающихся на ПК.

Индивидуальные задания «Понятие документа».


7.


Основной ( второй ) ряд клавиатуры.

ФЫВАПРОЛДЖЭ.

Комбинированный.


Клавиатурный тренажер. Изучение основного ( второго ) ряда клавиатуры.

ФЫВАПРОЛДЖЭ.


Должны иметь навыки работы с основным рядом клавиатуры

ФЫВАПРОЛДЖЭ.

Работа обучающихся на ПК.

Работа с тренажёром


8.


Верхний ряд клавиатуры. ЙЦУКЕНГШЩЗХЪ.

Комбинированный.


Клавиатурный тренажер. Изучение верхнего ряда клавиатуры ЙЦУКЕНГШЩЗХЪ

Должны иметь навыки работы с верхним рядом клавиатуры ЙЦУКЕНГШЩЗХЪ

Работа обучающихся на ПК.

Работа с тренажёром


9.


Нижний ряд клавиатуры. ЯЧСМИТЬБЮ.

Комбинированный.


Клавиатурный тренажер. Изучение нижнего ряда клавиатуры ЯЧСМИТЬБЮ.


Должны иметь навыки работы с нижним рядом клавиатуры

ЯЧСМИТЬБЮ

Работа обучающихся на ПК.

Работа с тренажёром


10.


Четвертый ряд клавиатуры.

Комбинированный.

Клавиатурный тренажер. Изучение четвёртого ряда клавиатуры, знаков препинания, арабских цифр, знаков, употребляемых с цифрами.

Должны иметь навыки работы с четвёртым рядом клавиатуры.

Работа обучающихся на ПК.

Работа с тренажёром


11.


Использование верхнего регистра для проставления заглавных букв. Правила написания римских цифр.

Комбинированный.

Клавиатурный тренажер. Изучение верхнего регистра для проставления заглавных букв, правил написания римских цифр.

Должны иметь навыки работы с верхним регистром для проставления заглавных букв.

Работа обучающихся на ПК.

Работа с тренажёром


12.


Выполнение упражнений на совершенствование техники печати.

Комбинированный.

Клавиатурный тренажер. Совершенствование навыков по набору текстов.

Должны уметь применять десятипальцевый метод для набора тестов.

Работа обучающихся на ПК.

Работа с тренажёром


13.


Зачет по теме « Схема клавиатуры ».

Урок - зачёт

Клавиатурный тренажер.


Зачётная практическая работа





Общие нормы и правила оформления текстовых работ и служебных документов (23 часа)



14.


Основные понятия программного обеспечения.

Комбинированный.

Основные понятия программного обеспечения. Системное и программное обеспечение ПК.

Должны знать современное программное обеспечение ПК, системное и программное обеспечение ПК.

Работа обучающихся на ПК.

Индивидуальные задания «Правила работы с текстом при создании на ПК».


15.


Виды программных продуктов для организации работы офиса.

Комбинированный.

Виды программных продуктов для организации работы офиса.

Текстовый, табличный процессоры, системы управления базами данных.

Должны иметь представление о видах программных продуктов для организации работы офиса.


Фронтальный опрос, закрепление пройденного материала.

Работа обучающихся на ПК.

Индивидуальные задания «Правила работы с текстом при создании на ПК».


16.


Основные правила создания текстового документа.

Комбинированный.

Общие сведения о подготовке текстовых документов.
Виды и структуры текстовых документов, подготовка к составлению служебных документов, этапы подготовки текстовых документов.

Должны знать основные правила создания текстового документа.


Фронтальный опрос, закрепление пройденного материала.

Работа обучающихся на ПК.

Выбор темы будущего индивидуального проекта.


17.


Оформление документов.

Комбинированный.

Общие сведения о подготовке текстовых документов.
Виды и структуры текстовых документов, подготовка к составлению служебных документов, этапы подготовки текстовых документов.

Должны иметь представление о подготовке текстовых документов.
Знать виды и структуру текстовых документов.

Тест по изученному материалу.

Работа обучающихся на ПК.

