СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету «основы социальной жизни»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» для обучающегося  9-Б класса с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) составлена на  основании следующих нормативных документов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «основы социальной жизни»»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ»

ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ УЧЕБНОМУ ПЛАНУ

(1 АООП)

для обучающегося 9-Б класса

на 2021-2022 учебный год










































СОДЕРЖАНИЕ





  1. Пояснительная записка…………………………………………………………….

  2. Планируемые результаты освоения (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения) учебного предмета. ……………………….

  3. Средства мониторинга и оценки динамики обучения…………………………

  4. Календарно - тематическое планирование с указанием количества часов отводимых на освоение каждой темы, определением основных видов учебной деятельности……………………………………………………………..

  5. Перечень необходимого учебно-методического и материально-технического

обеспечения………………………………………………………………………..

  1. Приложение 1. Сведения об обучающемся (ФИО, диагноз по решению ПМПК, особенности физиологического состояния).

Приложение 2. График проведения занятий…………………………………..






























  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» для обучающегося 9-Б класса с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) составлена на основании следующих нормативных документов:

- Конституции Донецкой Народной Республики (статья 36);

- Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании (принят Народным Советом Донецкой Народной Республики 19.06.2015, Постановление № 1-233П-НС, с изменениями);

- Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 123-НП, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 13.08.2020г., регистрационный № 4003;

- Примерных адаптированных основных общеобразовательных программ, утверждённых Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 26.08.2020 № 1183;

- с учетом Примерного учебного плана Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в новой редакции (письмо Минобрнауки от 20.08.2021 № 3664/18.1.27)

- Государственным санитарным правилам и нормам устройства, содержания общеобразовательных учебных заведений и организации учебно-воспитательного процесса, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Украины от 14.08.2001 № 63 (ДСанПин 5.5.2.008-01),

- Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16.08.2021 № 684 «Об организации образовательной деятельности в организации, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования Донецкой Народной Республики в 2021-2022 учебном году»;

- Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 25.08.2020 № 1179 «Об организации работы муниципальных общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики, государственных образовательных организаций и научных учреждений, подведомственных Министерству образования и науки Донецкой Народной Республики, в период распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCov»;

- Концепции развития инклюзивного образования в Донецкой Народной Республике (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11.04.2018 № 318);

- Уставом Муниципальной общеобразовательной организации «Зугрэсская средняя школа № 10 г.Харцызска», утвержденного распоряжением главы администрации города Харцызска от 14.05.2018 № 365р.

- Порядка об обучении по индивидуальному учебному плану в СШ № 10, утверждённого приказом СШ № 10 от 15.02.2020 г. № 33.

При разработке программы были учтены требования Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью к структуре программы, к планируемым результатам и условиям освоения Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования, учитывалась специфика состояния здоровья обучающегося, рекомендации по обучению, составленные специалистами ПМПК, результаты обучения в предыдущем классе, а также личностные особенности обучающегося.

Индивидуальный учебный план, составленный на основе 1АООП основного общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований ГОС, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающегося, состав и структуру образовательных областей и учебных предметов.

Индивидуальный план обучающегося 9-Б, реализующий 1АООП, рассчитан на 34 учебные недели в соответствии с календарным учебным графиком СШ № 10 в 2021–2022 учебном году. Учебная нагрузка для учащегося, исходя из темпа обучаемости, индивидуальных особенностей и специфики используемых учебных средств, распределяется следующим образом: из 2 часовой недельной нагрузки 1,5 часа – отведен на изучение учебного предмета «Основы социальной жизни».

Учебный предмет «Основы социальной жизни» имеет своей целью практическую подготовку обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.







  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

По разделу: «Личная гигиена»

Учащиеся должны иметь представление о:

-необходимости поддержания физического здоровья;

-современных спортивных увлечениях: фитнесе, шейпинге, бодибилдинге,

бесконтактных единоборствах, ритмической гимнастике и т.д;

-вреде курения для курящих и окружающих;

- социальных последствиях, к которым приводят дурные привычки.

Учащиеся должны знать:

- о вредном воздействии алкоголя и наркотиков и курения на организм человека.

По разделу: «Одежда и обувь»

Учащиеся должны иметь представление о:

- стиле одежды и моде;

- средствах выражения индивидуальности;

- воздействии средств для выведения пятен на различные виды тканей.

Учащиеся должны знать:

- размеры своих одежды и обуви, гарантийные сроки носки, правила возврата;

- способы обновления одежды с помощью мелких деталей;

- средства выведения пятен в домашних условиях;

- общие правила выведения чернильных, жирных, фруктовых пятен, пятен от масляной краски, крови, молока, мороженого, шоколада, кофе, следов горячего утюга и др.;

- санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе со средствами выведения пятен.