Выбор темы будущего индивидуального проекта.


18.


Средства и способы редактирования и форматирования текста.

Комбинированный.

Средства и способы редактирования и форматирования текста. Общепринятые нормы в оформлении документов различного назначения и содержания. Проверка правописания.

Должны знать средства и способы редактирования и форматирования текста, общепринятые нормы в оформлении документов различного назначения и содержания.

Фронтальный опрос, закрепление пройденного материала.

Работа обучающихся на ПК.

Задание «Структурируем текст в виде таблицы.


19-20


Создание таблиц средствами ТП.

Комбинированный.

Табличный способ организации обработки данных. Преимущества структурирования документа в виде таблицы в текстовом документе.

Должны иметь представление о табличном способе организации обработки данных, преимуществах структурирования документа в виде таблицы в текстовом документе.

Фронтальный опрос, закрепление пройденного материала.

Работа обучающихся на ПК.

Задание «Структурируем текст в виде таблицы.



21-22


Создание колонтитулов и элементов оформления.

Комбинированный.

Понятие колонтитула. Назначение и применение. Создание колонтитулов и элементов оформления.

Должны знать назначение колонтитулов, уметь применять колонтитулы в документах.

Фронтальный опрос, закрепление пройденного материала.

Работа обучающихся на ПК.

Работа над индивидуальным проектом обучающегося.


23-24.


Макетирование.

Комбинированный.

Понятие «макета и шаблона» документа.

Работа с макетами и шаблонами.

Должны иметь представление о макетах и шаблонах, уметь работать с данными объектами в документе.

Фронтальный опрос, закрепление пройденного материала.

Работа обучающихся на ПК.

Работа над индивидуальным проектом обучающегося.


25-26


Создание графических объектов средствами ТП.

Комбинированный.

Создание графических объектов средствами ТП. Правила вставки и работы с графическими объектами.

Должны уметь создавать графические объекты средствами ТП.


Фронтальный опрос, закрепление пройденного материала.

Работа обучающихся на ПК.

Индивидуальные задания «Что я знаю о современном деловом письме?»


27.


Написание в документах математических формул.

Комбинированный.

Правила написания математических формул

Должны уметь записывать математические формулы средствами ТП.


Фронтальный опрос, закрепление пройденного материала.

Работа обучающихся на ПК.

Задание «Использование формул в текстовых документах»


28.


Способы оформления дат в документах.

Комбинированный.

Понятие о способах оформления дат в документах

Должны уметь оформлять даты средствами ТП.


Фронтальный опрос, закрепление пройденного материала.

Работа обучающихся на ПК.

Задание «Оформление дат в текстовых документах»


29.


Правила оформления заголовков и подзаголовков.

Комбинированный.

Понятие о правилах оформления заголовков и подзаголовков

Должны иметь представление о правилах оформления заголовков и подзаголовков средствами ТП.


Фронтальный опрос, закрепление пройденного материала.

Работа обучающихся на ПК.

Задание «Оформление заголовков и подзаголовков в текстовых документах»


30.


Оформление титульного листа.

Комбинированный.

Способы и приёмы оформления титульного листа

Должны уметь оформлять титульный лист средствами ТП.


Фронтальный опрос, закрепление пройденного материала.

Работа обучающихся на ПК.

Задание «Оформление титульного листа»


31.


Библиография. Виды библиографии. Правила оформления библиографии.

Комбинированный.

Понятие о библиографии, видах библиографии и правилах её оформления

Должны иметь представление о видах библиографии и правилах её оформления

Фронтальный опрос, закрепление пройденного материала.

Работа обучающихся на ПК.

Задание «Работа с библиографиями»


32.


Корректурные знаки и применение их в корректурной правке.

Комбинированный.

Понятие о корректирующих знаках, корректурной правке, правилах применения корректирующих знаков в корректурной правке

Должны иметь представление о корректирующих знаках

Должны уметь применять корректирующие знаки в корректирующей правке

Фронтальный опрос, закрепление пройденного материала.

Работа обучающихся на ПК.

Задание «Корректурная правка текстового документа»


33.


Сокращения слов и словосочетаний, применяемые в деловой переписке.

Комбинированный.

Правила сокращения слов и словосочетаний, применяемых при деловой переписке

Должны знать сокращения слов и словосочетаний, применяемых в деловой переписке

Фронтальный опрос, закрепление пройденного материала.

Работа обучающихся на ПК.

Задание «Сокращение слов»


34.


Правила построения структурных схем.

Комбинированный.

Понятие о структурных схемах и правилах их построении

Должны иметь представление о корректирующих знаках правилах построения структурных схем

Должны уметь строить структурные схемы средствами ТП

Фронтальный опрос, закрепление пройденного материала.

Работа обучающихся на ПК.

Задание «Построение структурной схемы»


35.


Зачет по теме « Общие нормы и правила оформления машинописных работ и служебных документов.

Урок – зачёт.



Тест по изученному материалу. Зачётная практическая работа.



36.


Обобщающий урок














Календарно - тематическое планирование

11 класс



Дата

Тема, тип урока

Основное содержание урока

ЗУН обучающихся

Формы, методы контроля

Домашнее задание


Виды деловых документов (20 часов)



1.


Виды деловых документов.

Урок новых знаний.

Документ. Роль документов в жизни общества. Виды документов. Классификация документов. Реквизиты документа.

Должны знать виды деловых документов.

Лекция - беседа.

с обучающимися.

Индивидуальные задания «Что значит «личный документ?»


2.


Организация документооборота.

Комбинированный.

Организация документооборота. Делопроизводство по личному составу. Документы личного характера. Организационно-распорядительные документы. Служебные документы.

Должны знать организацию документооборота на предприятии.

Фронтальный опрос, закрепление пройденного материала.

Индивидуальные задания «Что значит «личный документ?»


3.


Современное деловое письмо. Факсы.

Урок новых знаний.

Современное деловое письмо. Факсы. Правила работы с факсимильной связью.

Должны иметь представление о современном деловом письме, факсах.


Фронтальный опрос. Работа обучающихся на ПК.

Работа над индивидуальным проектом обучающегося.


4.


Документы личного характера.

Комбинированный.

Обзор документов личного характера. Составление и оформление документов личного характера.

Должны иметь представление о документах «личного» характера.

Беседа с обучающимися.

Фронтальный опрос, закрепление пройденного материала. Работа обучающихся на ПК.

Доклад «Какое программное обеспечение необходимо в современном офисе?»


5-6


Резюме.

Комбинированный.

Автобиография и резюме.

Правила составления и написания.

Должны иметь представление о резюме, уметь составлять собственное резюме.

Письменный опрос. Работа обучающихся на ПК.

Составление резюме обучающегося.


7-8


Составление и оформление служебных писем.

Комбинированный.

Служебные письма: сопроводительное, информационное, письмо-извещение, гарантийное.

Составление и оформление.

Должны иметь представление о составлении и оформлении служебных писем, знать их классификацию.


Письменный опрос. Работа обучающихся на ПК.

Составление резюме обучающегося.


9-10


Приказ и выписка из него.

Комбинированный.

Приказ и выписка из него.


Должны иметь представление о приказах и выписках из приказа.

Беседа с обучающимися, работа обучающихся на ПК.

Работа над индивидуальным проектом обучающегося.


11-12


Докладная записка и справка.

Комбинированный.

Докладная записка и справка.

Должны иметь представление о докладных записках и справках.

Письменный опрос, работа обучающихся на ПК.

Составление докладных записок.


13-14


Протокол и выписка из него.

Комбинированный.

Протокол и выписка из него.

Должны иметь представление о протоколах и выписках из протокола.

Письменный опрос, работа обучающихся на ПК.

Работа над индивидуальным проектом обучающегося.


15-16


Акт. Оформление актов.

Комбинированный.

Акт. Оформление актов.

Должны иметь представление об актах, знать правила оформления актов.

Письменный опрос, работа обучающихся на ПК.

Работа над индивидуальным проектом обучающегося.