Учащиеся должны уметь:

- подбирать одежду и обувь в соответствии с индивидуальными особенностями и размером;

- определять стиль одежды; пользоваться журналом мод;

- рационально выбирать товары, учитывая их назначение и собственные возможности;

- выводить пятна различными способами и средствами.

По разделу: «Питание»

Учащиеся должны иметь представление о:

- Видах продуктов питания;

- Хлебе и хлебобулочных изделиях;

- Мясе и мясопродуктах, хранении продуктов, заморозки мяса;

- Яйцах, жирах; Видах жиров.

Учащиеся должны знать:

- способы приготовления блюд;

- правила сервировки праздничного стола;

Учащиеся должны уметь:

- готовить национальные блюда;

- сервировать праздничный стол;

- готовить отдельные блюда для детей ясельного возраста;

- готовить отдельные диетические блюда.

По разделу: «Семья»

Учащиеся должны иметь представление о:

- порядке и условиях заключения и расторжения брака, основах семейных

отношений, семейных традициях, организации досуга и отдыха в семье;

- морально-этических нормах взаимоотношений в семье, об обязанностях

членов семьи, связанных с заботой о детях;

- распределении хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи.

Учащиеся должны уметь:

- анализировать различные семейные ситуации и давать им правильную оценку.

По разделу: «Культура поведения»

Учащиеся должны знать:

- культуру поведения, нормы морали и этики в современном обществе, нормы

поведения с соседями по коммунальной квартире и по площадке (приветствие,

взаимоуважение, взаимопомощь);

- правила приёма гостей (поведения хозяев при встрече, расставании, во время визита).

Учащиеся должны уметь:

- встречать гостей, вежливо вести себя во время приёма гостей;

- анализировать поступки людей и давать им правильную оценку;

- соблюдать морально-этические нормы в семье и обществе.

По разделу: «Жилище»

Учащиеся должны знать:

- правила расстановки мебели в квартире (с учётом размера и особенностей

площади, назначения комнат, наличия мебели);

- требования к подбору занавесей, светильников и других деталей интерьера;

- правила сохранения жилищного фонда.

Учащиеся должны уметь:

- расставлять мебель в квартире (на макете); подбирать детали интерьера.

По разделу: «Транспорт»

Учащиеся должны иметь представление о:

- назначении авиатранспорта.

Учащиеся должны знать:

- основные маршруты самолётов;

- службы аэровокзала;

- порядок приобретения и возврата билетов; правила посадки в самолёт.

Учащиеся должны уметь:

- ориентироваться в расписании;

- определять маршрут и выбирать транспортные средства.

По разделу: «Торговля»

Учащиеся должны иметь представление о:

- назначении рынков, их отличия от магазина

Учащиеся должны знать:

- отделы рынка;

- цены на отдельные товары; отличия цен на ярмарке, рынке и в магазинах

Учащиеся должны уметь:

- выбирать покупки в соответствии со своими потребностями и возможностями;

- вежливо обращаться к продавцу, подсчитывать стоимость покупок.

По разделу: «Средства связи»

Учащиеся должны знать:

- современные виды связи; виды денежных переводов, их стоимость.

Учащиеся должны уметь:

- заполнять бланки почтового и телеграфного переводов;

- оформлять квитанцию по оплате телефонных услуг.

По разделу: «Медицинская помощь»

Учащиеся должны иметь представление о:

- кишечных инфекционных заболеваниях, воздушно-капельных инфекциях,

путях распространения инфекций.

Учащиеся должны знать:

- меры по предупреждению инфекционных заболеваний;

- правила ухода за больными;

- условия освобождения от работы (по болезни, для ухода за больным).

Учащиеся должны уметь:

- одевать, умывать, кормить больного (взрослого, ребёнка);

- измерять температуру; ставить горчичники (на куклу);

- перестилать постель лежачего больного.

По разделу: « Учреждения, организации, предприятия»

Учащиеся должны знать:

- местонахождение предприятий бытового обслуживания;

- виды оказываемых ими услуг;

- правила пользования услугами предприятий бытового обслуживания;

- профессии работников предприятий.

Учащиеся должны уметь:

- обращаться с вопросами, просьбами к работникам предприятий бытового обслуживания.

По разделу: «Экономика домашнего хозяйства»

Учащиеся должны иметь представление о:

- значении и характере культурных потребностей;

- значении экономии в домашнем хозяйстве;

- значении кредита, страхования.