17


Заявление.

Комбинированный.

Заявление. Правила написания заявления личного и служебного характера.

Должны знать правила написания личного заявления.

Письменный опрос, работа обучающихся на ПК.

Написание заявления о приеме на работу.


18-19


Организационно-распорядительные документы. ГОСТы.

Урок новых знаний.

Государственные стандарты на документацию. Единая система государственной документации. Государственная система документационного обеспечения.

Должны иметь представление об организационно-распорядительных документах. ГОСТах в сфере документооборота.


Лекция - беседа.

с обучающимися.

Доклад «Какое программное обеспечение необходимо в современном офисе?».

Подготовка к зачету.


20


Зачет по теме « Виды деловых документов»

Урок-зачёт



Тест по изученному материалу. Зачётная практическая работа.



Делопроизводство с использованием компьютерных технологий (14 часов)



21-22


Табличный способ организации обработки данных. Электронная таблица.

Комбинированный.

Табличный способ организации обработки данных. Преимущества структурирования документа в виде электронного табличного документа. Электронная таблица.

Должны иметь представление о табличном способе организации обработки данных, знать принципы работы в электронных таблицах.

Беседа с обучающимися, работа обучающихся на ПК.

Работа над индивидуальным проектом обучающегося.


23.


Этапы создания табличного документа.

Комбинированный.

Этапы создания табличного документа.

Правила оформления табличного документа.

Должны знать этапы создания текстового документа.

Беседа с обучающимися, фронтальный опрос, работа обучающихся на ПК.

Индивидуальные проекты «Средства копирования и оперативного размножения».



24.


Средства копирования и оперативного размножения.

Урок новых знаний.

Средства копирования и оперативного размножения.
Назначение. Применение.

Должны знать средства копирования и оперативного размножения, иметь представления о принципах работы данного оборудования.


Лекция - беседа.

с обучающимися.

Работа над индивидуальным проектом обучающегося.


25.


Языковые формулы, употребляемые в текстах деловых писем.

Урок новых знаний.

Языковые формулы, употребляемые в текстах деловых писем. Специфика делового стиля письма. Этикет в деловой переписке.

Должны знать языковые формулы, употребляемые в текстах деловых писем, специфику делового стиля письма, этикет в деловой переписке.


Лекция - беседа.

с обучающимися.

Работа над проектом, создание предварительного макета будущего проекта с учетом критериев оценивания проекта.


26.


Интернет. Технология работы в сети.

Комбинированный.

Интернет. Технология работы в сети. Правила. Знание основных законов при работе в сети Интернет. Соблюдение личной безопасности.

Должны знать технологию работы в сети, знать основные законы при работе в сети Интернет, соблюдать личную безопасность.

Письменный опрос.

Работа обучающихся на ПК.

Работа над проектом, создание предварительного макета будущего проекта с учетом критериев оценивания проекта.


27.



Сервис в сети Интернет. Знакомство с интерфейсом среды Outlook.

Комбинированный.

Сервис в сети Интернет. Знакомство с интерфейсом среды Outlook.

Должны знать сервисы в сети Интернет, принципы работы с указанными сервисами.

Лекция - беседа.

с обучающимися.

Работа обучающихся на ПК.

Работа над проектом, создание предварительного макета будущего проекта с учетом критериев оценивания проекта.


28.


Зачетный урок по теме «Делопроизводство с использованием компьютерных технологий»

Урок-зачет.

Зачетный урок.


Тестовый контроль.

Провести анализ собственной проектной деятельности.


29-32


Выполнение творческого проекта по курсу «Компьютерное делопроизводство»

Подготовка личного проекта по курсу «Компьютерное делопроизводство».

Должны подготовить собственный проект «Компьютерное делопроизводство».

Подготовка проектов

Работа над проектом


33


Защита проектов


Защита личного проекта по курсу «Компьютерное делопроизводство».

Должны представить собственный проект «Компьютерное делопроизводство».

Защита проектов.



34.


Анализ курса.

Комбинированный.

Рефлексия. Подведение итогов, обсуждение каждой работы, объек­тивные и субъективные причины не реализации проекта, предло­жения и пожелания, положительное или отрицательное отношение к проекту, пла­ны на будущее.

Должны уметь анализировать собственную проектную работу, высказывать критическое отношение, уметь выявлять «сильные и слабые стороны» собственной проектной деятельности и одноклассников.

Лекция - беседа.

с обучающимися.








Способы оценивания уровня достижений учащихся:


Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (созданные документы), а также их личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.

Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа его продукции и деятельности по ее созданию. Оценка имеет различные способы выражения — устные суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные аналитические данные, в том числе и рейтинги.

Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учениками минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса. Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности учеников, которые определены в рабочей программе учителя.

Одна из задач педагога — обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей конечного образовательного продукта.

Для контроля знаний используется рейтинговая система. Усвоение теоретической части проверяется с помощью тестов. Каждое практическое занятие оценивается определенным количеством баллов.

Итоговая оценка выставляется по сумме баллов за все тесты и практические занятия по следующей схеме:

«2» — менее 40% от общей суммы баллов;

«3» — от 40 до 59% от общей суммы баллов;

«4» — от 60 до 74% от общей суммы баллов;

«5» — от 75 до 100% от общей суммы баллов.

При успешном окончании курса выдается грамота.

Эффективное поведение делопроизводителя имитируется в деловой игре, которая используется для решения задачи усвоения и закрепления изученного материала, развития творческих способностей, а также дает возможность учащимся применить изученное в созданной учебной ситуации.





  1. Учебно - методическое обеспечение

Учебно-методический комплект

Программа курса обеспечивается:

  • курсом лекций по основам компьютерного делопроизводства, составленных учителем;

  • пакетом программ OpenOffice.Org;

  • Internet материалами по компьютерному делопроизводству;

  • комплектом заданий по практической части курса;

  • комплектом обучающих презентаций и опорными конспектами.


Материально техническая база:

Аппаратные средства

  • Компьютерный класс - 10 компьютеров. Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

  • Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.

Программные средства

  • Операционная система.

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор.

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

  • Звуковой редактор.

  • Простая система управления базами данных.

  • Простая геоинформационная система.

  • Система автоматизированного проектирования.

  • Виртуальные компьютерные лаборатории.

  • Программа-переводчик.

  • Система оптического распознавания текста.

  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

  • Система программирования.

  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

  • Программа интерактивного общения

  • Простой редактор Web-страниц.









СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреева В. И. Делопроизводство: Практическое пособия с образцами документов, 6-е изд.,испр. и доп. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999.

  2. Андреева В. И. Образцы документов по делопроизводству. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998.

  3. Макарова Н. В., Николайчук Г. С, Титова Ю. Ф. Компьютерное делопроизводство: учебный
    курс. — СПб.: Питер, 2003

  4. http://dogovorlibrary.by.ru/index.htm - коллекция типовых договоров, образцов заявлений,
    исков, бланков

  5. www.directum.ru/339256.shtml - электронное делопроизводство и канцелярия

  6. www.directum.ru/340614.shtml - ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное дело.
    Термины и определения.

  7. www.dis.ru/slovar/deloproizvodstvo- словарь по разделу «Делопроизводство»

  8. www.hrm.ru/db/hrm/94BA941BD8FB5A55C32569BC005C96AA/category.html- статьи по делопроизводству

  9. www.iparegistr.com/sekretdelo.php - журнал «Секретарское дело»

  10. www.microsoft.com/rus/government/docflow - эл.документооборот и делопроизводство.

  11. www.mifi.ru/buchuchet-workmaking-lesson-l .htm - оформление служебных писем

  12. www.opb.ru/deloproizvodstvo.html - делопроизводство в организации

  13. www.siora.ru/regulation/87.asp - образцы должностных инструкций

  14. www.tomsk.fio.ru/works/groupl0/lasarenko/Norm_doc/ttgdt/Rekomend/P630-97.htm
    унифицированная система организационно-распорядительной документации, требования к оформлению документов







9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!