Учащиеся должны знать:

-правила экономии (учёт реальных возможностей, контроль расходов,

перелицовка и реставрация вещей, экономия электроэнергии и т. д.;

-виды и цели сбережений;

-порядок помещения денег в сберкассу;

-виды кредита, порядок его оформления; виды страхования.

Учащиеся должны уметь:

-планировать и подсчитывать расходы на культурные и текущие потребности;

-соблюдать правила экономии;

-заполнять ордера на получение и внесение денег в сберкассу.

По разделу: «Профориентация и трудоустройство»

Учащиеся должны знать:

-отвечают ли личностные данные требованиям выбранной профессии;

-учреждения и отделы по трудоустройству;

- местонахождения и названия предприятий, где требуются рабочие по

специальностям, изучаемым в школе;

- виды документов, необходимых для поступления на работу;

- правила перехода на другую работу;

- перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию.

Учащиеся должны уметь:

- соотносить выбранную профессию со своими возможностями; заполнять анкету;

- писать заявление, автобиографию;

- составлять заявки на материалы, инструменты;

- писать расписку, докладную записку;

- обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу.










  1. СРЕДСТВА МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ ОБУЧЕНИЯ


Контроль усвоенного материала осуществляется в каждой четверти через контроль навыков по основным видам практических действий, устного ответа и опроса.


Класс

Программа (основная/вспомогательная

Учебник

9

Примерной программы по учебному предмету «Основы социальной жизни: 5-9 классы» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /сост. Кобзарь О.В., Дубрянская Е.С., Тамурка Е.А. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк, 2020 – 57с

А.М. Щербакова. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. М., ВЛАДОС, 2001г


  1. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, определением основных видов учебной деятельности.


ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

9 класс

(34 рабочие недели, 1,5 часа в неделю, 52 часа в год)


п/п

Изучаемый материал

Количество отводимого времени




Адаптированная программа

Индивидуальное обучение

1 четверть



1

Личная гигиена

4

4

2

Одежда и обувь

6

5

3

Семья

2

2

4

Культура поведения

2

2

2 четверть



5

Жилище

2

2

6

Питание

12

9

3 четверть



7

Транспорт

3

3

8

Торговля

8

5

9

Средства связи

4

4

10

Медицинская помощь

5

4

4 четверть



10

Медицинская помощь

3

2

11

Учреждения,

организации и предприятия

4

3

12

Экономика

домашнего хозяйства

6

4

13

Профориентация и

трудоустройство

5

3


Всего

68

52


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Дата урока

Разделы, темы урока

Рабочие примечания

план

факт

I четверть ( 13 часов)

Тема № 1 Личная гигиена (4 ч).

1


01.09

01.09

Здоровый образ жизни. Закаливание. Занятия спортом. Хороший сон.


2

07.09

07.09

Правильное питание.


3

14.09

14.09

Гигиена зрения. Гигиена тела.


4

15.09

15.09

Вредные привычки: курение, алкоголизм,

наркомания. Воспитание силы воли.


Тема № 2. Одежда и обувь (5 ч.)

5


21.09

21.09

Различение стилей одежды, их назначение в обществе. Способы определения размера одежды


6

28.09

02.11

Способы определения размера обуви (примерка,

вычисление по формуле). Что необходимо учитывать при выборе и покупке одежды и обуви.


7

29.09

09.11

Правила покупки товара. Гарантийный срок. Правила возврата вещи


8

05.10

10.11

Уход за одеждой: стирка, глажение, чистка, починка


9

12.10

10.11

Обувь, её виды, уход за обувью.


Тема № 3. Семья (2 ч.)

10

13.10

16.11

Понятие «Семья». Взаимоотношения между родственниками. Обязанности членов семьи

Планирование семейного бюджета


11

19.10

16.11

Понятия «Традиция», «Досуг»

Разновидности семейных традиций. Способы проведения досуга


Тема № 4. Культура поведения (2 ч.)

12


26.10

23.11

Традиция. Нормы морали. Адекватное и неадекватное поведение. Нормы поведения с соседями


13

27.10

23.11

Приветствие. Взаимоуважение. Взаимопомощь

Приём гостей. Визит.


II четверть

Тема № 5. Жилище (2 ч.)

14

09.11

30.11

Понятие «Интерьер», «Дизайнер». Составные части интерьера


15

16.11

30.11

Особенности расстановки мебели в квартире, учитывая размер комнаты, назначение комнаты


Тема № 6. Питание (9 ч.)

16

17.11

01.12

Виды продуктов питания


17

23.11

01.12

Хранение продуктов


18

30.11

07.12

Заморозка и размораживание мяса


19

01.12

07.12

Овощи, фрукты, правила хранения


20

07.12

14.12

Чай, его виды


21

14.12

14.12

Кофе, его виды


22

15.12


Питательная ценность яиц


23

21.12


Виды жиров


24

28.12


Режим питания


III четверть

Тема № 7. Транспорт (3 ч).

25

11.01


Авиатранспорт, назначение. Разновидности мест посадки самолетов (аэропорт, аэровокзал). Виды самолетов  составные части авиатранспорта (трап, пилот, стюардесса, борт, багажный отсек).


26

12.01


Справочная служба аэропорта. Правила приобретения авиабилетов


27

18.01


Расписание вылетов самолетов. Правила поведения в самолёте


Тема № 8. Торговля (5 ч).

28

25.01


Виды продовольственных рынков


29

26.01


Виды продовольственных рынков


30

01.02


Крытые рынки


31

08.02


Закрытые рынки


32

09.02


Отличие рынка от магазина


Тема № 9. Средства связи (4 ч.)

33

15.02


Телефонная связь (стационарный телефон, телефакс, Интернет). Значение телефонной связи


34

22.02


Беспроводная телефонная связь (пейджер, сотовый телефон)


35

23.02


Интернет-связь


36

01.03


Электронная почта. Видео-связь (скайп)


Тема № 10. Медицинская помощь (6 ч.)

37

09.03


Уход за больным на дому: переодевание, умывание, кормление больного


38

15.03


Виды врачебной помощи на дому


39

22.03


Медицинские показания для вызова врача на дом


40

23.03


Вызов врача на дом.


IV четверть

41

05.04


Госпитализация. Амбулаторный прием.


42

12.04


Документы, подтверждающие нетрудоспособность: справка и листок нетрудоспособности


Тема № 11. Учреждения, организации и предприятия (3 ч.)

43

13.04


Образовательные учреждения.


44

19.04


Учреждения дополнительного образования: виды, особенности работы, основные направления работы


45

26.04


Муниципальные власти. Структура, назначение


Тема № 12. Экономика домашнего хозяйства (4 ч.)

46

27.04


Понятие «Бюджет семьи». Виды и источники дохода


47

03.05


Статьи расхода


48

10.05


Планирование расходов на месяц по отдельным

статьям


49

11.05


Планирование дорогостоящих покупок


Тема № 13. Профориентация и трудоустройство (3 ч).

50

17.05


Профессия. Профессионально жизненная перспектива


51

24.05


Трудоустройство. Учреждения и отделы по трудоустройству


52

25.05


Оформление на работу. Документы для поступления на работу




  1. Перечень необходимого учебно-методического и материально-технического обеспечения

Реализация данной программы основана на использовании учебно – методического обеспечения:

Литература:

1. А.Г. Галле, Л.Л. Кочеткова «Тетрадь по обслуживающему труду(для обучающихся коррекционных школ VIII вида).» 6-9 классы - М.: Аркти, 2009г.

2. А.М. Щербакова. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. М.,

ВЛАДОС, 2001г.

3. В.В. Гладкая «Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

Методическое пособие. – М. Изд-во НЦ ЭНАС, 2003г.

4. С.А. Львова, «Практический материал к урокам социально- бытовой ориентировки в специальной (коррекционной)

общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: Пособие для учителя» - ВЛАДОС, 2013г.

Дополнительная литература

1. А.Р. Маллер Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Методическое пособие. Издание 2-е исправленное

и дополненное. - М.: АРКТИ, 2002г. (Методическая библиотека).

2. В.В. Бузырев «Экономика жилищной сферы»: учебное пособие для вузов по экон. спец.-М.; Мнфра, 2004г.

3. В.И. Ермакова «Основы кулинарии»: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений/. – М.: Просвещение, 2002г.

4. В.И.Ермакова «Основы физиологии питания, санитарии и гигиены»: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений/. – М.: Просвещение, 2002г.

5. В.Ф. Андреев. «Золотая книга этикета»– 2-е издание исправленное и дополненное. – М.: ВЕЧЕ, 2004г.

6. Л.А. Поливалина «Большая энциклопедия домоводства». – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001г.

7. Э.Н. Аюбов, Д.З. Прищепов, М.В. Муркова «Основыбезопасности жизнедеятельности.» - Русское слово – 2012г.

8. Ю.В. Репин «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях» -М.;Дрофа, 2005г.

Интернет-ресурсы

1. Сайт «Московская Электронная Школа», https://uchebnik.mos.ru/.

2. Сайт методических разработок «1 сентября», https://1сентября.рф/.

3. Сайт методических разработок « », https:// .ru/.

4. Сайт методических разработок «Социальная сеть работников образования», https://nsportal.ru /.

5. Сайт методических разработок «Инфоурок», https://infourok.ru





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!